Напоминание

"Сирень – образ–символ в русском искусстве рубежа XIX–XX веков (Чайковский – Врубель – Рахманинов)"


Автор: Шабаева Оксана Викторовна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская музыкальная школа №5
Населённый пункт: Город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сирень – образ–символ в русском искусстве рубежа XIX–XX веков (Чайковский – Врубель – Рахманинов)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Шабаева О.В., преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

МБУ ДО ДМШ №5 (г. Волгоград)

Сирень – образ-символ в русском искусстве рубежа XIX-XX веков

(Чайковский – Врубель – Рахманинов)

Панэстетизм

одна

из

устойчивых

культурологических

и

культуротворческих

моделей в истории искусств. Природа и Человек, просвечивая друг в друге, являют символ

красоты, гармонии и мудрости. В русском искусстве рубежа XIX-XX веков образ-символ

Сирени занимает особое место. В данной работе он рассматривается в различных жанрах: в

балете П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1889), в картине М. А. Врубеля «Сирень»

(1900) и в одноименном романсе (1902) С. В. Рахманинова.

Целью работы является определение поэтического спектра образа-символа Сирени в

вышеуказанных произведениях, что формирует ряд задач:

- выявить генезис символики образа Сирени;

- определить эстетико-философский и стилевой контекст трактовки образа-символа Сирени;

- рассмотреть жанровые варианты воплощения образа-символа Сирени.

Методология

данной

работы

основа

на

сравнительном

анализе

художественных

текстов, являя один из возможных вариантов решения проблем интертекстуальности. Так же

используется жанровый и семантический анализ, позволяющие выявить генезис образа-

символа

Сирени

в

художественной

культуре.

Все

аналитические

ракурсы

подчинены

исторически-стилевому методу, с помощью которого образ-символ Сирени рассматривается

как феномен позднеромантического стиля.

Сирень имеет несколько символических значений. Зачастую она воспринимается как

образ,

олицетворяющий

рождение,

пробуждение,

ассоциируемый

с

Весной.

Именно

в

данном

ракурсе

трактуется

образ

феи

Сирени

в

балете

«Спящая

красавица»

П.

И.

Чайковского. Феи являются покровителями сказочных героев, дарующими им чудесные

качества, волшебные предметы, они помогают в беде. Неслучайно значение слова «фея»

происходит от «fatum» – «судьба». Феи-пряхи всегда держат веретено и прядут нить жизни.

В балете «Спящая красавица» сюжет о юной принцессе усложняется спором фей о ее судьбе.

Столкновение феи Сирени и феи Карабосс представлено как борьба мифологических духов,

олицетворяющих созидательное и разрушительное начало бытия. Борьба Космоса и Хаоса

персонифицируется в фигурах богини плодородия, весны, любви - и богини подземного

мира,

смерти,

с

которой

ассоциируются

образы

зимы,

мрака,

холода,

льда,

бури.

Ассоциативный ряд уходит вглубь веков. Так, богиня жизни – это и вавилонская Иштар, и

египетская

Изида,

и

финикийская

Анат.

Богиня

плодородия

это

Юнона,

Афродита,

славянская Лада, скандинавская Фрейя, выводящая солнце, хозяйка вод и лесов Диана. В

этих

образах

и

заключена

поэтическая

аура

образа-символа

феи

Сирени,

как

образа

весеннего цветения в сюжете балета. Именно фея Сирени дарит возможность пробуждения –

нового рождения юной принцессе Авроре. В музыкальном тексте феи Сирени композитор

синтезирует

наиболее

характерные

признаки

выразительной

сферы

сказочной

лирики:

красивая и пластичная мелодия, для которой свойственны уравновешенность, спокойствие,

мягкие

плавные

линии

при

постепенном

мелодическом

расцветании;

поступенное

бесполутоновое движение; особая «поющая» гармония с обилием подголосков, придающих

тематизму объемность, выпуклость и выразительность; отсутствие резких, острых созвучий,

а, напротив, преобладание консонансных гармоний. Большое значение в музыкальном тексте

феи

Сирени

имеет

и

тембровое

окрашивание.

В

оркестре

происходит

постепенное

расцветание от тембра деревянных духовых (флейты и английского рожка) к господству

струнной

группы.

Все

средства

музыкальной

выразительности направлены

на

создание

оттенка фантастического света.

2

Символическим смыслом наполнена и картина М. А. Врубеля «Сирень». Ее появление

связано с хутором в Черниговской губернии, где в мае 1900 года художник увидел заросли

цветущей сирени и был поражен ими. Сирень стала темой одного из самых сложных

произведений художника, в котором он воплотил

свое философское кредо, стремясь к

преодолению разрыва между формой-видимостью и сутью-смыслом. Именно стремление, а

не

достижение,

или

обретение

смысла,

было

особенно

важно

для

художника.

Всякое

обретение он считал равным смерти, которая делает невозможным дальнейшее движение и

развитие. На картине помимо кустов сирени, имеющих доминирующее значение, изображена

девушка. Ее лицо четко не очерчено, оно как бы полустерто. Эту героиню Врубель называл

Наташей, связывая свой мир с пушкинским светозарным миром природы. По его мнению,

она должна была воплощать душу Сирени. Так же и одежда девушки написана лишь темным

пятном

и

никак

не

уточнена

и

не

детализирована.

Тем

самым

выражена

стихийность

(стремление) этого персонажа, являющегося символом единства сложной души Человека и

Природы.

Неслучайно

сирень

написана

очень

ярко,

что

создает

впечатление

«живого»

благоухающего куста. Она то сгущается, то светлеет до прозрачности и открывает грунт,

выдвигая на первый план цветы сирени – так и возникает ощущение реальной «дышащей»

картины. Иными словами, в данной картине Врубель раскрывает тему «взаимодействия

Хаоса и Космоса», представляя особый ракурс символизма в живописи.

Другой

ракурс

образа-символа

Сирени

возникает

в

вокальной

лирике

С.

В.

Рахманинова. В его романсе «Сирень» музыкальный образ поэтически более емкий, чем

положенные в его основу стихи Екатерины Бекетовой. Для композитора важным является

раскрыть то невысказанное, невыразимое, что можно, скорее, почувствовать и наполнить

тонкими ассоциациями. Единство и эмоциональная выдержанность в романсе сочетаются с

необычайно

тонкой

психологической

нюансировкой.

Романс

«Сирень»

является

квинтэссенцией рахманиновской «весенней» лирики. Струящаяся фактура аккомпанемента

символизирует и легкое дуновение ветерка, и колышущиеся ветви цветущих кустов, и реяние

ароматов в прозрачном весеннем воздухе. Именно эта многозначность и неопределенность

поэтического спектра характерна для пейзажной лирики Рахманинова.

В развитии вокальной мелодии высвечиваются две грани развития образа Сирени: в

первой строфе – просветленный, во второй – печальный. Фраза «По утру, на заре, по

росистой траве я пойду свежим утром дышать» построена на бесполутоновых трихордовых

интонациях, создающих безмятежное настроение. Это символ «природного» покоя. Во фразе

«В жизни счастье одно мне найти суждено» появляются острые выразительные акценты,

драматизированные

отклонением

в

си-бемоль

минор

тональность

II

ступени),

семантически связанную с образом смерти.

Кульминацией

романса

стала

фраза

«Мое

бедное

счастье

цветет»,

в

которой

закрепляется скрытое чувство горечи и печали. Таким образом, в романсе выражены и

надежда на счастье, и понимание неотвратимости и предопределенности сложной судьбы.

Итак, обобщая представленные в данной работе ракурсы трактовки образа-символа

Сирени, можно сделать вывод, что в русском искусстве рубежа XIX-XX веков он играет

поэтическими гранями, отражая глубины русской души – пробуждение счастливой судьбы,

веру в светозарную силу природы, созвучия чистой и печальной любви.

Литература:

1.

Асафьев Б. В. Избранные труды, т. 2. – Москва, 1985.

2.

Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – Москва, 1973.

3.

Константинова М. Спящая красавица. – Москва, 1990.

4.

«Художественная галерея» №48. – Москва,2005.



В раздел образования