Напоминание

Профессиональная компетентность педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания


Автор: Гаврилова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6 Сказка
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Волжский район, п.Приволжский
Наименование материала: сообщение для педагогов
Тема: Профессиональная компетентность педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад





Профессиональная компетентность педагога в вопросах нравственно-

патриотического воспитания.
В широком понимании нравственно – патриотическое воспитание трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей дошкольного возраста следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы и формы используются, как организована предметно-развивающая среда. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагогов. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы ориентированы на компетентностный подход к данному вопросу. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. В настоящее время профессиональная компетентность педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ. В словаре С.И. Ожегова «профессиональная компетентность» определяется как: круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Основной задачей является создание такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы работы для повышения профессиональной компетентности педагогов. Консультации. Для педагогов был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ»; «Семья – первая ступень патриотического воспитания дошкольников», «Правовые основы ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации» и др. Их темы продиктованы задачами по нравственно - патриотическому воспитанию детей, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. Наряду с консультациями ДОУ практикуются консультации узких специалистов: инструктора по ФИЗО Краевой М.В. Так в прошлом учебном году специалист провел «Организация физкультурных досугов в системе патриотического воспитания», «Народные игры в патриотическом воспитании дошкольников» и др. Одной из эффективных форм работы являются обучающие семинары. Необходимым условием их проведения является посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. Такие семинары рекомендуются проводить ежегодно. Семинарские занятия помогают более глубоко вникнуть в суть проблемы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, овладеть методами и приемами данной работы Сообщение на РМО Страница 1
При отборе содержания методического материала основываемся на принципах научности, деятельного характера обучения, вариативности и системности. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к нравственно – патриотическому воспитанию в разных видах деятельности. По окончании семинаров систематизируется информационный материал с видеорядом, который можно рекомендовать воспитателям для работы с детьми. Опыт показывает: при таком построении материала педагог в работе в детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по нравственно - патриотическому воспитанию. С целью повышения качества образования и развития педагогической компетентности рекомендуется проводить семинары-практикумы, так как они имеют более узкую направленность: «Ознакомление с культурой и традициями края» и др. Тему выбирать в соответствии с запросами воспитателей, составлять подробный план, распределять время, продумывать задание педагогам Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно-развивающей среды учреждении ежегодно проходят смотры- конкурсы. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В деле повышения профессионального мастерства молодых воспитателей необходимо организовывать «Школу молодого педагога на которых занятия проводят специалисты и опытные педагоги. На занятиях помимо методики работы, прорабатываются вопросы диагностического обследования, проводятся познавательные практикумы. С 2014 – 2016 учебный годы большое внимание уделяется теме «Формирование нравственно – патриотических чувств». В ДОУ проводятся «Методические недели », на которых показываются открытые мероприятия с использованием современных форм и методов. Педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Открытые показы играют значительную роль в системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом. Особый акцент при проведении педагогических мероприятий воспитатели уделяют показу разработанных ими подходов к формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности и созданию условий для их проявления. Участие в конкурсах профессионального мастерства является одной из форм методической работы, оживляет ее и становится мощным фактором профессионального роста педагога, его самореализации. Особый акцент делаем на конкурсы профессионального мастерства, целью которых является выявление творческих педагогов, пропаганда и распространение инновационного педагогического опыта, создание банка данных, демонстрация новых форм работы с детьми. -в группах пополнилась предметно-развивающая среда; Сообщение на РМО Страница 2
-улучшилось качество организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно- патриотическому воспитанию; -показатели уровня знаний по патриотическому воспитанию детей характеризуются стабильностью с тенденцией постепенного увеличения. Таким образом, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, в вопросах нравственного воспитания, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности. Сообщение на РМО Страница 3


В раздел образования