"Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц" (УМК "Начальная школа XXI века"
Автор: Якупова Римма Раилевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 р.п. Дергачи" Саратовской области Населённый пункт: р.п. Дергачи, Дергачёвский р-н, Саратовская обл. Наименование материала: технологическая карта урока математики в 1 классе Тема: "Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц" (УМК "Начальная школа XXI века" Раздел: начальное образование
Программа: УМК системы «Начальная школа ХХI века.
Предмет: «Математика»
Авторы учебника: В.Н. Рудницкая, В.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе
Класс: 1
Тема: Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Цель: - Создать условия для знакомства обучающихся с алгоритмом решения задач на увеличение числа на несколько единиц
Этап
Сценарий урока
УУД
1. Мотивация к учебной
деятельности
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а это значит, что мы должны приступить
к работе. Урок у нас сегодня не простой, ведь к нам пришли гости! Давайте
дружно их поприветствуем и начнём работу. Любое дело следует начинать с
хорошим настроением, поэтому давайте улыбнёмся друг другу и подарим
частичку радости и позитива.
А теперь я предлагаю вам в качестве разминки решить задачи. Мы не будем
записывать решение, т.к вы должны решить эти задачи устно! Итак, начнём!
1. Задачи в стихах:
а) На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (3)
б) Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4)
в) Три яблока, одно сорвать
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднения
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
А сколько же останется? (2)
- Что мы сейчас делали?
(Решали задачи)
- Возникли ли трудности при их решении?
(Нет)
- Назовите компоненты задачи
(Условие и вопрос)
- Что такое условие задачи?
(Это то, что дано: главные герои и числа)
- Что такое вопрос задачи?
(Это то, что нужно найти)
- Я выписала все ответы задач, которые мы только что решили, но не знаю, какие
знаки нужно поставить, чтобы равенство было верным. Помогите мне!
3 ? 4 ? 2 = 9
- Сколько нужно прибавить к числу 9, чтобы получить 14?
9 + ? = 14
- Объясните, как еще можно получить число 14?
? (10)
14
? (4)
- Хорошо! А теперь посмотрите на доску. Здесь мы видим схемы задач.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
3. Постановка учебной
задачи
4. Построение проекта
выхода из затруднения
Внимательно послушайте их:
1. В тарелке лежало 4 апельсина. Света положила туда 2 лимона. Сколько
фруктов стало в тарелке?
=
2. На ветке сидело 2 синицы, а снегирей на 2 больше . Сколько снегирей сидело
на ветке?
?
- Одинаковые ли эти задачи?
(Нет)
- Чем они похожи?
(В них есть условие и вопрос)
- Можем ли мы решить вторую задачу, опираясь на чертеж?
(Нет)
- Почему?
(Т.к. не знаем, сколько синиц)
- Что нового мы услышали в этой задаче?
(Слова «на 2 больше»)
- Молодцы! Вы смогли найти трудные моменты в этой задаче! Как вы думаете,
что же мы будем делать сегодня на уроке?
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
5. Первичное закрепление
с проговариванием во
внешней речи
6. Самостоятельная работа
с самопроверкой
7. Включение в систему
знаний и повторение
(Решать задачи со словами «на___ больше»)
- Верно, наша тема сегодня «Решение задач с увеличением на несколько единиц».
Сегодня мы научимся решать такие задачи. Наш сегодняшний урок необычный,
ведь мы отправимся в путешествие на веселом паровозике. (Слайд 1)
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научится решать такие
задачи?
(Слушать учителя, хорошо считать, быть внимательным и т.д.)
- Конечно, а сейчас мы на нашем паровозике приближаемся к станции
«Умейкино» (Слайд 2, Слайд 3)
(учебник: с. 96 №1)
- Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о количестве синиц?
(2)
- А что вы можете сказать о количестве снегирей?
(Их на 2 больше, чем синиц)
- Что значит «на 2 больше»?
(Это значит «столько же и еще 2»)
- Хорошо! Как же сделать эту запись математически?
2
+
2
=
4
- Молодцы! А мы подъезжаем к станции «Спортивной!
Физминутка
Едет, едет паровоз!
Много у него колес!
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Занимай свои места!
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Станция «Дружная» (Слайд 4, 5):
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах:
I группа: рассмотрите еще раз рисунок на с.96. Сравните количество синиц и
воробьев. Придумайте задачу и решите её.
(2+3=5)
II группа: Сравните количество снегирей и воробьев. Придумайте задачу и
решите её.
Проверка
Станция «Самостоятельная» (Слайд 5)
с. 97 № 3
Станция «Закрепление»
с. 96 № 2
1.
2+2=4
2.
4+3=7
Станция «Конечная» (Слайд 6)
У каждого из вас есть свой паровоз, а у меня на доске – железная дорога. Ваш
стол – это Депо – место стоянки поездов. Если вам понравился сегодняшний урок
– поставьте паровоз на железную дорогу. А если вам было скучно, оставьте его в
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Депо (на своем рабочем месте)
Использованные материалы:
1.
Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. Методическое пособие с
интерактивным приложением. Изд-во «Планета». М: 2015
2.
infouroktehnologicheskaya_karta_uroka-_zadachi_na_uvelichenie_i_umenshenie_chisla_na_neskolko_edinic_1-151879.htm
3.
muzofon