Автор: Еманова Марина Владимировна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МКОУ "Клетская СШ"
Населённый пункт: станица Клетская Клетского муниципального района Волгоградской области
Наименование материала: учебный проект
Тема: "Дети викторианской Англии"
Раздел: среднее образование
Дети в викторианской Англии
Изучая английский язык, мы знакомимся с жизнью наших сверстников из
Великобритании. Мы знаем, что в современном мире каждый ребенок имеет
права и обязанности, которые защищены законом. Но из истории Англии
известно, что так было не всегда, даже в то время, когда страна процветала, в
викторианскую эпоху, которую назвали «Золотым веком» Великобритании
.
Перед нами возник вопрос, как жили дети в викторианской Англии.
Цели данной работы: изучение жизни детей в викторианский период в
Англии.
Для
достижения
поставленной
цели
необходимо
было
решить
следующие задачи:
1.
Познакомится с жизнью и правлением королевы Виктории.
2.
Выяснить, почему данный период считают одним из самых значимых и
важных в истории страны.
3.
Узнать, как жили дети из богатых семей.
4.
Узнать, как жили дети из бедных семей.
5.
Познакомить одноклассников с результатом нашей работы.
Методы, которые мы использовали: систематизация методической,
научно-популярной литературы.
Изучив материал по данной теме, мы выяснили, что Викторианская эпоха
началась 20 июня 1837 года с восхождением на трон юной королевы
Виктории.
Александрина Виктория родилась в семье герцога Кентского Эдуарда и
Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской. Будущая королева лишилась отца в
младенческом возрасте. Мать воспитывала ее в величайшей строгости. Она
должна была спать в одной комнате с матерью, строго соблюдать режим, не
разрешалось говорить с незнакомыми людьми, плакать на людях. Виктория
получила прекрасное образование, свободно владела несколькими языками, в
том числе немецким, итальянским, французским.
20 июня 1837 года в пять часов утра восемнадцатилетнюю принцессу
разбудила мать и сообщила, что ее желают видеть первый камергер Англии и
Архиепископ Кентерберийский. Как только Виктория вошла в большой зал,
первый камергер опустился на колени. Она сразу поняла, что король умер.
Несмотря на столь юный для королевы возраст, Виктория уже с первых часов
своего правления демонстрировала независимость, силу духа и твердость
характера, принимала решения без малейших колебаний, словно давно была
на троне.
Через несколько лет после коронации Виктория вышла замуж за своего
кузена по матери Альберта Саксен-Кобургского. И, хотя многие считают, что
замужества ей страшно хотелось, чтобы услать из Букингемского дворца
мать, которая пыталась ее контролировать, брак оказался счастливым. За 21
год королева произвела на свет девять детей. У нее было 40 внуков и 37
правнуков. Королева Виктория очень мудро и умело устраивала браки своих
родственников и породнилась почти со всеми королевскими семьями Европы,
за что ее ласково прозвали «Бабушка Европы».
Однако, ей было суждено пережить столь любимого мужа - Альберт умер от
тифа в 1861 году, в возрасте всего 42 лет. С тех пор Виктория ни разу не
снимала траур и почти не появлялась на публике – ее горе было абсолютно
искренним.
Королева Виктория правила Великобританией 64 года. Этот период стал
настоящим расцветом Великобритании, которая из аграрной страны
превратилась в одно из самых развитых Европейских государств, и пережила
не только экономический, но и политический взлет. В это время
преобразились города, появилось уличное освещение, водопровод и
канализация, тротуары, люди узнали о санитарии и гигиене. Были
изобретены музыкальные шкатулки, фотография, механические пианино,
открытки, игрушки. Именно королева Виктория вместе принцем Альбертом
ввели театрализованные Рождественские представления, подарки. Благодаря
им в Великобритании появилась традиция наряжать елку. Пример этой
королевской семьи стал образцом для подражания в стране, это был период
порядочности, сохранения семейных ценностей, появились выражения
«викторианская мораль», «викторианская семья».
В этот период укрепились также так называемые «викторианские ценности» -
пунктуальность, добросовестность, трудолюбие и хозяйственность, которые
сейчас считаются «визитной карточкой» британцев. Из-за бурного развития
промышленности начала расти прослойка среднего класса, и эти ценности, в
первую очередь, диктовал именно он.
Во время правления Виктории начался плавный переход к конституционной
монархии. Да, королева все еще оставалась королевой в первозданном
смысле, но все больше власти получал кабинет министров, на который
королева имела меньше влияния, чем все монархи до нее. Причем, уже к
середине викторианской эпохи доверие к правительству выросло благодаря
успешной внутренней и внешней политике.
Длительное правление Виктории, давшее стабильность и возможность
развития, подняли уровень жизни британцев. Массовое производство сделало
доступными множество товаров, росло количество рабочих мест, впервые
появились приличные профессии для женщин, железная дорога сделала
доступной дешевые и комфортные путешествия. Поэтому, вполне
справедливо викторианскую эпоху окрестили «Золотым веком»
Великобритании.
Родители отличались большой строгостью к своим детям, независимо от того,
богатая была семья или бедная, принадлежала ли она к аристократии или
перебивалась чем Бог послал. Они надеялись, что строгое воспитание
позволит их чадам вырасти ответственными, дельными людьми, уважаемыми
в обществе.
Практически все без исключения дети аристократов росли в загородных
имениях, а не в Лондоне. Каждый ребенок независимо от пола имел своего
верного скакуна, первым и самым любимым на всю жизнь становился пони.
За маленькими детьми в богатых семьях обычно присматривали няни.
Большую часть времени малыши проводили в детской, где играли в
немецкую железную дорогу с заводными паровозиками, французские
фарфоровые куклы или собирали яркие мозаики. Первые уроки часто давали
дома гувернеры. В аристократических семьях к детям с раннего возраста
относились как к взрослым и спрашивали с них то же как со взрослых.
Главное правило, которому детей учили с пеленок, заключалось в том, что
они должны быть видны, но не слышны. Находясь целый день под
присмотром няни, а позже гувернанток или гувернеров и большую часть
времени проводя в детской, нередко они видели маму и папу только когда
заходили в гостиную пожелать им спокойной ночи. Если в доме устраивался
бал или прием, то наряженных малышей приводили показать гостям, после
чего их сразу же уводили в спальню. В воскресенье, когда вся семья
отправлялась в церковь, у детей отбирали прежние игрушки и давали Ноев
ковчег, специально приготовленный для этого дня.
И навестившие семью в этот день люди видели, что здесь дети
воспитываются в религиозном духе.
Проявления эмоций в детях не поощряли. Слезы необходимо сдерживать,
обиды переживать в одиночестве.
В стране испытывался дефицит в образованных и знающих молодых
людях, годных для службы в колониях сильно расширившейся империи.
Тогда стали создаваться школы, в которых дети аристократов с восьми лет
вместе учились и жили в огромных, холодных комнатах по девять месяцев в
году. Вплоть до окончания заведения им разрешалось проводить дома только
каникулы. Любой мало-мальски образованный человек, у которого были
средства, мог открыть такую школу. Чтобы получить прибыль, хозяин платил
учителям очень мало, и не всегда удосуживался собрать сведения об их
собственном образовании. Лучшим способом сэкономить деньги было
ограничение учеников в еде!
Очень строгая дисциплина, страх перед
наказанием и месяцы вдали от семьи.
Удивительно, как бездумно и легкомысленно аристократы отдавали своих
детей в школы, которые не контролировались никакими органами и над
которыми не было высших инстанций, кроме голоса совести! В некоторых из
этих учебных заведений ситуация была настолько ужасной, что дети
находились на грани истощения и ломались морально от постоянных
издевательств.
Когда восьмилетние мальчики из аристократических семей отправлялись
на жительство в школы, что же в это время делали их сестры? Считать и
писать они учились сначала с нянями, а потом с гувернантками. По несколько
часов в день, зевая и скучая, глядя с тоской в окно, они проводили в комнате,
отведенной под занятия, думая о том, какая прекрасная погода для поездки
верхом. В комнате ставился стол или парта для ученицы и гувернантки, шкаф
с книгами, иногда черная доска. Вход в комнату для занятий часто был прямо
из детской.
Помимо основных уроков девушки учились также танцам, музыке,
рукоделию и умению держаться в обществе. Во многих школах в качестве
тестирования перед приемом давалось задание пришить пуговицу или
обметать петлю.
Это было время, когда, благодаря существованию империи, Британия
процветала. Вместе с ней процветали фабриканты и торговцы, получавшие
баснословные богатства.
Однако всего в двух шагах от доков, через которые шла торговля
и сопутствующее ей богатство, дети умирали от голода и болезней.
Не секрет, что в викторианской Англии детям приходилось трудиться
наравне со взрослыми. Дети постарше могли, к примеру, устроиться на
фабрику или пойти в услужение, но даже самые маленькие городские
жительницы не чурались работы.
Кроме того, дети нередко работали в шахтах, по 12 и более часов. В
некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с
углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем, которая
привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось
передвигаться на четвереньках.
Но самая известная детская профессия 19го века - это, конечно, трубочист.
Чтобы камины работали эффективно, не дымили, трубы приходилось время
от времени чистить. Но каминная труба зачастую была очень узкой. Поэтому
для чистки труб требовалось или специальное оборудование, или же
трубочисты маленького роста. Дети, иными словами. Ну а поскольку дети
стоили дешевле новых технологий, англичане предпочитали применять
именно их.
В подмастерья к трубочистам обычно отдавали мальчиков-сирот в возрасте от
4 лет - чем меньше тем лучше. Сиротские приюты хотели таким образом
"обустроить будущее" своих воспитанников. Кроме того, вполне законным
было принуждать к этой работе бродяжек. Хозяин маленького подмастерья
обязался одевать его, кормить и обучать мастерству. Теоретически
подмастерье мог дослужить до помощника трубочиста, но большинство
мальчиков, когда их рост больше не позволял лезть в трубы, вынуждены были
искать другую работу. А некоторые так и погибали в юном возрасте, потому
что профессия трубочиста была связаны с серьезным риском.
Работа состояла в том, чтобы залезть в трубу и почистить ее скребком или
щеткой. Некоторые дети на первых порах боялись лезть вверх по трубе, вдруг
еще застрянешь. Обычной практикой считалось зажечь немного соломы или
бумаги в камине, чтобы вынудить трубочиста двигаться вверх. Разумеется, у
них не было защитной одежды или респираторов. В некоторых случаях дети
застревали в трубах, срывались вниз или погибали прямо в трубе,
задохнувшись от пыли.
Хозяева редко заботились о благополучии подмастерьев, потому что
маленький трубочист - это не долгосрочная инвестиция, он нужен лишь пока
не подрастет. Дети спали в подвалах или на чердаках. Кормили их плохо,
потому что чем тоньше подмастерье, тем он полезней. Кроме того, маленькие
трубочисты редко мылись - воду для них никто разогревать не станет -
поэтому год за годом на их теле накапливались слои сажи. Постоянное
прикосновение кожи и копоти приводило к раку легких и туберкулезу.
Женщины были вынуждены работать, оставляя шестилетних детей
приглядывать за своими младшими братьями и сестрами. Иногда матери
были вынуждены продавать своих старших детей, чтобы прокормить
младших.
Старшие ребята выполняли мелкие поручения, мели улицы, мыли окна,
помогали делать спичечные коробки или кисти. Это была скудно
оплачиваемая, изматывающая работа, особенно для недоедающих детей,
но их вклад, каким бы малым он ни был, помогал их семьям купить немного
черствого хлеба.
Немытые, в лохмотьях, босые, с мрачными и измученными лицами. Жизнь
для этих детей состояла из тяжкого труда, пустого желудка и постоянной
борьбы за выживание.
Работа над проектом была очень увлекательной для нас, мы узнали много
нового и решили поделиться этим материалом. Поэтому мы написали статью
в районную газету "Дон".
В заключении мы можем сказать, что Викторианский период в истории
Англии можно считать одним из самых значимых и важных. Несмотря на
значительную протяжённость во времени, эту эпоху нельзя представлять себе
как что-то однородное. Изучив жизнь детей из бедных и богатых слоев
общества, мы можем прийти к выводу, что она отличалась, в зависимости от
социального положения. Не смотря на то, что дети из семей аристократов
имели хорошую еду, дорогие игрушки, хорошие условия для жизни, они
страдали от недостатка внимания родителей, от издевательств в школах. Дети
из бедных семей вынуждены были голодать, работать наравне со взрослыми.
У них были ужасные условия проживания.
Данная работа заставила нас задуматься, насколько трудно жилось детям в
викторианскую эпоху как бедным, так и богатым, и так ли уж трудно учиться
современным школьникам и добросовестно выполнять свои обязанности?