Напоминание

"Сельскохозяйственные работы"


Автор: Югай Аида Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Ладушка"
Населённый пункт: город Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сельскохозяйственные работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Сельскохозяйственные работы».

Задачи.
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Воспитывать экологическую культуру.
Предварительная работа.
Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов, беседы о том, как выращивают хлеб, просмотр слайдов и фильмов.
Демонстрационный материал:
хлебобулочные изделия, кусок ржаного хлеба, пшеничного хлеба, колосья ржи, пшеницы, различные сорта муки, детские грузовые машины, картины хлебного поля на разных этапах созревания.
Ход.
(Слышен сигнал машин. В группу въезжают детские грузовые машины. С колосьями, булками, мукой) - Ребята, я сейчас загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте её отгадать. И тогда Вы узнаете, что привезли нам машины. Он и черный, он и белый, И всегда он загорелый. Мы как кушать захотим, То всегда садимся с ним. (Хлеб). - Правильно хлеб. Из чего пекут хлеб? ( Из муки.) - Из чего муку получают? ( Из зерна.) - В какое время года сеют зерно? ( Весной) - Да правильно весной. Эти посевы называется яровые хлеба. А как вы думаете ещё когда? (Осенью). - Эти посевы называют озимыми. Их под зиму сеют, осенью. Зёрна успевают до холодов проклюнуться, прорасти. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти. И растут рожь, пшеница, очень долго, до следующей осени. - Я загадаю Вам ещё одну загадку: Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном, На стебле золотом. (Колос.) - Дети, давайте мы представим, что мы колоски в поле и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски». (упражнение на развитие координации движений «Колоски») По весне поле вспахали. Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»). Солнце припекает. Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце») Землю согревают. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу. Высоко поднялись колоски, К солнышку тянутся они. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и
медленно поднимают руки. Ветер налетает, Колоски качает. Покачивают руками над головой. Вправо пригнулись, Влево качнулись. Наклоняют корпус и руки вправо, влево. А как дождичек идёт, Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами. Рожь возницу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют») Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты. До чего ж красива. Трясут кистями рук над головой - Дети, так откуда же появилось зерно. (Зерно появилось из колоса пшеницы, ржи.) - Как же узнать, что колосья поспели? (Желтого цвета, легко отделяются от стебля.) - Дети вот эта машина привезла нам настоящие колосья (раздаю детям колоски ржи, овса, пшеницы, дети сравнивают, находят сходство и различия). Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые. - Поле очень красиво, когда созрел урожай. Посмотрите, как показана красота поля. В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. (Показ слайдов). Раньше хлеб сажали в ручную. Посмотрите, как это они делали. А теперь хлеб сажают с помощью специальной. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растения нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти. Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце. - Отгадайте, еще одну загадку? Он идёт, волну сечёт, Из трубы зерно течёт. - Что же это? ( Комбайн). - Правильно, зерно молотят комбайнами. Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо – машин, люди собирали урожаи вручную, а потом обмалывали колосья. А как называют человека, который управляет комбайном? (Комбайнер) - Куда же отвозят собранное зерно? (На элеватор). - Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики - Зерно хранится на элеваторе. А сейчас, дети, мы будем жать колоски. (дети выполняют логопедическую гимнастику) «Жнём колоски» Быстро облизать язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. - А теперь повеем зерно. (Выполняем дыхательную гимнастику «Веем зерно») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка.
Затем зёрна надо превратить в муку - белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. А сейчас зерно везут на мукомольный завод. А что же теперь делать с мукой? Куда её везти? И опять на помощь людям приходят машины. - Не гром грохочет, не пальба, Идёт, грохочет молотьба. Чу-чу-чу – я зерно молочу, Дети стучат кулаками друг о друга. Чу-чу-чу – жернова кручу. Потирают ладони друг о друга вращательными движениями. Чу-чу-чу – муку получу. Щёлкают пальчиками Ач-ач-ач – испеку калач. «Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). Чо-чо-чо – в печке горячо. То вытягивают руки вперёд, развернуть ладони от себя, то прижимают их к груди. Ачики – ачики – вкусные калачики. Хлопают в ладоши. -Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому месить тесто и выпекать хлеб людям помогают специальные машины. А раньше люди тесто месили руками и распределяли тесто в специальные формы, в которых пекли хлеб. Воспитатель подвозит машину с тестом (дети трогают комочек теста, нюхают его) - Назовите хлеб ласково (Хлебушек) - Назовите крошки хлеба (Хлебные крошки) - Назовите вкусный и полезный квас из хлеба (Хлебный квас) - Назовите посуду для хлеба (Хлебница) - Назовите человека, который выращивает хлеб (Хлебороб) - Назовите человека, который печёт хлеб (Пекарь, хлебопёк) - Прибор для резания хлеба (Хлеборезка) - Назовите завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод) - Дети скажите хлеб по запаху, какой? (Пахучий, душистый, ароматный) - Хлеб на вкус, какой? (Аппетитный, вкусный, сладкий…) - Хлеб на ощупь, какой? (Свежий, мягкий, пышный, твердый) - А сейчас, ребята, вспомним с вами пословицы о хлебе: 1. Хлеб ржаной, батон, булки не добудешь на прогулке 2. Люди хлеб лелеют, сил для хлеба не жалеют. 3. Хлеб всему голова. 4. Хлебушек ржаной – отец наш родной. 5. Худ обед, коли, хлеба нет. 6. Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи. 7. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Под музыку дети из готового теста лепят печенье виде букв. - Молодцы ребята. Хлеб – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Вы увидели, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему нужно бережно относиться - не бросать хлеб на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените.

Итог:
Из каких зерновых культур делают муку? Какие виды хлеба вы знаете? Кто выращивает хлеб?


В раздел образования