Театр – как средство формирования связной речи дошкольников
Автор: Каданова Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: СПДО детский сад "Зоренька" Населённый пункт: РХ, Усть-абаканский район, с.Московское Наименование материала: консультация Тема: Театр – как средство формирования связной речи дошкольников Раздел: дошкольное образование
дошкольников.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Слушая
их
в
детстве,
человек
бессознательно
накапливает
целый
«банк
жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных
уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит
сказка?»
В
душе
каждого
ребенка
таится
желание
свободной
театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные
сюжеты.
Именно
это
активизирует
его
мышление,
тренирует
память
и
образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует
речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде
всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством
общения, невозможно.
С.Я. Рубинштейн писал:
«Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий,
его лицо, он сам».
Такая речь включает в себя
вербальные (интонация, лексика и синтаксис)
и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную
помощь
в
этом
оказывают
занятия
по
театрализованной
деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и
порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности
театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может
удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,
краски,
звуки,
музыку,
а
умело
поставленные
воспитателем
вопросы
побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем,
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
выразительности
речи
ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе.
Театрализация
это
в
первую
очередь
импровизация,
оживление
предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами
деятельности
пением,
движением
под
музыку,
слушанием
и
т.д.,
необходимость
систематизировать
ее
в
едином
педагогическом
процессе
очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную
деятельность.
Задачи и методы :
последовательное
знакомство
детей
с
видами
театра;
поэтапное
освоение
детьми
видов
творче ства
по
возрастным
г ру п п а м ;
совершенствование артистических навыков детей;
раскрепощение ребенка;
работа над речью, интонациями;
коллективные действия, взаимодействия;
пробуждение
в
детях
способности
живо
представлять
себе
происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать
Знакомство детей с "театральной куклой би-ба-бо и театрализованными
играми лучше начинать в первой младшей группе.
Малыша смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые
показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создает радостную
атмосферу.
Начиная
со
второй
младшей
группы
детей,
последовательно
знакомят
с
видами
театров,
основами
актерского
мастерства.
Для
этого
используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие;
прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных
черт характера. С помощью кукол дети учатся общаться друг с другом;
развивают
интонационную
выразительность;
развивают
воображение,
мышление, память.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры- драматизации;
упражнения для социально эмоционального развития детей;
развивающие игры;
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения
(«учись
владеть
своим
телом»),
образные
упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковых игротренинг для развития моторики рук, необходимой для
свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства
пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизации;
Следует
подчеркнуть:
чем
полнее
и
эмоциональнее
восприятие
литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения.
Этому способствуют: костюмы и декорации; магнитофон, проигрыватель,
кассеты;
детские
музыкальные
инструменты;
различные
атрибуты
к
занятиям; наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности
необходимо
уделять
взаимодействию
с
семьей.
Исходя
из
этого,
для
родителей были предложены разработки
«Как играть с детьми в театр
дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?». В этих консультациях
даются
рекомендации,
как
развивать
познавательные
способности
и
интеллект у детей дошкольного возраста; как поддерживать интерес ребенка
к
театрализованной
деятельности,
по
мере
возможности
стараться
присутствовать
на
детских
спектаклях;
предлагать
исполнить
понравившуюся
роль
в
домашних
условиях,
помочь
разыгрывать
полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказать знакомым в присутствии
ребенка
о
его
достижениях;
рассказывать
ребенку
о
собственных
впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей.
Для оформления предметно-развивающей среды вместе с детьми делаются
картины
на
магнитах,
персонажи
по
сказкам
для
теневого
театра,
а
с
помощью родителей приобрели настольный театр и куклы «би-ба-бо».
Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки,
создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. Вызвать интерес к
театрализованной
деятельности;
учить
согласовывать
свои
действия
с
действиями
партнера
(слушать,
не
перебивая;
говорить,
обращаясь
к
партнеру); вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые
диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки); познакомить детей с
историей театра марионеток.
Таким
образом,
театрализованная
деятельность
является
эффективным
средством
в
речевом
развитии
ребёнка
дошкольника:
активизации
и
совершенствовании
словарного
запаса,
грамматического
строя
речи,
звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А
участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает
активный интерес.