Напоминание

"Имя прилагательное. Обобщающий урок"


Автор: Верещака Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Имя прилагательное. Обобщающий урок"
Раздел: начальное образование





Назад





Имя существительное
(Урок по русскому языку, 3 класс) Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №24, г.Балашиха Верещака Людмила Владимировна
Тема урока: Имя существительное. Обобщение знаний Цель урока:  Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.  Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;  Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. Планируемые результаты Личностные:  Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности и возможность выхода из спорных ситуаций;  Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);  Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Предметные:  Знание, что такое имя существительное  Умение находить его в предложении  Знание, что слова способны назвать все в окружающем мире. Метапредметные  Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; 2
 Развитие коммуникативной компетенции  Умение четко определять области знаемого и незнаемого;  Умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;  Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;  Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Познавательные УУД  Ориентироваться в учебнике, тетради;  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;  Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  Строить речевое высказывание в устной форме;  Выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;  Устанавливать причинно-следственные связи;  Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  Моделировать информацию;  Уметь определять уровень усвоения учебного материала. Регулятивные УУД 3
1. По заголовкам, по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу. 2.Осознавать границы собственных знаний. 3. Выполнять различные УД, пользоваться разными способами помощи 4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы 5. Контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные УУД 1.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками , осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению 2. Объяснять лексическое значение слов 3.Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять мысли другого. Личностные 1. Способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов 2.Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности 3. выходы из спорных ситуаций; 4. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, карточки со стихотворением, карточки с тестом 4

Ход урока

1.Орг. момент
Учащиеся входят в класс под музыку « Листья желтые», на экране картина осени - Ребята к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с гостями. - Садитесь. - как вы думаете, какое время года будет у нас сегодня в гостях? 2.
Проверка домашнего задания.
- Вам было задано на дом придумать или выписать 2 предложения об осени и нарисовать и нарисовать иллюстрацию - Кто сам придумал предложения? Прочтите. - Кто выписал? Прочтите? - Покажите друг другу свои рисунки. 3.
Минутка чистописания
-Давайте напишем слово ОСЕНЬ. Сначала внимательно посмотрите (УЧИТЕЛЬ ОБЪЯСНЯЕТ НАПИСАНИЕ СЛОВА) - Напишите 2 раза слово осень. ( Обратить внимание на посадку) а) Какой первый звук мы произносим в слове осень? б) Что интересного мы знаем об этом звуке? (Гласный, ударный, образует слог) в) Сколько слогов в этом слове? г) Сколько букв в этом слове? (5) д) Сколько звуков? (4) е) А почему? Докажите, что звуков меньше, чем букв? (у мягкого знака звука нет)
4.Работа по повторению и обобщению
(Вывесить таблицу со словом Осень)
1.Работа над признаками имени существительного.
- А какой частью речи является слово осень? - Как вы думаете, тема нашего урока будет, какая? 5

(Имя существительное)
-Совершенно верно мы будем повторять все, что мы знаем об имени существительном. - А что вы знаете об имени существительном? - Часть речи, - Отвечает на вопросы кто? Что? - Обозначает предметы, -Явления природы, - Состояние человека, -Вещества, -Географические названия -Общественные явления - Бывают собственными и нарицательными - Одушевленными и неодушевленными - В предложении являются подлежащим, дополнением, обстоятельством. - А теперь поиграем в игру «Узнай меня» проверим, как вы можете распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
-Приготовили ладошки, если я называю одушевленные имена,

существительные хлопаем, а если неодушевленные, не хлопаем.

Солнце

листья,

дождь,

звери

плакса,

скворцы,

осень

- Дети, вы, умницы!!!!!!!!!!!

2. Работа по распознаванию одушевленных и неодушевленных имен

существительных.

1-е задание.
6

- А теперь посмотрите на эти слова.

( на доске полоски с напечатанными словами)

Дождь, птицы, звери, листья
- Из этих слов в первый столбик выпишите одушевленные, во второй столбик неодушевленные имена существительные. Взаимопроверка (поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте) - Поднимите руку у кого были найдены ошибки? -Замечательно, молодцы!
3 Работа над именами собственными и нарицательными.
2-е задание.
Физминутка с игрой

-Встали все.

-Поиграем. Если я называю имя собственное, то поднимаем руки вверх,

если нарицательное, то опускаем
Дима погода, природа, Марс, Иванов, кошка, Мурзик, Москва, город 3-е задание -Придумайте и запишите 3 существительных собственных и 3 нарицательных ( Фронтальная проверка, дети показывают карточки) -Прочтите имена собственные! Согласны или нет? - Прочтите имена нарицательные? Кто согласен? - С какой буквы написали имена собственные? 4. Посмотрите еще раз на слова, которые на доске, на табличках 7
Осень, дождь, птицы, листья, звери - Что общего у этих слов? ( существ., нариц.)
5. Работа над сложным предложением
- Составьте 2 простых предложения со словами осень и птицы - А теперь преобразуйте его в сложное предложение ( Запись предложения у доски) Осень наступила. Птицы улетели на юг. - Докажите, что это сложное предложение? ( Две грамматические основы) - С помощью чего мы соединили 2 простых предложения в сложное? (союз – и) - Как отделили одно простое предложение от другого (запятой) - Почему птицы улетают на юг? - Как помочь птицам, которые остаются зимовать?
6. Работа над родом существительного

(Показать слайд со скворушкой)
- -К нам в гости прилетел скворушка - Давайте споем песенку о скворушке и можно импровизировать движения, каждый свои. Осень непогодушка, Тополь пожелтел Вдруг на ветке скворушка песенку запел Ветка чуть качается Дождик не кончается С нами старый скворушка До весны прощается (У ребят у вас на парте лист со словами этой песни) 8
- Можно ли назвать ее текстом? - Докажите! (все предложения связаны по смыслу) - Назовите вид текста по цели высказывания. (Повествовательный) - Какие постоянные признаки есть у имен существительных (Род) - Какого рода бывают имена существительные? В) Как вы думаете, а почему это постоянный признак?
ЗаданиеРабота по вариантам

1 вариант

-подчеркивает существительные мужского рода (Тополь, скворушка,

дождик)

2 вариант

-Подчеркивает существительные женского рода (осень, непогодушка,

песенка, ветка, весна)
- Найдите в тексте существительные среднего рода 7.
Работа над числом существительных
(Если время хватит, придумать предложение, чтобы скворушка был обращением) - Определите число существительного скворушка - Поставьте его в множественное число - Сделайте вывод: как изменяются имена существительные? 8.
Домашнее задание
Составить текст описание, какой нибудь птицы, подчеркнуть прилагательные 9. Оценки
10. Итог урока.
- А теперь поиграем в игру «крестики, нолики» и подведем итог урока - Возьмите на столе листики, красного цвета, там пронумерованы вопросы которые я буду вам задавать, если согласны пишите 0, нет Х 1 Я думаю, что имя существительное отвечает на вопросы, какой, какая, какое? О 9
2 Имя существительное - это часть речи? Х 3 В предложении имя существительное является подлежащим, дополнением, обстоятельством Х 4 Я думаю, что существительное Балашиха - нарицательное О 5 Я думаю, что существительное, ПОГОДА, стоит в форме множественного числа О 6 Мне кажется, что существительное, ОСЕНЬ, можно изменить по родам О 7 Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Х 8 Я думаю, что существительное, УМНИЦА, одушевленное Х 10
Используемая литература: 1. Канакина В. П. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.:П., 2013. 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. (Школа России).- М.:П.,2012 . На уроке использовалась аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года. Апрель», песня «Листья желтые» слова Я.Петерса, И. Шаферана, музыка Р.Паулса. Картины осени и скворца взяты интернет-ресурса: 11
Приложение. Осень Осень Дождь Птицы Звери Листья 12
13


В раздел образования