Напоминание

Русский народный танец "Кадриль–восьмёра"


Автор: Вершинина Татьяна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ, гимназия № 6
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности ФГОС
Тема: Русский народный танец "Кадриль–восьмёра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Вершинина Татьяна Валерьевна

«___» ______ 2018 г.

Приложение № 97

План-конспект

открытого занятия ансамбля «Загляденье»

по внеурочной деятельности

для слушателей семинара профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании»

Автор: Педагог дополнительного образования по предмету хореографии

Вершинина Татьяна Валерьевна

Дата проведения: 23 октября 2015 г.

Возраст детей: 11 лет (5 класс)

Продолжительность обучения по предмету хореография - 4 год обучения

Место проведения: танцевальный зал гимназии

Тема занятия:

Русский народный танец «Кадриль-восьмера»

Цель занятия: Разучить русский народный танец «Кадриль-восьмера»

Задачи:

1.

Изучить историю возникновения русского народного танца «Кадриль-

восьмера»

2.

Изучить виды, формы кадрилей и их особенности.

3.

Просмотр

видеозаписи

исполнения

«Кадрили-восьмера»

в

бытовом

танце на празднике.

4.

Разучить основные движения и переходы танца «Кадриль-восьмера»

Педагогические цели:

Предметные: приобщение к русской народной танцевальной культуре.

Метапредметные:

изучение

народных

истоков,

истории

возникновения

русской

кадрили,

видов,

форм,

музыкальных

особенностей.

Связь

с

предметами: истории, культурологи, музыки, хореографии.

Личностного

развития:

получение

навыков

взаимодействия

в

паре

и

с

другими

участниками

кадрили,

пространственная

ориентация,

развитие

музыкальности и чувства ритма, координации движений.

План занятия:

1.

Выход детей на площадку.

2.

Русский поклон.

3.

Вступительное слово педагога о целях и задачах.

4.

Разминка.

Сведения, предоставленные педагогом Вершининой Татьяной Валерьевной, верны

Директор МАОУ гимназии № 6

«___» _____ 2018 г.

___________

Л.В. Ночевная

2

Вершинина Татьяна Валерьевна

«___» ______ 2018 г.

Приложение № 97

5.

Основная часть занятия:

1)

Экскурс в историю.

2)

Повторение основных движений кадрили, разученных в начальной школе в

танце «Московская кадриль»

3)

Просмотр

видео

бытовое

исполнение

танца

«Кадриль-восьмера»

на

деревенском празднике.

4)

Игра «Ручеек» для выбора партнера в пару для танца.

5)

Разучивание танца «Кадриль-восьмера» с детьми по принципу видео-урока

(разучивая, сверяясьс видеозаписью).

6.

Заключительная часть:

1)

Разучивание элементов танца «Кадриль-восьмера» с участниками семинара,

зрителями.

2)

Разучивание русского поклона со зрителями.

3)

Заключительное слово педагога: похвалить, наметить планы выступления с

танцем.

7.

Поклон-прощание детей.

Необходимое

оборудование:

танцевальный

зал,

зеркала,

магнитофон,

телевизор, флеш-карта.

Ход занятия:

Предварительное разъяснение слушателям семинара об особенностях

внеурочной деятельности в 5-х классах основной школы.

1.

Выход детей на площадку.

2.

Русский

поклон. Для

исполнения

поклона

дети

выстраиваются

в

«шахматном» порядке напротив зеркал.

3.

Вступительное слово педагога о целях занятия и плане работы.

4.

Разминка. Дети проводят разминку, которая разучена ими еще в начальной

школе

на

занятиях

хореографией.

Разминка

занимает

от

3

до

5

минут.

Комплекс упражнений составлен таким образом, чтобы разогреть все группы

мышц и суставы.

Смена деятельности:

5.

Основная часть занятия:

Экскурс в историю:

Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке (quadrille), испанском

(cuadrilla), латинском (quadrum). Это может вызывать сомнения по поводу того, какая же

именно страна может являться родиной танца. Однако исторические источники уверенно

утверждают, что кадриль возникла во

Франции как бальный танец, образовавшись от

Сведения, предоставленные педагогом Вершининой Татьяной Валерьевной, верны

Директор МАОУ гимназии № 6

«___» _____ 2018 г.

___________

Л.В. Ночевная

3

Вершинина Татьяна Валерьевна

«___» ______ 2018 г.

Приложение № 97

английского

контрданса.

Контрданс

танцевали

в XVII

веке

английские

крестьяне,

а

кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских странах в XVIII –

XIX веках.

Пары

танцующих

располагались

по

четырех

угольнику

напротив

друг

друга

и

поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых

завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.

Покорив

посетителей

салонов

и

танцевальных

залов,

кадриль

стала

распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль

танцевали

даже

на

ассамблеях

Петра I

в

начале XVIII века. Постепенно она ушла в

народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала

одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись

новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной

местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую

жизнь.

Формы и виды кадрилей

Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8.

Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и

характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует понимать, о каком

именно виде кадрили идет речь.

Русская кадриль

Виды кадрили и их особенности

Видов

кадрили

как

народного

танца

существует

много:

русская,

белорусская,

украинская,

литовская,

эстонская,

латышская

и

т.д.

Внутри

вида

существует

еще

множество

местных

вариантов,

так,

например,

русская

кадриль

может

называться

московской,

волжской,

уральской

или,

как

в

северных

областях

России,

четверой,

шестерой, восьмерой, в зависимости от количества танцующих.

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а так же

достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1.

Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и

движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2.

Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для

композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг

другу.

3.

Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к

центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого

движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца идр.

Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущими или дается знак для

их исполнения – платком или притопом.

Сведения, предоставленные педагогом Вершининой Татьяной Валерьевной, верны

Директор МАОУ гимназии № 6

«___» _____ 2018 г.

___________

Л.В. Ночевная

4

Вершинина Татьяна Валерьевна

«___» ______ 2018 г.

Приложение № 97

Смена деятельности:

Исполнение танца «Московская кадриль».

Смена деятельности:

Просмотр видео записи с танцем «Кадриль-восьмера»

Смена деятельности:

Игра «Ручеек». Во время игры, в традициях русских забав – выбирают себе

пару.

После выбора партнеров, начинается разучивание танца.

Разучивание танца «Кадриль-восьмера»

6.

Заключительная часть:

Чтобы

гости

не

утомились

от

просмотра,

предлагаем

им

самим

попробовать разучить элементы кадрили.

Обязательное

разучивание

русского

поклона

с

участниками

семинара

присутствующими на занятии.

Для исполнения поклона дети выстраиваются в «шахматном» порядке

напротив зеркал.

Педагог в заключении хвалит детей за работу на занятии, за разученный

танец, сообщает о планах исполнения этого танца в перспективе.

Заключительный

поклон

со

всеми

присутствующими

в

зале

слушателями семинара.

После ухода детей ответы на вопросы слушателей семинара.

Сведения, предоставленные педагогом Вершининой Татьяной Валерьевной, верны

Директор МАОУ гимназии № 6

«___» _____ 2018 г.

___________

Л.В. Ночевная



В раздел образования