Напоминание

Использование малых жанров коми-пермяцкого фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста


Автор: Казанцева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19 "Родничок"
Населённый пункт: город Кудымкар, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование малых жанров коми-пермяцкого фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Казанцева Марина Николаевна воспитатель МДОБУ «Детский сад № 19 «Родничок» г. Кудымкар, Пермский край
Использование малых жанров коми-пермяцкого

фольклора в экологическом воспитании детей

младшего дошкольного возраста
Убеждения человека формируются с детства. Экологические знания необходимо давать детям именно в раннем возрасте, так как у них преобладает интерес к окружающему миру. Фольклор призван выполнять задачи нравственного, эстетического и экологического воспитания, побуждать любовь к родному языку, к родной стране, к ее природе, к людям, развивать чувство прекрасного. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Детский фольклор коми-пермяцкого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен загадками, прибаутками, закличками, считалками, приговорками, а так же играми и сказками. Поэтому я в своей работе использую элементы устного народного творчества коми-пермяцкого народа, в которых отражаются жизнь животных, насекомых, явления природы. В доступной форме показываю детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Считалки – это короткие рифмованные стишки, используемые в детских играх. Тематика коми – пермяцких считалок самая разная. Она связана с ведением крестьянского хозяйства, с рыболовством, с календарным годом. Они являются средством образования ребёнка.  Öкута, мöкута,  Чукыта, ма,
 Явися, павися,  Тур-турима.  Криво да косо,  Ерш да голец.  Вот и конец.  - Заяц белый, где ты бегал?  - В лес зеленый!  - Что там делал?  - Лыко драл! - Куда клал?  - Под колоду! - Кто украл?  - Родивон. - Пойди, вон!  Развивать у детей догадливость, сообразительность призваны загадки. Загадки – жанр международный, поэтому в их содержании много общего. При этом необходимо учитывать возможное заимствование загадок одним народом у другого, этническую общность близких народов, роль мифологических верований и т.д. Загадок у коми-пермяков не так уж много.  Безрукий - безногий, по огородам шарит. (Ветер)  Круглая, а не луна, с хвостом, а не мышь. (Репа)  Безголовый, бескрылый над рекой летит. (Облако)  Ясной ночью белая девица улыбается. (Луна)  Начиная с ранних лет, ребенок вступает в непосредственный контакт с природой, с животным миром. Его внимание привлекают жучки, паучки, гусеницы, улитки и другая живность. С ними ребенку хочется поговорить, пообщаться. Помогают им в этом приговорки. Приговорки – это стихотворные обращения детей к животному миру: к насекомым.  Примеры коми-пермяцких приговорок с переводом  - Леля тэ, леля,  Сюртö-пельтöмыччы!  Он кöмыччы –  Лöгася,  Гортöмуна,  Висьтася.  - Улитка, улитка,  Высунь рожки!  Если не покажешь –  Рассержусь,  Домой уйду,  Все расскажу.  Кутю, енкутю,  Зэрас али оз?  Оз, даклэбзьы,  Йöрвылöпуксьы.  - Божья коровка,  Будет ли дождь?  Если не будет,  Тогда улетай,  На забор сядь.
 К приговоркам близки по значению заклички. Заклички – это стихотворные обращения детей к различным явлениям природы: к солнцу, дождю, тучам, радуге.  Рифма здесь не обязательна. Заклички привлекают внимание детей легкостью запоминания и звучными словосочетаниями. Они связаны с определенным временем года, погодой, праздниками, со всем укладом жизни. Примеры закличек:  Солнце, солнышко, проснись,  В ясном небе покажись!  Детки плачут – есть хотят,  Пожалей наших ребят!  Дождик, лей, лей, лей,  На меня и на людей.  На людей по ложке,  На меня по крошке.  А на Бабушку Ягу –  Лей по целому ведру! 
 Фольклор неизменно эмоционален и всегда заключает в себе лучшие черты своего народа, его бережного отношения к окружающему миру. Невозможно представить воспитание подрастающего поколения без знания своего народного творчества. Всё это поможет сформировать полноценную личность, любящую свой дом, родной край.    Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.; Просвещение, 1999. 2. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство, как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006. - №2. 3. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2003.  


В раздел образования