Автор: Николаева Елена Александровна
Должность: Старший преподаватель Кандидат педагогических наук
Учебное заведение: Санкт–Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Высшая школа печати и медиатехнологий
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Характеристика чтения как основного вида речевой деятельности студентов IT профиля в рамках формирования иноязычной профессионально–коммуникативной компетентности
Раздел: высшее образование
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных
технологий и дизайна
Высшая школа печати и медиатехнологий
Николаева Елена Александровна
Кандидат педагогических наук
Характеристика чтения как основного вида речевой деятельности сту-
дентов IT профиля в рамках формирования иноязычной профессионально-
коммуникативной компетентности.
Национальная доктрина «Образование Российской Федерации» на
период до 2025 года в числе приоритетов государственной политики в
области
образования
и
культуры
предусматривает
восстановление
статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере
образования
и
культуры,
гуманизации
общественно–экономических
о т н о ш е н и й ,
в ы с т у п а ю щ и х
к в и н т э с с е н ц и е й
р а з в и т и я
конкурентоспособности будущих инженеров–программистов, а также
создания основы для устойчивого социокультурного развития. Такой
основой
является
совокупность
педагогических
условий,
среди
которых имеют место ситуации, которые
способствуют
формированию
адекватной
инженерной
рефлексии
и
самооценки
профессионально–личностных
и
социальных качеств;
формируют широкий кругозор;
позволяют ориентироваться в рыночной ситуации;
предполагают
использование
вариативного
подхода
при
обучении
иностранному
языку
с
целью
обеспечения
доступности
образования
студентам
–
программистам
с
разными стартовыми возможностями.
Формирование
у
студентов IT профиля (студентов–программистов или
инженеров-программистов, как в дальнейшем будем наименовать данных
1
слушателей) «вкуса» к чтению вносит неповторимый вклад в выполнение
данных
педагогических
условий
при
обучении
иностранному
языку.
Социологами выявлена прямая зависимость производительности труда от
чтения.
«Кризис
чтения»
наблюдается
и
в
Российской
Федерации,
где
социальный
слой
малограмотных
молодых
людей,
относящихся
к
девиантным
группам,
возрастает.
Для
предотвращения
дальнейшей
деградации и возрождения социальной престижности чтения при обучении
студентов
–
программистов
иностранному
языку
происходит
привитие
навыков чтения как базовой образовательной компетенции. Чтение, и как
следствие,
грамотность
и
общекультурная
подготовка
выступают
необходимым условием профессионального становления будущих инженеров
– программистов, обладающих качествами развитых и социально – ценных
людей, способных
выделять приоритеты в профессиональной деятельности;
действовать в ситуациях, предполагающих соперничество;
ориентироваться
в
рыночной
ситуации,
которой
развертывается
их
профессиональная деятельность;
подчинять технические изобретения человеческим целям;
прогнозировать действия конкуре.
Согласно Т. Г. Галактионовой, чтение является существенным фактором
социокоммуникативного
развития
человека.
Таким
образом,
овладение
будущими
студентами
культурой
чтения
отражает
сформированность
у
студентов факультета Информационных Технологий ИПКК, предполагающей
интеграцию
формальной
грамотности
(владение
навыками
и
умениями
чтения)
и
функциональной
грамотности
(способности
студентов
–
программистов в зависимости от целевой установки использовать различные
виды чтения и без затруднения переходить от одного его вида к другому)
(Галактионова, 2003: 350).
Известно,
что
значительную
часть
информации
при
овладении
2
иностранным
языком
студенты
получают
через
чтение,
что
особенно
актуально для условий обучения в неязыковом вузе. Таким образом, чтение
различной профессионально – ориентированной литературы на иностранном
языке
в
значительном
объеме
способствует
формированию
умений
в
межкультурном профессиональном общении.
В речевых механизмах чтения большую роль играют речевой слух,
прогнозирование и память. Особенности звукобуквенной системы печатного
текста определяют роль речевого слуха в процессе чтения. Фонематический
слух
способствует
успешному
восприятию
и
дифференциации
звукового
потока слов. Успешность восприятия и понимания при чтении определяется
«мысленным обгоном» как вероятностным прогнозированием, выступающим
неотъемлемым компонентом активной мыслительной деятельности.
Восприятие и понимание рассматриваются как основные компоненты
мыслительного
процесса.
Процесс
понимания
психологи
связывают
с
содержательной стороной чтения, в то время как процесс восприятия – с
технической. Так, реализация содержательной стороны чтения происходит
при актуализации технической стороны, включающей смысловые и буквенно
– звуковые связи, скорость чтения, беглость, в отсутствии которых процесс
чтения
может
превратиться
в
пословную,
послоговую
или
побуквенную
дешифровку текста. К технической стороне чтения относят
узнавание букв и буквенных комплексов;
объединение их в морфемы (синтезирование);
расчленение буквенного набора на морфемы (структурирование);
предвосхищение и угадывание компонентов буквенного словоряда;
перекодирование структурированных буквенных рядов в звуковой ряд,
а также узнавание акустического образа слов и словосочетаний;
соотнесение образа звучания с вероятностным значением.
К
технической
стороне
чтения
также
относятся
и
грамматические
действия,
связанные
с
восприятием
и
переработкой
формальной
основы
предложения, которое в процессе его считывания должно преобразиться во
3
внутреннее воспроизводимое или внешнее воспроизводимое высказывание
(Берман, 1987: 48).
Учебное чтение используется для обучения технической стороне чтения.
При этом создаются и закрепляются связи «графические знаки - буквы»
(Миньяр
–
Белоручев,
1990:
67).
Также
до
полного
автоматизма
при
произнесении
вслух
или
во
внутренней
речи
доводятся
действия,
включающие артикуляционно – моторные связи, перцептивные действия. На
этапе
учебного
чтения
формируется
навык
превращать
буквы
в
слова
и
предложения,
письменный
текст
в
устный.
С
целью
обучения
студентов
воспроизводить
интонационный
рисунок
предложения,
а
также
для
установления связей между слухомоторными и зрительными образами слов
учебное чтение осуществляется как правило вслух. Обучение технической
стороне чтения подготавливает студентов к работе над текстом, несущей
содержательный характер.
Многие исследователи в области методики обучения иностранным языкам
выделяют ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое чтение, с
которыми происходит ознакомление учащихся неязыковых вузов. Описание
этих видов чтения, а также их роль в процессе обучения иностранному языку
представлено
И.М.
Берман,
И.Л.
Бим,
В.А.
Бухбиндером,
А.А.
Миролюбовым, С.К. Фоломкиной и др. Из-за небольшого количества часов
мы
рекомендуем
обучение
студентов
изучающему
и
поисковому
видам
чтению для формирования иноязычной профессионально-коммуникативной
компетентности (ИПКК). (таблица 2).
Изучающее чтение направлено на развитие точного понимания всего
текста,
а
также
на
формирование
умения
самостоятельно
преодолевать
затруднения в понимании иноязычного текста благодаря вычленению в тексте
элементов, служащих опорой в преодолении возникших трудностей.
В
профессиональной
деятельности
специалиста
поисковое
чтение
существует как самостоятельный вид чтения. В рамках аудиторной работы
поисковое
чтение
осуществляется
по
заданию
преподавателя;
при
4
внеаудиторной
-
самостоятельный
поиск
информации
в
источниках
для
выполнения исследовательской деятельности.
Таблица 2. Цели, характеристики и результаты изучающего и поискового
чтения при формировании ИПКК студентов IT профиля.
Вид чтения
Цель
Характеристика
Результат
Изучающее
чтение
close
reading.
Полно
и
точно
о с о з н а т ь
в с ю
информацию
содержащуюся
в
профессионально
-
ориентированном
тексте.
Я з ы к о в о й
а н а л и з
т е к с т а
разворачивается
как
анализ
через
с и н т е з .
П р и
р а б о т е
н а д
с п е ц и а л ь н о й
л и т е р а т у р о й
з ат р а г и в а е т с я
с о о т н е с е н и е
о п и с а н и й
с
н а г л я д н ы м
и з о б р а ж е н и е м .
Б о л ь ш о е
количество регрессий, намеренное
выделение
наиболее
важных
т е з и с о в
с
н е о д н о к р а т н ы м
проговариванием.
50-60
слов
в
минуту для удержание целостного
словоряда
на
контуре
фразового
стереотипа.
Анализ содержания читаемого в опоре
на языковые и логические связи текста.
Студен т -п рограмми ст
п о л у ч а е т
возможность изучить структуру бизнес
п и с ь м а
б и з н е с
э л е к т р о н н о г о
сообщения,
письма
и
электронного
сообщения неформального стиля;
в
случае
необходимости
изучить
теоретический
вопрос
подробно,
например
тему Computer
Viruses
и
впоследствии
применить
теорию
на
практике
по
созданию
антивирусных
программ,
данный
вид
чтения
будет
п р е в а л и р о в ат ь
в
д е я т е л ь н о с т и
студента ФИТ.
Поисковое
чтение
searching
reading
Быстро
отыскать
в
массиве
текста
определенные
факты;
ознакомиться
с
представленной
информацией;
определить
квинтэссенцию
сообщаемого
Предмет
работы
–
весь
текст,
последовательно обрабатываемый
Данный
вид
чтения
т р е буе т
владения
значительным
объемом
языкового
материала,
дающего
возможность восприятия наиболее
значимых языковых единиц текста,
с о с т а в л я ю щ и х
л о г и к о
–
фактологическую цепочку
Формирование
навыков
и
умений
-ориентироваться в логико – смысловой
структуре текста
-извлекать
и
использовать
материал
т е к с т о в
в
с о о т в е т с т в и и
с
коммуникативным заданием
-обнаруживать главную мысль текста,
выраженную
имплицитно,
на
основе
структурно–
смысловой
организации
текста.
Студен т -п рограмми ст
п о л у ч а е т
возможность
быстро
отыскать
в
м а с с и в е
п р о ф е с с и о н а л ь н о -
ориентированного текста необходимую
информацию, которую может изложить
в
письменной
форме
в
виде
статьи,
письма,
высказать
мнение
по
поводу
данного
факта
в
монологическом
высказывании,
диалоге,
полемике
в
р а м ка х
ке й с а
п р и
о б с у ж д е н и и
профессионально-значимых ситуаций.
Для эффективного обучения студентов - программистов изучающему и
поисковому видам чтения, а также письменной и устной коммуникации,
которые
основываются
на
представленных
видах
чтения,
мы
предлагаем
использовать аудиторный и внеаудиторный этапы.
Аудиторное чтение
В рамках аудиторного профессионально-ориентированного чтения мы
выделяем две стадии:
Стадия
1
—
Стадия
введения
и
первичного
закрепления
новой
профессионально-ориентированной лексики;
5
Стадия
2
—
Стадия
аудиторного
чтения
профессионально-
ориентированного текста.
Стадия
1
—
Стадия
введения
и
первичного
закрепления
новой
профессионально-ориентированной
лексики
реализует
подготовительный
процесс чтения и предполагает введение и первичное закрепление новой
профессионально-ориентированной
лексики.
В
рамках
данной
стадии
происходит
формирование
стратегической
и
прагматической
компетенций
м о т и в а ц и о н н о го
ко м п о н е н т а ,
а
т а к ж е
и н ф о р м а ц и о н н о й
и
самообразовательной
компетенций
когнитивного
компонента
ИПКК,
поскольку
на
данной
стадии
предпочтительно
групповое
обсуждение
возможных
тем
проектов,
особенностей
выполнения
проектной
деятельности.
Данная
стадия
предполагает
выполнение
упражнений,
способствующих
формированию
зрительно-слухомоторных
образов
изучаемых
единиц,
а
также
овладением
семантикой
слова
или
грамматического явления. Длительность данной стадии составляет одно/два
занятия.
Стадия
2
— Стадия
аудиторного
чтения
профессионально-
ориентированного текста состоит в реализации аудиторной тренировки в
профессионально-ориентированном чтении. На данной стадии на каждый вид
рассматриваемого нами чтения: изучающего и поискового отводится по 2
занятия.
Реализация
задач
данного
этапа
приводит
к
формированию
следующих
компетенций:
самообразовательной,
дискурсивной,
стратегической,
прагматической,
лингвистической,
социальной,
социолингвистической и соответствующим им операционно-деятельностного
и
коммуникативного
компонентов
ИПКК.
Данная
стадия
предполагает
обсуждение
профессиональных
вопросов
в
рамках
кейсов;
в
рамках
мастерских
-
изучение
особенностей
написания
деловой
документации,
статей,
а
также
написания
программ
и
конструирования
сайтов
с
тематическим
наполнением
на
основе
профессионально-ориентированных
текстов.
На
данной
стадии
выполняются
упражнения
текстового
этапа
6
чтения. При этом перевод текста желательно выполнять в письменной форме,
так
как
в
этом
случае
можно
судить
о
степени
его
точности,
а
также
преподавателю
легче
установить,
что
вызвало
затруднения
и
проанализировать
вместе
со
студентами
ошибки.
Особое
внимание
при
переводе
уделяется
передаче
языковых
средств,
создающих
связи
между
словами, предложениями и абзацами. В зависимости от характера возникших
трудностей,
лексическому,
грамматическому
и
лексико-грамматическому
анализу подвергаются части предложения, где допущена ошибка или имеет
место неточность перевода.
После прочтения и перевода текста студенты обсуждают приведенные в
нем факты: общеизвестны они или новые; что доказано автором, что остается
спорным; степень достоверности фактов; какие факты следовало бы привлечь
дополнительно (Фоломкина, 1987: 77).
Внеаудиторное чтение.
В рамках внеаудиторного чтения нами выделены следующие стадии:
Стадия
3
—
Стадия
внеаудиторного
чтения
профе ссионально-
ориентированного текста;
Стадия
4
-
Стадия
самооценивания
результатов
речевой
деятельности
в
форме
профессионально-ориентированного
чтения,
устной
и
письменной
коммуникации.
Мы считаем необходимым введение данных стадий в процесс обучения
иностранному языку студентов IT профиля. Особенности учебного процесса
при
овладении
иностранным
языком
данной
категории
учащихся
обусловлены следующими характеристиками:
небольшим количеством часов, отводимых на изучение ИЯ;
строгим выделением материала, подлежащего активному и пассивному
усвоению;
ограниченным объемом учебного материала.
В связи с представленными характеристиками меняется соотношение
аудиторного и внеаудиторного чтения в пользу последнего. Самостоятельное
7
чтение
является
основой
оптимизации
обучения
студентов
профиля
«Информационные
системы»
ИЯ
и
главным
фактором
развития
автономности студента (Сафронова, 2011). Роль самостоятельного чтения
заключается в следующих положениях:
самостоятельное
чтение
способствует
повышению
эффективности
процесса обучения ИЯ, решению вопроса оптимизации обучения и
роста мотивации;
самостоятельное
чтение
является
основой
становления
и
развития
компетенций ИПКК и способствует развитию автономности студента, а
также способности к непрерывном самообразованию;
самостоятельное чтение активизирует у студентов профессиональные и
познавательные
интересы,
способствует
формированию
общих
и
специальных умений;
самостоятельное чтение развивает инициативу, творческую активность,
мышление, логику, самоанализ, самооценку;
самостоятельное чтение стимулирует интеллектуальную деятельность
студентов.
Содержание
вышеуказанных
положений
является
основой
наполнения
третьей и четвертой стадий внеаудиторного (самостоятельного чтения).
Стадия
3
– Стадия
внеаудиторного
чтения
профессионально-
ориентированного текста ориентирована на практику в чтении в форме
самостоятельного чтения и выполнения проектной деятельности. В рамках
данной
стадии
мы
считаем
необходимым
формирование
компетенций
коммуникативного и операционно-деятельностного компонентов.
Одним из видов самостоятельного чтения является индивидуальное
чтение. Согласно О.Б. Бесерт, индивидуальное чтение представляет собой
беспереводное коммуникативное чтение, предполагающее самостоятельный
выбор студентами степени проникновение в содержание текста. В процессе
обучения индивидуальному чтению выделены два ведущих принципа:
8
принцип индивидуализации;
принцип опоры на учебные стратегии (Бессерт, 2005: 56).
Принцип
индивидуализации
подразумевает
организацию
учебного
процесса с учетом специфики условий обучения, а именно ориентации на
использование просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового
видов чтения в целях решения профессиональных задач при обсуждении
возникающих вопросов, защиты проектов, созданных по плану студента,
написанию необходимой документации, писем и электронных сообщений
неформального
стиля,
статей
и
их
опубликации
согласно
намерениям
обучающегося.
Принцип
опоры
на
учебные
стратегии
предполагает
возможность
выбора каждым студентом-программистом материала для профессионально-
ориентированного
чтения
и
последующую
организацию
проектной
деятельности, работу в рамках кейсов и мастерских.
Таким
образом,
термин
«индивидуальное
чтение»
имеет
более
широкую
трактовку
в
отличие
от
термина
«самостоятельная
работа»,
представляющей вид деятельности, выполняемой без помощи преподавателя.
Студент-программист индивидуально выполняет учебную деятельность по
наполнению сайтов, программ необходимом материалом, соответствующим
изученным темам, а также занимается реализацией заказов, поступающих
ему
по
аналогичной
тематике
согласно
должностным
обязанностям
(для
работающих
студентов).
Самостоятельное
чтение
студентов
профиля
«Информационные системы» стимулирует выполнение проектов, написание
программ-тестов на английском языке, конструирование сайтов и наполнение
интересующим
материалом,
например
шаблонами
писем
и
электронных
сообщений
неформального
и
формального
стилей,
резюме,
возможными
вопросами, задаваемыми при прохождении интервью о приеме на работу, пр.
С т а д и я 4
– Стадия
самооценивания
результатов
речевой
деятельности в форме профессионально-ориентированного чтения, устной
и письменной коммуникации реализует задачи рефлексии и самокоррекции
9
результатов
учебной
деятельности,
а
также
частичного
или
полного
восполнения пробелов в знаниях, навыках и умениях обучаемых.
Д л я
а к т и в и з а ц и и
и н о я з ы ч н о й
п р о ф е с с и о н а л ь н о -
коммуникативной
компетентности
студента-программиста
необходимо
вовлечь его в рефлексивную деятельность.
Проблема развития образовательной рефлексии является важной для
формирования
иноязычной
профе ссиона льно-коммуникативной
компетентности
студентов
факультета
информационных
систем.
В
педагогической литературе этот термин широко применяется для обозначения
личностного
качества,
проявляющегося
в
способности
личности
быть
сосредоточенной не на предмете деятельности, а на самой деятельности и
себе как ее субъекте (Богик, 2000: 45).
Рефлексия
как
образовательная
деятельность
относится
к
двум
областям: онтологической, связанной с содержанием предметных знаний, и
психологической,
то
есть
обращённой
к
субъекту
деятельности
и
самой
деятельности.
И
в
том
и
другом
случае
рефлексия,
обеспечивающая
адаптивность человека к новым условиям деятельности, демонстрирует, что
рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда
возникает
какое-либо
затруднение.
При
этом
она
используется
для
реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. Иными
словами,
уже
признанным
ст а ло
то,
что
ре флексия
с л у ж и т
совершенствованию
различных
видов
деятельности,
которые
могут
быть
поставлены под контроль сознания. Студент может не только делать, но и
знать, как он это делает.
В
современной
педагогике
существует
несколько
механизмов,
формирующих образовательную рефлексию учащихся:
-вопросы,
предложенные педагогом, например: «What new facts did I find out
during the class? How did I feel? What did I like during the class?»;
-анализ
выполненного
учебного
задания,
например:
правильность
и
последовательность выполнения этапов задания, способов выражения ответа
10
в виде таблиц, схем графиков и т. п. и их обоснования;
-предоставление ответа на вопросы в виде схемы или рисунка;
-предварительное обсуждение разных способов решения задачи: как верных,
так и неверных решений;
-самостоятельное
изменение
студентами
учебных
задач,
чтобы
задания
решались разными способами;
-противопоставление суждений учащихся по одному и тому же вопросу.
Таким
образом,
возникает
необходимость
создания
в
иноязычной
учебно-профессиональной
деятельности
специальных
условий,
обеспечивающих
формирование
рефлексии
студентов.
Для
формирования
образовательной рефлексии мы предлагаем введение в курс инновационных
технологий,
таких
как
исследовательская
деятельность,
включающую
выполнение
проектов,
работу
в
рамках
кейсов
и
мастерских.
При
этом
происходит
создание
условий,
в
которых
студенты
самостоятельно
контролируют собственные действия:
-выполнение
учащимися
действий
контроля
и
оценки,
предполагающих
обращение
к
имеющимся
знаниям,
позволяющих
структурировать
их
и
осознать, насколько проработан материал;
-создание
проблемных
ситуаций,
в
которых
противопоставляются
предварительно
выдвинутые
положения,
основывающиеся
на
бытовом
и
профессиональном опыте учащихся, и результаты экспертов;
-заполнение
«карты
рефлексии»,
в
которой
студенты
указывают
степень
сложности выполненных заданий. Карта рефлексии.
Content
Easy
Quiet easy
Difficult
Very difficult
Texts given in the class
Letter of application
CV
Project
Business letter
Business email
Informal letter
11
Informal email
Article
Annotation
Professional situation
Additional texts
П р и
э том
же л ат е л ь н ы е
р е зул ьт ат ы
п р о ц е с с а
о бу ч е н и я
профессионально-ориентированному
чтению,
устной
и
письменной
коммуникации могут быть классифицированы на шесть основных групп:
-
Оценка:
формирование
критериев,
рассмотрение
заданных
вопросов,
обнаружение ошибок, оценивание, принятие решений.
- Синтез: получение неизвестных ранее сведений (требует оригинальности и
творческого подхода).
- Анализ: определение составных элементов, то есть рассмотрение, каким
образом они расположены и связаны между собой.
- Применение: применение знаний, навыков и умений для решения новых
задач в новых ситуациях , когда не определены указания и методы решения.
- Понимание: приведение информации в более значимую форму, пересказ,
пояснения, предположения, составление выводов.
-
Знания
о
языковых
явлениях
(лексических
единиц,
формул
речевого
общения,
грамматических
форм
и
конструкций);
лингвострановедческие
знания.
В
таблице
3
представлена
характеристика
стадий
чтения,
способствующих
формированию
навыков
и
умений
профессионально-
ориентированного чтения, устной и письменной коммуникации на его основе.
Таблица
3.
Характеристика
стадий
профессионально-ориентированного
чтения, устной и письменной коммуникации студентов - программистов.
№
Наименование
Цели
Содержание
Компонент
профессио-
нально-
коммуника-
тивной
компетентно
сти
Формируемые
компетенции
12
1
Стадия введения и
первичного
закрепления
новой
профессионально-
ориентированной
лексики
-введение в тему
профессио-
нальной речевой
деятельности на
английском языке
- активизация
имеющихся
профессио-нально-
ориенти-рованных
знаний;
- в в е д е н и е
н о в о й
профессионально-
ориентированной лексики;
-тренировка;
-условно-речевые
упражнения
на
основе
данной лексики;
- о з н а к о м л е н и е
с о
стратегиями
работы
с
текстом;
ознакомление
со
стратегиями
выполнения
проектной деятельности
мотивационный;
когнитивный
стратегическая;
прагматическая
2
Стадия аудиторного
чтения
профессионально-
ориентированного
текста,
устной
и
письменной
коммуникации
Формирование
навыков
и
умений
чтения профессио-
нально
ориентиро-
ванного текста
-текст 1
-условно-речевые
упражнения
на
основе
текста 1
-речевые
упражнения
на
основе текста I
-речевые
упражнения
на
основе текста I
текст1
для
изучающего
и
поискового видов чтения
- р а б о т а
в
р а м к а х
мастерской
(написание
деловой
документации,
заявления
о
приеме
на
работу),
-обсуждение
профессионально-
з н ач и м ы х
с и т уа ц и й
в
рамках кейсов
операционно-
деятельностный;
коммуникативный
-Самообразова-
тельная;
-дискурсивная;
-прагматическая;
-стратегическая;
-лингвистическая;
-социальная;
-социокультурная;
-дискурсивная
3
Стадия
внеаудиторного
чтения
профессионально-
ориентированного
текста,
устной
и
письменной
коммуникации
владение
стратегиями
самостоя-тельного
чтения
контроль самостоя-
тельного
выполнения
коммуникативных
действий
-самостоятельное
чтение
т е к с т а II
в
р а м к а х
изучающего
и
поискового
видов чтения
- к о н т р о л ь
п о н и м а н и я
прочитанного
-выполнение
иноязычной
деятельности
в
рамках
проекта,
-написание
п р о г р а м м -
тестов,
-конструирование сайтов.
операционно-
деятельностый;
коммуникативный
-Самообразова-
тельная;
-дискурсивная;
-прагматическая;
-стратегическая;
-лингвистическая;
-социальная;
-социокультурная;
-дискурсивная
4
Стадия
самооценивания
результатов
речевой
д е я т ел ь н о с т и
в
форме
профессионально-
ориентированного
чтения,
устной
и
письменной
коммуникации
-Самооценивание
результатов,
полученных
при
овладении
н а в ы к а м и
и
у м е н и я м и
в
профессионально-
ориентированном
чтении
-восполнение
пробелов в знаниях
-выполнение
дополнительных
упражнений
- з а п о л н е н и е
к а р т ы
рефлексии.
рефлексивный;
личностный;
коммуникативный
-Стратегическая;
-прагматическая;
-лингвистическая;
-социальная;
-социокультурная;
-дискурсивная;
-информационная;
-самообразова-
тельная
Таким
образом,
чтение
студентов IT
профиля
является
основой
выполнения
профессионально-значимой
аудиторной
и
внеаудиторной
деятельности,
формирующей
навыки
и
умения
профессионально-
ориентированного изучающего и поискового видов чтения, письменной и
устной коммуникации.
Список литературы
13
1.
Берман
И.М.
Очерки
методики
обучения
чтению
на
иностранном
языке. – Киев: Вища школа, 1987.- 345с.
2.
Бессерт О.Б. Обучение индивидуальному чтению студентов четвертого
курса
педагогического
вуза
(английский
язык
как
вторая
специальность): Дис. … кандпед.наук. – СПб., 2005.- 131с.
3.
Богиг
В.Г.
Школа
рефлексии
и
рефлективности
//
Методология
современной
лингвистики:
Проблемы,
поиски,
перспективы.
—
Барнаул, 2000. — С. 41-51.
4.
Галактионова
Т.Г.
Культура
чтения
современных
школьников
как
социально-педагогическая проблема ... – СПб., 2003 – 426 с.
5.
Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам.//
Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Сост.
Леонтьев А.А.-М., 1991. С.230.
6.
Сафронова
М.В.
Оптимизация
формирования
коммуникативной
компетентности
у
студентов
4
курса
языкового
вуза
в
рамках
самостоятельной работы (английский язык как вторая специальность):
Автореф. ...дис. канд. пед. наук.- Спб., 2011.-22с.
7.
Фоломкина
С.К.
Обучение
чтению
на
иностранном
языке
в
неязыковом вузе.-М.:Рус.язык, 1987.-206с.
14