"Части речи. Обобщение и систематизация знаний" (контрольный диктант)
Автор: Клеопина Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: г.Боровичи, Новгородская область Наименование материала: Проект урока русского языка в системе развивающего обучения (РО) Тема: "Части речи. Обобщение и систематизация знаний" (контрольный диктант) Раздел: начальное образование
в системе развивающего обучения (РО.)
Выполнила учитель начальных классов
МАОУ СОШ№1, Боровичского района
Клеопина Марина Александровна
Класс: 4 «Б»
Тип урока: урок контроля и оценки (рефлексии)
УМК «Школа России»
Особенности
данного
урока:
на
этом
уроке
рефлексивная
работа
учащихся
организуется
по
специальным
оценочным
листам. (Приложение№1)
В оценочных листах учащиеся отмечают
основные умения, проверяемые на данном уроке, прогнозируют оценку каждого умения с помощью
четырехцветного индикатора (зеленый цвет – «хорошо знаю и могу помочь другим», синий цвет –
«знаю», желтый цвет – «сомневаюсь», красный цвет – «не знаю»). Во время выполнения контрольной
работы учащиеся заполняют этот лист и сдают его на проверку вместе с работой. Учитель проверяет
работы, в оценочном листе в колонке «оценка» условными обозначениями показывает согласие и
несогласие с оценкой учащегося. Знак «плюс» означает согласие с оценкой, стрелочка вверх –
повышение оценки, стрелочка вниз – понижение оценки.
Место урока в системе уроков: Работая на протяжении ряда уроков(6часов) над параграфом
учебника
«Части речи?». Учащиеся находят наиболее существенные грамматические признаки
частей речи, чтобы впоследствии сконструировать систему теоретических понятий о частях речи.
Определяют классы слов, характеризующихся общностью грамматических значений, и конструируют
словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного и
глагола,
имени
числительного
и
местоимения.).
На
этом
уроке
каждый
ребенок
должен
самостоятельно оценить и проверить свой уровень орфографической грамотности и свое владение
открытым способом, понятием. На следующем уроке учащиеся проанализируют контрольную работу
и поставят задачу на изучение следующего раздела.
Тема: « ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ».
(КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ)
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».
Задачи урока:
• проверить уровень орфографической грамотности учащихся и уровень владения ими вновь
открытым способом;
• развивать навык самоконтроля и самооценки;
• воспитывать внимание, аккуратность, ответственность за свою работу .
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Метапредметные результаты:
1.Регулятивные УУД:
-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
-внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
2.Позновательные УУД:
-устанавливать аналогии;
-использовать модели, алгоритмы (проверки);
-строить речевые высказывания (на этапе сообщения целей урока).
3.Коммуникативные УУД:
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
-высказывание своего мнения при обсуждении заданий.
-слушание и понимание друг друга.
Личностные результаты:
-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
-умение признавать собственные ошибки и достижения;
-умение оценивать трудность предлагаемого задания;
-восприятие учебного предмета как части общечеловеческой культуры.
Оборудование: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык: учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х
частях-Ч.1.-М.: Просвещение, 2013.-160с. Оценочные листы.
1.Организационный момент и сообщение целей урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
-На доске записаны слова:
-Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? (Корень.)
-Почему? (Корень-это часть слова, а остальные слова-части речи).
-Какое слово получилось по вертикали? (выделенные буквы) (Диктант)
-Сегодня мы пишем контрольный диктант.
2.Знакомство с текстом.
-Послушайте внимательно текст диктанта.
На лыжной прогулке.
У деревни Морозки находился дом отдыха. Сюда съехались ребята из окрестных сёл. Раннее утро,
подъем. Ребята уже скользят на лыжах по узкой дорожке. Красота вокруг! Лес стоит в снежном
уборе, словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушки
шатром раскинулся дуб. На вершине ели сидит ворона. Взлетела птица. Посыпался с макушки снег.
В алмазной пыли заиграл солнечный луч.
С чувством бодрости вернулись ребята с прогулки.
-Что вы можете сказать о настроении автора? (Оно приподнятое)
-Что увидели ребята в лесу?
-Лексическое значение каких слов непонятно?
-Какие орфограммы встретились в словах? (Безударная гласная в корне слова, непроизносимая
согласная, парная согласная в корне слова)
3.Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист.
Пре д лог
Пр и лагательное
К орень
Сущес т вительное
Гл а гол
Н аречие
Мес т оимение
-Какое
умение
будем
проверять
во
время
диктанта?
(Умение
писать
под
диктовку,
уровень
орфографической грамотности.)
-Запишите в таблицу номер и название проверяемого умения. В колонке «Прогностическая оценка»
спрогнозируйте оценку с помощью цветового индикатора.
4. Письмо под диктовку.
Разминка:
-Помассируйте пальчиками уши, покатайте ручку между ладонями.
-Начинаем писать диктант.
5.Выполнение грамматического задания.
- На доске записано грамматическое задание. Прочитайте первое и второе задание.
-Какое умение будем проверять? (Умение определять части речи)
-Отметим в ваших оценочных листах это умение и спрогнозируем оценку .(каждый выполняет
индивидуально)
6.Выполнение творческого задания и дополнительного задания.
- Те
ребята,
которые
быстрее
других
справятся
с
грамматическим
заданием,
могут
выполнить
дополнительное и творческое задание.
Дополнительное задание:
-Определить грамматические значения в словах последнего предложения.
Творческое задание:
- Составить и записать высказывание со словом макушка
в другом значении.
-Записать и оценить умение выполнять задания творческого характера в оценочном листе.
7.Итог урока.
- Вложите оценочный лист в тетрадь. Передайте тетради на проверку.
-Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднение?
-Поднимите руку те, кто оценил себя высоко.
-Кто успел выполнить все задания?
Домашнее задание: записать в тетрадь слова разных частей речи, указать грамматические признаки.
Приложение№1
Контрольная работа
Тема: Части речи
Оценочный лист
№
Основные умения
Прогностическая
оценка
Итоговая оценка
1
Умею писать под диктовку
2
Умею определять части речи
3
Умею определять частные ГЗ
4
Творческое задание
«Хорошо знаю и могу помочь другим»
«Знаю»
«Сомневаюсь»
«Не знаю»