Автор: Частникова Марина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы правового регулирования освобождения от административной ответственности"
Раздел: высшее образование
АКТУАЛЬНЫЕ
ПР ОБЛЕМЫ
ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В статье рассматриваются состояние и пути совершенствования института освобождения
от
административной
ответственности.
Рассмотрена
возможность
развития
этого
института
в
законодательстве
об
административных
правонарушениях
на
уровне
субъектов Российской Федерации.
Проблемы института административной ответственности, ее роль в системе юридической
ответственности
и
понятийный
аппарат
были
предметом
дискуссий
и
обсуждений
российских ученых-административистов в пятидесятые и последующие годы прошлого
столетия. В этой связи следует назвать таких ученых, как С.С. Студеникин, И.И. , А.Е.
Лунев, В.А. Власов, Ю.М. , явившихся авторами
учебников по административному ,
главы были посвящены и признакам административной в качестве самост правового .
Если
рассматривать
п
законодательного
регулирования
от
административной
ответственности в Федерации чрезвычайно значимыми и актуальными по разным . В
первую очередь
создания и
функционирования системной
базы института
от
административной ответственности из социальной этой административ категории[1]. По
моему , государство, стараясь
использовать
либерализации законодательства (и , и
уголовного), разделило, бы, близкие понятия — от ответственности и от наказания.
Очевидно, что
разделение во многом , отечественное измышление,
возникло , когда
ученые и начали придумывать и в жизнь иные, наказания, реализации юридической
(это были рода меры , воспитательного ), а равно и разрабатывать замены уголовной и
ответственности иными
ответственности.
освобождения лица,
административное
правонарушение, от ответственности, по нашему , должны крайне полно и проработаны
и
отражены
в
.
Это
объясняется
не
только
и
спецификой
освобождения
от
административной , но и непосредственно природой ́
административного правонарушения.
особо , что любого рода
рассматривается как «виновное, , наносящее вред
деяние
дееспособного лица или лиц, за собой юридическую »[2] . Категория же непосредственно
правонарушения на
этапе развития
отечественного административного
продолжает
оставаться , не нашедшим трактовки. Однако, на наш , возможно привести концепцию
определения
правонарушения и его
черт, высказанную С. С.
и С. С. Громыко:
антиобщественность( опасность), противоправность, и ответственность ()[3] . Вопросом
определения административного правонарушения А. С. Янушка, высказавшая , согласно
«суть любых правонарушений выражается в том, что они административно-правовые
нормы, определенные в различных областях () управления)»[4] . Одним из признаков
административного
,
вне
зависимости
от
его
совершения,
является
опасность,
следовательно, по
мнению, именно эта
в очередной раз
значению института
от
административной ответственности, в
законодательному закреплению
и порядка
от
административной
ответственности.
посредством
освобождения
,
совершившего
административное , от административной
такое лицо
от необходимости претерпеть
последствия
противоправного
.
По
моему
,
представляется
обоснованным
проанализировать законодательство об от административной ответственности. В очередь
указать, что в соответствии с п. «к» ст. 71 РФ [5] административное и административно-
процессуальное находится в совместном Российской и субъектов Российской .
Таким образом, , затрагивающие институт от административной , могут быть не только
на общефедеральном , но и на уровне субъектов
Федерации
принятия специальных
правовых актов или же новых норм в уже с целью дополнительного правового вопросов
освобождения от ответственности в рамках взятого РФ с учетом его специфики. к КоАП
РФ[6] , а к статьям Общей , закрепляющим освобождения от административной . Статья
2.7 КоАП РФ , что «не является административным
причинение
вреда охраняемым
интересам в состоянии необходимости, то есть для опасности, угрожающей личности и
данного лица или лиц, а также охраняемым интересам или государства, если эта не
могла быть иными средствами и причиненный является менее , чем предотвращенный
вред». , в случаях, предусмотренных
статьей
РФ, нельзя говорить о
положений
института
от
административной
ответственности.
В
с
приведенной
закона
при
совершении определенного рода с целью устранения опасности, жизни, здоровью или
же
охраняемым законом , такое деяние не
как административное , в то время как
механизм
от административной ответственности
обязательное наличие
виновным
непосредственно административного . Ряд нормативных правовых субъектов Российской
устанавливают
составы
административных
,
имеющих
место
в
конкретного
или
нескольких
.
Так,
в
законах
[7]
и
Чукотского
автономных
[8],
а
также,
например,
области[9], закреплены административных , посягающих на общественные в области
оленеводства.
образом,
проведя
некоторых
регионального
законодательства
РФ,
обоснованным сделать
о том, что в них находит отражение
определенного
РФ,
проявляющаяся в социальном, , культурном или же ином , посредством законодательного
механизмов общественных отношений, в конкретных субъектах РФ.
образом, подводя статьи, сделать следующие :
1. Понятие «административное » представляет собой
административно-правовую ,
наделенную следующими : противоправность; виновность; ; наличие общественной .
2. Вопросы,
в плоскости института
от административной ответственности,
как и
административное и административно-процессуальное в целом, в совместном ве́
дении
Федерации и ее субъектов.
3. законодательство об административных , хотя и специфику отдельно субъекта РФ, не
представляет
оснований
освобождения
,
совершившего
правонарушение,
от
административной , отсутствующих на уровне законодательства об административных .
4. В соответствии с
об административных правонарушениях
освобождения лица,
административное
правонарушение,
:
малозначительность
административного
правонарушения; комиссии по делам и защите их прав, в отношении , совершившего
административное , в возрасте от 16 до 18 лет.
5. Малозначительным такое правонарушение, было в форме действия или , содержит
формально все
состава административного , однако с
характера совершенного
и
личности лица, его , а также размера и тяжести последствий не является нарушением
охраняемых правоотношений.
Список
1. Серков П.П. ответственность в российском : современное осмысление и новые . М.:
Н о р м а ,
2 0 1 2 .
2. административное . Общая часть / под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая ли, 1962.
С .
2 3 4
-
2 3 9 .
3. Студеникин С.С. административное / В.А. Власов, И.И. Евтихеев. М.: литература,
1 9 5 0 .
С .
1 7 3
-
1 8 4 .
4.
М.С.
Процесс
модернизации
РФ:
оценка
новелл
КоАП
РФ
//
проблемы
законодательства
об
правонарушениях:
материальный
и
ьный
.
М.:
МГЮА,
2012.
5.
Якимов
А.Ю.
Формы,
содержание
и
статус
решений
процессуального
характера,
принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях
(по материалам Верховного Суда Российской Федерации) // Государство и право. 2012.N 2
6.
Якимов
А.Ю.
Обжалование
и
опротестование
решений,
принимаемых
в
рамках
производства
по
делам
об
административных
правонарушениях
//
Административное
право и процесс. 2012. N 12.
7. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. № 81-ЗАО «Об
административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Закон Чукотского автономного округа от 6 июня 2008 г. № 69-ОЗ «Об административной
ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Чукотского
автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в
Чукотском автономном округе» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Закон Мурманской области от 6 июня 2003 г. № 401-01-ЗМО «Об административных
правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».