Автор: Марышева Оксана Юрьевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №56 г.Воронеж Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Рабочая программа Тема: элективный курс "Экологический практикум" Раздел: полное образование
учреждение средняя общеобразовательная школа № 56
Рассмотрено и утверждено
«Утверждая»
на заседании ШМО школы
учителей химии, биологии, экологии
и географии
от
Руководитель ШМО
__________________Н.Ю. Дронова
«Согласованно»
Зам. директора по УВР
___________Н.В. Стеганцова
Директор
МБОУ СОШ № 56
__________М.И. Першина
приказ № 92-о.д. от « 02 » сентября
2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Экологический практикум»
учитель Марышева О.Ю.
год составления 2013-2014
Класс_10
Количество часов по плану_35 ч.__
Воронеж 2013
Пояснительная записка.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Для жизни в современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса важным
является формирование экологической культуры и экологического мышления. Человек с
экологическим
мышлением,
экологическими
знаниями
сможет
разобраться
в
сложно
устроенной живой природе, понять все ее тонкости, обеспечить поддержание стабильности
биосферы.
Для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания,
пользоваться
природными
ресурсами,
мы
сегодня
должны
научиться
относиться
к
природной среде как к своему дому, знать о нем все.
Для
этого
необходимо
знать
основные
положения
современной
экологии;
знать
особенности основных сред жизни и адаптаций к ним организмов, экологию популяций,
сообществ, экосистем и биосферы.
.
Данная
программа
обучает
основным
методам
экологических
исследований,
показывает
значение
экологического
образования
в
воспитании
ответственности
человечества за будущее биосферы.
Элективный курс по экологии в объеме 35 часов предназначается для учащихся 10
класса, как составная часть предпрофильной подготовки и выполняет несколько функций:
1.
Способствует более глубокому и качественному пониманию биологии.
2.
Способствует удовлетворению познавательных интересов в понимании устройства
живой природы.
3.
Расширяет
содержание
курса
экологии,
изучение
которого
осуществляется
на
минимальном
общеобразовательном
уровне;
позволяет
получить
дополнительную
подготовку для сдачи экзаменов по биологии.
4.
Обучение осуществляется с учетом знаний, полученных при изучении географии,
биологии, химии.
5.
Формирует у школьников практические умения. (Умение самостоятельно работать со
справочной литературой, проводить наблюдения за объектами живой природы и
исследования.)
Цели данного курса:
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
помочь
осознать
степень
своего
интереса
к
предмету
и
оценить
возможности
овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
повысить экологическую культуру учащихся в рамках школьного курса экологии,
биологии;
формировать у школьников практические умения;
показать взаимосвязь экологии с биологией, химией, физикой, географией;
формировать навыки самостоятельной работы.
Задачи данного курса :
расширить сферу биологических знаний учащихся;
познакомить
учащихся
с
адаптациями
организмов
к
разным
средам
жизни
и
местообитанию, принципами экологической классификации организмов, с экологией
популяций и экосистем;
помочь
осознать
степень
своего
интереса
к
предмету
и
оценить
возможности
овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
научить учащихся элементам начальной исследовательской деятельности;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии и успешного обучения в
ВУЗах по данной дисциплине.
Для реализации данной программы используются следующие принципы:
доступности,
естественности,
осмыслённости,
самодеятельности,
экспериментальности,
культуросообразности.
Подросток лучше запоминает материал, опираясь на собственный опыт, поэтому
данный курс подразумевает организацию исследовательской деятельности, использование
компьютерных технологий.
Ведущими
технологиями
является
метод
проектов,
технология
личностно
–
ориентированного обучения, технология критического мышления.
Учебно-тематический план
элективного курса «
экологический практикум»
10 класс
(35 часов, 1 часа в неделю)
№.
ТЕМА
Кол-во
часов
Дата
Корректировка
По плану
Фактич.
1
ВВЕДЕНИЕ
1
2
Тема 1. СРЕДА И
ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ФАКТОРЫ
2
3
Тема 2
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
4
4
Тема 3
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
4
5
Тема 4. АНТРОПОГЕННЫЕ
ФАКТОРЫ
1
6
Тема 5. ЭКОЛОГИЯ
ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА
2
7
Тема 6. ЭКОЛОГИЯ
СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ
7
8
Тема 7 БИОСФЕРА
1
9
Тема 8. ОХРАНА ПРИРОДЫ
13
ИТОГО
35
Содержание тем элективного курса
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
1 0 КЛАСС 35 часов ( 1 час в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Экология - наука о закономерностях взаимоотношений в природе. Связь экологии с
другими науками. Задачи экологии.
Понятие живой и неживой природы. Взаимосвязи в природе. Уровни организации жизни и
биологические системы, изучаемые экологией.
1. СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 2 часа)
Понятие среды обитания. Надземно - воздушная, водная, почвенная и сами живые
организмы,
как
среда
обитания.
Понятие
местообитания,
экотопа.
Факторы
среды
(абиотические, биотические, антропогенные). Прямое и косвенное действие факторов. Закон
оптимума. Ограничивающий фактор.
2. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ( 3 часа)
Свет и его экологическое значение. Экологические группы растений и жи вотных по
отношению к свету. Свет как условие ориентации животных.
Тепло и его экологическое значение. Экологические группы растений и животных по
отношению к теплу. Температурные адаптации животных
Влажность и ее экологическое значение. Экологические группы растений и животных
по отношению к воде.
Воздух как экологический фактор для организмов. Газовый состав воздуха. Понятия
анемофилия и анемохория.
Эдафические ( почвенные) факторы среды и их экологическое значение.
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Орографический
фактор.
Адаптивные биологические ритмы организмов. Фотопериодизм.
3. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (4 часа)
Взаимовлияние растений, животных, микроорганизмов, Автотрофы и ге-теротрофы.
Межвидовые взаимоотношения организмов. Хищничество, каннибализм. Симбиоз и его
формы. Паразитизм и его формы. Межвидовая и внутривидовая конкуренция. 4
Виды и формы воздействия человека на биоту, последствия этого воздействия.
4. АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ( 1 час)
Виды и формы воздействия человека на биоту, последствия этого воздействия.
5.ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА. (2 часа)
Популяция
как
основная
единица
сосуществования,
приспособления
и
воспроизводства вида. Гомеостаз популяции. Основные демографические и структурные
характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, соотношение
полов,
темпы
роста,
динамика.
Половая,
возрастная,
пространственная
структура
популяции. Этологическая структура популяций животных (одиночный, семейный образ
жизни, стая, стадо, колонии), иерархия, эффект группы.
6. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ (7 часов)
Биоценозы.
Разнообразие
и
классификация.
Биогеоценозы.
Отношения
в
биогеоценозах.
Трофические
связи.
Влияние
одних
видов
на
условия
местооби-тания
других. Распространение одних видов другими, понятие зоофории. Видовая структура,
доминирование,
эдификаторы.
Обилие
вида,
частота
встречаемости.
Пространственная
структура биогеоценоза: ярусное сложение и горизонтальная мозаичность. Экологическая
структура биогеоценоза, викари-рующие виды.
Отношения организмов в биогеоценозах. Трофические, топические, фо-рические,
фабрические связи. Выявление связей в биогеоценозах. Экологическая ниша. Отношения
хищник-
жертва,
паразит-
хозяин,
комменсализм,
мутуализм,
нейтрализм,
социальный
симбиоз, конкуренция.
Понятие об экосистемах. Продуценты, консументы, редуценты. Поток энергии в
экосистеме. Цепи питания. Трофические уровни.
Биологическая
продуктивность
экосистем,
первичная
и
вторичная
про дукция.
Биомасса. Правило пирамиды (продукции, биомассы, чисел). Динамика экосистем. Причина
смены экосистем.
Видовое разнообразие и полнота сукцессии как основа устойчивости экосистемы. Типы
сукцессии..
7. БИОСФЕРА (1 часа)
Понятие
о
биосфере.
В.И.Вернадский
основоположник
учения
о
био сфере.
Происхождение
и
границы
биосферы..
Значение
живого
вещества
в
биосфере.
Биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии. Значение энергии Солнца и
зеленых растений в круговороте веществ. Границы устойчивости биосферы. Роль растений и
животных в круговороте веществ. Космические влияния на биосферу Земли.
8. ОХРАНА ПРИРОДЫ. (12 часов)
Значение и задачи охраны природы. Объекты охраны природы. Природные ресурсы и
их классификация. Общие принципы рационального использования ресурсов.
Определение
понятий
загрязнения
среды.
Причины
загрязнения.
Класси фикация
загрязнений.
Основные
источники
загрязнения
биосферы.
Накопление
загрязненных
веществ в пищевых цепях. Влияние человека на природу. Здоровье человека и окружающая
среда. Атомная энергетика и природа.
Источники
состав
загрязнения
атмосферы.
Парниковый
эффект.
Озоновый
слой
Земли.
Кислотные
дожди.
Выбросы
автотранспорта
и
мероприятия
по
борьбе
с
ними.
Самоочищение атмосферы. Методы охраны и контроль за качеством атмосферного воздуха.
Безотходные и малоотходные производства.
Загрязнение и самоочищение внутренних водоемов, морей и океанов.
Источники
загрязнения водоемов, состав и свойства сточных вод. Биологическая эвтрофия.. Мировой
океан и человек. Методы охраны и контроль за чистотой водоемов. Очистка сточных вод,
бессточные производства.
Почва и ее значение. Причины убывания плодородных земель. Эрозия, засоление,
подтопление, заболачивание земель - как результат антропогенного воздействия. Орошение.
Последствия применения пестицидов и минеральных удобрений. Промышленные и бытовые
отходы. Методы восстановления и защиты почв.
Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Охрана недр. Землетрясения,
оползни и сели.
Растительные ресурсы и их состав. Экологические проблемы истребления лесов.
Охрана редких и исчезающих видов растений.
Сокращение численности животных под влиянием природных условий и человека.
Редкие и исчезающие виды животных.
Охрана природных комплексов и ландшафтов. Заповедники, заказники, национальные
парки. Туризм и охрана природы. Рекреационная деятельность человека и ее последствия.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Экологический практикум» в 10 классе 35 часов (1 час в неделю)
№.
Тема
урока
Количест
во часов
Дата
Корректи
ровка
план
план
ВВЕДЕНИЕ (1 час).
1
Понятие и задачи экологии.
1
14.09
Тема 1 СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ФАКТОРЫ (2 часа)
2
Среда обитания и факторы среды.
1
28.09
3
Ограничивающий фактор
1
5.10
Тема 2 АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа)
4
Свет и тепло и их экологическое значение.
1
12.10
5
Вода и воздух и их экологическое значение
1
19.10
6
Адаптивные биологические ритмы организмов.
Фотопериодизм.
1
26.10
Тема 3 БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (4 часа)
7
Межвидовые взаимоотношения организмов.
Хищничество.
1
26.10
8
Симбиоз и его формы
1
2.11
9
Паразитизм и его формы. Полупаразитизм
1
2.11
10
Конкуренция ( внутривидовая и межвидовая).
1
17.11
Тема 4 АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ (1 час)
11
Виды и формы воздействия человека на биосферу.
1
23.11
Тема 5 ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА (2 часа)
12
Популяция как основная единица сосуществования,
приспособления и воспроизводства вида.
1
30.11
13
Структуры популяции
1
7.1213
Тема 6 ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ (8 часов)
14
Биоценозы. Разнообразие и классификация.
1
14.12.13
15
Биогеоценозы. Экосистемы.
1
21.12.13
16
Отношения организмов в биогеоценозах.
1
28.12.13
17
Почвы, орографический фактор.
1
18.01
18
Цепи питания. Продуценты, консументы, редуценты.
1
18.01
19
Поток энергии
1
25.01
20
Биологическая продуктивность экосистемы.
1
8.02
21
Типы сукцессии..
1
8.02
Тема 7 БИОСФЕРА (1 час)
22
Понятие о биосфере. Биогеохимический круговорот
веществ и превращение энергии в биосфере.
1
15.02
Тема 8 ОХРАНА ПРИРОДЫ 13 часов)
23
Значение и задачи охраны природы. Атомная энергетика
1
22.02
24
Здоровье и окружающая среда. Понятия загрязнения
среды Классификация загрязнений
1
1.03
25
Источники и состав загрязнения атмосферы.
1
15.03
26
Самоочищение атмосферы.
1
15.03
27
Загрязнение и самоочищение водоемов.
1
5.04
28
Проблемы Байкала, Ладоги, Арала
1
12.04
29
Почва, эрозия почв, орошение, подтопление,
заболачивание.
1
19.04
30
Последствия применения пестицидов и миеральных
удобрений.
1
26.04
31
Охрана недр. Землетрясения, оползни, сели.
1
3.05
32
Растительные ресурсы. Охрана редких и исчезающих
видов растений.
1
10.05
33
Охрана редких и исчезающих видов животных.
1
17.05
34
Обобщение.
1
24.05
35
Экскурсия
1
24.05
Информационно-методическое обеспечение
1 . Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений разных видов. Санкт- Петербург, СМПО
Пресс, 1999.
2. Аллен Роберт. Как спасти Землю? (Всемирная стратегия охраны природы) .
М.: Мысль, 1983
3 . Величковский Б.Т. и др. Здоровье и окружающая среда. (Учебное пособие
для учащихся 9 классов). М.: 1993
!
4. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983
5. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском
лагере. М.: Агропромиздат, 1983
6. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. Экологический практикум. Воронеж. 1994
7. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для юридических вузов .
М.: ЮриспруденцияДООО
8.3емля. Сборник публицистики. Воронеж.: Ц.-Ч. кн. изд-во, 1988
9. Казенс Д. Введение в лесную экологию. М.: Лесная промышленность, 1982
10. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир,1988
11. Культиасов И.М. Экология растений. М.: Московский ун-т, 1982
12. Михеев А.В. и др. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвеще-
ние, 1990 13 Новиков Ю.В. Охрана природы и человек. М.: Просвещение, 1999
14. Рамад Франсуа. Основы прикладной экологии. Ленинград. Гидрометеоиз-
дат, 1981
15. Справочник по охране природы. Под ред. Митрюшкина К.П.
М.: Лесная промышленность, 1980
16. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988
17. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М.: Просвещение, 1995
18. Человек и биосфера. Изд-во Ростовского ун-та,1977
19. Чувство Земли. Сов. Писатели и ученые об охране природы. М.:
Мысль, 1988
20. Экология. Серия познавательная энциклопедия. Изд-во Русич, 1998
21. Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1980
22. Ежемесячный общественно- политический и научно- популярный иллюст-
рированный журнал « Природа и человек» ( « СВЕТ» ).