Напоминание

элективный курс "Экологический практикум"


Автор: Марышева Оксана Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56 г.Воронеж
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: элективный курс "Экологический практикум"
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 56
Рассмотрено и утверждено «Утверждая» на заседании ШМО школы учителей химии, биологии, экологии и географии от Руководитель ШМО __________________Н.Ю. Дронова «Согласованно» Зам. директора по УВР ___________Н.В. Стеганцова Директор МБОУ СОШ № 56 __________М.И. Першина приказ № 92-о.д. от « 02 » сентября 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Экологический практикум» учитель Марышева О.Ю. год составления 2013-2014 Класс_10 Количество часов по плану_35 ч.__
Воронеж 2013

Пояснительная записка.

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим, по мере наших сил. Н. Заболоцкий Для жизни в современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса важным является формирование экологической культуры и экологического мышления. Человек с экологическим мышлением, экологическими знаниями сможет разобраться в сложно устроенной живой природе, понять все ее тонкости, обеспечить поддержание стабильности биосферы. Для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания, пользоваться природными ресурсами, мы сегодня должны научиться относиться к природной среде как к своему дому, знать о нем все. Для этого необходимо знать основные положения современной экологии; знать особенности основных сред жизни и адаптаций к ним организмов, экологию популяций, сообществ, экосистем и биосферы. . Данная программа обучает основным методам экологических исследований, показывает значение экологического образования в воспитании ответственности человечества за будущее биосферы. Элективный курс по экологии в объеме 35 часов предназначается для учащихся 10 класса, как составная часть предпрофильной подготовки и выполняет несколько функций: 1. Способствует более глубокому и качественному пониманию биологии. 2. Способствует удовлетворению познавательных интересов в понимании устройства живой природы. 3. Расширяет содержание курса экологии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи экзаменов по биологии. 4. Обучение осуществляется с учетом знаний, полученных при изучении географии, биологии, химии. 5. Формирует у школьников практические умения. (Умение самостоятельно работать со справочной литературой, проводить наблюдения за объектами живой природы и исследования.)
Цели данного курса:
 способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;  помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;  повысить экологическую культуру учащихся в рамках школьного курса экологии, биологии;  формировать у школьников практические умения;  показать взаимосвязь экологии с биологией, химией, физикой, географией;  формировать навыки самостоятельной работы.
Задачи данного курса
:  расширить сферу биологических знаний учащихся;  познакомить учащихся с адаптациями организмов к разным средам жизни и местообитанию, принципами экологической классификации организмов, с экологией популяций и экосистем;  помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
 научить учащихся элементам начальной исследовательской деятельности;  подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии и успешного обучения в ВУЗах по данной дисциплине. Для реализации данной программы используются следующие принципы: доступности, естественности, осмыслённости, самодеятельности, экспериментальности, культуросообразности. Подросток лучше запоминает материал, опираясь на собственный опыт, поэтому данный курс подразумевает организацию исследовательской деятельности, использование компьютерных технологий. Ведущими технологиями является метод проектов, технология личностно – ориентированного обучения, технология критического мышления.
Учебно-тематический план

элективного курса «

экологический практикум»

10 класс

(35 часов, 1 часа в неделю)

№. ТЕМА Кол-во часов Дата Корректировка По плану Фактич. 1 ВВЕДЕНИЕ 1 2 Тема 1. СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ФАКТОРЫ 2 3 Тема 2 АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 4 4 Тема 3 БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 4 5 Тема 4. АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ 1 6 Тема 5. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА 2 7 Тема 6. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ 7 8 Тема 7 БИОСФЕРА 1 9 Тема 8. ОХРАНА ПРИРОДЫ 13
ИТОГО

35

Содержание тем элективного курса

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

1 0 КЛАСС 35 часов ( 1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 час) Экология - наука о закономерностях взаимоотношений в природе. Связь экологии с другими науками. Задачи экологии. Понятие живой и неживой природы. Взаимосвязи в природе. Уровни организации жизни и биологические системы, изучаемые экологией. 1. СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 2 часа) Понятие среды обитания. Надземно - воздушная, водная, почвенная и сами живые организмы, как среда обитания. Понятие местообитания, экотопа. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Прямое и косвенное действие факторов. Закон оптимума. Ограничивающий фактор. 2. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ( 3 часа) Свет и его экологическое значение. Экологические группы растений и жи вотных по отношению к свету. Свет как условие ориентации животных. Тепло и его экологическое значение. Экологические группы растений и животных по отношению к теплу. Температурные адаптации животных Влажность и ее экологическое значение. Экологические группы растений и животных по отношению к воде. Воздух как экологический фактор для организмов. Газовый состав воздуха. Понятия анемофилия и анемохория. Эдафические ( почвенные) факторы среды и их экологическое значение. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Орографический фактор. Адаптивные биологические ритмы организмов. Фотопериодизм. 3. БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (4 часа) Взаимовлияние растений, животных, микроорганизмов, Автотрофы и ге-теротрофы. Межвидовые взаимоотношения организмов. Хищничество, каннибализм. Симбиоз и его формы. Паразитизм и его формы. Межвидовая и внутривидовая конкуренция. 4 Виды и формы воздействия человека на биоту, последствия этого воздействия. 4. АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ( 1 час) Виды и формы воздействия человека на биоту, последствия этого воздействия. 5.ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА. (2 часа) Популяция как основная единица сосуществования, приспособления и воспроизводства вида. Гомеостаз популяции. Основные демографические и структурные характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, соотношение полов, темпы роста, динамика. Половая, возрастная, пространственная структура популяции. Этологическая структура популяций животных (одиночный, семейный образ жизни, стая, стадо, колонии), иерархия, эффект группы. 6. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ (7 часов) Биоценозы. Разнообразие и классификация. Биогеоценозы. Отношения в биогеоценозах. Трофические связи. Влияние одних видов на условия местооби-тания других. Распространение одних видов другими, понятие зоофории. Видовая структура,
доминирование, эдификаторы. Обилие вида, частота встречаемости. Пространственная структура биогеоценоза: ярусное сложение и горизонтальная мозаичность. Экологическая структура биогеоценоза, викари-рующие виды. Отношения организмов в биогеоценозах. Трофические, топические, фо-рические, фабрические связи. Выявление связей в биогеоценозах. Экологическая ниша. Отношения хищник- жертва, паразит- хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм, социальный симбиоз, конкуренция. Понятие об экосистемах. Продуценты, консументы, редуценты. Поток энергии в экосистеме. Цепи питания. Трофические уровни. Биологическая продуктивность экосистем, первичная и вторичная про дукция. Биомасса. Правило пирамиды (продукции, биомассы, чисел). Динамика экосистем. Причина смены экосистем. Видовое разнообразие и полнота сукцессии как основа устойчивости экосистемы. Типы сукцессии.. 7. БИОСФЕРА (1 часа) Понятие о биосфере. В.И.Вернадский основоположник учения о био сфере. Происхождение и границы биосферы.. Значение живого вещества в биосфере. Биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии. Значение энергии Солнца и зеленых растений в круговороте веществ. Границы устойчивости биосферы. Роль растений и животных в круговороте веществ. Космические влияния на биосферу Земли. 8. ОХРАНА ПРИРОДЫ. (12 часов) Значение и задачи охраны природы. Объекты охраны природы. Природные ресурсы и их классификация. Общие принципы рационального использования ресурсов. Определение понятий загрязнения среды. Причины загрязнения. Класси фикация загрязнений. Основные источники загрязнения биосферы. Накопление загрязненных веществ в пищевых цепях. Влияние человека на природу. Здоровье человека и окружающая среда. Атомная энергетика и природа. Источники состав загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Озоновый слой Земли. Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта и мероприятия по борьбе с ними. Самоочищение атмосферы. Методы охраны и контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства. Загрязнение и самоочищение внутренних водоемов, морей и океанов. Источники загрязнения водоемов, состав и свойства сточных вод. Биологическая эвтрофия.. Мировой океан и человек. Методы охраны и контроль за чистотой водоемов. Очистка сточных вод, бессточные производства. Почва и ее значение. Причины убывания плодородных земель. Эрозия, засоление, подтопление, заболачивание земель - как результат антропогенного воздействия. Орошение. Последствия применения пестицидов и минеральных удобрений. Промышленные и бытовые отходы. Методы восстановления и защиты почв. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Охрана недр. Землетрясения, оползни и сели. Растительные ресурсы и их состав. Экологические проблемы истребления лесов. Охрана редких и исчезающих видов растений. Сокращение численности животных под влиянием природных условий и человека. Редкие и исчезающие виды животных.
Охрана природных комплексов и ландшафтов. Заповедники, заказники, национальные парки. Туризм и охрана природы. Рекреационная деятельность человека и ее последствия.
Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Экологический практикум» в 10 классе 35 часов (1 час в неделю)

№.
Тема

урока

Количест

во часов

Дата

Корректи

ровка

план

план
ВВЕДЕНИЕ (1 час).
1 Понятие и задачи экологии. 1 14.09 Тема 1 СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ФАКТОРЫ (2 часа) 2 Среда обитания и факторы среды. 1 28.09 3 Ограничивающий фактор 1 5.10 Тема 2 АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа) 4 Свет и тепло и их экологическое значение. 1 12.10 5 Вода и воздух и их экологическое значение 1 19.10 6 Адаптивные биологические ритмы организмов. Фотопериодизм. 1 26.10 Тема 3 БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (4 часа) 7 Межвидовые взаимоотношения организмов. Хищничество. 1 26.10 8 Симбиоз и его формы 1 2.11 9 Паразитизм и его формы. Полупаразитизм 1 2.11 10 Конкуренция ( внутривидовая и межвидовая). 1 17.11 Тема 4 АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ (1 час) 11 Виды и формы воздействия человека на биосферу. 1 23.11 Тема 5 ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА (2 часа) 12 Популяция как основная единица сосуществования, приспособления и воспроизводства вида.
1
30.11 13 Структуры популяции 1 7.1213 Тема 6 ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ (8 часов) 14 Биоценозы. Разнообразие и классификация. 1 14.12.13 15 Биогеоценозы. Экосистемы. 1 21.12.13 16 Отношения организмов в биогеоценозах. 1 28.12.13 17 Почвы, орографический фактор. 1 18.01 18 Цепи питания. Продуценты, консументы, редуценты. 1 18.01 19 Поток энергии 1 25.01 20 Биологическая продуктивность экосистемы. 1 8.02 21 Типы сукцессии.. 1 8.02 Тема 7 БИОСФЕРА (1 час)
22 Понятие о биосфере. Биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. 1 15.02 Тема 8 ОХРАНА ПРИРОДЫ 13 часов) 23 Значение и задачи охраны природы. Атомная энергетика 1 22.02 24 Здоровье и окружающая среда. Понятия загрязнения среды Классификация загрязнений 1 1.03 25 Источники и состав загрязнения атмосферы. 1 15.03 26 Самоочищение атмосферы. 1 15.03 27 Загрязнение и самоочищение водоемов. 1 5.04 28 Проблемы Байкала, Ладоги, Арала 1 12.04 29 Почва, эрозия почв, орошение, подтопление, заболачивание. 1 19.04 30 Последствия применения пестицидов и миеральных удобрений. 1 26.04 31 Охрана недр. Землетрясения, оползни, сели. 1 3.05 32 Растительные ресурсы. Охрана редких и исчезающих видов растений. 1 10.05 33 Охрана редких и исчезающих видов животных. 1 17.05 34 Обобщение. 1 24.05 35 Экскурсия 1 24.05
Информационно-методическое обеспечение
1 . Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. Санкт- Петербург, СМПО Пресс, 1999. 2. Аллен Роберт. Как спасти Землю? (Всемирная стратегия охраны природы) . М.: Мысль, 1983 3 . Величковский Б.Т. и др. Здоровье и окружающая среда. (Учебное пособие для учащихся 9 классов). М.: 1993 ! 4. Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983
5. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1983 6. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. Экологический практикум. Воронеж. 1994 7. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для юридических вузов . М.: ЮриспруденцияДООО 8.3емля. Сборник публицистики. Воронеж.: Ц.-Ч. кн. изд-во, 1988 9. Казенс Д. Введение в лесную экологию. М.: Лесная промышленность, 1982 10. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир,1988 11. Культиасов И.М. Экология растений. М.: Московский ун-т, 1982 12. Михеев А.В. и др. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвеще- ние, 1990 13 Новиков Ю.В. Охрана природы и человек. М.: Просвещение, 1999 14. Рамад Франсуа. Основы прикладной экологии. Ленинград. Гидрометеоиз- дат, 1981 15. Справочник по охране природы. Под ред. Митрюшкина К.П. М.: Лесная промышленность, 1980 16. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988 17. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М.: Просвещение, 1995 18. Человек и биосфера. Изд-во Ростовского ун-та,1977 19. Чувство Земли. Сов. Писатели и ученые об охране природы. М.: Мысль, 1988 20. Экология. Серия познавательная энциклопедия. Изд-во Русич, 1998 21. Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1980 22. Ежемесячный общественно- политический и научно- популярный иллюст- рированный журнал « Природа и человек» ( « СВЕТ» ).


В раздел образования