Напоминание

Учебная игра на уроках географии как современная образовательная технология


Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГПК ГГТУ
Населённый пункт: Орехово–Зуево
Наименование материала: статья
Тема: Учебная игра на уроках географии как современная образовательная технология
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учебная игра на уроках географии как современная образовательная технология

«Игра

это

групповое

упражнение

по

выработке

последовательности

решений

в

искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку»

(В.И. Рубальский).

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с

другими

методическими

приёмами

и

формами

повышают

эффективность

преподавания

географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их

можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям

проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся

настольные

и

подвижные

на

местности.

К

настольным

относятся

ребусы,

кроссворды,

чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть обучающиеся как на физической так

и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и

наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает,

кто правильнее ответит). В результате ребята учатся быстро и логично рассуждать.

В

этих

играх

закрепляются

умения

применять

полученные

ранее

знания,

умения

пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой.

А главное –

в процессе игры обучающиеся получают знания, испытывая удовольствие. Положительные

эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности

обучающихся в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей

обучающихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и в ходе

групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к

оценке

знаний

и

способностей

обучающиеся.

Они

необходимый

элемент

подготовки

к

творческим играм.

С

целью

активизации

учебно-

познавательной

деятельности

необходимо

чаще

использовать учебные игры в обучении географии.

Игра – вид деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение

общественного

опыта,

в

котором

складывается

и

усовершенствуется

самоуправление

поведением.

В

большинстве

случаев

передача

готовых

знаний

не

всегда

побуждает

человека

к

готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их

разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом

систему взаимоотношений и взаимодействий.

Для

детей

игра

увлекательное

прежде

всего

занятие.

Этим

она

и

привлекает

преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым обучающимся. Более того,

слабый

ребенок

может

стать

первым

в

игре:

находчивость

и

сообразительность

здесь

оказывается

порой

более

важным,

чем

знание

предмета.

Чувство

равенства,

атмосфера

увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам

преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная

черта

игры

в

том,

что

она

одновременно

ставит

человека

в

несколько

позиций.

Эта

особенность

позиции

вытекает

из

двуплановости

игры.

Личность

в

игре

находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен

обратить

внимание

преподаватель.

В

процессе

игры

он

может

по

новому

открыть

обучающегося для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Игры классифицируют прежде всего по целевым ориентациям:

Д и д а к т и ч е с к и е : расширение

кругозора,

познавательная

деятельность;

применение

ЗУН

в

практической

деятельности;

формирование определенных умений и навыков, необходимых в

практической

деятельности;

развитие

географических

умений

и

навыков; развитие трудовых навыков.

В о с п и т ы в а ю щ и е : воспитание

самостоятельности,

воли;

формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих

установок;

воспитание

с о т р уд н и ч е с т в а ,

к о л л е к т и в и з м а ,

о б щ и т е л ь н о с т и ,

коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений

сравнивать,

сопоставлять,

находить

аналогии,

воображения,

фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения

находить

оптимальные

решения;

развитие

мотивации

учебной

деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

Обучающиеся сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию,

вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем, применяют свой жизненный опы.

Обучающийся превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и

делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Его личность в современной

образовательной технологии – субъект учебной деятельности. В традиционной педагогике –

объект.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

способствует становлению творческой личности обучающегося;

формирует умение выделять проблемы;

вырабатывает способности принимать решения;

развивает познавательный интерес к предмету;

оказывает

сильное

эмоциональное

воздействие

н а

обучающегося;

формирует черты характера;

стимулируют к поиску решений, формированию собственных

позиций.

Игра

на

уроке

комплексный

носитель

информации.

В

процессе

игры

срабатывает

ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.

Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом

уроке,

с

другой

занимает

примерно

пятую

часть,

не

вытесняя

ценной

практической

деятельности.

Выучить

необходимый

материал

обучающегося

можно

либо

заставив,

либо

заинтересовав

его.

Игра

же

предполагает

участие

всех

ребят

в

той

мере,

на

какую

они

способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем

делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность обучающихся носит

творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной

деятельности обучающихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться,

острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной

деятельности ребят, формируют интерес к предмету.

Функции игры:

1)

Обучающая

развитие

общих

географических

умений

и

навыков

(память,

внимание, восприятие);

2)

Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить

урок в увлекательное приключение;

3)

Коммуникативная

объединяет

ребят

и

преподавателя,

устанавливает

эмоциональные контакты, формирование навыков общения;

4)

Релаксирующая – формирование навыков подготовки своего психо-физического

состояния,

для

более

эффективной

деятельности,

перестройка

психики

для

интенсивного усвоения;

5)

Функция самовыражения – стремление обучающегося.

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов

содержания

образования:

ЗУН,

опыта

творческой

деятельности

и

опыта

эмоционального

отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1)

в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой,

сложной ситуации;

2)

активизации

обучения,

наличие

элемента

состязательности,

эмоциональности

деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры

усваивается 90 % учебного материала против 20-30% на обычном уроке);

3)

проблемное

содержание

в

игре

активизирует

мыслительную

деятельность

обучающихся;

4)

обучающиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической

науки;

5)

формальные знания превращаются в действенные.

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1)

происходит приобщение к исследовательской деятельности;

2)

раскрываются и развиваются творческие способности личности;

3)

ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские

способности.

Значение

игровой

деятельности

в приобретении

опыта

эмоционально-ценностного

отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1)

игра отражает различные мотивы поведения;

2)

происходит

раскрепощение

личности:

преодолеваются

неуверенность

в

себе,

застенчивость,

робость

и

развиваются

такие

качества

личности,

как

самостоятельность, коммуникабельность, контактность;

3)

эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование

мировоззрения;

4)

расширяются кругозор и общая культура;

5)

формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

№ п/п

Достоинства

Недостатки

1

Повышение интереса

Сложность

в

организации

и

проблемы

с

дисциплины

2

Активизация обучающихся

Занимают много времени

3

Лучшее усвоение

Не для любого материала

4

Объединение коллектива

Требуют много подготовки

5

Развитие мышления

Сложности в оценке обучающихся

6

Разрядка напряжения, смена деятельности Не позволяет формировать систему знаний

7

Соревновательность, доступность

Работа одних и тех же обучающихся

8

Развитие творческих способностей

9

Формирование ответственности

10

Хороший способ закрепления



В раздел образования