Напоминание

Полоролевая социализация у детей дошкольного возраста


Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 23
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Полоролевая социализация у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом

является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного

возраста.

Дошкольный

возраст

важный

период

для

становления

первичной

половой

идентификации

и

адаптации

человека.

На

фоне

изменений,

происходящих в обществе, меняются и психологические позиции детей, их

сознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно

разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически,

не

умеют

постоять

за

себя,

эмоционально

не

устойчивы,

у

них

не

сформированы навыки культуры поведения по отношению к девочкам. В

игровой

деятельности

дети

демонстрируют

модели

поведения,

не

соответствующие

полу

ребенка,

не

умеют

договариваться

в

игре,

распределять роли.

Все

вышеизложенное

позволяет

сделать

вывод,

что

при

совместном

воспитании

мальчиков

и

девочек

очень

важной

педагогической

задачей

является преодоление разобщенности между ними, воспитание правильных

взаимоотношений между разнополыми детьми в совместных играх и других

видах детской деятельности.

Применительно к дошкольному возрасту в отечественной психологии и

педагогике

принято

оперировать

термином

«полоролевая

социализация»

введенным в категориальный аппарат науки И.С. Коном и рассматриваемым в

отечественной

психологии

как

процесс

и

результат

общего

и

психосексуального

развития,

обусловленный

конкретными

социальными

условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом

социальной

роли

мужчины

и

женщины,

формирование

потребностей,

интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения,

характерных для того или другого пола в рамках данной культуры (Я.Л.

Коломинский, М.Х. Мелтсас, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Е.А. Конышева).

Полоролевая

социализация

-

неотъемлемая

часть

общего

процесса

социализации,

которая,

включает

в

себя

три

компонента:

развитие

представлений

о

себе,

как

о

представителе

определенного

пола;

возникновение

полоролевых

предпочтений

и

ценностных

ориентаций;

а

также

форм

поведения,

соответствующего

полу.

Ведущими

механизмами

полоролевой

социализации

можно

считать

родовую

идентификацию

и

половую дифференциацию.

В

возрасте

от

трех

до

пяти-шести

лет

осуществляется

половая

идентификация

ребенка

с

родителями

своего

пола

(B.C.

Мухина,

Л.Ф.

Обухова, А.И. Захаров, Т.А. Репина), которая в пять-шесть лет приобретает

характер ролевой идентификации (А.И. Захаров, 56). Идентификация с ролью

рассматривается

как

способность

ребенка,

представляя

себя

на

месте

родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его

образ действий. В этих условиях родители выступают как необходимая и

доступная модель идентификации.

1

В

шесть-семь

лет

ребенок

окончательно

осознает

необратимость

половой принадлежности, и это совпадает с бурным усилением половой

дифференциации

интересов,

деятельности

и

установок

(И.С.

Кон).

У

мальчиков и девочек проявляются разные интересы и стили поведения, они

по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров.

Определяя

содержание

половых

ролей,

дети

указывают

на

различия

по

физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабые и красивые») и

особенностям

игры

(«любят

строить

гаражи,

мосты,

пороги

и

играть

в

машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся»)

и

межполовые

отношения

(«мальчики

защищают

девочек»).

У

детей

начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее

скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик - что они защищают девочек.

Конец

шестого

-

начало

седьмого

года

жизни

сопровождаются

усилением

консолидации

и

характеризуется

половой

сегрегацией

(упрочением полоролевых границ в общении со сверстниками своего пола,

нежелательностью выхода за границы своей группы). Однополые компании

способствуют осознанию и кристаллизации половых различий (И.С. Кон).

Отдаление

девочек

и

мальчиков

друг

от

друга

вызывает

особую

привлекательность и непреодолимое притяжение полов (В.А. Петровский,

О.В. Прозументик).

Главное

в

полоролевом

воспитании

дошкольников

формирование

начал

мужественности

и

женственности

и

первых

идеалов

семейных

отношений,

а

также

умения

доброжелательно

взаимодействовать

с

представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта

трудового

сотрудничества

мальчиков

и

девочек

по

принципу

взаимодополнения.

Важной

задачей

также

является

выяснение

значения

фактора совместности обучения и воспитания для полоролевого развития

дошкольников и преодоления существующей разобщенности мальчиков и

девочек в детском доме.

Как

мужественность,

так

и

женственность

являются

обобщенными

характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для

женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта,

терпение,

стремление

опекать,

заботиться

о

других,

умение

понять

настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию,

чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить.

Мужественность

составляют

следующие

качества:

эмоциональная

устойчивость,

смелость,

решительность,

ответственность,

рыцарское

отношение к представительницам женского пола.

Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе.

Мужчинами

и

женщинами

в

социальном

смысле

не

рождаются.

Ими

становятся

в

результате

целенаправленного

воспитания,

которое

важно

начинать

как

можно

раньше,

с

дошкольного

возраста,

а

в

идеале

-

с

младенческого.

2

«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут

быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..»

Такие

высказывания

знакомы

каждому

воспитателю

в

детском

саду

и

каждому

родителю.

Наше

отношение

к

полу

развивается

очень

рано.

Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать

физические

различия,

а

в

возрасте

трёх

лет

имеют

сформированные

представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с

полом человека.

Что же такое гендер? В переводе с английского gender обозначает

«род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и

мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические

функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он

не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в

процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие

включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и

социальном

смысле)

между

мужчинами

и

женщинами.

Когда

женщина

вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если

звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже

сфера гендерных стереотипов.

Основы

гендерных

взаимоотношений

закладываются

ещё

в

детстве.

Изучение

гендерной

идентичности,

гендерных

ролей,

стереотипов

и

формирование

здорового

взгляда

на

свой

пол

и

своё

«я»

начинается

достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться

внимание

гендерному

воспитанию,

практическая

реализация

которого

осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и

родителей.

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и

усваивает

свою

принадлежность

к

мужскому

или

женскому

полу,

и

это

осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает

как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный

подход

в

воспитании детей

такая

тактика

в

воспитании

ребёнка,

при

которой

непременно

учитываются

особенности

и

характеристики

его

или

её

пола,

вследствие

чего

у

ребёнка

создаются

гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно

учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не

подстраивая

педагогический

процесс

под

обобщённые

представления

о

девочках и мальчиках.

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных

группах?

Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является

игра.

Игровой

подход

широко

используется

воспитателями,

потому

что

именно

так

возможно

наиболее

эффективно

создать

педагогические

ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного

поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные

3

на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного

воспитания

имеют

цель:

развить

знания

детей

о

принадлежности

к

соответствующему

полу;

закрепить

положительное

эмоциональное

отношение

к

собственному

полу;

развить

гендерные

представления

лучших

качествах,

присущих

мужчинам

и

женщинам,

о

толерантности,

знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для

реализации

этой

цели

педагог

ставит

задачи:

образовательные;

развивающие; воспитательные.

Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки,

где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые

сказки

Пушкина)

или

взаимоотношения

между

героями

разного

пола

(например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом

беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также

рассказывать

детям

об

основных

функциях

семьи,

семейных

традициях,

знакомить с профессиями и трудовой деятельностью. Многие сюжеты на

тему

гендерной

идентичности

можно

почерпнуть

в

художественной

литературе.

К развивающему полю можно отнести: упражнения на логику и умение

классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую

носит одежду, обувь, головные уборы и проч.); музыкальные и физические

развивающие

игры

и

т.

д.;

задания

на

умение

выделять

отличительные

признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и

одежде, поведении, интересах и т. д. Разумеется, в соответствии с возрастной

категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному.

Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по

картинкам,

куклам

и

игрушкам,

то

в

старшей

уже

стоит

привлекать

известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать

комплексное музыкальное оформление и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений

между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и

взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Психологические аспекты гендерного воспитания

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он

добился результата: научился рисовать, резать ножницами, конструировать и

т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось

получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет

гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

В

НОД

по

познавательно-речевому,

социально-коммуникативному

развитию педагогу важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в

большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики не

торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у

мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить

большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и

высказать их. Мальчики плохо воспринимают инструкцию на слух и для них

4

предпочтительнее

использовать

визуальные

средства,

построенные

на

зрительном восприятии.

Также

педагог

должен

дифференцированно

подходить

к

подбору

раздаточного

материала (предложить

мальчикам

посчитать

солдатиков,

танки, кораблики, флажки, а девочкам предлагает – цветочки, бабочки,

матрешки и др). Например, мальчикам предлагает составить и решить задачи

о средствах передвижения, а девочкам – об игрушках, принцессах, растениях.

На

музыкальных

занятиях

музыкальному

руководителю

следует

обращать

внимание

на

красоту,

правильность

исполнения

характерных

танцевальных движений, поощрять девочек за грациозность, мальчиков за

ритмичность и правильность.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и

девочек

должно

осуществляться

в

процессе

НОД

физической

культурой.

Содержательная

сторона

двигательной

деятельности

дошкольников

имеет

свою специфику зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои

двигательные

предпочтения.

В

частности,

в

процессе

игр

у

мальчиков

большое

место

занимают

движения

скоростно-силового

характера (бег,

метании е предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные

игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в

равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения.

Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам, и девочкам.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности

педагоги

и

родители

должны

учитывать

психологические

отличия

и

особенности развития мальчиков и девочек.

Психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики:

Легче

запоминают

информацию,

расположенную

вертикально.

Меньше

реагируют

на

эмоциональную

сторону

речи.

Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Высокая

активность умственной работы в условиях дефицита времени.

Девочки:

Легче

запоминают

информацию,

р а с п ол оже н н у ю

горизонтально. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.

Быстро

схватывают

информацию,

важна

оценочность

(прилагательные).

Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны,

сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь

другим

детям.

Хвалим

за

достижения.

Не

ругаем

за

промахи.

Нельзя

сравнивать

мальчиков

и

девочек,

ставить

одних

в

пример

другим:

даже

ровесники,

они

разнятся

по

биологическому

возрасту

(девочки

раньше

взрослеют). Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы

мальчиков.

Мамам,

воспитательницам

трудно

понять

эту

сторону

жизни

мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог)

долго

ругают

мальчика,

нагнетая

эмоции,

и

сердятся

оттого,

что

он

не

переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет,

5

он

не

равнодушен.

Просто

он

уже

дал

пик

эмоциональной

активности,

отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и

сестры или одногруппницы), не может долго удерживать эмоциональное

напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто

отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас

уже

не

слышит.

Ваши

воспитательные

усилия

пропадают

впустую.

Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по

смыслу,

так

как

мозг

мальчика

очень

избирательно

реагирует

на

эмоциональные воздействия. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень

конкретно — чем же вы недовольны.

Есть

мнение,

что

у

девочек

нужно

дополнительно

стимулировать

крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую

(конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать

свои

эмоции,

обсуждайте

с

ними

их

чувства.

Если

в

группе

имеются

мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек,

бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское

доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно

признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Оформление уголка по гендерному воспитанию

В

гендерном

воспитании

и

правильной

социализации

дошкольников

очень важна наглядность и вовлечённость. Поэтому в каждой возрастной

группе

нужно

оформлять

Уголок

по

гендерному

воспитанию.

Это

часть

предметно-развивающей

среды,

вариант

игрового

пространства.

Уголок

оформлен

играми,

игрушками,

развивающими

композициями

и

изображениями, с учётом интересов и мальчиков, и девочек. Дети не только с

удовольствием рассматривают наглядные пособия, но активно проигрывают

различные игровые ситуации, персонифицируя себя по-разному, для этого

можно оформить тематические уголки: «Парикмахерская», «Гараж», «Кафе»,

«Кухня», «Строим дом», «Театр» (можно перевоплотиться в героя сказки,

людей различных профессий, примерить на себя вместе с костюмом новую

роль) и т. д. Хорошо, если в уголке будут в наличии костюмы для сюжетно-

ролевых игр, доступных пониманию детей — продавец, врач, милиционер,

повар, механик, пожарный, парикмахер. Не стоит запрещать детям примерять

на себя гендерно «нестереотипный» образ: девочке так же интересно побыть

пожарным, как и мальчику поваром. Девочки с удовольствием играют во всё,

что связано с красотой.

Фотогалерея: Красочные картинки помогут детям лучше осмыслить

гендерную

реальность

В

традиционной

культуре

розовый

цвет

обычно

считается «женским», а голубой — «мужским».

В

программе

дошкольного

обучения

большое

внимание

уделяется

ручному труду, созданию поделок, рисованию, лепке, аппликации и т. д.

6

Развитие

мелкой

моторики

стимулирует

интеллектуальное

и

физическое

развитие.

Самостоятельное

создание

поделок,

сувениров

способствует

эстетическому

и

творческому

воспитанию,

вырабатывает

умение

сосредотачиваться,

усидчивость,

терпение

и

другие

навыки

и

характеристики.

До

определённого

возраста

у

детей

нет

в

творчестве

предпочтений,

обусловленных

гендером.

К

вопросу

овладения

навыками

ручного

труда

девочками

и

мальчиками

не

стоит

подходить

одинаково.

Девочки имеют более развитую мелкую моторику, более усидчивы. Но это не

означает, что им подходит только вышивка, аппликация и т. д. Наоборот,

нужно поощрять и развивать те навыки, которые «остаются за кадром»,

например, конструирование. Скорее всего, поделками с техническим уклоном

больше будут интересоваться мальчики, а рукодельно-художественными —

девочки.

Однако

у

детей

этого

возраста

ещё

не

выработалось

чёткое

разграничение

типов

творческой

активности

по

принципу

пола,

поэтому

воспитателю

следует

поддерживать

выбор

ребёнка

вне

зависимости

от

гендерных стереотипов. Гендерный подход касательно уроков ручного труда

можно

применять,

например,

в

изготовлении

детьми

сувениров

для

родителей к праздникам. В одном из детских садов воспитанники старшей

группы в качестве подарка на 8 Марта делали для мам расписные дощечки.

Мальчики с удовольствием занимались шлифовкой (девочки им помогали) и

росписью, при этом в рисовании девочки охотно «брали шефство», если у

мальчиков

что-то

не

получалось.

Это

способствовало

установлению

взаимопомощи, укрепляло дружбу.

Поскольку

гендерное

воспитание

в

ДОУ

не

имеет

жёстких

догм

и

конкретно прописанных рамок, реализуя его, каждый воспитатель создаёт

свой индивидуальный план проведения мероприятий. В качестве сценарной

основы логично использовать уже знакомые детям сказки и ситуации, героев,

предметы и реквизит. В самом общем виде сценарий можно представить в

виде последовательности: К детям приходит герой сказки (Буратино, Красная

Шапочка, Кот в сапогах, Дюймовочка, Волшебник и Волшебница и проч.).

Происходит приветствие и сцена знакомства (отработка навыков этикета,

учимся здороваться и представляться). Дидактическая игра на гендерную

тематику: например, герой сказки передаёт зеркало в рамке по кругу, дети,

заглядывая

в

него,

называют

себя

и

рассказывают

о

своей

внешности;

разделившись на команды девочек и мальчиков, выполняют игровые задания

и т. д. Потом можно провести музыкальный номер; отгадывание загадок;

активную игру с гимнастическими упражнениями и др. Дети могут сделать

сувенир-подарок для персонажа (аппликация, рисунок или другая поделка).

Герой подводит итоги и хвалит всех участников (раздаёт призы). Важно

чередовать задания на сообразительность и усидчивость с подвижными.

Работа с родителями по гендерному воспитанию

7

Педагог

должен

поддерживать

отношения

с

родителями

своих

воспитанников. Работу с ними нужно проводить обязательно и делать это

нужно

по

составленному

воспитателем

плану.

Как

правило,

родители

понимают, что в воспитании девочек и мальчиков нужен разный подход,

важность их особенностей, но не имеют достаточных педагогических знаний,

не знают, как это реализовать на практике. Целесообразно проводить по

одному мероприятию ежемесячно, заранее объявив тему. Воспитатели могут

провести

для

родителей

следующие

консультации:

«Полоролевая

социализация в дошкольном возрасте»; «Психологические отличия мальчиков

и

девочек»;

«Ответы

на

острые

вопросы»;

«Как

вести

себя

родителям,

осуществляя половое воспитание ребёнка»; «Игры мальчиков и девочек»;

«Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой»; «Физическое воспитание

мальчиков и девочек»; «С кем играют мальчики и девочки» и др. Очень

желательно

поощрять

родителей

к

участию

в

праздничных

семейных

мероприятиях: «Наш дом — территория любви и взаимопонимания»; «День

защитника Отечества»; «8 Марта — женский праздник». Варианты работы с

родителями: оформление папки-передвижки «Гендерное воспитание»; «Ваши

вопросы — наши ответы»; устные рекомендации, обмен опытом; выпуск

фотогазеты; оформление журнала для родителей.

Дидактическая игра «Скрепочка»

Цель:

показать

отрицательную

роль

гендерных

стереотипов

в

воспитании.

Педагогам

раздают

по

одной

обычной

канцелярской

скрепке

из

проволоки (желательно цветной).

Психолог говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас

в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и

открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко

всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку).

Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и

техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность,

профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало

- конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме

ракеты).

Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все

были

откровенно

удивлены

таким

выбором

и

дружно

начали

убеждать

Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать

восклицательный знак).

Мама сказала, что её выбор - работа не для женщин, и лучше поступать в

педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где

работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у

тебя

должны

быть

соответствующие

приоритеты

и

задачи.

Бабушка

настаивала,

что

девушка

должна

быть

нежная,

утончённая,

должна

заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не

8

тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность,

читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься

и

интересоваться

настоящие

девушки

(предлагается

сделать

из

скрепки

«обложку журнала» или рамку).

В конце концов, Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги,

других знакомых - дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они

искренне,

от

всего

сердца

желают

ей

добра

(предлагается

сделать

из

скрепочки сердце).

Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И

стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки

указку).

Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что

учить детей - благородное дело, однако ей по ночам снились космические

корабли (предлагается сделать знак бесконечности).

И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором

космических

кораблей,

вернуться

к

своей

заветной

мечте»

(предлагается

вернуть скрепочку к первоначальному состоянию).

Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже

поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое

другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические

корабли».

Список литературы:

1.

Абраменкова,

В.

В.

Социальная

психология

детства:

развитие

отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: МПСИ;

Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.

2.

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.,

1929.

3.

Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей

дошкольного возраста в игре: Афтореф. дис. … канд. псих. наук. – М., 1967.

4.

Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие / П.

Арчер // Детство идеальное и настоящее. - Новосибирск, - 1994.

5.

Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. - СПб. : прайм-

ЕВРОЗНАК : Нева, 2001. - 320 с.

6.

Бутовская,

М.

Л.

Биология

пола,

культурные

и

полоролевые

стереотипы поведения у детей / М. Л. Бутовская // Семья, гендер, культура :

материалы международ. конф. 1994 и 1995г., - Москва, - 1997. – С. 18 – 20.

7.

Вавилова Е. Н. Особенности проявления двигательных качеств у

детей 6 – 7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе:

Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Ф.Змановского, Н.Т.Тереховой. – М., 1980.

8.

Григорьева

Ю.С.

Дидактическая

игра

как

средство

полового

воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дисс… пед. канд. наук. –

Екатеринбург, 2007. – 167 с.

9

9.

Градусова,

Л.

В.

Педагогические

особенности

нравственного

воспитания

мальчиков

дошкольников

в

сюжетно-ролевых

играх

героической тематики: афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:

(13.00.01) / Градусова Лилия Вениаминовна; [АПН СССР, НИИ дошкольного

воспитания]. - Москва, 1990. – 23 с.

10.

Захаров, А. И. Растут в семье мама и папа / А. И. Захаров – М.:

Московский рабочий, 1978.

11.

Каган, В. Е. Система половых различий / В. Е. Каган // Психика и

пол детей в норме и патологии. – Л., 1986.

12.

Коломийченко,

Л.

Динамика

и

особенности

полоролевой

социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко,

О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 12-25.

13.

Коломинский,

Я.

Л.

Ролевая

дифференциация

пола

у

дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. -

1985. - №3. - С. 165-171.

14.

Лунин,

И.

И.

Структура

полоролевого

репертуара

и

формирование личности ребенка // Психиатрический аспект педиатрии / Под

ред. Д. Н Исаева. - Л., 1985.

15.

Маккоби, Э. Два пола: растем порознь, живем вместе, С.118-152.

Пер. с англ. А.Бородиной (Введение) и В.Успенской (гл.6) Тверь, 2002.

16.

Малова,

Т.

В.

Изобразительное

искусство

как

средство

полоролевого

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста:

дис.

канд. пед. наук: 13.00.01 / Малова Татьяна Васильевна. - Москва, 2002. – 191

с.

17.

Мухина, В. С. Проблема генезиса личности ребенка как форма

усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981.

18.

Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном

возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1985.

19.

Радина, Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в

психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии. -

1999. - №2. - С. 22-28.

20.

Репина,

Т.

А.

Анализ

теорий

полоролевой

социализации

в

современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии.

-1987.- № 4.

21.

Репина,

Т.

А.

Группа

детского

сада

и

процесс

социализации

мальчиков и девочек / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4.

22.

Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т.

А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.

23.

Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А.

Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с.

24.

Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы

детского сада / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 1988.

25.

Розова, Л. Б. Подготовка студентов педагогического колледжа к

организации полового воспитания дошкольников: автореф. дис. на соиск.

10

учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) / Розова Лариса Борисовна - ; [Ярослав.

гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского]. - Ярославль, 2004. - 19 с.

26.

Смолева

Т.О.

Педагогиче ские

условия

п р е од ол е н и я

неуверенности у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –

М., 1989.

11



В раздел образования