Автор: Лямзина Ирина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ – Кокинская СОШ
Населённый пункт: д.Скрябино Выгоничского района Брянской области
Наименование материала: Разработка урока по литературе
Тема: «Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Раздел: среднее образование
МБОУ-Кокинская СОШ
Выгоничского района Брянской области
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 7 КЛАССЕ
Тема:
«Главные герои повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Автор: учитель русского языка
и литературы
Лямзина Ирина Павловна
2018 год
Цель урока: исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
Задачи:
обучающие: учить работать с текстом, подбирать цитаты,
подтверждающие высказываемую мысль;
развивающие: развитие умения анализировать художественный текст;
воспитательные: формирование ценностного отношения к слову
воспитание чувства патриотизма, товарищества.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, текст повести «Тарас Бульба»,
раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем работать с
повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, чьи произведения не
стареют, они остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в
том, что он всю жизнь стремился к идеалу. Можем ли мы с вами назвать
идеалом автора одного из героев повести? В этом и попробуем с вами сегодня
разобраться.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы получили домашнее задание:
1) Подобрать цитатный материал, характеризующий главных героев повести.
2) Составить по 2 «толстых и тонких вопроса» по данному произведению.
3)Творческое задание: составить синквейн, нарисовать рисунок, сочинить
стихотворение (на выбор).
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Цель урока?
Наш урок мы начнем с проверки того, хорошо ли вы ориентируетесь в
тексте. Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский
текст («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!
Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!») с.210
С главными героями повести Гоголь знакомит нас в самом начале
произведения. Обратимся к тексту. Чтение по ролям.
Проверка Д/З
№1 Работа с текстом по рядам (раскрыть характеры главных героев,
используя цитатный материал)
1 ряд – дает характеристику Тарасу Бульбе,
2 ряд – Остапу,
3 ряд – Андрию.
Слушайте друг друга внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.
1 ряд) О Тарасе Бульбе необходимо говорить в разных аспектах:
как об отце, воине, товарище, защитнике Отчизны и веры. Его образ сложен
и неоднозначен. Докажите…
Товарищество (клип) – как этот эпизод помогает нам лучше понять характер
героя? (Это патриот своей Родины)
Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях,
такие разные по характеру и взглядам на жизнь.
2 ряд) В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого
казака-сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой
стойкости. Путь Остапа – путь верного служения родине, выполнение
священного долга перед нею. Тарас Бульба для Остапа – идеал отваги,
стойкости. Старший сын близок отцу не только по крови, но и по душе.
(Докажите правоту моих слов, используя цитатный материал. Чтение по
ролям встречи Остапа с отцом - смелость)
(… Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен,
рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него
никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он
удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский
быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не
переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с
уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда
не будет интересоваться мнением, взглядом иноверцев. Остап видит мир
суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует
политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап
думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов
умереть за свою Родину…)
Казнь Остапа (слайд)
3 ряд) Образ Андрия - полная противоположность брату. Докажите…
(…. Гоголь показал различия братьев. Остап и Андрий почти ровесники, но
они разные. Остап из героической эпохи. Андрий мягче, утонченнее, гибче
брата. Он наделен большой чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены
зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более
слабым. Ему свойственна отвага в бою и смелость сделать самостоятельный
выбор. В стан врага его приводит страсть. Андрий хочет воевать теперь за
свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по
традиции…)
Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает
мысль о чём? (о Божьей каре за предательство и измену)
- Ребята, с текстом вы работать умеете. А вот внимательно ли вы читали
повесть?
№2 Фронтальный опрос («толстые и тонкие вопросы): дополнить…
«Толстые и тонкие вопросы»
1.
Какова идея произведения Гоголя «Тарас Бульба»? (Патриотизм)
2.
Какую проблему рассматривает автор в своей повести? (Проблему
подвига и предательства). Какой прием он использует? (прием
антитезы)
3.
Какие черты Тараса Бульбы вы бы назвали главными и почему?
4.
Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)
5.
Какие сцены отражают самые напряженные моменты жизни Тараса
Бульбы? (убийство Андрия, казнь Остапа, казнь Тараса Бульбы)
6.
Расскажите о смерти Андрия и гибели Остапа и Тараса Бульбы.
Каковы были их последние слова?
7.
Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
8.
Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Остапа и Тараса
Бульбы?
(Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Гибель предполагает
необыкновенные обстоятельства, связанные с героизмом и подвигом).
В своих тетрадях запишите по рядам определения: «героизм»,
«предательство» «товарищество». Записать синонимы данных понятий.
Героизм – доблесть, подвиг, отвага, мужество.
Предательство – измена, трусость, дезертирство.
Товарищество – братство, дружба, приятельство.
К доске вызвать 2 учеников с проверкой д/з, синквейн на Остапа и Андрия
без 1 строчки.
Можно ли вас назвать творческими людьми? В этом мы сейчас сможем
убедиться… Проверка творческих заданий
1) Синквейн (у доски без первой строчки) О каком герое идет речь?
Остап и Андрий… на разворотах доски
- О каком герое мы не записали синквейн? Прочитать с места…
2) Есть ли среди вас юные художники?
3) Есть ли среди вас юные поэты?
В начале урока мы сформулировали вопрос: «Можем ли мы с вами назвать
идеалом автора одного из героев повести?» Готовы ли вы однозначно на него
ответить? НЕТ!
5. Подведение итогов урока
Невозможно однозначно оценить произведение Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба». У каждого из вас возникает личное отношение к героям. Кто-то на
стороне Тараса Бульбы, и ему понятны чувства этого героя; кто-то, напротив,
осуждает его, проникается теплотой к его сыну Андрию. Это и есть
«интерпретация произведения». Образ главного героя получился наиболее
завершенным и полным. Он проникнут высокой поэзией отцовства. Тарас
является таковым не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших
ему командование над ними.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие черты
национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к Родине,
верность православной вере, готовность к подвигу и широту души.
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное
движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и
значении, в массовости восстания, которое привело в смятение польских
магнатов и шляхту, в героической борьбе украинских казаков против
иноземных угнетателей». Герои никогда не погибают – они обретают
бессмертие, потому что убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное
дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что их смерть не
напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа
заключен героический пафос повести и жизнеутверждающее начало.
Рефлексия: составить «синквейн» на сегодняшний урок
Первую строку я уже написала. Ребята, сидящие за каждой партой, заполняют
свою строку синквейна и передают листок дальше. Чтение
Домашнее задание.
1. Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой в повести Н.В.
Гоголя», «Во имя чего можно совершить подвиг?»
2. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».