Напоминание

«Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Автор: Лямзина Ирина Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ – Кокинская СОШ
Населённый пункт: д.Скрябино Выгоничского района Брянской области
Наименование материала: Разработка урока по литературе
Тема: «Главные герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ-Кокинская СОШ

Выгоничского района Брянской области

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 7 КЛАССЕ

Тема:

«Главные герои повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Автор: учитель русского языка

и литературы

Лямзина Ирина Павловна

2018 год

Цель урока: исследование характеров главных героев повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

Задачи:

обучающие: учить работать с текстом, подбирать цитаты,

подтверждающие высказываемую мысль;

развивающие: развитие умения анализировать художественный текст;

воспитательные: формирование ценностного отношения к слову

воспитание чувства патриотизма, товарищества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, текст повести «Тарас Бульба»,

раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем работать с

повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, чьи произведения не

стареют, они остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в

том, что он всю жизнь стремился к идеалу. Можем ли мы с вами назвать

идеалом автора одного из героев повести? В этом и попробуем с вами сегодня

разобраться.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы получили домашнее задание:

1) Подобрать цитатный материал, характеризующий главных героев повести.

2) Составить по 2 «толстых и тонких вопроса» по данному произведению.

3)Творческое задание: составить синквейн, нарисовать рисунок, сочинить

стихотворение (на выбор).

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Цель урока?

Наш урок мы начнем с проверки того, хорошо ли вы ориентируетесь в

тексте. Перед вами предложение из 2 главы, нужно восстановить авторский

текст («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!

Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!») с.210

С главными героями повести Гоголь знакомит нас в самом начале

произведения. Обратимся к тексту. Чтение по ролям.

Проверка Д/З

№1 Работа с текстом по рядам (раскрыть характеры главных героев,

используя цитатный материал)

1 ряд – дает характеристику Тарасу Бульбе,

2 ряд – Остапу,

3 ряд – Андрию.

Слушайте друг друга внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.

1 ряд) О Тарасе Бульбе необходимо говорить в разных аспектах:

как об отце, воине, товарище, защитнике Отчизны и веры. Его образ сложен

и неоднозначен. Докажите…

Товарищество (клип) – как этот эпизод помогает нам лучше понять характер

героя? (Это патриот своей Родины)

Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях,

такие разные по характеру и взглядам на жизнь.

2 ряд) В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого

казака-сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой

стойкости. Путь Остапа – путь верного служения родине, выполнение

священного долга перед нею. Тарас Бульба для Остапа – идеал отваги,

стойкости. Старший сын близок отцу не только по крови, но и по душе.

(Докажите правоту моих слов, используя цитатный материал. Чтение по

ролям встречи Остапа с отцом - смелость)

(… Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен,

рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него

никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он

удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский

быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не

переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с

уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда

не будет интересоваться мнением, взглядом иноверцев. Остап видит мир

суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует

политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап

думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов

умереть за свою Родину…)

Казнь Остапа (слайд)

3 ряд) Образ Андрия - полная противоположность брату. Докажите…

(…. Гоголь показал различия братьев. Остап и Андрий почти ровесники, но

они разные. Остап из героической эпохи. Андрий мягче, утонченнее, гибче

брата. Он наделен большой чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены

зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более

слабым. Ему свойственна отвага в бою и смелость сделать самостоятельный

выбор. В стан врага его приводит страсть. Андрий хочет воевать теперь за

свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по

традиции…)

Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает

мысль о чём? (о Божьей каре за предательство и измену)

- Ребята, с текстом вы работать умеете. А вот внимательно ли вы читали

повесть?

№2 Фронтальный опрос («толстые и тонкие вопросы): дополнить…

«Толстые и тонкие вопросы»

1.

Какова идея произведения Гоголя «Тарас Бульба»? (Патриотизм)

2.

Какую проблему рассматривает автор в своей повести? (Проблему

подвига и предательства). Какой прием он использует? (прием

антитезы)

3.

Какие черты Тараса Бульбы вы бы назвали главными и почему?

4.

Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)

5.

Какие сцены отражают самые напряженные моменты жизни Тараса

Бульбы? (убийство Андрия, казнь Остапа, казнь Тараса Бульбы)

6.

Расскажите о смерти Андрия и гибели Остапа и Тараса Бульбы.

Каковы были их последние слова?

7.

Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?

8.

Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Остапа и Тараса

Бульбы?

(Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Гибель предполагает

необыкновенные обстоятельства, связанные с героизмом и подвигом).

В своих тетрадях запишите по рядам определения: «героизм»,

«предательство» «товарищество». Записать синонимы данных понятий.

Героизм – доблесть, подвиг, отвага, мужество.

Предательство – измена, трусость, дезертирство.

Товарищество – братство, дружба, приятельство.

К доске вызвать 2 учеников с проверкой д/з, синквейн на Остапа и Андрия

без 1 строчки.

Можно ли вас назвать творческими людьми? В этом мы сейчас сможем

убедиться… Проверка творческих заданий

1) Синквейн (у доски без первой строчки) О каком герое идет речь?

Остап и Андрий… на разворотах доски

- О каком герое мы не записали синквейн? Прочитать с места…

2) Есть ли среди вас юные художники?

3) Есть ли среди вас юные поэты?

В начале урока мы сформулировали вопрос: «Можем ли мы с вами назвать

идеалом автора одного из героев повести?» Готовы ли вы однозначно на него

ответить? НЕТ!

5. Подведение итогов урока

Невозможно однозначно оценить произведение Н.В.Гоголя «Тарас

Бульба». У каждого из вас возникает личное отношение к героям. Кто-то на

стороне Тараса Бульбы, и ему понятны чувства этого героя; кто-то, напротив,

осуждает его, проникается теплотой к его сыну Андрию. Это и есть

«интерпретация произведения». Образ главного героя получился наиболее

завершенным и полным. Он проникнут высокой поэзией отцовства. Тарас

является таковым не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших

ему командование над ними.

В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие черты

национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к Родине,

верность православной вере, готовность к подвигу и широту души.

Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное

движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и

значении, в массовости восстания, которое привело в смятение польских

магнатов и шляхту, в героической борьбе украинских казаков против

иноземных угнетателей». Герои никогда не погибают – они обретают

бессмертие, потому что убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное

дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что их смерть не

напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа

заключен героический пафос повести и жизнеутверждающее начало.

Рефлексия: составить «синквейн» на сегодняшний урок

Первую строку я уже написала. Ребята, сидящие за каждой партой, заполняют

свою строку синквейна и передают листок дальше. Чтение

Домашнее задание.

1. Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой в повести Н.В.

Гоголя», «Во имя чего можно совершить подвиг?»

2. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».



В раздел образования