Напоминание

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Развитие речи. "Память"


Автор: Валеева Оксана Валихматовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ НОШ №23
Населённый пункт: р.п.Чунский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Развитие речи. "Память"
Раздел: начальное образование





Назад




«Утверждено» Директор МОБУ НОШ №23 Л.Н.Лопаева_______ Самоанализ урока
Тема:
«Обучающее изложение с элементами рассуждения текста-повествования по коллективно составленному плану». Составитель: Валеева Оксана Валихматовна учитель начальных классов МОБУ НОШ № 23 р.п. Чунский 2016г.

Тема:
Обучающее изложение с элементами рассуждения текста-повествования по коллективно составленному плану «Память».
Ход урока:

1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Стихотворение «Раненая берёза» (на фоне слайды о войне) -О чём стихотворение? -Почему стихотворение называется раненая берёза? -Что вы знаете о войне? -Почему мы должны помнить о военном времени? Всё верно вы говорите. Память нельзя стереть. Сегодня предстоит поработать с необычным текстом. - Вспомним, как называется письменный пересказ текста? (Изложение.) - Тема урока: Изложение. Оформление тетради (число), темы. - Для чего пишем изложения? (Учимся связной речи. Учимся создавать речевые высказывания в письменной форме. Учимся рассказывать своими словами, но так, чтобы это было понятно тому, кто будет читать.) - Где потом пригодится это умение? (Когда будем создавать свои тексты.)
3. Актуализация знаний.
- Вспомните порядок работы над изложением (последовательность учебных действий). (Прочитаем, проанализируем текст: определим тему, основную мысль, тип текста; составим план (выделим части, озаглавим); предупредим ошибки, перескажем, напишем, проверим.) - Ваша помощница? (Памятка в учебнике)
4. Постановка учебной задачи.
- Какую учебную задачу будете решать при написании изложения? (Учиться оформлять письменный связный пересказ.)
5. Мотивирование на активное восприятие текста.
Вступительная беседа. Послушайте внимательно текст и определите тип текста.
6. Восприятие текста.
Раздать карточки с текстом.
Чтение текста учеником
. Дети воспринимают зрительно и на слух.
(Слайд 2)
На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у берёзы словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу. Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам она спасла жизнь. Берёза заслоняла их от пуль.
Прошла война. Отгремели залпы орудий. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк. (По Я.Сухареву)
7. Анализ текста.
1). Содержательный анализ текста. Беседа по содержанию: 1. О каком времени повествует нам этот текст? 2. Почему автор с большой любовью рассказал нам о старой берёзе? - С чего начинаем подготовку к написанию изложения? (Необходимо проанализировать текст.) Определите тему текста (войны) В чём заключается основная мысль текста? Для чего мы определяли тип текста, его тему и основную мысль? (Чтобы лучше понять замысел автора и успешно записать.) 2). Структурный анализ текста. Автор помог вам разделить текст на части. - Определите мысль каждой части.
8. Составление плана текста. (Слайд 3 с текстом)
Прочитайте первую часть. -Почему было больно смотреть на берёзу? Озаглавьте. 1.Старая берёза у дороги. Прочитайте вторую часть -Как выглядела берёза? -Почему выглядела так берёза? -Озаглавьте её. 2.Огонь на себя. Прочитайте третью часть -Какие события произошли? -Восстановите последовательность событий. Озаглавьте её. 3.Берёза жива. Оставьте место для названия текста. Запишем пункты плана в тетрадь. План. 1.Старая берёза у дороги. 2.Дерево приняло на себя огонь врага. 3.Берёза живет и будет жить. 4.
Нам предстоит написать изложение с элементами рассуждения. В 4 части вам предстоит выразить своё отношение к событиям, которые проходили в военные годы. - Для чего составляли план? (Чтобы выдержать правильную последовательность текста, цепочку событий.)
9.Работа на предупреждение ошибок.
- Чтобы правильно написать изложение на что надо обратить внимание? (На правильность написания.) 1). Орфографическая подготовка.
(Слайд текст)
1.Найдите в тексте сложные слова с проверяемой безударной гласной в соответствие с вашим уровне. (толпился, молодой) 2.Работа по карточкам. Сформулируйте задание. (Об) рублены, (до) тронулся, (во) шли, (за) слоняла.
Проверка (Слайд 5).
-А у меня ещё есть слова (ощутил, отгремел, зазеленела) - Кто допустил ошибки? Будьте внимательны при написании изложения 3.Найдите слова с непроверяемой безударной гласной. Смоленской, вместо, словно, металл, осколки, орудий, берёза, дороги. - Какие орфограммы повторили? (Слитное написание приставок с глаголами…..) Обратите внимание на трудные слова орудий осколки на Смоленской дороге 2. Пунктуационная подготовка. Зачитайте предложения с однородными членами предложения. Обратите внимание на эти предложения при написании изложения. - Для чего мы проделали такую работу? (Чтобы грамотно записать текст.) Чтобы озаглавить текст, послушаем отрывок «Раненая берёза»
Стихотворение «Раненая берёза»
(продолжение на фоне слайдов о войне) -Кто помнит войну ?(солдаты, люди…) Про что читали сейчас нам ребята? А берёза помнит про военные годы? -Где сохраняются события о войне? Озаглавьте наш текст. Красивые названия у вас, но я предлагаю назвать текст «Память». Запишите название в тетрадь. Мы пишем сегодня особое изложение с элементами рассуждения. В 4 части выразите своё отношение к событиям военных лет.

10. Завершающее чтение.
Чтобы написать изложение близко к тексту, прочитайте ещё раз текст внимательно. 1). Повторное чтение текста (про себя). 2). Мысленный пересказ по плану (про себя).
11.Написание изложения.
Самостоятельная работа.
12.Чтение написанного текста (1 ученик читает весь текст+3 зачитывают 4 часть)
Точно передано содержание текста? Я хочу прочитать своё отношение о событиях военных лет.
(Слайд 6)
Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.
13. Итог урока. Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили? - Как выполняли? - Чему сегодня научились? - Что стали делать лучше? - В чём испытывали затруднение? - Кто вам сегодня помогал?
14. Уровневое домашнее задание. (Слайд 7)
1. Найти стихотворение о войне. Списать грамотно. Отметить знакомые орфограммы. 2. Найти стихотворение о войне. Записать по памяти. Отметить знакомые орфограммы. 3. Сочинить стихотворение о войне. Записать грамотно. Объяснить орфограммы. Молодцы!
(Слайд 8)


В раздел образования