Автор: Семенова Альбина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ЦРР д⁄с с.Рощинский
Населённый пункт: Стерлитамакский район респ.Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Семенова А.В. воспитатель
МДОАУ ЦРР д/с с.Рощинский
На вопрос «Что больше всего любят дети? », каждый ответит, не
сомневаясь - играть! А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать,
сможет объяснить не каждый.
По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид
деятельности
для
маленького
человека.
Наблюдая
окружающий
мир
и
деятельность населяющих его людей, ребенок очень хочет стать его участником,
но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он
может
все!
Может
слетать
к
звездам,
опуститься
на
дно
океана,
сделать
операцию, подоить корову. «Только, понарошку» - возразите вы. Да, но в это
время в игре по - настоящему работают воображение, мышление, речь, по -
настоящему
надо
строить
отношения
с
партнерами
(даже
если
в
их
роли
выступают простые игрушки) .
В это время малыш по - настоящему переживает события, которые лежат
в основе его игры. Это и формирует отношение ребенка к окружающему миру, к
людям. Поэтому взрослым в этот момент важно понаблюдать: заботливая ли
«мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Для взрослого игра
его малыша - своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш
на очередном этапе своего развития. И самое главное, что чем меньше малыш,
тем большая помощь в игре ему требуется со стороны взрослого. Взрослые
могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя дополнительную
игрушку
или
поставив
новую
задачу,
которую
малыш
с
удовольствием
выполнит сам.
Итак,
результатом
развития
игры
в
младшем
возрасте
должна
стать
способность
ребенка
самостоятельно
отображать
заинтересовавшие
его
действия
взрослого,
объединяя
их
в
простейший
сюжет
и
беря
на
себя
соответствующую роль.
Все игры можно поделить на несколько основных видов или разделов.
I. Первый, самый распространенный вид игры в этом возрасте - это игры
с предметами (сюжетно – ролевая игра)
Для развития самостоятельной игры детей младшего возраста большое
значение
имеет
подбор
сюжетно
-
образных
игрушек:
кукол,
игрушечных
животных, предметов для занятий с ними, различных машин. В этих играх, как
правило,
воспитывается
доброта,
отзывчивость,
эмоциональность.
Мы
в
детском саду учим ребенка первым игровым действиям : покормить куклу,
уложить ее спать, одеть, раздеть, покатать на коляске, погулять с ней и т. д. Для
этого в игровом уголке ребенку необходима игрушечная мебель (на которой
дети сами не прочь посидеть, кукольная посуда, кукольная одежда. Особенно
интересно наблюдать, когда мальчики подходят к гладильной доске и начинают
бойко
орудовать
игрушечными
утюгами.
Вот
вам
пример
того,
как
дети
переносят
свои
наблюдения
за
взрослыми
в
игру.
В
группе
у
нас,
как
выяснилось, много и «автолюбителей». Конечно, это в основном мальчики.
Здесь же стоит помнить, что при выборе машины нужно руководствоваться не
только
тем,
чтоб
машина
была
яркая
и
относительно
прочная,
но
чтоб
с
машиной можно было по - разному манипулировать (например, у грузовика
должен подниматься кузов - это поможет выгрузить груз, или это будет трактор
с поднимающимся ковшом или автомобиль с открывающимися дверями, куда
можно
посадить
шофера).
Словом,
такие
машины,
которые
помогут
вам
предложить ребенку разнообразный сюжет, разнообразные игровые действия. В
этом
возрасте
мы
начинаем
знакомить
детей
с
игровыми
действиями
парикмахера (дети садятся перед зеркалом и расчесываются, расчесывают друг
друга) особое удовольствие им доставляют рассматривать друг у друга бантики
и заколки, с игровыми действиями врача - «кукла заболела, ее нужно послушать
фонендоскопом, дать ей витаминку, с игровыми действиями водителя - у нас
есть большой руль. Дети на стульчиках к нему садятся, причем, если сел один,
норовят сесть еще пятеро, а так как места больше нет - им приходиться
садиться паровозиком друг за другом, причем все берут с собой какие - то
хозяйственные сумки, кегли, имитирующие какие - то банки, различные ленты,
в общем все, что ценное попадает под руку.
II. Второй, не менее важный вид игр - развивающие, дидактические,
сенсорные игры.
Сюда относятся разнообразные настольно - печатные игры, различные
настольные кубики с картинками, игры с вкладышами, игры со шнуровкой. Эти
игры
призывают
ребенка
думать,
развивать
свои
умственные
способности
(сообразительность, логика, умение различать разнообразные цвета, формы,
размеры и т. д.)
III. Речевые игры с картинками.
Это название говорит само за себя. Эти игры направлены на развитие
речи ребенка, на совершенствование его речевых умений. В этих играх важную
роль играют взрослые, которые должны подобрать необходимые предметные
картинки (изображен 1 предмет, сюжетные картинки (изображен какой - то
сюжет, различные игрушки и ненавязчиво для ребенка в игровой форме вызвать
его на речевой контакт. Сначала это задания типа «Повтори за мной: кто это, что
это - назови, что он делает, какой он и т. д. В дальнейшем, эти задания
усложняются. Точно так же используется и какая - то игрушка, только она
должна
быть
яркая,
интересная,
привлекать
внимание
ребенка
(«Доктор
Айболит»).
Сюда
же
относятся
и
заучивание
и
обыгрывание
стишков
и
потешек. Важно, когда ребенок проговаривает текст и может выполнить какие -
то действия еще. Включаются сразу несколько мозговых центров.
IV.
Те с но
пе ре пле т а ют с я
с
реч е в ыми
игра ми
р а з л и ч н ы е
театрализованные игры и игры - драматизации. («Ладушки», «Идет бычок»,
«Водичка») Это очень широкий спектр игр:
- кукольный театр;
- настольный театр (деревянный, картонный) ;
- здесь используются даже театр шапочек, масок, костюмов
V. Строительно - конструктивные игры
- игры с различным видом строительного материала (пластмассовым,
деревянным, напольным, настольным и т. д.). В таких играх дети узнают
названия строительного материала: кубик, цилиндр, брусок, кирпичик. На 4
году жизни мы учим детей элементарным конструктивным действиям:
наложить сверху, приложить рядом и т. д.
- Игры с различными пластмассовыми конструкторами типа «Лего». Здесь
уже детали наращиваются, скрепляются и создается постройка.
- Игры - мозаики - это своеобразная конструктивная игра на плоскости.
Дети из деталей создают узор.
- Конструктивные игры из бумаги, когда создаются различные фигурки,
путем сгибания.
-VI. Пальчиковые игры.
Это очень важная часть работы по развитию мелкой моторики руки. Эти
игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи,
творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких - либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев
VII. Подвижные игры.
Это
игры,
как
правило,
призванные
совершенствовать
двигательную
активность ребенка, они помогают детям развиться физически, совершенствуют
многие двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота, ловкость,
сила и выносливость. А так как во многих подвижных играх имеются правила,
нарушать которые нельзя, то это еще и дисциплинирует, воспитывает честность
и выдержку. Подвижные игры, в основном, проводятся на утренней гимнастике,
на физкультурных занятиях, на прогулке, и иногда в вечернее время.
VII. Музыкальные и хороводные игры.
-Это игры с различными музыкальными инструментами (погремушка,
бубенчик, музыкальный молоточек, колокольчик «Сыграй как я», «Что звучит?»
и т. д.
- Игры с выполнением танцевальных движений «Потанцуй с мишкой, с
куклой» и т. д.