Автор: Кашутчик Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно–воспитательной работе
Учебное заведение: ГПОУ "Губернаторский техникум народных промыслов"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Творческое мышление, как значимый фактор развития личности в период старшего подросткового возраста
Раздел: среднее профессиональное
УКД 159.99
Творческое мышление, как значимый фактор развития личности в период
старшего подросткового возраста
Кашутчик О.Ю.
ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» г.Кемерово
okashutchik@mail.
ru
Аннотация. В
данной
статье
приводится
теоретическое
обобщение
понятия
творческого мышления. Сформулированы обоснованные значения роли творческого мышления
в
период
старшего
подросткового
возраста,
как
фактора
успешного
развития
личности,
способного действовать в условиях конкурентной среды.
Ключевые слова: Творчество, творческое
о т
л и чн о е
мышление, личность, старший
во з
н и кает
подросток.
Актуальность исследования. В
о тл и чн о е
настоящее время
п о н о м а
р ев
в условиях высокого и
в
ы д ви н у
л
динамичного ритма жизни,
е
с
л и
возрастающего информационного и
сво й ства
психоэмоционального потока, возникает необходимость в
п р и н ц и п и ал ь
н о
подготовке не
я
к
о вл ев
просто знающих,
во зб у
д и м о с
т
ь
ю
высококвалифицированных специалистов, а
ф о р м и р о в
а
н и ю
специалистов,
р еш ен и е
способных к деятельности
т
в
о р ч
е
с
к
о е
в условиях конкурентной среды,
н а
п р авл ен а
умеющих ориентироваться
п си х
о л о г
и и
в потоке научной
о со б а
я
и технической информации, осваивать
б о л ь
ш е
й
новые технологии и
ко н кур е
н тн о й
программы, принимать нестандартные
д и с
к
у
с
с
и о н н о
решения, умеющих творчески
п о зво л я
е
т
мыслить.
Следовательно, в условиях
усл о ви ях
образовательной среды
п о
д ход ы
нарастает актуальность по
я
к
о вл ева
формированию быстроориентированной, креативной
п о н и м а
е
т
и
п р и в
е
с
т
и
творчески мыслящей личности
с
п о с
о б н о й
в период старшего
д е
т
а
л ьн о м у
подросткового возраста,
н ап р а
в
л е
н а
которая в силу
п од ход ы
своих возрастных
б о л ь
ш е
й
особенностей характеризуется
о со б ая
повышенной возбудимостью, импульсивностью,
с
л ед с
т
в
и е
склонностью к необдуманным поступкам и
б о г
о явл ен ск
действия, стремлением
о сущ е
с
т
в
л я
т
ь
к индивидуализации, независимости,
б о л ьш е
й
что обуславливается
п о зво л я
е
т
большей тревожностью родителей, педагогов,
с
а
м о
и требует пристального
п р и вести
внимания со стороны
б ы с
т
р о
общества в целом. Отсюда
у
п о тр еб л яется
и возникает необходимость по
зн ачи м о сти
формированию знаний,
с
п ец и ал и с
т
о в
касающихся вопроса творческого мышления
л ео н тьев
старших подростков, выявлению значимости
р еш е
н и е
развития творческого
ко т
о р о м у
мышления, как
чески
осознанного стремления
д етал ьн о м у
человека к максимальному
п р и вести
раскрытию своего
д етал ьн о м у
потенциала, формирования «успешного-Я!».
Само
о б щ и й
понятие - творческое
к
р еати вн о й
мышление давно употребляется
актуал ь
н о сть
в психолого-педагогической литературе,
н акл ад ы вается
его содержание дискуссионно. В
п р и н ц и п и ал ь
н о
современной педагогике и психологии
л и чн о с
т
и
существует множество
п о
д р о сто к
подходов к определению значения творческого
яко в
л ева
мышления.
Творчеством обычно
п р и н ц и п и ал ь
н о
определяют как
р е
ш е
н и е
деятельность, воплощающую нечто
аучн о
новое. Мышление,
л и чн о с
т
ь
создающее реальность, познания,
п о
д ход ы
как нечто
о со б ая
принципиально отличное от
д и скусси о н н о
исходного,
н асто я
щ ем у
может быть определено творческим
к
о то р о м у
[5].
Личность в
д и с
к
у
с
с
и о н н о
период старшего
о сущ ествл ять
подросткового возраста с
ф о р м и р о ван и ю
развитым творческим
со б ствен н о й
мышлением
способна удивлять
с
а
м о
и познавать и исследовать,
п о стул аты
умеет находить
п с
и хо л о г
и и
решение в нестандартных
в
о з
н и кает
ситуациях, направлена на открытие
тво р ч
е
с
к
о го
нового и склонна к детальному познанию своего
о сва
опыта.
Методологическую базу
т
в
о р ч
е
с
к
и е
взглядов на феномен
е
с
л и
творческого мышления
б о л ее
определяют исследования и
н асто ящ е
м у
подходы Э. Фромма, Р. Гута,
л и чн о сти
Г. Альтшуллера, Р. Шапиро,
б о го явл е
н ск
Е. Яковлевой,
в
е
р ч
е
н ко
опираясь
л и т
е
р атур а
на постулаты которых можно
аучн о
представить общий
б а
з
у
взгляд на особенности
т
р уд о ем к
а
я
и значение творческого
тво р чески е
мышления личности
п р и вести
в целом, так
у
п о тр еб л я
е
т
с
я
и непосредственно в период старшего подросткового возраста.
В
д и скусси о н н о
работах Н.Смирнова "творчество" это
п о стул аты
не особая характеристика
в
ы сш ей
познавательных процессов,
и зучи ть
а одна из самых глубоких
п од р о с
т
о к
характеристик личности. Творческое
р е
ш ен и е
мышление свойственно лишь свободной,
п о н о м а
р ев
способной к саморазвитию
б азу
личности [6]. Р.Гут понимает
б о л ьш е
й
творческое мышление, как
вер ч
е
н к
о
продуктивную мыслительную
р еш ен и е
деятельность, приносящую
н етр и ви а
л ьн ы й
нетривиальный результат
п о н о м а
р ев
[3].
Е. Яковлева
б о л ее
понимает под
ф о р м и р о в
а
н и ю
творчеством воплощение человеком
п р ед е
л ы
собственной индивидуальности,
б о л ее
понимаемой как
п у
т
е
м
уникальность каждого индивида
о п р ед ел я
ю т
[7] .
п р и н и м ать
А. Бен выдвинул ценное для
п о с
т
у
п кам
понимания творчества суждение, в
о ткр ы т
и ям
котором пояснил, что
л и т
е
р а
т
у
р а
для творческого
п о ступ кам
мышления свойственна борьба
м акси м ал ьн о
устоявшихся ассоциаций, и
тво р ческо е
как следствие,
яко в
л е
в
ломка стереотипов.
Очень
н етр и ви ал ьн ы й
углубленно феномен
з
н а
ч
и м о с
т
и
творческого мышления
р а
з
в
и ты м
старших подростков
в
е
р чен ко
рассмотрено в трудах
п о н и м а
е
т
отечественных исследователей Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской,
л и чн о с
т
и
В.Н. Дружинина,
сл ед стви е
А.Н. Леонтьева,
о п р ед е
л яю т
которые сходятся на том,
п р и н ц и п и а
л ьн о
что творческое мышление является
сам ы х
процессом, который,
вы д в
и н ул
как взрыв, озаряется
а
к
т
у
а
л ьн о с
т
ь
внезапным решением,
п р ед ел ы
которому всегда
п о н и м а
е
т
предшествует скрытая
о б щ и й
от глаз длительная,
вы д ви н ул
трудоемкая напряженная
б о л е
е
внутренняя работа
б о л ее
личности.
Большинством
к
о т
о р о м у
авторов принято
во зн и кает
считать, что
п о с
т
у
п кам
творческое мышление
усп е
х
а
проявляется в создании
н ап р а
в
л ен а
некоторого продукта (мыслительного
с
о б ствен н о й
или материального),
п о з
в
о л яет
если этот
н етр и в
и ал ьн ы й
продукт является
тр ад и ц и и
новым, оригинальным,
у
с
л о ви я
х
то есть творческим
о б щ и й
[4]. К
во з
р аст
настоящему времени
б ы с
т
р о
можно рассуждать о сложившейся
явл я
е
т
с
я
традиции понимания
т
в
о р ч
е
с
к
о го
творческого мышления
см и р н о в
как способности,
у
с
л о ви я
х
отражающей глубокое свойство личности,
б о л ь
ш ей
принимать нестандартные
о ткр ы ти я
м
решения, выходить
п о
д го то в
за пределы истинного, как
д е
т
а
л ь
н о м у
интегрального свойства
а
л ь
т
ш у
л л е
р
личности, воплощающего
т
р уд о е
м к
а
я
ее творческие возможности
п о н о м ар е
в
[2].
Творческое
б азу
мышление - это
д и с
к
у
с
с
и о н н о
не талант, это
и с
с
л ед о в
а
т
ь
навык, который
явл яется
можно изучить
о т
е
ч
е
с
т
в
е
н н ы
и планомерно развить, что позволяет
б о г
о явл ен ск
усилить естественные
тво р ческо е
способности человека
л и чн о сть
творить и создавать
с
и л у
новое, и соответственно,
м о ж ет
привести к большей
м о ж е
т
продуктивности и успешности
с
в
о й ства
[1]. Творческие
д и скусси о н н о
способности и инновации - основные
п р е
д е
л ы
источники длительного
о сущ е
с
т
в
л я
т
ь
и глобального успеха
я
в
л яется
в современном изменяющемся
д и с
к
у
с
с
и о н н о
мире, в мире
в
е
р чен ко
с быстро изменяющимися
п е
р и о
д
тенденциями, жесткой
п р о б л е
м ати к
конкуренцией, и потребностью плодотворно работать.
п р о б л ем ати к
Считаем, что
ал ь
т
ш у
л л ер
творческое мышление
е
с
л и
является значимым
п р е
д ел ы
фактором развития
н а
к
л ад ы вается
личности в период
о п р ед ел я
ю т
старшего подросткового
я
к
о в
л ев
возраста, так
тво р ческо г
о
как дает принципиально отличное
н асто я
щ ем у
в решение
о т
к
р ы ти ям
проблемной ситуации,
н е
т
р и ви а
л ьн ы й
приводящее к новым
д и скусси о н н о
идеям и открытиям.
Следовательно,
п од ход ы
возникает необходимость
м ы ш л е
н и я
более углубленно изучать данную проблематику в
о б щ и й
образовательной среде, осуществлять поиск
актуал ьн о с
т
ь
новых технологий,
ф о р м и р о в
а
н и ю
способов и методов,
вы сш е
й
нацеленных на развитие
м акси м а
л ь
н о
у старшего подростка потребностей
к
р еати в
н о й
к постоянной работе
д е
т
а
л ьн о м у
над собой,
актуал ьн о с
т
ь
самосовершенствованию, креативности,
л и ч
н о сть
нацеленности на успех,
н етр и ви а
л ьн ы й
путем принятия
я
к
о вл ева
новых, нестандартных
сп о с
о б н о й
решений.
Аспект исследуемой
тво р ческо го
проблемы накладывается
а
л ьтш у
л л е
р
на решение психолого-педагогических
о т
л и чн о е
задач в рамках
с
п ец и ал и сто в
профессионального образования, так
т
в
о р чески е
как подросток пытающийся понять свое
п о
д ход ы
эго, максимально
л и т
е
р атур а
реализовать и использовать
усп е
х
а
свои жизненные
с
в
о й с
т
в
а
возможности, постепенно
н естан д а
р т
н о е
движется к высшей
п о н о м а
р ев
ступени своего самостановления,
взр ы в
самореализации, и как
н а
к
л ад ы вается
следствие, становится
м о ж ет
успешным и конкурентноспособным специалистом,
з
н а
ч
и м о сти
умеющим путем
с
п о со б н о й
своего творческого
ко т
о р о м у
мышления находить
со зд аю щ ее
выход из различных,
я
в
л яется
порой «тупиковых» ситуаций.
п р и н и м ать
Литература
д етал ьн о м у
и источники
1.
Боно Э. Нестандартное
н асто ящ е
м у
мышление. -М., 2000. 224с.
2.
Верченко,
о т
л и чн о е
И.А. К вопросу
у
с
п еха
о творческом мышлении
взр ы в
студентов / И.А. Верченко // Психология
м о ж ет
и педагогика: методика
о сва
и проблемы практического
л и чн о сть
применения : сборник
я
к
о вл ева
материалов V Всероссийской
тво р чески е
научно-практической конференции. – Новосибирск : ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2009.
– С. 64-68.
3.
Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психол., 2007., № 2.,130-139с.
4.
Меерович М.И. Технология творческого мышления / М.И.Меерович, Л.И.Шрагина – МН.:
Харвест,2000 – 224с.
5.
Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960.
6.
Смирнова
Н.М.
Трансцендентальная
ориентация
когнитивного
анализа
творчества
//
Эпистемология
креативности/
отв.ред.
Е.Н.Князева.
–
М.:
«Канон+»
РООИ
«Реабилитация», 2013. С.104-129.
7.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. –М.: Флинта,1997.