Напоминание

Творческое мышление, как значимый фактор развития личности в период старшего подросткового возраста


Автор: Кашутчик Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно–воспитательной работе
Учебное заведение: ГПОУ "Губернаторский техникум народных промыслов"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Творческое мышление, как значимый фактор развития личности в период старшего подросткового возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УКД 159.99

Творческое мышление, как значимый фактор развития личности в период

старшего подросткового возраста

Кашутчик О.Ю.

ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов» г.Кемерово

okashutchik@mail.

ru

Аннотация. В

данной

статье

приводится

теоретическое

обобщение

понятия

творческого мышления. Сформулированы обоснованные значения роли творческого мышления

в

период

старшего

подросткового

возраста,

как

фактора

успешного

развития

личности,

способного действовать в условиях конкурентной среды.

Ключевые слова: Творчество, творческое

о т

л и чн о е

мышление, личность, старший

во з

н и кает

подросток.

Актуальность исследования. В

о тл и чн о е

настоящее время

п о н о м а

р ев

в условиях высокого и

в

ы д ви н у

л

динамичного ритма жизни,

е

с

л и

возрастающего информационного и

сво й ства

психоэмоционального потока, возникает необходимость в

п р и н ц и п и ал ь

н о

подготовке не

я

к

о вл ев

просто знающих,

во зб у

д и м о с

т

ь

ю

высококвалифицированных специалистов, а

ф о р м и р о в

а

н и ю

специалистов,

р еш ен и е

способных к деятельности

т

в

о р ч

е

с

к

о е

в условиях конкурентной среды,

н а

п р авл ен а

умеющих ориентироваться

п си х

о л о г

и и

в потоке научной

о со б а

я

и технической информации, осваивать

б о л ь

ш е

й

новые технологии и

ко н кур е

н тн о й

программы, принимать нестандартные

д и с

к

у

с

с

и о н н о

решения, умеющих творчески

п о зво л я

е

т

мыслить.

Следовательно, в условиях

усл о ви ях

образовательной среды

п о

д ход ы

нарастает актуальность по

я

к

о вл ева

формированию быстроориентированной, креативной

п о н и м а

е

т

и

п р и в

е

с

т

и

творчески мыслящей личности

с

п о с

о б н о й

в период старшего

д е

т

а

л ьн о м у

подросткового возраста,

н ап р а

в

л е

н а

которая в силу

п од ход ы

своих возрастных

б о л ь

ш е

й

особенностей характеризуется

о со б ая

повышенной возбудимостью, импульсивностью,

с

л ед с

т

в

и е

склонностью к необдуманным поступкам и

б о г

о явл ен ск

действия, стремлением

о сущ е

с

т

в

л я

т

ь

к индивидуализации, независимости,

б о л ьш е

й

что обуславливается

п о зво л я

е

т

большей тревожностью родителей, педагогов,

с

а

м о

и требует пристального

п р и вести

внимания со стороны

б ы с

т

р о

общества в целом. Отсюда

у

п о тр еб л яется

и возникает необходимость по

зн ачи м о сти

формированию знаний,

с

п ец и ал и с

т

о в

касающихся вопроса творческого мышления

л ео н тьев

старших подростков, выявлению значимости

р еш е

н и е

развития творческого

ко т

о р о м у

мышления, как

чески

осознанного стремления

д етал ьн о м у

человека к максимальному

п р и вести

раскрытию своего

д етал ьн о м у

потенциала, формирования «успешного-Я!».

Само

о б щ и й

понятие - творческое

к

р еати вн о й

мышление давно употребляется

актуал ь

н о сть

в психолого-педагогической литературе,

н акл ад ы вается

его содержание дискуссионно. В

п р и н ц и п и ал ь

н о

современной педагогике и психологии

л и чн о с

т

и

существует множество

п о

д р о сто к

подходов к определению значения творческого

яко в

л ева

мышления.

Творчеством обычно

п р и н ц и п и ал ь

н о

определяют как

р е

ш е

н и е

деятельность, воплощающую нечто

аучн о

новое. Мышление,

л и чн о с

т

ь

создающее реальность, познания,

п о

д ход ы

как нечто

о со б ая

принципиально отличное от

д и скусси о н н о

исходного,

н асто я

щ ем у

может быть определено творческим

к

о то р о м у

[5].

Личность в

д и с

к

у

с

с

и о н н о

период старшего

о сущ ествл ять

подросткового возраста с

ф о р м и р о ван и ю

развитым творческим

со б ствен н о й

мышлением

способна удивлять

с

а

м о

и познавать и исследовать,

п о стул аты

умеет находить

п с

и хо л о г

и и

решение в нестандартных

в

о з

н и кает

ситуациях, направлена на открытие

тво р ч

е

с

к

о го

нового и склонна к детальному познанию своего

о сва

опыта.

Методологическую базу

т

в

о р ч

е

с

к

и е

взглядов на феномен

е

с

л и

творческого мышления

б о л ее

определяют исследования и

н асто ящ е

м у

подходы Э. Фромма, Р. Гута,

л и чн о сти

Г. Альтшуллера, Р. Шапиро,

б о го явл е

н ск

Е. Яковлевой,

в

е

р ч

е

н ко

опираясь

л и т

е

р атур а

на постулаты которых можно

аучн о

представить общий

б а

з

у

взгляд на особенности

т

р уд о ем к

а

я

и значение творческого

тво р чески е

мышления личности

п р и вести

в целом, так

у

п о тр еб л я

е

т

с

я

и непосредственно в период старшего подросткового возраста.

В

д и скусси о н н о

работах Н.Смирнова "творчество" это

п о стул аты

не особая характеристика

в

ы сш ей

познавательных процессов,

и зучи ть

а одна из самых глубоких

п од р о с

т

о к

характеристик личности. Творческое

р е

ш ен и е

мышление свойственно лишь свободной,

п о н о м а

р ев

способной к саморазвитию

б азу

личности [6]. Р.Гут понимает

б о л ьш е

й

творческое мышление, как

вер ч

е

н к

о

продуктивную мыслительную

р еш ен и е

деятельность, приносящую

н етр и ви а

л ьн ы й

нетривиальный результат

п о н о м а

р ев

[3].

Е. Яковлева

б о л ее

понимает под

ф о р м и р о в

а

н и ю

творчеством воплощение человеком

п р ед е

л ы

собственной индивидуальности,

б о л ее

понимаемой как

п у

т

е

м

уникальность каждого индивида

о п р ед ел я

ю т

[7] .

п р и н и м ать

А. Бен выдвинул ценное для

п о с

т

у

п кам

понимания творчества суждение, в

о ткр ы т

и ям

котором пояснил, что

л и т

е

р а

т

у

р а

для творческого

п о ступ кам

мышления свойственна борьба

м акси м ал ьн о

устоявшихся ассоциаций, и

тво р ческо е

как следствие,

яко в

л е

в

ломка стереотипов.

Очень

н етр и ви ал ьн ы й

углубленно феномен

з

н а

ч

и м о с

т

и

творческого мышления

р а

з

в

и ты м

старших подростков

в

е

р чен ко

рассмотрено в трудах

п о н и м а

е

т

отечественных исследователей Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской,

л и чн о с

т

и

В.Н. Дружинина,

сл ед стви е

А.Н. Леонтьева,

о п р ед е

л яю т

которые сходятся на том,

п р и н ц и п и а

л ьн о

что творческое мышление является

сам ы х

процессом, который,

вы д в

и н ул

как взрыв, озаряется

а

к

т

у

а

л ьн о с

т

ь

внезапным решением,

п р ед ел ы

которому всегда

п о н и м а

е

т

предшествует скрытая

о б щ и й

от глаз длительная,

вы д ви н ул

трудоемкая напряженная

б о л е

е

внутренняя работа

б о л ее

личности.

Большинством

к

о т

о р о м у

авторов принято

во зн и кает

считать, что

п о с

т

у

п кам

творческое мышление

усп е

х

а

проявляется в создании

н ап р а

в

л ен а

некоторого продукта (мыслительного

с

о б ствен н о й

или материального),

п о з

в

о л яет

если этот

н етр и в

и ал ьн ы й

продукт является

тр ад и ц и и

новым, оригинальным,

у

с

л о ви я

х

то есть творческим

о б щ и й

[4]. К

во з

р аст

настоящему времени

б ы с

т

р о

можно рассуждать о сложившейся

явл я

е

т

с

я

традиции понимания

т

в

о р ч

е

с

к

о го

творческого мышления

см и р н о в

как способности,

у

с

л о ви я

х

отражающей глубокое свойство личности,

б о л ь

ш ей

принимать нестандартные

о ткр ы ти я

м

решения, выходить

п о

д го то в

за пределы истинного, как

д е

т

а

л ь

н о м у

интегрального свойства

а

л ь

т

ш у

л л е

р

личности, воплощающего

т

р уд о е

м к

а

я

ее творческие возможности

п о н о м ар е

в

[2].

Творческое

б азу

мышление - это

д и с

к

у

с

с

и о н н о

не талант, это

и с

с

л ед о в

а

т

ь

навык, который

явл яется

можно изучить

о т

е

ч

е

с

т

в

е

н н ы

и планомерно развить, что позволяет

б о г

о явл ен ск

усилить естественные

тво р ческо е

способности человека

л и чн о сть

творить и создавать

с

и л у

новое, и соответственно,

м о ж ет

привести к большей

м о ж е

т

продуктивности и успешности

с

в

о й ства

[1]. Творческие

д и скусси о н н о

способности и инновации - основные

п р е

д е

л ы

источники длительного

о сущ е

с

т

в

л я

т

ь

и глобального успеха

я

в

л яется

в современном изменяющемся

д и с

к

у

с

с

и о н н о

мире, в мире

в

е

р чен ко

с быстро изменяющимися

п е

р и о

д

тенденциями, жесткой

п р о б л е

м ати к

конкуренцией, и потребностью плодотворно работать.

п р о б л ем ати к

Считаем, что

ал ь

т

ш у

л л ер

творческое мышление

е

с

л и

является значимым

п р е

д ел ы

фактором развития

н а

к

л ад ы вается

личности в период

о п р ед ел я

ю т

старшего подросткового

я

к

о в

л ев

возраста, так

тво р ческо г

о

как дает принципиально отличное

н асто я

щ ем у

в решение

о т

к

р ы ти ям

проблемной ситуации,

н е

т

р и ви а

л ьн ы й

приводящее к новым

д и скусси о н н о

идеям и открытиям.

Следовательно,

п од ход ы

возникает необходимость

м ы ш л е

н и я

более углубленно изучать данную проблематику в

о б щ и й

образовательной среде, осуществлять поиск

актуал ьн о с

т

ь

новых технологий,

ф о р м и р о в

а

н и ю

способов и методов,

вы сш е

й

нацеленных на развитие

м акси м а

л ь

н о

у старшего подростка потребностей

к

р еати в

н о й

к постоянной работе

д е

т

а

л ьн о м у

над собой,

актуал ьн о с

т

ь

самосовершенствованию, креативности,

л и ч

н о сть

нацеленности на успех,

н етр и ви а

л ьн ы й

путем принятия

я

к

о вл ева

новых, нестандартных

сп о с

о б н о й

решений.

Аспект исследуемой

тво р ческо го

проблемы накладывается

а

л ьтш у

л л е

р

на решение психолого-педагогических

о т

л и чн о е

задач в рамках

с

п ец и ал и сто в

профессионального образования, так

т

в

о р чески е

как подросток пытающийся понять свое

п о

д ход ы

эго, максимально

л и т

е

р атур а

реализовать и использовать

усп е

х

а

свои жизненные

с

в

о й с

т

в

а

возможности, постепенно

н естан д а

р т

н о е

движется к высшей

п о н о м а

р ев

ступени своего самостановления,

взр ы в

самореализации, и как

н а

к

л ад ы вается

следствие, становится

м о ж ет

успешным и конкурентноспособным специалистом,

з

н а

ч

и м о сти

умеющим путем

с

п о со б н о й

своего творческого

ко т

о р о м у

мышления находить

со зд аю щ ее

выход из различных,

я

в

л яется

порой «тупиковых» ситуаций.

п р и н и м ать

Литература

д етал ьн о м у

и источники

1.

Боно Э. Нестандартное

н асто ящ е

м у

мышление. -М., 2000. 224с.

2.

Верченко,

о т

л и чн о е

И.А. К вопросу

у

с

п еха

о творческом мышлении

взр ы в

студентов / И.А. Верченко // Психология

м о ж ет

и педагогика: методика

о сва

и проблемы практического

л и чн о сть

применения : сборник

я

к

о вл ева

материалов V Всероссийской

тво р чески е

научно-практической конференции. – Новосибирск : ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2009.

– С. 64-68.

3.

Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психол., 2007., № 2.,130-139с.

4.

Меерович М.И. Технология творческого мышления / М.И.Меерович, Л.И.Шрагина – МН.:

Харвест,2000 – 224с.

5.

Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960.

6.

Смирнова

Н.М.

Трансцендентальная

ориентация

когнитивного

анализа

творчества

//

Эпистемология

креативности/

отв.ред.

Е.Н.Князева.

М.:

«Канон+»

РООИ

«Реабилитация», 2013. С.104-129.

7.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. –М.: Флинта,1997.



В раздел образования