Напоминание

"Обучение акробатическому элементу сальто назад"


Автор: Куницына Людмила Ильинична
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СДЮСШОР № 4
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Обучение акробатическому элементу сальто назад"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО СДЮСШОР № 4 г. Смоленска

Методическая разработка

Тема:

« Обучение акробатическому элементу сальто назад »

Выполнила:

тренер-преподаватель

Куницына Л.И.

Смоленск 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКРОБАТИКИ………………………………….6

2. МЕСТА ЗАНЯТИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКРОБАТИКОЙ…………………........................10

3. ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ НА ДОРОЖКЕ………………….….12

4. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ……….…..……….13

5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ НА

ГИНАСТИЧЕСКОМ КОВРЕ………………………………………………………………...15

6. ПЕРЕНОС ОСНОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В

ГРУППИРОВКЕ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ КОВРЕ …………………………………..…28

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...33

2

В наше время гимнастика занимает особое место и является одним из

основных средств укрепления здоровья, физического развития, закаливания

организма, формирования жизненно необходимых двигательных умений и

навыков. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными

упражнениями,

которые

есть,

например,

в

современной

спортивной

гимнастике,

имеется

множество

самых

разнообразных

простых

упражнений,

вполне

доступных

любому

человеку,

независимо

от

его

возраста,пола.

Гимнастика в системе физического воспитания также занимает ведущее

место. Особенно велика роль гимнастики в физическом совершенствовании

подрастающего

поколения.

Регулярные

занятия

гимнастикой

наиболее

успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают

прочное

основы

для

развития

физических

качеств

и

способностей,

формируют красивые осанки и телосложение, способствуют ритмичной,

слаженной

деятельности

органов

сердечно

-

сосудистой,

дыхательной,

пищеварительной и других систем организма человека.

Особая ценность гимнастики заключена её образовательных возможностях.

Постепенное усложнение изучаемых двигательных действий,

возможность

использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений позволя

ют занимающимся расширять представления

двигательных возможностях

организма, познавать их общие закономерности.

А также, не менее важным является то,что средства гимнастики использую

тся для достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом, значение гимнастики

в нашей жизни трудно переоценить.

Средства и методы гимнастики,

опирающиеся на последние достижения

3

науки и передовой опыт практической работы, проникают во многие сферы

жизнедеятельности человека,

благотворно

влияют на формирование его

личности.

Гимнастика

представляет

собой

систему

специально

подобранных

упражнений,

разносторонне

воздействующих

на

организм

человека,

усиливающих его основные физиологические процессы, способствующих

его

гармоническому

развитию.

Путем

гимнастических

упражнений

формируются

жизненно

необходимые

двигательные

навыки,

красота

и

точность движений, развиваются основные физические качества - ловкость,

быстрота, сила, выносливость, гибкость. Гимнастика применяется с самого

раннего

детства

и

продолжается

во

всех

возрастных

периодах

жизни

человека.

Задачей

гимнастики

является

укрепление

здоровья,

физическое

совершенствование

и

осуществление

разносторонней

физической

подготовленности человека к многообразной деятельности. Помимо этого,

гимнастика

имеет

специфические

задачи:

формирование

правильной

осанки,

профилактика

и

коррекция

различных

деформаций

тела,

восстановление

работоспособности

двигательного

аппарата

после

перенесенных травм, воспитание умения владеть своими движениями.

Гимнастика как метод физического воспитания. В гимнастике могут быть

использованы

весьма

разнообразные

физические

упражнения,

способствующие решению задач всестороннего физического воспитания. В

ней

могут

применяться

любые

движения

и

двигательные

действия

в

соответствии

с

педагогическими

задачами

и

психофизиологическими

особенностями организма. В гимнастике можно осуществлять относительно

4

точное

избирательное

воздействие

на

строение

и

функции

организма.

Характерные для гимнастики методические приемы позволяют с помощью

физических

упражнений

оказывать

преимущественное

воздействие

на

отдельные

органы

и

отдельные

мышечные

группы,

а

такое

развивать

различные физические качества.

В

гимнастике

возможна

относительно

точная

дозировка

физической

нагрузки:

разнообразные

упражнения

используются

и

назначаются

в

соответствии с подготовленностью занимающихся и строгим учетом их

влияния на организм.

В целях повышения эмоциональности занятий, воспитания эстетических

чувств,

ритмичности,

точности

и

выразительности

движений

при

проведении гимнастики целесообразно применять музыку.

В процессе обучения воспитывается умение оценивать свои двигательные

возможности, выяснять общие закономерности двигательной деятельности.

Это

осуществляется

путем

распределения

учебных

заданий,

широкого

применения

анализа

и

синтеза

движений,

комбинирования

движений

в

новые

двигательные

действия

и

изучения

разнообразных

физических

упражнений.

Гимнастика располагает специфическими средствами для осуществления

воспитательных

задач:

требует

точного,

заранее

обусловленного

выполнения

двигательных

действий;

имеет

регламентированный

распорядок

занятий,

особый

стиль

организации

процесса

обучения,

предусматривающий

сознательность

и

самостоятельность

действий,

развитие творческой инициативы. Все это служит воспитанию дисциплины,

внимания, способствует укреплению воли и характера.

5

Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи

общей

физической

подготовки,

применять

физические

упражнения

в

соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся и успешно

осуществлять

оздоровительные

и

воспитательно-образовательные

задачи

физического воспитания.

1.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКРОБАТИКИ.

Из истории физической культуры и спорта мы знаем, что акробатические

прыжки (перевороты вперед и назад, сальто) использовали многие народы

мира более тысячи лет назад. Особенно сальто использовались как элемент

боевых единоборствах древней Японии и Китая.

В странах Европы перевороты и сальто выполнялись бродячими артистами,

а в России скоморохами, что привлекало большое количество зрителей.

Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд

венецианского врача Иерониия Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве

гимнастики». В этот период популярностью пользовались акробатические

упражнения. Современник Меркуриалиса, преемник Арканджело Туккаро (

1538-1616) написал первое руководство по акробатике - "Три диалога об

упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе " издал его в Париже в

1599г.

Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели

6

труды Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он считал, что акробатические и

другие физические упражнения располагают большими возможностями

воспитания. Принципы предложенные им положены в основу современной

методики

обучения

гимнастическим

упражнениям

и

спортивной

тренировки.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна

Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778-1852). В свою систему Ян

включил 24 группы упражнений, в том числе акробатику и танцы. Он

придавал упражнениям спортивный характер.

Основатель сокольской гимнастики Мирослав Тырш (1832-1884). Он

создал систему групповых упражнений. Особенно привлекательными

были акробатические упражнения в единой экипировке под музыку.

В России в 1897г. появляется первая организация «Сокол» в

Тифлисе, в 1903г. в Петербурге и Баку. В 1913г. Россия вступила во

Всеславянский сокольський союз. Русские гимнасты участвовали во

Всесокольских слетах, проводимых в Праге каждые 5 лет. В 1960г. в

очередном слете принимал участие В.Н. Зайцев.

Начиная с 1918г. когда в России был организован Всеобуч.

произошло дальнейшее развитие гимнастики, правда из акробатических

элементов доминировали медленные перевороты и пирамиды.

7

В 1928г. была первая довоенная спартакиадах народов СССР, а в 1938 Г.

Парад физкультурников на Красной площади в Москве.

В дальнейшем на всех Физкультурных парадах, Спартакиад народов

СССР, Играх доброй воли, открытии Олимпиады 80 в массовых

гимнастических выступлениях исполнялись сальто назад большой

группой гимнастов.С 1948г. в классификационных программах и правилах

соревнований было включено обязательное выполнение сальто назад в

вольных упражнениях произвольной программы, а у женщин с 1954г.

Во второй половине 20 века включение сальто назад в группировке и его

варианты стали обыденным явлением.В 1972г. на Олимпийских играх в

Мюнхене Ольга Корбут выполнила сальто назад в группировке из стойки

поперёк на бревне, она же выиграл вольные упражнения.

В.Н.Зайцев (2005) отмечает, что спортивная гимнастика один из

медалиёмких видов Олимпийской программы. Н.К.Меньшиков (2001),

Л.Я.Аркаев, Н.Г.Сучилин (2004) отмечают, что на всех Олимпийских играх

современности гимнастика является одним из значимых видов спорта.

Отечественные гимнасты начали выступать с ХУ Олимпийских игр в

Хельсинки (1952).

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных

средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

8

- перекаты - вращательные движения (напоминающие раскачивания на

качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без

переворачивания

через

голову

(например,

перекаты

на

спине

в

группировке);

-

кувырки

-

вращательные

движения

типа

перекатов,

но

с

переворачиванием

через

голову

вперед

или

назад

в

группировке,

согнувшись

и

прогнувшись

из

разных

и.п.

в

различные

конечные

положения;

- перевороты без фазы полета - движения тела вперед, назад или в сторону

с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону - «колесо»);

- перевороты с фазой полета - прыжковые движения с переворачиванием

тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами

(переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в

зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке,

так

как

способствуют

подготовке

суставов

к

выполнению

сложных

упражнений.

При

разучивании

сложных

кувырков

и

переворотов

необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и

страховку.

Основные структурные типы акробатических прыжков в «большой»

акробатике: простые прыжки и отскоки имеют значение в постановке

основных прыжков: прыжки с поворотами, включая прыжки на батуте, где

возможно более корректное исполнение безопорных «винтов»; перевороты

9

и сальто назад и вперед.

2.

МЕСТА ЗАНЯТИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКРОБАТИКОЙ.

Требования к гимнастическим снарядам по правилам ФИЖ

(2006,2008,2009) и В.Н. Зайцев (2008)

1. Мостик для опорных прыжков, высота его 15-20 см, ширина 60см,

длинна 120см (дорожка разбега длинной 25м. и шириной 60 см.)

2. Гимнастические маты, длинна 2м, ширина 125см, толщина 20-25см.

3. Ковер для вольных упражнений размером 14х14 м, судейский размер

12х12 м. отмечен белой лентой, шириной 5см.

4. Акробатическая дорожка размером 36х2,0м

5. Большая камера от колеса трактора.

6. Ручная или подвесная лонжа.

С.А. Гаранин (2003) дает характеристику батуту, его полный комплект

состоит из рамы размером 505х295 см, высотой 115 см, сетки из тесьмы

5мм размером 426х213 см., 118 пружин и обкладочных матов на раму, двух

страховочных

столбов

с

матами

и

транспортировочных

катков.

Страховочные

столбы

крепятся

по

торцовым

сторонам

батута

и

представляют

собой

раму

с

полотном

размером

150х300

см.

с

установленным на ней страховочным матом толщиной 20 см. Выполняются

прыжки

на

акробатической

дорожке

и

двойном

мини

трампе.

На

это

10

указывает А.Д. Шаховец(2007).Н.Я. Епишин (2010) внедрил над батутами

тросик

и

«крутилку»,

а

также

подвесил

одно

кольцо

для

вращения

в

продольной плоскости. В последние годы с появлением легких, прочных и

герметичных тканей и особых технологий по работе появилась возможность

создания надувного спортивного оборудования на стыке знаний проблем

спортивной акробатики и опыта с надувными сооружениями родилась идея

создания

надувных

акробатических

дорожек.

Сейчас

на

рынке

можно

встретить два их типа: герметичная (далее «спорт») и не герметичная (далее

«фитнесс»).

При описании надувных дорожек будем сравнивать их со стационарными и

мобильными батутными дорожками. Первое неоспоримое преимущество –

это регулируемая жесткость. Регулировка жесткости любого типа надувных

дорожек

производится

в

считанные

секунды.

Мобильность

надувной

дорожки позволяет ее быстро сдуть и сложить в углу зала. Для ее нового

использования включается насос и она сама разложится в течении минуты.

Она обладает безопасностью для гимнастов (нет острых и твердых углов).

Надежность. Надувные дорожки «фитнесс» и «спорт» могут выдержать вес

любого человека. Дорожке дается пожизненная гарантия. В наших залах их

пока нет. Большое значение имеют гигиенические условия для проведения

тренировок соревнований по гимнастике: температура воздуха +20-24°C;

освещенность 150 люкс на уровне пола; трехкратная смена чистого воздуха

в час.

11

3.

ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ НА ДОРОЖКЕ

Обучение

акробатическим

прыжкам

представляет

собой

многолетний

целенаправленный

процесс.

Он

включает

в

себя

этапы

начальной

подготовки;

начальной

и

углубленной

специализированной

подготовки;

этапы

спортивного

совершенствования

и

высших

достижений

(Л.П.

Матвеев,

1991;

В.Н.

Курысь,

1994).

Одним

из

основных

направлений

обучения акробатическим элементам на каждом этапе подготовки является

изучение упражнений в порядке постепенного нарастания их трудности.

Так,

на

этапах

начальной

и

начальной

специализированной

подготовки

необходимо осваивать элементы начальной «школы» и базовые упражнения.

З ат е м

и з у ч а ю т с я

п р о ф и л и р у ю щ и е ,

с л у ж е б н ы е

э л е м е н т ы ,

классификационные элементы, соединения обязательной и произвольной

программ (А.А. Хазов, 2006). На этапе начальной подготовки формируются

основы

техники

выполнения

спортивных

движений.

Здесь

изучаются

элементы

начальной

«школы»

акробатических

упражнений:

кувырки,

перекаты

и

стойки,

основные

формы

динамической

осанки,

а

именно

группровка

и

положения

согнувшись,

прогнувшись

и

выпрямившись.

Овладение этими позами необходимо для обучения сальто, пируэтам и

переворотам. Кувырки и особенно перекаты являются исходным средством

формирования

у

акробатов

первичного

двигательного

представления

о

технике выполнения максимально сложных акробатических элементов (В.Н.

Курысь,

1994).

Базовые

упражнения

нужны

для

дальнейшего

изучения

более

сложных,

перспективных

упражнений.

Базовыми

называются

упражнения, которые являются отдельными акробатическими элементами и

в то же время содержат в себе все элементы техники, необходимые для

12

выполнения другого, более сложного однотипного3 упражнения и (В.И.

Мамзин, 1982).

Данные упражнения отличаются от более сложных тем, что в завершающей

стадии

не

выполняются

дополнительные

движения,

увеличивающие

сложность

элементов

и

заканчиваются

элементарными

завершающими

действиями (например, в сальто назад выпрямившись нет вращения вокруг

продольной

оси

тела).

Таким

образом,

от

качества

освоения

базового

элемента

зависит

эффективность

освоения

более

сложных

вариантов

упражнений данного типа, сходных с ним по технической основе.

4.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ

Сальто – свободные (безопорные) вращения вперед, назад или в сторону

(боком) с полным переворотом через голову.

Прыжок «сальто» включает три стадии – толчок ногами, полет (стадия

реализации), приземление на ноги.

Толчок необходимо выполнять растянутым во времени с предварительным

полуприседанием

и

дальнейшим

переходом

со

всей

стопы

на

носок,

завершая его полным выпрямлением тела с ускоренным взмахом руками в

направлении от опоры.

Вращение

тела

в

полете

зависит

от

плотности

группировки,

а

также

скорости, с которой исполнитель меняет позу – чем резче «возьмешь» или

«распустишь» группировку, тем сильнее изменится скорость вращения по

сальто.

При

приземлении

ноги

на

опору

следует

ставить

перед

вертикалью,

проходящей через общий центр тяжести (ОЦТ) спортсмена.

13

Для смягчения ударных нагрузок нужно приземляться на носки с переходом

на всю стопу и упругим сгибанием ног в положение круглого полуприседа.

Сальто назад в группировке

Из

стойки

(ступни

соединены)

руки

вверх

подняться

на

носки

с

одновременным опусканием рук вниз до вертикали (рис. 1) (к. 1). Затем,

слегка приседая и отводя руки в стороны- назад, выполнить энергичное

отталкивание вверх и несколько назад с одновременным хлестким махом

руками вверх. Завершая отталкивание, нужно активно выпрямиться, при

этом не допуская сваливания плеч, потянуться руками вверх, удерживая

голову прямо и перейти со всей стопы на носки, полностью распрямив ноги

(к.

3). В

момент

перехода

(не

раньше,

но

и

не

позже)

в

безопорное

положение, стоя на носках, максимально быстро набросить колени и таз на

плечи,

одновременно

сводя

руки

через

стороны (к.

4).

Затем

плотным

группированием

с

возможно

большим

сгибанием

в

тазобедренных

и

коленных суставах, захватив при этом кистями голени сверху и прижав

локти к туловищу, усилить вращение (к. 5).

Выполнив 3/4 вращения по сальто и находясь лицом вниз, следует быстро

разгруппироваться

и

приземлиться

на

напряженные

ноги

со

слегка

«закрытым» телом, руки вверх (к.к. 6-7).

14

4.

5.

6.

1.

2.

3.

7.

Рис. 1

5.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ НА

ГИМНАСТИЧЕСКОМ КОВРЕ.

Методике обучения сальто назад в группировке на гимнастическом

ковре посвящены работы многих авторов ( В.П.Коркин, 1981; М.А. Попов,

1979; В.М. Смолевский,1999;М.Л. Журавин,1998, 2001, 2008,2009)

1.Задача и характеристика методических приемов на этапе «создания

предварительного представления об упражнении»

1.1. Задача: Создание общего представление о движении.

1.2. Основные методы: словесный, показ.

1.3. Методические приемы: рассказ; объяснение; обсуждение;

демонстрация (показ, рисунки, схемы, кино-видео материалы) выполнение

15

подготовительных упражнений; имитация движений.

2. Задача и характеристика методических приемов на этапе « углубленного

разучивания движений».

2.1. Задача: овладение основами техники движения.

2.2. Методы: расчлененный и целостный.

2.3. Методические приемы: выполнение упражнения по частям и в целом;

помощь и страховка; использование дополнительных факторов;

определение контрольных заданий.

3. Задача и характеристика методических приемов на этапе закрепления и

совершенствования техники движений.

3.1. Задача: стабилизация и совершенствование техники движений.

3.2. Методы: переменно-повторный, соревновательно-игровой.

3.3. Методические приемы: регламентирование повторений; установка на

результат, введение неожиданных условий; акцентирование на деталях

техники; самооценка и самоконтроль ученика; моделирование

соревновательных условий.

4. Метод расчлененного разучивания упражнения заключается в выделении

отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем

соединении в целое упражнение.

5. Метод целостного разучивания упражнений. Такое освоение движений

16

характерно для большинства упражнений (выполняются в облегченных

условиях).

Один из вариантов - метод подводящих упражнений, облегчающий

освоение движения.

6. Условия, обеспечивающие успех обучения в гимнастике: подсказка

ученику

решающих

действий;

помощь;

страховка

(проводка,

фиксация

позы,

подталкивание,

поддержка,

подкрутка);

зрительные

ориентиры

и

звуковые сигналы.

7. Программированный метод обучения гимнастическим упражнениям

основан на разделении основного движения на дозы, порции, освоение

которых приводит к выполнению основного двигательного действия.

Учитывая омоложение спортивной гимнастики надо опираться на анатомо-

физиологические особенности организма детей школьного возраста В.Н.

Коряк (1983) рекомендует учитывать возраст детей.

1. Младший школьный возраст (6-9 лет). В этот период организм ребенка

интенсивно растет и развивается с примерно равномерном приростом

тотальных размеров тела. Окостенение трубчатых костей не завершено.

Позвоночник

с

неустановившимися

характерными

изгибами

имеет

большую

гибкость

за

счет

эластичности

и

большой

толщины

межпозвоночных дисков. Он податлив к искривлению. В целом мышечная

система развита слабо и прибавки в силе не значительны. Эластичные

мышцы не способны к большим нагрузкам, но податливы к растягиванию.

17

Возраст

6-9

лет

самый

благоприятный

для

закладывания

фундамента

двигательных навыков и физических качеств. Разницы между мальчиками и

девочками практически нет.

2. Средний школьный возраст (10-14 лет) совпадает у мальчиков с

началом, а у девочек с первой половины полового созревания. В этот

период наблюдается усиленный рост тела в длину, нарастание мышечной

массы и увеличение годичных прибавок веса тела. Девочки в подростковом

периоде развиваются быстрее между 11-13 годами и перегоняют мальчиков

по всем показателям физического развития. Убыстряется темп роста тела в

длину у девочек в 12-14 лет, а у мальчиков между 13-14 годами. Рост тела

увеличивается за счет роста нижних конечностей.

Сила мышц нарастает неравномерно. Увеличивается сила мышц у

мальчиков 12-15 лет. Девочки с 13-14 лет отстают от мальчиков по

показателям силы мышц. В связи с этим в подростковом возрасте

необходимо уделять внимание средствам ОФП и специальной силовой

подготовки.

Развитие нервно - мышечного аппарата способствует развитию быстроты

движений. Необходимо временно ограничить обучение новым сложным

формам движений, а больше закреплять ранее изученные движения.

3. Старший школьный возраст (15-17лет). Юноши растут быстрее и

18

опережают девушек по показателям физического развития. Юноши

способны выдерживать большие напряжения, выполнять силовые

упражнения, требующие значительных мышечных усилий.

У девушек показатели силы выражены скромнее, появляется

неуверенность в силовых возможностях и, как следствие, потеря

интереса к занятиям гимнастикой. Необходим тактичный подход к

ним.

В этот период очень хорошо тренируемы все физические качества: сила,

выносливость, быстрота, координация движений, гибкость.

Прежде чем обучать юных гимнастов сальто назад на гимнастическом

ковре, необходима хорошая физическая подготовка Г.Г. Леснев, 1990; Ю.В.

Меняхин, 1983,1988; Р.М. Тухватулин , 1983.

1. Для развития силы используются ОРУ как без предметов, так и с

предметами, а так же упражнения на снарядах.

Основной метод развития силы - это «метод повторных усилий» или еще он

называется как «метод изометрических напряжений» (угол в висе и упоре,

горизонтальный упор, «крест» и т.п.) в течение 6 сек.

Для развития скоростно-силовых качеств, применяется «ударный метод»,

суть которого - в выполнении « ударных» упражнений, связанных с

спрыгиванием с высоты (30-40 см) с последующим быстрым,

19

акцентированным отскоком. Бег на короткие дистанции, быстрое

подтягивание, отжимание в упоре или у стенки в стойку на руках, лазание

по канату и т.п.Для развития гибкости, подвижности суставов применяются

упр. «активного», «пассивного» и смешанного характера, выполняется

после разминки. Для развития координационных способностей необходимо

выполнение

специально

подобранных

ОРУ,

упражнений

на

снарядах,

подвижных игр, эстафет, челночный бег. Для тренировки вестибулярного

аппарата

выполняются

ОРУ

с

поворотами

в

различных

плоскостях,

кувырки, перевороты, вращения в Ренском колесе, прыжки на батуте и т.п.

Большое

значение

имеет

стоечная

подготовка

и

умение

правильно

выполнять приземление после соскоков и прыжков.

2. Хорошее владение кувырками, особенно назад.

3. Нормальная подвижность всех суставов.

Подводящие упражнения для изучения сальто назад в группировке

следующие:

1. Прыжки вверх с места. Из стойки руки вверх ладонями вперед встать на

носки напряженных ног с одновременным опусканием рук до линии бедер

и, продолжая движение руками в стороны- назад, выполнить полу-присед и

затем

прыжок

вверх

с

незначительным

перемещением

назад

и

одновременным хлестким махом руками (к. 4) (рис. 2).

20

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Рис. 2

2. Группировка. Из положения лежа на спине руки вверху опустить руки

вниз.

Затем

с

одновременным

махом

руками

и

сведением

их

через

стороны

согнуть ноги в коленях, подтянуть пятки к бедрам и набросить таз и колени

на плечи (колени и стопы несколько разведены) (к. 2). Руками при этом

взяться за середину голеней, локти прижать к туловищу и выполнить

перекат на лопатки. Зафиксировать группировку (рис. 3).

1.

2.

Рис. 3

3. Толчок-группировка на возвышенную опору. Предварительно присев,

выполнить отталкивание вверх- назад на повышенную опору (к. 4). После

21

приземления

на

спину

следует

максимально

быстро

сгруппироваться

и

выполнить

перекат

на

лопатки (к. 5), а также перекат в соединении с

кувырком назад (рис.4).

5.

1.

2.

3.

4.

Рис.4

4. Сальто назад на батуте. Стоя на краю сетки толчком с места выполнить

сальто назад с продвижением к центру снаряда на подвесном страховочном

поясе. После освоения упражнения сальто назад выполняется без страховки

(рис. 5).

22

Рис. 5

Сальто назад с гимнастического моста на подвесном страховочном поясе и

без него (к.к. 1-5) (рис. 6).

1. 2.

3.

4.

23

5.

Рис. 6

Совершенствование сальто назад в группировке

1. Серия сальтовых вращений с незначительными паузами между ними.

2. Сальто назад в группировке на возвышенную опору (рис. 7).

4.

5.

1.

2.

3.

6

6.

Рис. 7

24

Страховку

и

помощь следует

оказывать

стоя

сбоку

от

спортсмена,

поддерживая

его

одной

рукой

под

поясницу,

другой

под

бедро,

при

необходимости помогая выполнять вращение.

Рондат - заднее сальто в группировке разучивают, после того как

занимающийся будет уверенно выполнять рондат и сальто с места.

Сначала во время выполнения рондата поддерживать гимнаста под спину.

Основные усилия - он должен направлять на достижение максимальной

высоты, а вращение создавать в основном за счет движения руками ( но не

за счет сгибания в толчке).

В.М. Баршай (2011) рекомендует после освоения переворота боком можно

приступить

к

обучению

рондата.

Рондат

занимает

промежуточное

положение между переворотами и переворотами боком. После подскока

выполнить

толчок

одной

и

мах

другой,

потянуться

руками

вперед

и

поставить вторую руку с наружи (относительно первой руки) на ширину

кисти от продольной линии опоры правой. Придя в упор на одной руке,

начать

поворот

и

соединить

в

двух

опорном

положении,

оттолкнуться

руками и резко выполнить сгибание в тазобедренных суставах, тем самым,

закончив рондат. Страховка и помощь: Стоя с боку поддерживать под спину.

Последовательность обучения: Переворот в сторону с округлённой

спиной и пробежкой походу движения; повторить курбет из стойки на

руках; переворот боком с поворотом и приставлением свободной ноги; с

вольсета переворот боком с поворотом из положения стоя согнувшись;

рондат с места с темпового подскока с проводкой; рондат с разбега с

25

проводкой

и

самостоятельно.

Оригинальную

методику

обучения

сальто

предложил Н.Я. Епишин (2010).

В настоящее время и девочки и мальчики делают двойное сальто назад в

группировке. Но с прямым телом никто не выполняет - ни со снарядов, ни в

акробатике. В то же время Н.Я. Епишин и В.Селифанов этот элемент

делали и с перекладины, и с колец, и в акробатике еще в 1980г.

Н.Я. Епишин вспоминает, что А.Я. Аркаев очень удивился, что

В.Селифанов сделал 10 сальто вперед на брусьях, а Н. Андрианов лидер

мировой спортивной гимнастике только два. То есть уровень управления

движениями и регуляция движения у В. Селифанова оказалась на много

выше. Еще в 1981-1988 годы В. Селифанов повесил лонжу над батутом и

начал обучать детей прыгать и через две недели с прямым телом делали по

пять сальто подряд.

Всем было видно, что за счет тренировок на батуте тело меняет свои

свойства. Из отдельных частей как бы собирается в единое целое. Ведь

когда тело разобранное, что получается? Прыгаешь на батуте, а у тебя руки

в одну, ноги в другую сторону разлетаются - абсолютно неуправляемые

движения и кроме группирования, ничего не получается.

Было внедрено в работу тренеров: натянули тросик сделали «крутилку».

Гимнасты надевали пояс и выполняется 60 оборотов вперед

и назад в минуту. Сейчас в гимнастических центрах на такой « крутилке»

26

работают. На кольце выполняют 100 поворотов налево, 100 поворотов

направо. Эти два тренажера, плюс батут формируют рабочее состояние

тела. Для юношеской сборной необходимо ставить технику исполнения,

тренировать тело для выполнения сложных элементов, в молодежной

разучивать комбинации, которые диктует время. В основном составе учить

уже ничего не надо, там следует профессионально подводить, спортсмена к

выигрышу соревнований.

Программа обучения основана не только на батуте. Разработаны

специальные упражнения на растягивание и на управление мышечным

напряжением. Во всем мире используются разработанные Н.Я. Епишиным

«Лодочки»

Режим работы юношеской сборной команды: утром зарядка, чтобы

проснуться и растянуться; потом - первая тренировка, где собираем в блок

все тело; а дальше идем на снаряды и следим за тем, чтобы тело было

единым целым. Три снаряда по 30 минут. Начинать надо с батута. Если на

«крутилке» со скоростью 80 поворотов в минуту гимнасты справляются,

значит, готовы делать прямым телом сальто и повороты. Если 60-

готовность предварительная. Потом переход на другие снаряды- и то же

самое. Одно из главных правил: все нужно делать регулярно. Организм

человека содержит большое количество жидкости. Если, например, вес

27

гимнаста 70 кг, то35кг_жидкость. Задача тренера прыжками и

«крутилками» закачать эту жидкость в баллон. А если расслабиться не

делать, прекратить закачивать уходит в межклеточное пространство.

Получается не тело, а лапша. Естественно оно не может работать как надо,

и ничего не получается. Значит, нужно регулярно выполнять физические

упражнения, лучше вращательного характера. Например: 50 больших

оборотов вперед назад;

двойной бланж в лонже на батуте 50 вперед и назад. На вечерней

тренировке желательно заниматься гимнастической школой. Ведь школа –

это рабочее положение тела. Это школа пяти статических положений,

чтобы все тело было прямым, не только спина. Ровная стойка на руках и на

ногах.

6.

ПЕРЕНОС ОСНОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД В

ГРУППИРОВКЕ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ КОВРЕ В ВИДЫ

ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ.

В настоящее время спортивная гимнастика очень помолодела, гимнасты и

гимнастки вынуждены осваивать сложные гимнастические элементы на

видах многоборья. Необходимо учесть, сто сальто в группировке,

согнувшись и прогнувшись выполняется не только на гимнастическом

28

ковре и акробатической дорожке, но и имеют заметное место на снарядах и

опорных прыжках.

Ю.К. Гавердовский (2002) отмечает, что занятия акробатикой помогают

гимнастам осваивать упражнения на гимнастических снарядах. По всей у

вероятности, это объясняется тем, что некоторые элементы на

гимнастических снарядах очень сходны с аналогичными акробатическими

прыжками, которые могут служить подготовительными и подводящими

упражнениями. В результате анализа упражнений мужского и женского

гимнастического многоборья мы определили элементы, сходные с

соответствующими акробатическими прыжками.

На вольных упражнениях акробатические прыжки различной сложности

должны композиционно сочетаться с элементами хореографии несмотря на

все более углубляющуюся «акробатизацию» состава вольных упражнений.

В.Н. Зайцев (2005) указывает, что вольные упражнения очень насыщены

акробатическими прыжками, которые определяют основную трудность.Они

встречаются в середине и в конце вольных упражнений, а не только в

начале, следовательно, приходится их выполнять в состоянии усталости.

Это значит, что акробатические прыжки, включенные в вольные

упражнения, должны быть очень хорошо освоены на занятиях по

акробатике. Гимнасты включают в вольные упражнения сальто

29

прогнувшись и то же с поворотами.

Некоторое сходство с акробатическими прыжками можно отметить

только в опорных прыжках переворотом вперед и переворотом в сторону

(сальто после переворотов).

Положительное влияние занятий акробатикой на освоение опорных

прыжков заключается в том, что акробатические прыжки развивают

прыгучесть, ориентировку в пространстве, координацию движений,

самостраховку. Кроме того, акробатические прыжки типа переворотов и

сальто воспитывают умение правильно отталкиваться руками и ногами,

что чрезвычайно важно для правильного выполнения опорных прыжков.

Гимнасты выполняют прыжок переворотом вперед с 1,5 или 2,5 сальто.

По мере усовершенствования сальтовых опорных прыжков гимнасты

стали осваивать прыжок, в котором полтора сальто делалось бы не только

во второй, но и в первой полетной фазе (Ю.К. Гавердовский,2002)

В упражнениях на перекладине встречаются элементы, сходные с

некоторыми элементами акробатики. К ним можно отнести соскоки,

перелеты, двойное сальто вперед и назад в группировке и прогнувшись.

Ю.К. Гавердовский (2002) выделяет две

характерные формы, отражающие полярные технические тенденции в

исполнении соскоков сальто (по преимуществу двойных) на перекладине.

30

Одна из этих форм - раннее сальто, при котором гимнасты уходят в полет,

не доходя до опорной горизонтали. Другая характерная форма - позднее,

«задернутое» сальто, при котором гимнаст высоко забрасывает ноги перед

отходом и затем движется по траектории, близкой к вертикали. Соскоки

типа сальто (двойное сальто в группировке и прогнувшись) внешне

сходны с соответствующими одноименными акробатическими прыжками

Н.Г. Сучилин(2004). Например, соскок двойное сальто назад. Сходна лишь

безопорная фаза действия. Основная задача в обоих упражнениях

заключается в том , чтобы возможно уменьшить момент инерции тела

относительно поперечной оси, проходящей через общий центр тяжести, и ,

увеличив угловую скорость, выполнить двойное вращение.

Польза акробатики заключается в косвенном влиянии акробатических

прыжков на овладение упражнениями на этих снарядах. Из элементов,

выполняемых на разновысоких брусьях, сходство с акробатическими

прыжками имеют упражнения типа сальто вперед и назад, двойное сальто

вперед и назад в соскок и сальто с поворотом, оно наблюдается лишь в

безопорном положении. Значит, эти прыжки можно применять для

переноса навыков вращения и действиями в безопорной фазе.

Аналогичное движение при выполнение двойного сальто назад в доскок.

Анализ акробатических прыжков и сходных с ними упражнений на

31

гимнастических снарядах убеждает в том, что в большинстве случаев

полного структурного сходства в наиболее важной опорной фазе между

ними нет. В то же время гимнасты, имеющие хорошую подготовку по

акробатике, быстрее и лучше овладевают упражнениями на гимнастических

снарядах, причем даже теми, которые не имеют сходства с

акробатическими прыжками.

Выводы.

1. Акробатические прыжки (перевороты, сальто) использовались многими

народами мира более 5 тысяч лет назад.

2. С 1948г. В правилах соревнований ФИЖ было включено обязательное

выполнение сальто на вольных упражнениях.

3. Для занятий прыжковой акробатикой необходимы: мостик для опорных

прыжков, ковер (14x14м), акробатическая дорожка 36x2м., камера от

колеса трактора, поролоновые маты, ручная и подвесная лонжа, батут,

двойной мини трамп, надувные акробатические дорожки, приспособления

Н.Я. Епишина(2010) над батутом «крутилка» и одно гимнастическое кольцо.

4. Упражнения типа «сальто» назад на ковре подчиняются

закономерностям движения тела, брошенного под углом к горизонту. Фаза

отталкивания: траектория движения тела в полете представляет параболу.

Тело вращается вокруг оси, проходящей через его ОЦМ. Величина момента

32

инерции зависит от степени сгруппированности, плотности расположения

звеньев тела вокруг оси вращения. Фаза приземления начинается с момента

касания носками ног опоры.

5. При обучении сальто назад в 'группировке необходимо применять:

создание общего представления об упражнении, расчленённый и целостный

метод, программированный метод обучения, хорошая подкрутка и

страховка. Использовать переменно-повторный, соревновательный и

игровой метод обучения.

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аркаев Л.Я. вольные упражнения// Как готовить чемпионов/ Л.Я. Аркаев,

Н.Г. Сучилин. -М.: Физкультура и спот,2004.- С.287-288

2. Баршай В.М. ' Гимнастика/ В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов //

учебник. Издание 2е доп. и переработанное.- Ростов н/д, Россия, 2011.-

240с.

3.Болобан В.Н. Спортивная акробатика. – К.: Выща шк. Головное изд-во,

1988.-168с.

4.Бруно Гранди//Гимнастика. Журнал федерации спортивной гимнастики

России.-2011 №4-С.10-11

5. Гавердовский Ю. К. Акробатика/Ю.К. Гавердовский//Техника

акробатических упражнений. Популярное учебное пособие.- М.:Терра-

Спорт, 2002-С.355-404.

6. Гаранин С.А. Из истории развития прыжков на батуте как вида

34

спорта./С.А. Гаранин// Сборник научных трудов: Проблемы физической

культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке.- Хабаровск, 2003- №5-

С.4-8.

7. Епишин Н.Я. Назад в будущее/Н.Я.Епишин. // Гимнастика. Журнал

федерации гимнастики России.-2010.№4.-С.24-28

8. Журавин М.Л. Акробатические упражнения/М.Л. Рябчиков//Гимнастика

и методика ее преподавания. Учебник для фак. физич. культуры. Под ред.

Профессора Н.К.Мешьшикова.-Спб.: издательство РГПУ имени

Генрена,1998.-С.315-332.

9. Журавин М.Л. Гимнастика/М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков,

М.:АКАДЕМИЯ,2001.-С.224-230.

10. Журавин М.Л. Акробатические упражнения/М.Л. Журавин //Гимнастика

учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред.

М.Л.Журавина/Н.К. Меньшикова, 5е изд. стер.- М.: Издательский центр

«Академия»,2008.-С. 294-311.

11. Журавин М.Л. Акробатические упражнения/М.Л. Журавин //Гимнастика

учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред.

М.Л.Журавина/Н.К. Меньшикова, 6е изд. стер.- М.: Издательский центр

«Академия»,2009.-С. 294-311.

12. Загрядская О.В. Вольные упражнения./О.В.Загрядская//Гимнастика.

35

Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. М.Л.

Журавина, Н.К.Меньшикова.-6е изд., стер.- М.: Академия,2009.- С.224-

230.

13. 3айцев В.Н. Тактическая подготовка гимнастов/В.Н.Зайцев, Лекция.

Смоленск, 1995.-13с.

14. Зайцев В.Н. Композиция и трудность вольных упражнений призерок

Олимпийских игр/В.Н. Зайцев//Материалы Всероссийской научной

конференции «Теоретико-методические проблемы физической культуры

и спорта, посвященной 55-летию Смоленского ГИФК (сборник статей).-

Смоленск,2005.-С.44-47.

15. Зайцев В.Н. Планирование и контроль работы по гимнастике/В.Н.

Зайцев.- Лекция для студентов высших учебных заведений физической

культуры и спорта.- Смоленск, 2007.-21с.

16. Зайцев В.Н. Перенос основ техники выполнения двойного сальто в

группировке на акробатической дорожке в виды гимнастического

многоборья/В.Н. Зайцев, М.П. Панова//Дети, спорт, здоровье (Выпуск 4):

Международный сборник научных трудов по проблемам интегративной

и спортивной антропологии/Под общей редакцией доктора мед.наук,

профессора Р.Н. Дорохова/.-Смоленск: СГАФКСТ, 2008.-С. 199-2002.

17. Зайцев В.Н. Гимнастика. Учебное пособие по избранному виду спорта

36

для студентов высших учебных заведений физической культурой и

спорта./В.Н. Зайцев- Смоленск: СГАФКСТ,2008.- С. 36,37,39,41-43.

18. Коркин В.П. Спортивная акробатика /В.П. Коркин// Учебник для

институтов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1981.-

С.122.

19. Курысь, В.Н. Теория и методика по прыжкам на дорожке: метод.

рекомендации / В.Н. Курысь. – Самара: Изд-во СГАУ, 2013. – 47 с.: ил.

20. Леснев Г. Г. Силовая подготовленность высококвалифицированных

гимнастов и ее взаимосвязь с техническим мастерством/Г.Г.

Леснев//Вопросы, тезисы и практики физической культуры и спорта:

Респ. межвидом, сб. - Вып.20- Минск « Полымя», 1990.-С.77-80.

21. Мамзин, В.И. Базовые упражнения – основа технической подготовки

гимнастов / В.И. Мамзин // Сб.: Вопросы обучения гимнастическим

упражнениям. – Волгоград: Изд-во ВГАФК, 1882. – С. 20-27.

22. Меньшиков Н.К. Исторический обзор развития гимнастики /Н.К.

Меньшиков//Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для

факультетов физической культуры/Под ред. Н.К.Меньшикова.-Спб.:

Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.-С.20-60.

23. Меньшиков Н.К. Основы обучения гимнастическим упражнениям/Н.К.

Меньшиков//Гимнастика.-М.: АКАДЕМА,2001.-С.120-143.

37

24. Меньшиков Н.К. Основы обучения гимнастическим

упражнениям/Н.К.Меньшиков//Гимнастика. Учебник для студентов

высших учебных заведений/ Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-

6е издание, стер.-М.:Академия,-2009.-С.122-153.

25. Меньшиков Н.К. Исторический обзор развития гимнастики/Н.К.

Меньшиков//Гимнастика и методика ее преподавания. Учебник лдя фак.

физич. Культуры.-Спб.: Издательство РГПУ им. Герцена, 2001-С.21-59.

26. Меньшиков Н.К. Исторический обзор

гимнастики/Н.К.Меньшиков//Гимнастика: Учебник для студентов высших

учебных заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-5е изд.

стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-С.20-60.

27. Меньшиков Н.К. Исторический обзор развития гимнастики/Н.К.

Меньшиков//Гимнастика. Учебник для студентов высших учебных

заведений/ Под редакцией М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова-6е издание.,

стер,-М,:Академия,2009.-с.21-58.

28. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: метод указания

для тренеров и спортсменов/Ю.В.Менхин.-Смоленск, 1983-17с.

29. Менхин Ю.В. Физическая подготовка гимнастов: проблемы и решения/

Ю.В.Менхин.- М.: Физическая культура и спорт, 1986.-с.80-90.

30. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:

38

учебное пособие для вузов физической культуры/Ю.В.Менхин Спорт

Академ Пресс, 2003.-с.19-46.

31. Миронов В.М. Базовая двигательная подготовка в гимнастике/

Миронов В.М.-Лекция-1995,87с.

32. Попов Ю.А. Акробатические упражнения / Попов Ю.А. Гимнастика и

методика преподавания. Под редакцией профессора В.М.Смолевского.

Издание 3-е переработанное и дополненное.-М: Физкультура и спорт,

1987.-с. 164-165.

33. Смолевский В.М. Вольные упражнения./В.М.Смолевский// Гимнастика

и методика преподавания. Под редакцией профессора В.М.Смолевского.

Издание 3-е переработанное и дополненное.-М.: Физкультура и спорт,

1987.-с.158-163.

34. Смолевский В.М. Спортивная гимнастика /В.М.Солевский,

Ю.К.Гавердовский// Олимпийская литература.-Киев, 1999.-с.38-50.

3 5 . Сучилин

Н.Г.

О

механике

сложного

вращательного

движения

тела

спортсмена

в

полёте

при

заданной

главной

центральной

оси

//

Пути

повышения эффективности обучения физическим упражнениям: Сб. науч.

тр. -Хабаровск, 1977. -С. 89-90.

36. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост.

Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.

37. Хазов, А.А. Обучение технике упражнений на гимнастических снарядах

39

и акробатических прыжков: учеб. пособие / А.А. Хазов – Рязань: Изд-во

Ряз. гос. ун-т им. С.А. Евсенина, 2006. – 124 с.

40



В раздел образования