Напоминание

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»


Автор: Чибышева Марина Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития

эмоциональной сферы. Поэтому Художественно-эстетическое воспитание

занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса

дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным

направлением. Важной задачей эстетического воспитания является

формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического

вкуса, а также речь, и, конечно творческих способностей. Богатейшее поле

для развития речи детей, а также развития их творческих способностей

представляет театрализованная деятельность. В ходе организации

театрализованной деятельности с дошкольниками решаются разнообразные

задачи развития детей. Такие как: способствовать развитию вех компонентов

речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной

моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих

способностей детей; создание условий для развития творческой активности

детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по

возрастным группам. Создание условий для совместной театрализованной

деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с

участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений

детей старших групп перед младшими). Обучение детей приемам

манипуляции в кукольных театрах различных видов. Совершенствование

артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а

также их исполнительских умений. Ознакомление детей всех возрастных

групп с различными видами театров (пальчиковый, кукольный,

музыкальный, детский, театр зверей и.т.д.). Приобщение детей к

театральной культуре, обогащение их театрального опыта: знания детей о

театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах,

атрибутах, театральной терминологии. Воспитание нравственно-

эстетического и этического чувства.

Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и

пальчиковом театре. Однако многие даже не подозревают о его пользе для

развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой

моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и

проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец,

помощь в становлении руки наших дошколят.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на

отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-

то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших

любимых русских народных сказок. Пальчиковый театр – это уникальная

возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет

сыграть роль любого героя. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно

двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук,

помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и

активизирует речевые функции. Игру можно использовать для знакомства и

изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц

втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и

сюжетом сказки.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно

переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если

он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая

кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего

возраста, быстрее идёт на контакт, нежели с взрослым. Дети, которые избегают

прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с

педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится

более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.

В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с

помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с

помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за

ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы. С детьми

третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых

сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята

охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа,

настольного и пальчикового театра. Дети пятого и шестого года жизни уже, как

правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в

инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к

самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых

литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению

кукол – петрушек и марионеток.

Ознакомление детей с литературными произведениями является важной

задачей в работе по развитию речи дошкольников. Одним из видов деятельности

ребенка, которая позволяет в игровой форме знакомить с художественной

литературой является театрализованная деятельность. Театрализованная

деятельность это игра, а игра самый доступный и интересный вид деятельности

дошкольника. Через игру ребенок легче воспринимает образы, проигрывают

сюжет, принимает на себя роли сказочных персонажей, действует в их образе.

Игры – драматизации развивают у детей выразительность речи движений,

воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества.

Повышают игровую активность детей. В играх – драматизациях участвуют все

дети, даже самые застенчивые. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в

качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса

вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые

диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по

одному или нескольким произведениям; игры импровизации с разыгрыванием

сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Главная

особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он

артист и учится публично говорить и действовать.

Важным условием руководства играми – драматизациями являются

индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку

возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью,

чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в

себя. Главное что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и

свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и

синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для этого использую

игры и упражнения на развитие вербальных (речь) и невербальных (движения)

средств выразительности.

Результатом совместной работы с детьми становятся постановки спектаклей

по художественным произведениям, драматизации сказок. Участники кружка

показывают их родителям, младшим детям. Опыт работы показал, что участие

детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря

детей, на развитие речевых способностей. Дети меньше допускают

грамматических ошибок, пользуются различными типами предложений,

выразительно читают стихи.

Одним из условий успешной работы по данному направлению является

создание предметно развивающей среды. Для игр – инсценировок, драматизаций

есть разные костюмы, атрибуты, шапочки разных персонажей. Для создания

сказочной обстановки изготовлены декорации деревьев, домов, лесной поляны, в

соответствии с сюжетом сказок. Одним из наиболее интересных и удобных

атрибутов в любом виде театральной деятельности является мобильная ширма.

Она позволяет не только быстро поменять декорации, но и проявить детям

творчество в оформлении к спектаклю.

Чтобы дети наиболее точно прочувствовали тот или иной образ, его

настроение, проводятся уроки актерского мастерства. Они проходят в виде

игровой деятельности. Дети сначала выбирают настроение, в котором будет

находится его ролевой образ, затем отражают через художественную

деятельность( рисуем смайлики с нужным настроением). Ребенок, который сам

выбрал то выражение и настроение, с которым будет «его герой», чувствует себя

на выступлении намного свободней и увереннее. Будет поддерживать свою роль

мимикой и жестами. Очень весело также, проходят и музыкально дидактические

игры с использованием «смайликов настроений».

И в заключении хочется вспомнить замечательные слова: «Театр – это

волшебный край, в котором ребенок радуется играя. А в игре он познает мир».

С.И. Мерзлякова



В раздел образования