Напоминание

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры


Автор: Петрова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Журавушка"
Населённый пункт: город Черногорск республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста через театрализованные игры»

В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который

бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без

предварительной

подготовки,

имел

мужество

пробовать

и

ошибаться,

пока

не

будет

найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему

общечеловеческие

ценности.

Уровень

человеческой

культуры

является

мерилом

цивилизованности

того

общества,

где

живёт

ребёнок.

От

того,

каким

было

детство

ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный

багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков

переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим

возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с

чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им

тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами

встала

задача

вовлечь

детей

в

различные

виды

деятельности,

способствовать

расширению

детского

опыта.

А

накопление

опыта

и

знаний

это

необходимая

предпосылка

для

будущей творческой

деятельности.

Кроме

того,

мышление

дошкольников

более

свободно,

чем

мышление

более

взрослых детей.

Оно

еще

не

испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески

развивать. Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным

средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации

речью.

Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они

представляют

собой

богатейшее

поле

для

творчества

детей,

и

доставляют

ребенку

эмоциональное удовольствие.

Полноценное

участие

детей

в

игре

требует

особой

подготовленности,

которая

проявляется

в

особенности

к

эстетическому

восприятию

искусства

художественного

слова,

умении

вслушиваться

в

текст,

улавливать

интонации

и

особенности

речевых

оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем

ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в

его внутренний мир.

Для

решения

данной

задачи

выбрала

авторскую

педагогическую

технологию

развития

ребенка

дошкольного

возраста,

Петрова

Т.И.

Данная

технология

является

интегративной,

т.е.

содержание

занятий

по

театрализованной

деятельности

связано

с

темами

таких

программ,

как:

окружающий

мир,

ознакомление

с

художественной

литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.

Было

составлено

тематическое

планирование,

которое

направлено

на

развитие

творческих способностей детей и включает следующие виды игр:

Игры - драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и

лиса»,

«Жадный

заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи,

воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.

Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у

детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.

Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети

учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются

от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Творч е с кие

иг р ы

отражают

высокий

уровень

самостоятельности

и

самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает

образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.

В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется

обыгрывание

сказок

с

разными

видами

театров.

Для

этого

совместно

с

детьми

изготовлены разные виды театров:

*кукольный театр;

*театр – «мягкая игрушка»;

*настольный театр;

*театр масок;

*театр на прищепках;

*плоскостной театр;

*театр зернушек;

* театр на ложках;

* магнитный театр;

* театр «Би-ба-бо».

В

группе

создана

развивающая

предметно-пространственная

среда:

имеется

театральный

уголок,

где

ребёнок

может

посмотреть

иллюстрации

к

сказкам,

познакомиться с каким-нибудь персонажем.

Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу

выбора

каждого

ребёнка

на

театрализацию

любимого

произведения,

периодически

обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более

близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый

материал, костюмы для ряженья. Дидактические игры распределены в соответствии с

решаемыми задачами:

создание

условий

для развития

эмоциональности

и

выразительности

речи

у

дошкольников в процессе театральной игровой деятельности

создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,

создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.

Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в

театрализованной игре;

В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа

кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.

В

течение

года

работали

с

детьми

над

мимическими этюдами по методике М.И.

Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание,

память, автоматизированная и выразительная моторика),

так

и

на

обучение

элементам

саморасслабления

и

умения

выражать

различные

эмоциональные состояния.

Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата,

когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о

чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме

учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Лампочка потухла, зажглась.

4. Тепло-холодно.

5. Рассердились на драчуна.

6. Встретили хорошего знакомого.

7. Обиделись.

8. Удивились.

9. Умеем лукавить (подмигивание).

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

Подготовка

к

театрализованной

игре

проводится

в

течение

всей

недели. На

занятиях

использую

театрализованную

деятельность,

как

игровой

приём

и

форму

обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания,

умения и навыки.

Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая

просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно

своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто

на тебя в чем-то не похож.

Театрализацию

активно

использую

при

создании

проектов.

Так,

в

процессе

реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в

конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное

представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации.

Участвовали

в

городском

конкурсе

посвященному

творчеству

С.Я.

Маршака

с

инсценировкой «Кошкин дом»

С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада

и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через

театрализованные игры» принесла свои результаты:

Результативность.

За

период

использования

данной

технологии

повысился

у

детей

интерес

к

художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у

многих

из

них

отмечается

эмоциональная

отзывчивость

на

художественные

произведения.

Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие

в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.

Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.

Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная

выразительность речи у многих детей.

К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала

вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности.

Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими

детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей

будет

эффективным

лишь

в

том

случае,

если

оно

будет

представлять

собой

целенаправленный

процесс,

в

ходе

которого

решается

ряд

педагогических

задач,

направленных на достижение конечной цели.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои

эмоции

становится

эмоциональной,

открытой,

культурной

и

творческой

личностью.

Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!

Литература:

1.

Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.

2.

Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.

3.

Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых»,

-М.,

2005.

4.

Козлова С.А., Куликова Т.А., «Дошкольная педагогика» «Академия» Москва 2000г

5.

Манева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М.,

2009.

6.

Петрова Т.И., Сергеева Л.Е., Петрова Е.С., «Театрализованные игры в детском

саду», приложение к журналу «Воспитание школьников» выпуск 12 «Школьная

пресса» Москва 2000г.

7.

Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», -СПб, 2008.

8.

Чурилова

Е.Г.

«Методика

и

организация

театрализованной

деятельности

дошкольников и младших школьников» «Владос» Москва 2000г.

9.

Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.



В раздел образования