Автор: Петрова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Журавушка"
Населённый пункт: город Черногорск республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста через театрализованные игры»
В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который
бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без
предварительной
подготовки,
имел
мужество
пробовать
и
ошибаться,
пока
не
будет
найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему
общечеловеческие
ценности.
Уровень
человеческой
культуры
является
мерилом
цивилизованности
того
общества,
где
живёт
ребёнок.
От
того,
каким
было
детство
ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный
багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков
переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с
чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им
тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами
встала
задача
–
вовлечь
детей
в
различные
виды
деятельности,
способствовать
расширению
детского
опыта.
А
накопление
опыта
и
знаний
–
это
необходимая
предпосылка
для
будущей творческой
деятельности.
Кроме
того,
мышление
дошкольников
более
свободно,
чем
мышление
более
взрослых детей.
Оно
еще
не
испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески
развивать. Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным
средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации
речью.
Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они
представляют
собой
богатейшее
поле
для
творчества
детей,
и
доставляют
ребенку
эмоциональное удовольствие.
Полноценное
участие
детей
в
игре
требует
особой
подготовленности,
которая
проявляется
в
особенности
к
эстетическому
восприятию
искусства
художественного
слова,
умении
вслушиваться
в
текст,
улавливать
интонации
и
особенности
речевых
оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем
ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в
его внутренний мир.
Для
решения
данной
задачи
выбрала
авторскую
педагогическую
технологию
развития
ребенка
дошкольного
возраста,
Петрова
Т.И.
Данная
технология
является
интегративной,
т.е.
содержание
занятий
по
театрализованной
деятельности
связано
с
темами
таких
программ,
как:
окружающий
мир,
ознакомление
с
художественной
литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.
Было
составлено
тематическое
планирование,
которое
направлено
на
развитие
творческих способностей детей и включает следующие виды игр:
Игры - драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и
лиса»,
«Жадный
заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи,
воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.
Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у
детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.
Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети
учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются
от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Творч е с кие
иг р ы
– отражают
высокий
уровень
самостоятельности
и
самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает
образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.
В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется
обыгрывание
сказок
с
разными
видами
театров.
Для
этого
совместно
с
детьми
изготовлены разные виды театров:
*кукольный театр;
*театр – «мягкая игрушка»;
*настольный театр;
*театр масок;
*театр на прищепках;
*плоскостной театр;
*театр зернушек;
* театр на ложках;
* магнитный театр;
* театр «Би-ба-бо».
В
группе
создана
развивающая
предметно-пространственная
среда:
имеется
театральный
уголок,
где
ребёнок
может
посмотреть
иллюстрации
к
сказкам,
познакомиться с каким-нибудь персонажем.
Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу
выбора
каждого
ребёнка
на
театрализацию
любимого
произведения,
периодически
обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более
близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый
материал, костюмы для ряженья. Дидактические игры распределены в соответствии с
решаемыми задачами:
создание
условий
для развития
эмоциональности
и
выразительности
речи
у
дошкольников в процессе театральной игровой деятельности
создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,
создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.
Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в
театрализованной игре;
В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа
кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.
В
течение
года
работали
с
детьми
над
мимическими этюдами по методике М.И.
Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание,
память, автоматизированная и выразительная моторика),
так
и
на
обучение
элементам
саморасслабления
и
умения
выражать
различные
эмоциональные состояния.
Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата,
когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о
чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме
учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Лампочка потухла, зажглась.
4. Тепло-холодно.
5. Рассердились на драчуна.
6. Встретили хорошего знакомого.
7. Обиделись.
8. Удивились.
9. Умеем лукавить (подмигивание).
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Подготовка
к
театрализованной
игре
проводится
в
течение
всей
недели. На
занятиях
использую
театрализованную
деятельность,
как
игровой
приём
и
форму
обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания,
умения и навыки.
Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая
просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно
своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто
на тебя в чем-то не похож.
Театрализацию
активно
использую
при
создании
проектов.
Так,
в
процессе
реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в
конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное
представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации.
Участвовали
в
городском
конкурсе
посвященному
творчеству
С.Я.
Маршака
с
инсценировкой «Кошкин дом»
С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада
и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через
театрализованные игры» принесла свои результаты:
Результативность.
За
период
использования
данной
технологии
повысился
у
детей
интерес
к
художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у
многих
из
них
отмечается
эмоциональная
отзывчивость
на
художественные
произведения.
Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие
в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.
Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная
выразительность речи у многих детей.
К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала
вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности.
Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими
детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей
будет
эффективным
лишь
в
том
случае,
если
оно
будет
представлять
собой
целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого
решается
ряд
педагогических
задач,
направленных на достижение конечной цели.
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои
эмоции
становится
эмоциональной,
открытой,
культурной
и
творческой
личностью.
Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!
Литература:
1.
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.
2.
Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.
3.
Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых»,
-М.,
2005.
4.
Козлова С.А., Куликова Т.А., «Дошкольная педагогика» «Академия» Москва 2000г
5.
Манева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М.,
2009.
6.
Петрова Т.И., Сергеева Л.Е., Петрова Е.С., «Театрализованные игры в детском
саду», приложение к журналу «Воспитание школьников» выпуск 12 «Школьная
пресса» Москва 2000г.
7.
Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
8.
Чурилова
Е.Г.
«Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников и младших школьников» «Владос» Москва 2000г.
9.
Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.