Автор: Токарева Анна Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: Санкт–Петербургский горный университет
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование технологии организации перевозок навалочных грузов"
Раздел: высшее образование
Автотранспортное предприятие города Лесного начало свою историю 19 марта
1957 года. В этот день была создана по решению Совета народных депутатов АТК –
автотранспортная контора, имеющая в своем распоряжении 5 легковых и 8 бортовых
автомобилей, гараж на 3 транспортных средства и 6 механизмов для уборки и очистки
городских улиц. Тогда в АТК работало всего 26 человек.
К
концу
80-х
годов
прошлого
века
численность
персонала
«Автотранспортного предприятия» составляла 700 человек, на балансе числилось 342
единицы
транспортных
средств.
В
состав
предприятия
входило
4
автоколонны,
обслуживающие
все
организации
и
предприятия
Лесного,
цеха
комбината
«Электрохимприбор», строящиеся объекты.
6
декабря
1993
года
согласно
решению
№911
городского
совета
народных
депутатов
автотранспортное
предприятие
было
преобразовано
в
АО
(акционерное
общество).
АО «АТП» в течение всего периода своей деятельности, как и любое предприятие,
переживало и падения, и взлеты. Руководство в любой ситуации прилагало все усилия,
чтобы сделать работу предприятия еще более совершенной, отыскать пути уменьшения
затрат, улучшить условия труда коллектива
Основными
услугами
ОАО
«АТП»
на
данный
момент
являются
городские
пассажирские
перевозки,
грузовые
перевозки,
а
также
перевозки
по
обеспечению
жизнедеятельности города. В этих сферах деятельности по городу Лесному ОАО «АТП»
исторически является монополистом. Дополнительно предприятие может осуществлять
заказные городские и междугородние, а также специальные перевозки. Деятельность
«АТП»
является
лицензированной.
ОАО
«АТП»
имеет
лицензии
на
предоставление
перевозочной, транспортно - экспедиторской, автосервисной и другой деятельности.
Основными
потребителями
услуг
АТП
г.
Лесного
являются
Администрация
г.
Лесного, Комбинат «Электрохимприбор», АО «Пищекомбинат», МП «Торговая база». Для
администрации г. Лесного ОАО «АТП» оказывает услуги по пассажироперевозке, уборке
территории города, вывозу мусора, доставке продуктов в социально значимые учреждения
(школы, детсады, больницы и т.д.) Общий стаж работы этого предприятия на рынке города
Лесного приближается к 31 году.
АТП г.Лесной занимается пассажирскими наземными перевозками, грузовыми, а
также дают ТС в аренду.
Предприятие
готово
предоставить
широкий
спектр
перевозок
пассажиров
по
следующим направлениям:
- городские маршрутные;
- коммерческие маршрутные;
- междугородние маршрутные;
- заказные.
Специалисты АТП могут проложить оптимальный маршрут перевозки людей при
минимальных затратах. Вы можете быть полностью уверены в технической исправности
нашего
автотранспорта,
с
высоко
квалифицированными
водителями
и
наличии
всех
необходимых
сопроводительных
документов.
ОАО
«Автотранспортное
предприятие»
предоставляет профессиональные услуги по своевременной, качественной и надежной
перевозке грузов различного типа в любой пункт. При высоком уровне обслуживания
стоимость
грузоперевозок
остается
конкурентной
и
экономичной,
при
этом
они
осуществляются под полным контролем и согласно заранее спланированному маршруту.
АТП готово предоставить вам широкий спектр по транспортировке грузов, включая
требующие специализированного подвижного состава, на автомобилях:
- бортовые и фургоны;
- спецмашины и самосвалы;
- автомобили с холодильным оборудованием;
- тягачи седельные (МАN);
- механизмы.
В данной научно-исследовательской работе рассматривается проблема, касающаяся
именно перевозки навалочных грузов, так как данная услуга пользуется спросом на
предприятии в связи с большим количеством строительных работ в самом городе и его
окрестностях. Динамику объема выполненных работ по перевозке навалочных грузов
подвижным составом ОАО «АТП» г. Лесной можно пронаблюдать на диаграмме, которая
представлена на Рис.1.
Итоги перевозок навалочного груза за 2016-2017 годы
Дек.
Нояб.
Окт.
Сент.
Авг.
Июль
Июнь
Май
Апр.
Март
Фев.
Янв.
0
5000
10000
15000
20000
25000
2017 год
2016 год
Рис.1. Диаграмма количества перевезённых тонн навалочного груза за 2016 и 2017 года
Перевозки данного вида груза всегда пользовались спросом, исходя из диаграммы.
Но в 2018 году перевозки навалочного груза были приостановлены в связи внедрением
ограничения нагрузки на ось автомобиля.
1.4. Цели и задачи исследования
Цель исследования – определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на
объем перевозок навалочных грузов.
Задачи исследования:
1) предложить факторы, которые способны увеличить объем перевозок навалочных
грузов
2) провести анкетный метод исследования ;
3) с
помощью
результатов
анкетного
метода
исследования
провести
априорное
ранжирование предложенных факторов и определить, какие из них оказывают наибольшее
влияние на объем перевозок навалочных грузов.
1.5. Исследование объемов перевозок навалочных грузов подвижным составом
ОАО «АТП»
Исследование проводится с помощью анкетного метода, на основе которого будет
осуществляться
априорное
ранжирование.
С
помощью
данных
методов
можно
будет
определить какой фактор оказывает наибольшее влияние на объем перевозок данного
груза. Факторы были выбраны благодаря оценке текущей ситуации: водителей, начальника
отдела эксплуатации, начальника колонны, диспетчера.
Таблица 2
Анкета исследования объема перевозок навалочного груза
Какие факторы определяют объем перевозок навалочного груза?
№
Факторы
1
Высокий износ подвижного состава
2
Несовершенство правового регулирования
3
Не оптимальность кольцевых маршрутов
4
Некомпетентность водителей
5
Малое количество направлений перевозок
6
Неподготовленность подвижного состава
7
Отсутствие обратной загрузки
8
Отсутствие взаимодействия с другими видами транспорта
9
Отсутствие весов в пункте погрузки
10
Отсутствие отправки мелкими партиями
Таблица 3
Экспертная карта
Эксперты
Ранги по мероприятиям
x
1
x
2
x
3
x
4
x
5
x
6
x
7
x
8
x
9
x
10
1
1
2
10
9
3
4
5
8
6
7
2
2
4
10
9
1
5
3
6
7
8
3
10
1
3
8
2
4
5
7
9
8
4
9
1
5
8
4
2
3
10
6
7
5
3
4
6
7
5
2
1
9
10
8
6
5
3
6
1
2
7
4
10
8
9
7
5
8
7
2
3
9
10
6
1
4
8
3
4
9
2
5
10
6
1
8
7
9
7
8
10
3
6
5
9
4
2
1
10
2
9
10
4
7
5
8
3
1
6
11
8
10
9
5
7
6
4
3
2
1
Для
каждого
мероприятия
находим
сумму
рангов
∑
j
=
1
m
a
ij
,
где
m
—
число
опрошенных
экспертов;
а
ij
–
ранг
i-го
мероприятия,
присвоенный
j-м
потребителей
транспортных услуг. Затем вычисляем отклонение Δ суммы рангов от средней суммы
рангов для каждого из мероприятий:
Δ
i
=
∑
j
=
1
m
a
ij
−
1
k
∑
i
=
1
k
∑
j
=
1
m
a
ij
,
где Δ
i
- отклонение суммы рангов i-го мероприятия от средней суммы рангов;
k - число мероприятий;
1
k
∑
i
=
1
k
∑
j
=
1
m
a
ij
– средняя сумма рангов.
1
k
∑
i
=
1
k
∑
j
=
1
m
a
ij
=
1·
(
55
+
54
+
85
+
58
+
45
+
59
+
58
+
67
+
70
+
66
)
10
= 61
Определив
значения
Δ
i
для
каждого
из
мероприятий,
оцениваем
степень
согласованности
мнений
опрошенных потребителей
транспортных
услуг.
Для
этого
используем коэффициент конкордации W, который вычисляют по формуле:
W =
12 S
m
2
(
k
3
−
k
)
,
где S
=
∑
i
=
1
k
Δ
i
2
W =
11
(
36
+
49
+
576
+
9
+
256
+
4
+
9
+
36
+
48
+
25
)
11
2
(
10
3
−
10
)
= 0,104
Матрица рангов и полученные результаты приведены в табл. 1.
Таблица 4
Матрица рангов
Эксперты
Ранги по мероприятиям
x
1
x
2
x
3
x
4
x
5
x
6
x
7
x
8
x
9
x
10
1
1
2
10
9
3
4
5
8
6
7
2
2
4
10
9
1
5
3
6
7
8
3
10
1
3
8
2
4
5
7
9
8
4
9
1
5
8
4
2
3
10
6
7
5
3
4
6
7
5
2
1
9
10
8
6
5
3
6
1
2
7
4
10
8
9
7
5
8
7
2
3
9
10
6
1
4
8
3
4
9
2
5
10
6
1
8
7
9
7
8
10
3
6
5
9
4
2
1
10
2
9
10
4
7
5
8
3
1
6
11
8
10
9
5
7
6
4
3
2
1
Сумма рангов
∑
j
=
1
m
a
ij
55
54
85
58
45
59
58
67
70
66
Отклонение
Δ
i
суммы рангов
от средней
суммы рангов
-6
-7
24
-3
-16
-2
-3
6
8
5
Квадраты
отклонений
Δ
i
2
36
49
576
9
256
4
9
36
48
25
Установлено, что при k > 7 величина m (k – 1) W подчиняется χ
2
- распределению с
числом степеней свободы f = k – 1.
Значимость коэффициента конкордации W устанавливают с помощью критерия
Пирсона. Для этого находят расчетное значение
χ
р
2
:
χ
р
2
=
m
(
k
−
1
)
W
=
12 S
mk
(
k
+
1
)
= 11 (10 - 1) · 0,104 = 10,29
Расчетное
значение
χ
р
2
сравнивают с табличным значением из распределения
Пирсона, найденным для принятого уровня значимости и числа степеней свободы f
= k – 1. Гипотеза о наличии согласия мнений опрошенных экспертов принимается, если
χ
р
2
≥
χ
t
2
.
При 5%-ном уровне значимости (α =0,95) и числе степеней свободы f = k – 1 =
= 10 – 1 = 9 табличное значение χ
2
составляет 3,33. Так как
χ
р
2
= 10,29
а
χ
t
2
= 3,33 ,
следовательно можно сделать вывод, что мнения опрошенных экспертов согласованы.
Убедившись
в
согласованности
мнений
специалистов,
можно
построить
гистограмму рангов.
Степень влияния мероприятия на исследуемую величину оценивается по величине
суммы
рангов:
чем
меньше
сумма
рангов
мероприятия,
тем
большее
влияние
оно
оказывает на исследуемую величину. По оси абсцисс были отложены суммы рангов, по
оси ординат пронумерованы факторы, оказывающие влияние.
Гистограмма рангов приведена на рис. 2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Факторы
Сумма рангов
Рис. 2. Гистограмма рангов
Исходя из данной гистограммы можно сделать вывод, что наибольшее влияние на
объем
перевозок
грузов
оказывают
такие
факторы
как:
большой
износ
подвижного
состава,
несовершенство
правового
регулирования,
малое
количество
направлений
перевозок.
Научная новизна проводимого исследования основана на том, что выбор
мероприятий по увеличению перевозок навалочных грузов строился на мнении всех
участников транспортного технологического процесса.