Автор: Поспелова Елизавета Андреевна
Должность: магистр
Учебное заведение: Санкт–Петербургский горный университет
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Анализ пассажиропотоков маршрута №3 автобусного парка №7 СПб ГУП "Пассажиравтотранс"
Раздел: высшее образование
Для исследования влияния факторов на пассажиропоток автобусного маршута
№
3
парка
№7
СПб
ГУП
“Пассажиравтотранс”
будем
использовать
метод
априорного ранжирования.
Организацией
или
специалистом,
проводящим
экспертизу,
на
основании
анализа
литературных
данных,
обобщения
имеющегося
опыта,
опроса
специалистов,
дерева
систем
и
т.д.
определяет
предварительный
(с
определенным
резервом,
обеспечивающим
выбор)
перечень
факторов,
требующих
ранжирования.
При
этом
чёткое
виденье
факторов
(подсистем),
подлежащих
ранжированию
является
важнейшей
задачей
организаторов
экспертизы и предпосылкой её результативности.
Составляется анкета, в которой приводится, желательно в табличной
форме, перечень факторов, необходимые пояснения и инструкции, примеры
заполнения анкет.
Осуществляется комплектация и проверка компетентности группы
экспертов, которые должны быть специалистами в рассматриваемых вопросах,
но не быть лично заинтересованными в результатах. Проверка компетентности
экспертов может проводиться с помощью тестов, методом самооценки или
оценкой эталонных факторов.
При тестировании процент правильных ответов из области, связанной с
предстоящей оценкой, служит мерой компетентности эксперта.
Метод самооценки состоит в том, что каждый кандидат в эксперты с
использованием указанной ему шкалы оценивает свои знания ряда вопросов.
Максимальным баллом оценивается вопрос, который, по мнению эксперта,
он знает лучше других, а минимальным - хуже других. Далее все остальные
вопросы оцениваются баллами от максимального до минимального и выводится
средняя самооценка данного эксперта и затем группы экспертов. Этот метод
позволяет
также
при
необходимости
создать
подгруппы
для
экспертизы
конкретных вопросов.
При оценке факторов кандидатам в эксперты предлагается проранжировать
набор факторов, событий или объектов, истинная значимость или состояние
которых организаторам опроса известны, а экспертам не известны.
После
формирования
группы
проводится
устный
или
письменный
инструктаж экспертов.
Экспертами
осуществляется
индивидуальная
оценка
предложенных
факторов, с помощью рангов в процессе которой факторы располагаются в
порядке убывания степени их влияния на результирующий признак или объект
исследования, являющийся целевой функцией.
Ранг
обозначается
следующим
образом
,
где m -
условный
номер
эксперта; k - номер фактора. При этом фактор, имеющий наибольшее влияние,
оценивается
первым
рангом (цифрой
1).
Фактору,
"имеющему
меньшее
значение, приписывается второй ранг (цифра 2) и т.д.
Полученные оценки с другими экспертами не обсуждаются и передаются
организаторам экспертизы.
Организаторами экспертизы проводится обработка результатов экспертного
опроса.
По результатам экспертизы организацией или специалистом, проводившим
экспертный опрос, для руководства системы разрабатываются предложения по
решению конкретных проблем или результаты передаются без комментариев.
3.2.
Мероприятия
для
увеличения
объема
перевозок
маршрута
№3
автобусного парка №7
С помощью анкетного метода узнаем у 10 специалистов какие мероприятия, по
их мнению, увеличат объем перевозок на маршруте №3 автобусного парка №7.
Для этого был составлен список мероприятий для увеличения спроса данного
маршрута.
С
помощью
каких
мероприятий
можно улучшить
работу
автобусов
на
маршруте 3 автобусного парка 7?
1.
Уменьшение интервала движения автобусов в утренний час пик
2.
Уменьшение интервала движение в вечерний час пик
3.
Добавление остановочных пунктов
4.
Уменьшение интервала движения в выходные
5.
Повышение комфортабельности автобусов
6.
Использование в салоне автобуса телевизора
7.
Использование в салоне автобуса бесплатно Wi-Fi
8.
Изменение маршрута автобуса на промежутке площадь победы- площадь
Восстания
9.
Изменение
маршрута
автобуса
на
промежутке
площадь
Восстания
-
площадь Конституции
10. Повышение вместимости автобусов
11. Изменение системы оплаты проезда
12. Отсутствие контроля оплаты проезда
Данный список мероприятий был предложен специалистам, для
того чтоб они проранжировали данные факторы по степени влияния на
пассажиропоток данного маршрута. Результаты анкет сведены в таблицу
1. Также рассчитаны сумма рангов, отклонение суммы рангов каждого
фактора от средней суммы рангов и квадрат отклонений по каждому
фактору. Результаты расчета показаны в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица рангов
Исследов
атели
Ранги по факторам
X1
X2
X3
X4
X5
X6
X7
X8
X9
X10
X11
X12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
4
2
4
5
1
3
2
4
1
5
1
3
6
2
3
6
4
5
2
1
3
7
5
6
4
7
3
6
7
6
9
8
1
8
6
1
5
3
5
11
8
6
2
3
7
2
6
7
3
3
7
11
10
9
8
4
7
2
8
4
2
10
3
4
3
5
1
4
4
9
5
1
7
7
2
8
8
9
10
8
6
12
11
1
11
12
4
10
11
10
12
9
8
12
9
11
12
11
9
12
10
4
9
10
12
10
6
8
12
7
11
5
12
11
10
5
11
12
6
Cумма
рангов
27
27
32
42
40
50
43
49
58
71
65
66
Отклонен
ие суммы
рангов от
средней
суммы
-15,5
-15,5
-10,5
-0,5
-2,5
7,5
-9,5
-3,5
5,5
18,5
12,5
13,5
рангов
Квадраты
отклонен
ий
240,
25
240,
25
110,
25
0,25
6,25
56,2
5
90,2
5
12,2
5
30,2
5
342,
25
156,
25
182,
25
3.3. Рассчетная часть
С помощью метода априорного ранжирования рассчитаем какие факторы
имеют наибольшее влияние на пассажиропоток маршрута №3 автобусного парка
№7. Для этого Рассчитаем коэффициент конкордации W и значение
X
2
.
X
2
P
= m(k-1)W = 5·11·0.41 = 22,55
При 5% уровне значимости (α=0,05) и числе свободы f=k-1=11 табличное
значение x
2
составляет 19,67. Так как x
2
P
=22,55>x
2
t
= 19,67, то можно считать,
что мнения специалистов согласуются.
По полученным данным составим диаграмму рангов. Меньшему значению
рангов соответствует большая степень влияния фактора на пассажиропоток
маршрута №3 автобусного парка №7. Диаграмма представлена на рисунке 1.
X1
x2
X3
X7
X8
X5
X4
X9
X6
X11
X12
X10
0
10
20
30
40
50
60
Рис. 1 Диаграмма рангов
С помощью диаграммы рангов делаем вывод, что наиболее влияющие
факторы X
1
и X
2
- уменьшение интервалов движения в утренний и вечерний час
пик соответсвенно. Наименее влияющие факторы X
10
и X
12
- изменение системы
и отсутствие контроля оплаты труда соответственно.