Напоминание

"Развитие языков Web–программирования"


Автор: Игнатьев Артём Николаевич
Должность: студент
Учебное заведение: ПГУТИ
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие языков Web–программирования"
Раздел: высшее образование





Назад




Развитие языков Web программирования/

Одни

говорят,

что программирование

это

искусство,

другие

талант,

третьи

сухо

называют

программирование

процессом

создания

софта

для

компьютера. Наш век – век стремительного развития технологий, в том числе

и

компьютерных.

На

сегодняшний

день

почти

каждая

компания,

каждая

организация,

магазин

имеет

свой

собственный

сайт.

Сайт

выполняет

функцию рекламы, а также упрощает работу с клиентами. Это говорит о том,

что веб-программирование

это

создание

сайтов

и

приложений,

работающих в сети. Важным звеном между программистом и программами

является язык

программирования, а

связующим

звеном

между

веб-

разработчиком и сайтами – язык веб-программирования .

Языки веб-программирования

Язык веб-программирования – это совокупность операторов, с помощью

которых создаются коды веб-программ, или их еще называют скриптами,

сценариями.

Язык

программирования

передает

понятные

компьютеру

инструкции для выполнения определенных операций. Так, с помощью языков

программирования

человек

«разговаривает»

с

машиной.

Обычно

коды,

написанные

на

веб-языках,

читаются

браузерами.

Среди

самых

распространенных языков веб-программирования можно отметить: HTML,

CSS, PHP, JavaScript, Perl, jQuery:

Язык разметки HTML

За появление HTML современный мир должен благодарить одного ученого

Европейского совета по ядерным исследованиям (Conseil Européen pour la

Recherche Nucléaire, CERN). Зовут этого ученого Тимоти Джон Бернерс-Ли.

Первая

версия

HTML

создавалась

для

целей

форматирования

научных

документов. Именно структурного форматирования без элементов описания

цветовых схем, параметров шрифта и т.п. Таким образом, изначально HTML

позволял

выделять

в

тексте

заголовки,

абзацы,

списки

и

им

подобные

структурные элементы. Результат обработки или “воспроизведения” HTML

не должен был зависеть от технических особенностей аппаратных средств

его

визуализации,

поскольку

не

содержал

в

себе

параметров

этой

визуализации. Со временем такая особенность языка разметки гипертекста

была частично утрачена.

Итак, появление первых версий HTML относят к 1986 году, а в 1991 году

HTML

был

существенно

доработан

и

стал

использоваться

именно

для

передачи

гипертекста

по

просторам

всемирной

паутины.

Говорят,

что

всемирно известная аббревиатура HTML, расшифровывающаяся как Hyper

Text Markup Language (язык разметки гипертекста) появилась как раз в начале

90-х

годов

прошлого

века.

А

теперь

небольшой

экскурс

в

родословную

языков разметки. Первая версия языка разметки гипертекста HTML была

создана на основе стандарта обобщенного языка разметки SGML (Standard

Generalized Markup Language), который в некотором роде можно считать

прообразом расширяемого языка разметки данных XML (eXtensible Markup

Language). Стандарт XML в наше время приобрел огромную популярность

благодаря

большому

количеству

своих

расширений,

используемых

в

компьютерных технологиях. Чтобы совсем запутать читателя сразу добавлю,

что впоследствии на основе XML был разработан язык разметки гипертекста

XHTML (Extensible Hypertext Markup Language), повторяющий по своей сути

HTML. В результате мы имеем аббревиатуры SGML, HTML, XML и XHTML,

и необходимо понять, кто из них кто. На самом деле все просто: SGML это не

что иное, как набор правил, на основе которых можно строить любые языки

разметки. HTML и есть один из этих языков - приложение SGML. Другими

словами, SGML определяет то, как должны выглядеть элементы разметки, а

HTML

-

какие

именно

должны

быть

элементы

и

как

они

должны

интерпретироваться

браузерами.

XHTML,

в

свою

очередь,

является

приложением

XML,

а

сам

XML

ни

что

иное,

как

упрощенный

вариант

SGML. Языки HTML и XHTML, не смотря на то, что очень внешне похожи,

имеют

существенные

скрытые

отличия,

которые,

по

большей

части,

заключаются в принципе их обработки.

Теперь вернемся к истории развития HTML. Итак, до 1994 года HTML по-

прежнему использовался только для структурной разметки данных, хотя в его

составе уже появились теги для выделения текста жирным или курсивом. В

том же 1994 году создается организация W3C (World Wide Web Consortium) –

Консорциум всемирной паутины, которую возглавляет, что вполне логично,

тот самый Тим Бернерс-Ли, и в 1995 году в свет выходит рекомендация

HTML 2.0. Создатели HTML уже тогда понимали, что со временем их детище

из языка статичной разметки текста эволюционирует в основной инструмент

создания динамических интернет ресурсов. Главным дополнением HTML 2.0

стало

появление

в

составе

языка

форм

с

наборами

пользовательских

элементов

управления,

которые

должны

были

использоваться

для

ввода

пользователем параметров HTTP запросов.

После

выхода

второй

версии

сразу

же

началась

работа

над

следующим

поколением HTML. В 1997 году выходит рекомендация HTML 3.2, которая

дополнила

язык

разметки

таблицами,

фреймами,

изображениями

и

некоторыми другими важными тегами. Но самым главным достижением 3-й

версии является то, что ее авторы вновь вернулись к проблеме визуализации

разметки в браузере, вспомнили про то, что HTML должен размечать лишь

структуру

документа

и

не

должен

содержать

непосредственно

в

себе

параметры

графических

стилей

отображения

элементов

в

браузере.

Результатом их работ над HTML 3.2 стало появление самостоятельного языка

CSS (Cascading Style Sheets) – каскадных таблиц стилей, код которого можно

теперь подключать к коду разметки HTML и тем самым настраивать внешний

вид страницы.

К выходу 4-й версии HTML в 1997 году сотрудники W3C избавили свое

детище

от

тех

ненужных

элементов,

которые

с

появлением

CSS

стали

устаревшими и компрометировали идею отделения разметки структуры от

параметризации представления. Но из-за таких мелочей никто не стал бы

городить новую версию. Основное достижение рекомендаций HTML 4.0 –

появление

объектной

модели

страницы

(Document

Object

Model,

DOM),

элементами

которой

теперь

можно

было

манипулировать

посредствам

скриптовых

языков

программирования,

исполняемых

браузерами.

Самым

популярным таким языком программирования является JavaScript. HTML

плюс

DOM

плюс

JavaScript

равно

Dynamic

HTML

или

просто

DHTML,

который ознаменовал прорыв в веб-дизайне. Теперь элементы загруженной

интернет страницы могли изменять свой внешний вид в ответ на действия

пользователя, а также добавлять новые и удалять имеющиеся элементы. В

24.12.1999

году

выходит

последняя

редакция

4-й

версии

языка

разметки

гипертекста – HTML 4.01.

Версия

HTML5

до

сих

пор

еще

не

получила

статус

официальных

рекомендаций W3C, но уже сейчас понятно, что авторы HTML продолжают

работать

в

направлении

разработки

требований

к

поддержке

объектной

модели документа и интерпретации JavaScript. Хотя HTML5 и получит ряд

новых тегов, но большая часть рекомендаций все же касается поведения

браузера

в

контексте

работы

DHTML:

появится

встроенная

поддержка

функций перетаскивания элементов (drag-and-drop), возможность рисовать на

виртуальном полотне (canvas), управлять просмотром истории, обмениваться

сообщениями между страницами, сохранять контекст исполнения и многое

другое. Есть надежда, что с выходом новых рекомендаций HTML проблемы

отсутствия

кроссбраузерности,

когда

один

и

тот

же

JavaScript

код

исполняется

под

управлением

разных

браузеров

по-разному,

будут

постепенно

исчезать.

Ведь

тенденция

определять

требования

к

работе

с

объектной моделью и JavaScript будет сохраняться, а разработчики браузеров

будут

обязаны

(если

хотят,

чтобы

их

программными

продуктами

пользовались) следовать этим требованиям.

Выход HTML5 запланирован на 2014 году. Возможно, к тому времени W3C

разработает отдельные рекомендации, касающиеся только программирования

на JavaScript, а HTML со временем снова станет исключительно языком

разметки структуры документа. Не смотря на то, что сегодня еще только 2012

год,

многие новые

возможности

HTML5 уже

сейчас

поддерживаются

наиболее

популярными

браузерами.

Многое,

что

приходилось

веб-

дизайнерам раньше делать самостоятельно (тот же drag-and-drop), с выходом

HTML5 будет поддерживаться на уровне браузера, и такой ход развития

событий не может не радовать. Остается надеяться, что тенденция сохрани

Язык программирования PHP.

История

создания

началась

с

датского

программиста Расмуса

Лердорфа.

Первую версию языка (если его можно было так назвать) он написал в 1994

году,

и

сделал

это

всего

лишь

за

один

день. В

то

время

программист

преследовал простые цели – вывод разметки и учет посетителей личного

онлайн-резюме, о чем и говорило название: «Personal Home Page Tools»

(Инструменты

для

создания

персональных

веб-страниц).

Позже

язык

переименовали

в

«PHP:

Hypertext

Preprocessor»

(рус.

PHP:

препроцессор

гипертекста).

Расмус понимал, что у него получилось реализовать удобный инструмент,

по этому

продолжил

работу

над

про ектом. Причины

создания

PHP определили дальнейшее его развитие, а также цели, стоящие перед ним.

Предполагалось, что он должен был стать шаблонизатором

[1]

вывода HTML-

разметки.

Расмус стремился создать быстрый и простой шаблонизатор с инструментами

доступа

к

базам

данных.

Он

надеялся,

что

продукт

будет

широко

использоваться в создании динамических веб-сайтов.

П е р в ы й

о ф и ц и а л ь н ы й

р е л и з

с о с тоя л с я

8

и ю н я

1 9 9 5

г о д а .

Версия интерпретатора

[2]

называлась

PHP/FI

2.0.

Она

не

имела

ничего

общего

с

современными

аналогами, и

переписывалась

много

раз

после

релиза. На тот момент PHP не был так популярен как сейчас. Интерпретатор

2.0 использовался всего лишь на одном проценте серверов присутствующих в

интернете.

Дальнейшее развитие языка

В 1998 году Расмус представил миру версию PHP 3.0. В то время проект

относился к категории Open Source

[3]

и к нему имелся свободный доступ.

Именно

тогда

на

сцену

вышли

двое

программистов

из

Израиля

Энди

Гутманси Зеев Сураски. Они полностью переписали исходный код, сделав

ставку на быстродействие и модульность.

Эти нововведения приглянулись IT-сообществу. Популярность PHP начала

набирать

обороты.

Сторонние

программисты

стали

писать

модули-

расширения языка, нацеленные на решение разнообразных задач. Эти модули

были доступны всем в виде бесплатного программного обеспечения.

В 2000 году Энди Гутманс и Зеев Сураски представили новый движок

[4]

Zend

Engine, на котором была построена версия 4.0. С этим новшеством в PHP

пришло:

управление

сессиями,

буферизация

вывода,

широкий

набор

встроенных функций и ускорение производительности. После релиза был

определен

дальнейший

путь

создания

и

развития

PHP.

Инициатива

разработки перешла в руки этих двух талантливых программистов.

Версия языка 5.0 от 13 июля 2004 года еще больше подогрела интерес.

Движок снова был переписан и получил название Zend Engine 2. С новой

версией

в

PHP

пришла

развитая

объектно-ориентированная

модель,

во

многом схожая с другим популярным языком — Java. К тому моменту Энди

Гутманс

и

Зеев

Сураски

уже

создали

собственную

компанию

Zend

Technologies,

которая

по

сей

день

развивает

PHP

и

связанные

с

ним

технологии.

Последние версии

За

время

существования

пятой

версии

интерпретатора

было

внесено

множество дополнительных возможностей: замыкания, пространства имен,

качественное

улучшение

набора

встроенных

функций

и

инструментов.

Некоторые из них будут рассмотрены в нашем учебном курсе, другие же

выходят за рамки обучения начинающих PHP программистов.

В

момент

написания

статьи

уже

прошел

релиз

стабильной

версии

7.0.

Основным плюсом новой версии является увеличение скорости исполнения

скриптов и снижение потребления оперативной памяти почти в два раза. В

целом, серьезных изменений по сравнению с версией 5.6 не наблюдается,

поэтому они будут рассмотрены в одном контексте.

Ориентированный язык программирования JavaScript

События,

в

результате

которых

появился

JavaScript,

разворачивались

в

течение шести месяцев, с мая по декабрь 1995 года. Компания Netscape

Communications уверенно прокладывала себе путь в области веб-технологий.

Её браузер Netscape Communicator успешно отвоевывал позиции у NCSA

Mosaic, первого популярного веб-браузера. Netscape была создана людьми,

принимавшими

участие

в

разработке

Mosaic

в

ранние

90-е.

Теперь,

с

деньгами

и

независимостью,

у

них

было

всё

необходимое

для

поиска

способов

дальнейшего

развития

веб-технологий.

Именно

это

послужило

толчком для рождения JavaScript.

Основатель Netscape Communications и бывший участник команды Mosaic

Марк

Андриссен

считал,

что

веб

должен

стать

более

динамичным.

Анимации, взаимодействие с пользователями и другие виды интерактивности

должны стать неотъемлемой частью интернета будущего. Веб нуждался в

лёгком

скриптовом

языке (или

языке

сценариев

прим.ред.),

способном

работать с DOM, который в те дни не был стандартизирован. Существовало

одно «но», являвшееся на тот момент серьёзным вызовом: этот язык не

должен был предназначаться для крупных разработчиков и прочих людей,

имевших

отношение

к

инженерной

стороне

вопроса.

Java

в

те

дни

уже

активно

развивалась

и

твёрдо

заняла

эту

нишу.

Таким

образом,

новый

скриптовый

язык

должен

был

предназначаться

для

совершенно

иной

аудитории — дизайнеров. Очевидно, что веб был статичным, а HTML был

достаточно молод и прост в освоении даже для тех, кто не имел ничего

общего с программированием. Следовательно, всё, что должно было стать

частью браузера и сделать веб более динамичным, должно быть максимально

понятным для далёких от программирования людей. Из этого предположения

родилась

идея

Mocha,

который

должен

был

стать

тем

самым

простым,

динамичным и доступным скриптовым языком.

И тут в нашей истории появляется Брендан Айк, отец JavaScript. Айк должен

был

разработать

для

Netscape

«Scheme

для

браузера».

Scheme

это

динамичный, мощный и функциональный диалект языка программирования

Lisp

с

максимально

упрощённым

синтаксисом.

Вебу

требовалось

что-то

подобное: простое в освоении, динамичное, немногословное и мощное. Айк

не

стал

упускать

шанса

поработать

над

тем,

что

ему

нравилось,

и

присоединился к команде.

Перед командой была поставлена задача подготовить работающий прототип в

кратчайшие сроки. Sun Microsystems заканчивала работу над своим языком

программирования

Java,

на

тот

момент

называвшимся

Oak,

и

Netscape

Communications была уже готова заключить с компанией контракт, чтобы

сделать Java доступным в своем браузере. Так зачем же понадобился Mocha

(первое название JavaScript)? Зачем нужно было создавать абсолютно новый

язык программирования при наличии готовой альтернативы? Дело в том, что

Java не был предназначен для той аудитории, на которую ориентировался

Mocha — скриптеры, любители, дизайнеры. Java был слишком большим и

навороченным

для

того,

чтобы

выполнять

эту

роль.

Основная

идея

заключалась

в

том,

что

Java

должен

был

предназначаться

для

крупных

разработчиков и профессиональных программистов, в то время, как Mocha

должен

был

использоваться

для

небольших

скриптовых

задач.

Другими

словами, Mocha должен был стать скриптовым компаньоном для Java по

принципу, аналогичному тому, как взаимодействуют C/C++ и Visual Basic на

платформе Windows.

Инженеры Netscape приступили к детальному изучению Java. Они даже

начали

разрабатывать

собственную

виртуальную

машину

Java,

однако

проект

быстро

свернули,

так

как

она

не

могла

достичь

идеальной

совместимости с виртуальной машиной Sun Microsystems.

Проблема скорейшего выбора языка стояла как никогда остро. Возможными

кандидатами

были

Python,

Tcl

и

Scheme.

Айк

должен

был

действовать

быстро.

По

сравнению

с

конкурентами

у

него

были

два

преимущества:

свобода в определении набора необходимых возможностей и прямая связь с

заказчиком. К несчастью, имело место и очевидное неудобство: для принятия

огромного

количества

важных

решений

времени

практически

не

было.

JavaScript, a.k.a. Mocha, был рождён именно в таких условиях. В течение

нескольких недель был подготовлен рабочий прототип, который затем был

интегрирован в Netscape Communicator.

То, что должно было стать аналогом Scheme для браузера, вылилось в нечто

совершенно иное. Рукой Айка управляли необходимость закрыть сделку с

Sun и сделать Mocha скриптовым компаньоном для Java. Синтаксис должен

был

быть

максимально

близким

Java.

Помимо

этого,

от

Java

была

унаследована семантика для большого количества устоявшихся идиом. Таким

образом,

Mocha

был

совсем

не

похож

на

Scheme.

Он

выглядел,

как

динамический Java, под оболочкой которого скрывался гибрид Scheme и Self.

Прототип Mocha был интегрирован в Netscape Communicator в мае 1995 года.

Через

очень

короткий

промежуток

времени

он

был

переименован

в

LiveScript, так как в тот момент слово live выглядело очень привлекательным

с точки зрения маркетологов. В декабре 1995 года сделка между Netscape

Communications и Sun была закрыта: Mocha/LiveScript был переименован в

JavaScript и преподносился в качестве скриптового языка для выполнения

небольших

клиентских

задач

в

браузере,

в

то

время,

как

Java

был

полноценным профессиональным языком программирования для разработки

сложных веб-компонентов.

Первая версия JavaScript заложила все те фундаментальные особенности,

которыми этот язык знаменит и поныне. В частности, его объектная модель и

функциональные

особенности

уже

присутствовали

в

первой

версии.

Трудно

сказать,

как

развивались

бы

события,

если

бы

Айк

не

успел

предоставить

рабочий

прототип

вовремя.

Python,

Tcl,

Scheme,

рассматривавшиеся в качестве альтернативы, были совершенно не похожи

на Java. Sun было бы трудно принять в качестве языка-компаньона для Java

варианты, в корне отличавшиеся от него. С другой стороны, Java долгое

время был важной частью веба. Если бы Sun не являлись определяющим

фактором, у Netscape было бы намного больше свободы в выборе языка. Но

стала бы Netscape разрабатывать собственный язык или воспользовалась

о д н и м

и з

с у щ е с т в у ю щ и х ?

Э т о г о

м ы

н и ко г д а

н е

у з н а е м .

Различные реализации

Когда Sun и Netscape закрыли сделку, и Mocha/LiveScript был переименован в

JavaScript, встал ребром очень важный вопрос: что будет с конкурентами?

Хоть

Netscape

и

набирал

популярность,

становясь

самым

используемым

браузером, Microsoft занималась активной разработкой Internet Explorer. С

самых первых дней JavaScript показал настолько удивительные возможности

в плане взаимодействия с пользователем, что соперничающим браузерам не

оставалось

ничего

иного,

кроме

как

в

кратчайшие

сроки

найти

готовые

решения, представлявшие собой рабочие реализации JavaScript. В тот момент

(и ещё достаточно долго после этого) веб-стандарты оставались достаточно

слабыми. Поэтому Microsoft разработала свою реализацию JavaScript, назвав

ее JScript. Убрав из названия слово Java, они смогли избежать возможных

проблем с владельцами торговой марки. Однако, JScript отличался не только

названием.

Небольшие

различия

в

реализации

в

частности,

подход

к

некоторым DOM функциям — оставили рябь, которая будет ощущаться ещё

долгие годы. Бои за JavaScript шли на гораздо большем количестве фронтов,

чем

названия

и

таймлайны,

и

многие

причуды

этого

языка

появились

благодаря

им.

Первая

версия

JScript

появилась

в

Internet

Explorer

3.0,

у в и д е в ш е м

с в е т

в

а в г у с т е

1 9 9 6

г о д а .

Реализация JavaScript получила свое собственное название и в Netscape.

Версия, выпущенная вместе с Netscape Navigator 2.0, была известна, как

Mocha.

Осенью

1996

года

Айк

переписал

бóльшую

часть

Mocha,

чтобы

разобраться с техническими огрехами и недоработками, возникшими, как

следствие спешки при разработке. Новая версия была названа SpiderMonkey.

Это название используется по сей день в JavaScript-движке браузера Firefox,

внука Netscape Navigator.

В

течение

нескольких

лет

JScript

и

SpiderMonkey

были

единственными

движками JavaScript. Особенности обоих движков, не всегда совместимые,

о п р е д е л и л и

в е к т о р

р а з в и т и я

в е б а

н а

б л и ж а й ш и е

г о д ы .

Основные особенности архитектуры

Несмотря на то, что JavaScript был рождён в спешке, некоторые мощные

особенности

были

заложены

в

нём

с

самого

начала.

Эти

особенности

определяли

JavaScript

как

язык

и

позволили

ему

перерасти

собственные

границы, несмотря на все его причуды.

Хотя создание синтаксиса, максимально близкого к Java, не было основной

идеей

JavaScript,

рынок

внёс

свои

коррективы.

Возможно,

для

решения

определённых задач больше подошёл бы другой синтаксис, однако благодаря

использованию всем знакомого синтаксиса JavaScript с лёгкостью набрал

популярность.

jQuery

jQuery

это библиотека многократно

используемых

объектов

и

функции JavaScript, созданная Джоном Резигом и представленная в

2006 году. Обычно jQuery является отдельным JavaScript-файлом.

jQuery

можно

назвать фреймворком (framework),

т.е.

набором

операции и инструкции для решения однотипных задач. Библиотека

позволяет вам работать и управлять различными объектами на веб-

страницах.

Динамический язык программирования Perl

Язык программирования Perl создал Ларри Уолл (Larry Wall) в 1987 году,

когда

он

работал

системным

программистом

в

американской

компании

Unisys.

Цели,

которые

преследовал

Ларри

при

разработке

нового

языка

программирования, отражены в его названии — PERL, которое позднее стало

расшифровываться

как

Practical

Extraction

and

Report

Language,

то

есть

«практический

язык

извлечения

„данных“

и

„создания“

отчетов».

Одна из легенд о происхождении Perl гласит, что в то время уже существовал

язык с таким названием, поэтому Ларри сократил название на одну букву, не

изменив произношения. По иронии судьбы, сегодня тот язык не помнит

н и к т о ,

к р о м е

и с т о р и к о в ,

а

P e r l

и з в е с т е н

в с е м у

м и р у.

Хотя, по другой версии, Ларри назвал созданный им язык по имени своей

невесты.

Ларри Уолл

На

становление

Perl

повлияли

языки

Ada,

Basic,

Fortran,

Lisp,

Pascal

и,

конечно, язык C. Perl впитал в себя разные течения компьютерной науки:

процедурное,

модульное,

функциональное

и

объектно-ориентированное

программирование, макрообработку текста, а кроме этого — культуру ОС

Unix,

с

ее

богатым

набором

команд

и

утилит,

стройной

продуманной

архитектурой

и

унифицированным

подходом

к

представлению

данных.

Наследие Unix

Решающее влияние на развитие языка Perl оказала среда Unix, в которой он

разрабатывался.

С

самого

начала

эта

операционная

система

создавалась

небольшой

группой

программистов

для

самих

себя.

Поэтому

принципы,

заложенные в ней, ориентированы на удобство повседневного применения

человеком: все делалось максимально функционально, кратко, единообразно.

Например, большинство системных настроек хранится в обычном текстовом

виде, так что их может читать и исправлять человек, вооруженный простым

т е к с т о в ы м

р е д а к т о р о м .

Для тех, кто знаком с операционной системой Unix, этот материал не будет

новым.

Но

многим

программистам,

работающим

с

MS-DOS

и

Windows,

важно

познакомиться

с

принципами

программирования,

основанного

на

инструментальных

средствах

(softwaretools),

которое

зародилось

и

развивалось

вместе

с

ОС

Unix.

О

них

написали

замечательную

книгу

известные программисты Брайан Керниган (Brian W. Kernighan) и Филип

Плоджер

(Philip

Plauger).

Вот

основные

положения

этого

подхода.

• Для решения некоторой задачи разрабатываются программы небольшого

размера, каждая из которых выполняет одну функцию решаемой задачи.

• Поставленная задача решается путем взаимодействия небольших программ

за

счет

последовательной

обработки

данных

каждой

из

н и х .

• При разработке этих небольших программ следует ориентироваться на их

максимально независимое использование, чтобы их можно было применять

для

решения

других

задач.

Таким

образом,

постепенно

создаются

инструментальные

средства

(ИС)

для

дальнейшего

универсального

применения.

• Большинство инструментальных средств разрабатываются в виде программ,

представляющих

из

себя

фильтры,

которые

читают

поток

данных

из

стандартного

ввода

и

записывают

обработанные

данные

в

стандартный

вывод.

Объединение

инструментальных

средств

в

приложения

производится

средствами командного языка ОС: перенаправление ввода-вывода, создание

программных конвейеров (направление выходного потока одной программы

на вход другой).

• Основным форматом хранимых данных для инструментальных средств

выступают

текстовые

файлы,

одинаково

хорошо

подходящие

для

программной обработки и чтения их человеком.

Для

эффективной

обработки

слабо

структурированной

текстовой

информации применяются регулярные выражения.

Благоприятные факторы

Язык быстро распространился среди пользователей сети Usenet. Несмотря на

то, что в операционной системе (ОС) Unix, для которой был создан Perl, уже

имелись многочисленные и разнообразные средства для обработки текстовой

информации (awk, csh, grep, sed и другие), новый язык полюбился огромному

числу

системных

администраторов

и

программистов.

Он

был

легок

в

изучении

и

применении:

синтаксис

похож

на

С,

Perl-программы

не

требовалось предварительно компилировать, исходные тексты было легко

модифицировать.

А

самое

главное

это

был

действительно

очень

практичный

язык:

с

его

помощью

легко

решалось

большинство

повседневных

задач

от

самых

простых

до

очень

сложных.

Активно пользуясь языком Perl, программисты из разных стран направляли

Ларри Уоллу предложения добавить в него новые возможности или улучшить

имеющиеся. Постепенно Perl превратился из средства обработки текстов в

среде

Unix

в

мощную

универсальную

систему

программирования.

В

середине 1990-х годов, по мере развития интернета, Perl стал излюбленным

инструментом web-мастеров для создания динамических сайтов и Internet-

программирования.

Благодаря

своим

мощным

встроенным

средствам

работы

с

текстовыми

данными Perl широко используется для обработки информации в форматах

H T M L

и

X M L .

Perl стал непременным компонентом любой поставки ОС семейства Unix

(например, FreeBSD, Linux или Solaris). Кроме этого, к настоящему времени

Perl реализован практически для всех современных аппаратных платформ

(суперкомпьютеры,

RISC,

Macintosh,

PC,

наладонные

компьютеры)

и

операционных систем (AIX, Linux, MacOS, MS-DOS, NetWare,OS/2, QNX,

Solaris, Windows, VMS и так далее).

Это

дает

возможность

легко

переносить

популярные

Perl-программы

из

одного операционного окружения в другое.

Несомненно,

его

широкому

применению

способствовало

и

то,

что

он

распространяется

бесплатно

на

условиях

одной

из

лицензий:

либо

GNU

GeneralPublic License (GPL), либо Artistic License — на выбор. Но главное,

что в нем есть все средства, чтобы отлично выручать профессионалов и

неопытных

программистов,

когда

требуется

быстро

решать

разные

системные и прикладные задачи — от самых простых до весьма сложных. В

результате Perl стал одним из самых успешных проектов движения open

source (с открытыми исходными кодами) — наряду с Apache, Linux, PHP и

Python.

Необычный язык программирования

Принципы

разработки

Perl

сильно

отличаются

от

применявшихся

в

программировании

до

этого.

Новаторский

характер

языка

был

связан

с

уникальными

особенностями

личности

автора,

Ларри

Уолла,

и

его

р а з н о с т о р о н н и м и

и н т е р е с а м и .

Во

время

обучения

в

университете

Ларри

Уолл получил лингвистическое образование.

К р о м е

т о г о ,

о н

з а н и м а л с я

п р о г р а м м и р о в а н и е м

и

р а б о т а л

в

университетском

компьютерном

центре.

Возможно, главная заслуга Ларри как автора

Perl заключается в том, что ему удалось создать язык, учитывающий свойства

и принципы естественного языка: ситуативную многозначность конструкций,

разумную

избыточность

за

счет

этого

стилевое

разнообразие),

максимальную адаптированность к различному уровню знаний носителей

языка, гибкость и выразительность синтаксических средств. Все это придает

особый творческий вкус самому процессу «сочинительства» на этом языке.

Пишущие

о

языке

Perl

невольно

употребляют

термины

«идиома»,

«метафора»,

«синоним»,

«контекст»

и

т.п.,

обычно

применяемые

к

естественным

языкам.

А

сам

Ларри

Уолл,

описывая

язык

Perl,

широко

пользуется

лингвистическими

терминами:

существительное,

глагол,

предложение, единственное и множественное число, местоимение.

Выдающийся лингвист Б.Л. Уорф заметил: «Язык формирует наш способ

мыслить и определяет, о чем мы можем думать». Эту же мысль подтверждает

Дж.

Бентли

в

книге

«Жемчужины

творчества

программистов»,

описывая

случай, когда именно особенности языка программирования APL натолкнули

разработчика на оригинальное решение задачи с массивами. В этом смысле

Perl

как

язык

для

воплощения

замыслов

программиста,

не

сковывает

фантазию разработчика, дает ему максимальную свободу самовыражения, а

и н о г д а

д а ж е

п о д с к а з ы в а е т

н е с т а н д а р т н ы е

р е ш е н и я .

В

к а ч е с т в е

н е д о с т а т к о в

я з ы к а упоминают:

отсутствие механизма статической типизации;

избыточность языковых средств;

отсутствие модульности;

«извращенную» реализацию ООП.

Лингвистические принципы Perl

Человеческие

языки

тяготеют

к

использованию

ограниченного

набора

конструкций для выражения разных значений и их повторному применению в

различных контекстах. В соответствии с этим принципом, в Perl одни и те же

конструкции языка имеют различный смысл, а их однозначное понимание

определяется контекстом использования.

Принцип контекста тесно связан с предыдущим. Контекст используется в

естественных

языках

для

правильной

интерпретации

смысла

выражения.

Подчиняясь

этому

принципу,

в

языке

Perl,

например,

многие

функции

возвращают одно значение или список в зависимости от контекста вызова:

требует ли синтаксис выражения единичного или множественного значения.

Принцип

смыслового

подчеркивания

в

естественных

языках

служит

для

привлечения внимания к важной части высказывания. При этом выделяемая

часть обычно ставится в начало предложения. В Perl программист может

воспользоваться

этим

принципом

для

акцентирования

смысла,

выбрав

простое

предложение

с

модификатором

или

условную

конструкцию,

например:

$ w e - > s h a l l ( d o ( $ i t ) )

i f

$ y o u - > w a n t ( $ i t ) ;

# или

if $you->want($it) { $we->shall(do($it)) }

Принцип

свободы

в

естественных

языках

предполагает,

что

всегда

есть

несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Как и в естественных

языках, в Perl одного и того же результата можно достичь несколькими

способами, используя различные выразительные средства языка. Это так

называемый принцип TIMTOWTDI- сокращение читается «Тим Тоуди» и

расшифровывается как «There is more than one way to do it»: «есть более

одного способа сделать что-то». В соответствии с ним каждый разработчик

выбирает тот вариант языковой конструкции, который больше подходит ему в

конкретной ситуации, больше соответствует его стилю или уровню знания

языка.

Подобный подход полностью противоположен строго формальному взгляду

на языки программирования, когда главными целями разработки становятся

однозначность и минимизация языковых конструкций. Но с точки зрения

психологии и языкового мышления «лингвистический подход» во многом

более

продуктивен,

как

это

ни

парадоксально!

Ведь

он

стимулирует

творчество, привлекая человеческий опыт применения естественного языка,

и

писать

программы

на

Perl

становится

увлекательно

и

интересно.

Наверное,

поэтому

программирующие

на

Perl

так

любят

словечко

«fun»

( в е с е л о ,

з а б а в н о ) .

Первые версии и «Верблюжья книга»

Ларри Уолл начал разработку Perl в 1987 году, когда работал программистом в

Unisys. Версия 1.0 была выпущена и анонсирована 18 декабря 1987 года как

«„замена“ для awk и sed».

Perl

2

был

выпущен

в

1988

году.

Основным

нововведением

в

нём

был

п е р е р а б о т а н н ы й

м е х а н и з м

р е г у л я р н ы х

в ы р а ж е н и й .

Perl 3, выпущенный в 1989 году, получил возможность обрабатывать потоки

д в о и ч н ы х

д а н н ы х .

Изначально,

единственной

документацией

для

Perl

была

единственная

(огромной

длины)

man-страница.

В

1991

году

была

выпущена

книга

«Programming

Perl»

(известная

многим

программистам

как

«Верблюжья

книга» (Camel Book) из-за изображения на обложке), которая, де-факто, стала

с т а н д а р т о м

я з ы к а .

В то же самое время, версия языка была «поднята» до 4 й — не столько чтобы

указать

на

значительные

изменения,

сколько

чтобы

обозначить,

что

эта

версия языка документирована книгой. Perl 4 прошёл через серию релизов,

о с т а н о в и в ш и с ь

н а

P e r l

4 . 0 3 6

в

1 9 9 3

г о д у .

Perl 5

Разработка Perl 5 была начата в 1994 году. В то же время был создан список

рассылки perl5-porters для координации работы над портированием Perl 5 на

различные

платформы.

Он

до

сих

пор

остаётся

основным

форумом

по

р а з р а б о т к е ,

о б с л у ж и в а н и ю

и

п о р т и р о в а н и ю

P e r l

5 .

Perl 5.000 был выпущен 17 октября 1994 года. Он включал в себя полностью

переписанный интерпретатор, а также много новых языковых возможностей,

таких, как объекты, ссылки, локальные переменные (my $var_name) и модули.

Особенно важной частью были модули, так как они предоставили механизм

расширения

языка

без

модифицирования

интерпретатора.

Это

позволило

стабилизировать интерпретатор, но при этом, дало возможность обычным

Perl-программистам добавлять в язык новые возможности. Perl 5 находится в

а к т и в н о й

р а з р а б о т к е

п о

с е й

д е н ь .

Perl 5.001 был выпущен 13 марта 1995 года. Perl 5.002 увидел свет 29 февраля

1996 года с новой поддержкой прототипов. Это позволило авторам модулей

создавать функции, которые вели себя так же, как и встроенные функции Perl.

Версия Perl 5.003 появилась 25 июня 1996 года и устранила обнаружившиеся

п р о б л е м ы

с

б е з о п а с н о с т ь ю .

Одно

из

важнейших

событий

в

истории

Perl

5

случилось

за

пределами

собственно языка и было следствием поддержки модулей. 26 октября 1995

года

начала

свою

работу

CPAN

(Comprehensive

Perl Archive

Network

«всеобъемлющая сеть архивов Perl»), которая стала репозиторием модулей

Perl,

а

также

исходного

кода

самого

языка.

На

данный

момент

сеть

насчитывает

более

25

000

модулей,

созданных

более

чем

8000

программистами.

Perl 5.004 был выпущен 15 мая 1997 года и содержал, кроме всего прочего,

пакет

UNIVERSAL,

который

давал

языку

основной

объект,

от

которого

автоматически происходили все классы. Была также включена возможность

запрашивать версию модулей. В дополнение к этому Perl стал поддерживать

Microsoft

Windows,

а

также

ряд

других

операционных

систем.

Perl

5.005

увидел

свет

22

июня

1998

года.

Этот

релиз

включал

в

себя

несколько улучшений процессора регулярных выражений, новые перехваты в

бэкенд

с

помощью

модулей

B::*,

оператор

кавычек

qr//

для

регулярных

выражений, большой выбор других новых модулей, а также поддержку ряда

о п е р а ц и о н н ы х

с и с т е м ,

в

ч а с т н о с т и ,

B e O S .

2000-е годы

Perl 5.6 был выпущен 22 марта 2000 года. Главные изменения включали

поддержку 64-битных систем, представление строк в стандарте Юникод,

поддержку больших файлов (файлы больше 2 Гб) и ключевое слово our. Во

время

разработки

Perl

5.6

было

принято

решение

изменить

схему

наименования версий на более близкую к другим проектам с открытым

исходным кодом. За версией 5.005_63 следовала версия 5.5.640; согласно

плану, версиям в разработке должны были присваиваться нечётные номера,

с т а б и л ь н ы м

в е р с и я м

ч ё т н ы е .

В

2000

году

Ларри

Уолл

выступил

с

призывом

к

сообществу

активно

обсуждать

предложения

к

следующей

версии

Perl.

Результатом

этого

обсуждения

стал

361

документ

RFC

(Request

for

Comments

«запрос

комментариев»),

которые

были

использованы

в

разработке

Perl

6.

В 2001 году была начата работа над окончательным документом, подводящим

итог

предложениям

к

созданию

нового

поколения

Perl.

Результат

был

представлен не в виде формального документа, а в качестве сводки всех RFC.

К этому времени Perl 6 существовал исключительно в виде описания языка.

Perl 5.8 был впервые выпущен 18 июля 2002 года и с этого времени получал

ежегодное обновление. Последняя версия Perl 5.8, под номером 5.8.9, увидела

свет 14 декабря 2008 года. Perl 5.8 улучшил поддержку Юникода, добавил

новую

реализацию

ввода-вывода,

добавил

поддержку

многопоточности,

увеличил

числовую

точность

и

добавил

несколько

новых

модулей.

В 2004 году началась работа над Синопсисом (Synopsis) — первоначально

задуманном

как

ряд

документов,

подводящих

итоги

окончательного

документа, упоминавшегося выше. Однако постепенно этот ряд документов и

стал спецификацией Perl 6. В феврале 2005 года Отриус Тан начала работу

над Pugs — интерпретатором Perl 6, написанном на Haskell. Это было первой

настоящей попыткой воплотить Perl 6 в реальность. Эта попытка заглохла в

2 0 0 6

г о д у .

Когда тебе за 20

18 декабря 2007 года, в день 20-летней годовщины Perl 1.0, была выпущена

версия Perl 5.10.0. Эта версия содержала в себе ряд заметных нововведений,

приближающих её к Perl 6. Одними из таких нововведений стали новые

операторы

switch

(названных

«given»/«when»),

обновление

регулярных

в ы р а ж е н и й ,

а

т а к ж е

« у м н ы й »

о п е р ат о р

с о в п а д е н и я

« ~ ~ » .

« Ж е м ч у ж н ы й »

ю б и л е й

Примерно в это же время всерьёз началась разработка новой реализации Perl

6, известной как Rakudo Perl, разработанной в связке с виртуальной машиной

Parrot. С ноября 2009 года Rakudo Perl регулярно обновляется каждый месяц

и

является

на

данный

момент

самой

полной

реализацией

Perl

6.

Значительное

изменение

процесса

разработки

Perl

5

произошло

после

появления Perl 5.11. Сообщество разработчиков перешло на ежемесячный

цикл

выпусков,

с

планированием

даты

выпуска

на

три

месяца

вперёд.

12

апреля

2010

года

Perl

5.12.0

был

представлен

общественности.

Выдающиеся нововведения включают в себя поддержку нового синтаксиса

package NAME VERSION, оператор Yada Yada (служащего для маркировки

кода-заполнителя, который ещё не реализован), полное решение «проблемы

2038

года»

(Y2038),

перегрузку

операторов

регулярных

выражений,

поддержку DTrace (фреймворка динамической трассировки), а также полную

п о д д е р ж к у

с т а н д а р т а

U n i c o d e

5 . 2 .

7 сентября 2010 года был выпущен Perl 5.12.2, а 21 января 2011 — Perl 5.12.3.

Эти выпуски содержат обновление модулей, а также некоторые изменения в

документации. Версия 5.12.4 выпущена 20 июня 2011. Последняя версия этой

в е т в и ,

5 . 1 2 . 5 ,

в ы п у щ е н а

1 0

н о я б р я

2 0 1 2 .

Крайняя пятилетка

14 мая 2011 выпущен Perl 5.14. Поддержка JSON стала встроенной, начиная с

версии 5.14.2. Последняя версия этой ветви, 5.14.4, выпущена 10 марта 2013.

20 мая 2012 выпущен Perl 5.16. Значимым новшеством является возможность

указать

нужную

версию

Perl,

которую

надо

эмулировать,

позволяя

пользователям

обновить

Perl,

но

сохранить

работоспособность

старых

скриптов, которые иначе стали бы несовместимыми с новой версией. Ядро

P e r l

5 . 1 6

п о д д е р ж и в а е т

U n i c o d e

6 . 1 .

18 мая 2013 выпущен Perl 5.18. Значимые нововведения включают новые

зацепки dtrace, лексические функции, увеличение числа включенных в ядро

функций,

пересмотр

реализации

хешей

из

соображений

безопасности,

п о д д е р ж к а

U n i c o d e

6 . 2 .

27 мая 2014 года была выпущена новая стабильная версия — Perl 5.20.0.

Разработка велась примерно 12 месяцев, начиная с Perl 5.18.0, и содержит

примерно 470 000 изменённых строк среди 2900 файлов от 124 авторов.

В

декабре

2015

года

вышел

Perl

5.22.1.

Разработка

велась

6

месяцев.

9

мая

2016

года

была

выпущена

новая

стабильная

версия

языка

программирования

Perl

5.24.0.

Разработка

велась

примерно

11

месяцев,

начиная с Perl 5.22.0, и содержит примерно 360 000 изменённых строк среди

1800 файлов от 77 авторов.

Согласно данным на июль 2016 года, индекс TIOBE, который измеряет рост

популярности языков программирования, показал, что Perl занимает 9 место:

Это на 2 позиции выше, чем в прошлом году.

Perl 6

Как отмечается в

«Википедии»,

Perl

6

очередная

версия

языка

программирования

Perl

точки

зрения

строения,

Perl

6

удобнее

рассматривать как самостоятельный язык программирования). Является

революционным развитием языка, последний написан практически «с

чистого листа». Впервые за всю историю Perl разработка новой версии

была

начата

с

написания

спецификаций,

которые

претерпевают

и з м е н е н и я

и

п о

с е й

д е н ь .

Perl 6, компилируя программу, создаёт байт-код, который в дальнейшем

исполняет

виртуальная

машина.

Тот

же

подход

применяется

в

т е х н о л о г и я х

J a v a

и

. N E T

F r a m e w o r k .

Фактически, можно говорить о новом языке, имеющим с предыдущей

версией

Perl

общие

корни,

но

не

совместимом

с

ней,

хотя

в

с п е ц и ф и к а ц и я х

п р е д п о л а г а л с я

р е ж и м

с о вм е с т и м о с т и .

Разработка Perl 6 началась в 2000 году и продолжается и по сей день.

Изначально

Perl

задумывался,

как

инструмент,

по

быстродействию

сравнимый с откомпилированными Unix-утилитами. Быстрота работы

должна была обеспечиваться за счет того, что исполняющая система

Perl читает исходный текст Perl-программы и компилирует его «на

лету»,

затем

сразу

интерпретирует

откомпилированную

программу.

Ларри

Уолл

в

шутку

провозгласил

три

главных

добродетели

программиста: лень, нетерпение и самомнение. По его мнению, Perl

спроектирован

так,

чтобы

соответствовать

этим

каче ствам

разработчика. Cascading Style Sheets

CSS (Cascading Style Sheets-

“каскадные

таблицы

стилей”)

я з ы к

программирования, который скорее также относится к языкам разметки и

форматирования. CSS стал разрабатываться в 1994 году Хокон Виум Ли и

Бертом

Босом.

Основной

задачей

было

создания

языка,

который

бы

форматировал

HTML-объекты

и

текст:

работал

с

шрифтами,

цветами,

стилями. В общих чертах, CSS работает с внешним видом сайтов. Язык CSS

используется с целью «украсить» веб-страницы.

MySQL.

До 1994 года на рынке были представлены главным образом базы данных,

предназначенные

для

работы

со

значительными

объемами

данных

и

сложными взаимосвязями, которые обладали различными возможностями, но

в тоже время требовали значительных вычислительных ресурсов. К числу

таких баз данных относятся Oracle, Informix и Sybase. СУРБД с поддержкой

SQL и доступных по стоимости в это время не было.

Крупные

корпорации

и

университеты

могли

себе

позволить

приобрести

мощные

вычислительные

комплексы,

а

небольшие

организации

и

пользователи пользовались слабыми настольными базами данных, такими,

как

Postgres,

в

которой

использовалась

разновидность

языка

QUEL

(PostQUEL), но, которая, к сожалению, требовала таких же ресурсов, что и ее

аналоги, но не давала преимущества использования SQL в качестве языка

запросов.

Дэвид Хьюз

Давид

Хьюз

aka

Bamby

часть

своей

диссертации,

которую

он

писал

в

Университете Бонд в Австралии, посвятил разработке системы наблюдения и

контроля

из

одной

или

нескольких

точек

за

группой

систем.

Главным

элементом проекта, который назывался Minerva Network Management System,

была база данных для хранения информации обо всех компьютерах в сети.

Для решения своих задач Хьюз решил использовать Postgres. Однако коллеги

предложили

использовать

SQL

в

качестве

языка

запросов

для

Minerva,

поскольку SQL является наиболее распространенным языком запросов, и,

используя его, Minerva могла бы стать доступной в любой точке планеты, где

стоит СУРБД, поддерживающая SQL.

Хьюз нашел выход в том, что решил создать программу, в режиме

реального

времени

транслирующую

SQL

в

PostQUEL.

Он

написал

такую программу и назвал ее miniSQL, или mSQL. Она перехватывала

предложения

SQL,

посылаемые

Minerva,

преобразовывала

их

в

PostQUEL и пересылала результат в Postgres.

От PostQUEL к СУРБД

Некоторое время такая ситуация устраивала Хьюза. Однако в результате

дальнейшего

роста

Minerva,

стало

очевидно,

что

на

тех

ограниченных

ресурсах,

которые

ей

доступны,

поддерживать

тот

небольшой

набор

характеристик, который ей необходим, ни Postgres, ни какая другая большая

СУРБД не смогут. Так, например, для того, чтобы реализовать возможность

одновременного подключения Minerva сразу к нескольким базам данных,

Postgres требовал одновременного запуска нескольких экземпляров сервера

базы данных.

Для

решения

этих

проблем

Хьюз

проанализировал

свое

отношение

к

Minerva, и, оказалось, что для Minerva многие возможности, имеющиеся в

Postgres,

не

нужны

и

снижают

ее

производительность.

Основными

запросами,

генерируемыми

Minerva,

были:

«insert»,

«delete»

и

«select».

Поскольку у Хьюза уже был mSQL, осуществлявший трансляцию SQL, ему

требовалось только создание сервера базы данных, удовлетворяющего его

потребностям.

История MySQL

Изобретателем MySQL является Михаил Видениус aka Monty из шведской

компании

TcX.

В

1979

году

он

разработал

средство

управления

базами

данных,

которое

называлось

UNIREG.

В

дальнейшем

UNIREG

была

расширена

для

поддержки

больших

баз

данных

и

была

переписана

на

нескольких

языках.

В

1994

году

компания

TcX

стала

разрабатывать

приложения

для

www

с

использованием

UNIREG.

Однако

в

связи

с

большими накладными расходами UNIREG не могла успешно использоваться

для

динамической

генерации

Web-страниц.

Поэтому

Видениус

решил

связаться с автором mSQL, Хьюзом, чтобы предложить ему подключить

mSQL

к

обработчику

B+

ISAM

в

UNIREG.

Однако

Хьюз

успешно

продвинулся на пути к mSQL 2, и компания решила создать сервер баз

данных под свои нужды.

В

TcX

взяли

за

основу

UNIREG

и

использовали

утилиты

сторонних

разработчиков

для

mSQL,

написали

API

для

своей

системы,

который

изначально сильно совпадал с API для mSQL. Однако это позволяло любому

пользователю mSQL, желающему перейти на сервер баз данных ТсХ, внести

в свой код незначительные изменения. Исходный код новой базы данных был

полностью

оригинальным.

Таким

образом,

в

мае

1995

года

у

компании

имелась база данных MySQL 1.0 полностью удовлетворяющая потребностям

компании.

Что касается названия, то Видениус говорит об этом так: «До конца не ясно,

откуда идет название MySQL. В ТсХ базовый каталог, а также значительное

число библиотек и утилит в течение десятка лет имели префикс „my“. Вместе

с тем мою дочь (которая на несколько лет младше) тоже зовут My. Поэтому

остается тайной, какой из двух источников дал название MySQL».

MySQL перенесена на многие ОС UNIX, под Win32 и OS/2 с момента

выпуска в Интернет и представляет собой быстро развивающуюся платформу

баз данных, благодаря множеству программистов, заинтересованных в ее

развитии.

Популярность MySQL

В

1995

году

Дэвид

Оксмарк,

работающий

в

компании

Detron

HB

и

являющийся бизнес-партнером фирмы, начал «давление» на ТсХ с тем, чтобы

она начала распространять СУБД MySQL через интернет. Кроме того, Дэвид

принял участие в работе над документацией. Версия 3.11.1 СУБД MySQL

была выпущена в свет в 1996 году в виде бинарного дистрибутива для работы

под управлением ОС Linux и Solaris. Сегодня MySQL работает на многих

платформах и доступен как в двоичных кодах, так и в исходных текстах.

Одна из причин популярности MySQL среди пользователей РНР заключается

в том, что поддержка этого сервера включается в поставку РНР. Благодаря

хорошим характеристикам и обширному набору стандартных интерфейсных

функций, очень простых в использовании, MySQL стал самым популярным

средством для работы с базами данных в РНР.

Лицензионная политика MySQL отличается большей гибкостью в сравнении

с

другими

серверами

баз

данных.

По

сути,

MySQL

распространяется

бесплатно за исключением тех случаев, когда вы намереваетесь ее продавать

или продавать услуги, создаваемые с ее помощью.

MySQL обладает отличной переносимостью и может, с тем же успехом,

использоваться на коммерческих операционных системах, таких как Solaris,

Irix или Windows, и на любой аппаратуре вплоть до мощных серверов. Более

того, так же как и ее более «дорогие соперники», она позволяет обрабатывать

большие базы данных, содержащие миллионы записей.

При написании этой статьи использовались материалы книги «MySQL и

mSQL» Рэнди Яргера, Джорджа Риза и Тима Кинга.



В раздел образования