Напоминание

"Использование игровых технологий в формировании речевого творчества дошкольников"


Автор: Лагуткина Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 30" г.Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в формировании речевого творчества дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование игровых технологий

в формировании речевого творчества дошкольников»
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:  игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;  игра практически сводит на нет пассивность ребенка;  занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;  игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Цель:
раскрытие речевой активности в процессе игровой деятельности эмоциональное развитие дошкольника развитие творческих способностей дошкольника
Методы достижения поставленных целей:

Теоретические
: изучение методической, практической и детской художественной литературы по теме развитие речевого творчества в процессе игровой деятельности;
Эмпирические:
консультации, интегрированная деятельность, семинары, открытые мероприятия, выставки, обзор методической литературы, беседы, экскурсии в музей, библиотеку, театр, ознакомление с произведениями художественной литературы, изготовление атрибутов, костюмов, декораций, техники бумагопластики, сказкотерапия, участие детей в выставке рисунков, досуге, кукольный театр, театрализованные представления, собрания, оформление памятки,

Статистические
: Анкетирование родителей, простейшее тестирование детей, диагностика уровня знаний и навыков детей, наблюдение,мониторинг.
Актуальность
Актуальность выбранной темы состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, за счет включения дошкольника в разные виды деятельности.
Задачи:
-Самая большая и сложная задача в обучении детей дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Помочь овладеть этим прекрасным даром помогает игра; -Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса: формирование грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры. - Игровые технологии способствуют развитию познавательных интересов; -развивается творческое воображение, фантазия, память; -создание эмоционально-комфортной среды для развития творческих способностей и активизации детской речи, которые помогают проявить детям самые разные способности; и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Решаются и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Важнейшие функции игр:
1. развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 2. коммуникативная: освоение диалектики общения; 3. самореализация в игре; 4. терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,самопознание в процессе игры; 6. коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 7. социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; -принцип развития игровой динамики; -принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); -принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; - принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской
креативности, начиная с самого раннего детства. Развивать речевое творчество детей можно различными путями: -Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, постановок; -театральные, режиссерские игры; -Использование приема «оживление предмета» (ТРИЗ); - словесное рисование после прослушивания фрагментов музыкальных произведений; -знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения; - ситуации «проживания»; -музыкотерапия; -техники бумагопластики; -сказкотерапия; -тестопластика. Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам. Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети изготавливают персонажей, а затем играют в игру, сопровождая все действия героев словами. Также проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. Детям доставляет огромное удовольствие театральные постановки и выступления перед детьми других групп. В свободное время мы изготавливаем атрибуты для пословиц, сказок, рассказов и инсценируем их, расширяя кругозор и совершенствуя познавательную и речевую активность. Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания.


В раздел образования