"Использование игровых технологий в формировании речевого творчества дошкольников"
Автор: Лагуткина Светлана Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 30" г.Тобольска Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Использование игровых технологий в формировании речевого творчества дошкольников" Раздел: дошкольное образование
в формировании речевого творчества дошкольников»
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются
творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития
творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,
совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь,
мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе –
способности и склонности.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии.
Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности
дошкольников.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном
процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в
которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше
подготавливает его к усвоению новых знаний;
игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
занимательный сюжет игры, использование дидактического материала,
оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата
обучения.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в
развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию
фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий
оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более
привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных
активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых
жизненных проблем.
Цель:
раскрытие речевой активности в процессе игровой деятельности
эмоциональное развитие дошкольника
развитие творческих способностей дошкольника
Методы достижения поставленных целей:
Теоретические : изучение методической, практической и детской художественной
литературы по теме развитие речевого творчества в процессе игровой деятельности;
Эмпирические: консультации, интегрированная деятельность, семинары, открытые
мероприятия, выставки, обзор методической литературы, беседы, экскурсии в музей,
библиотеку, театр, ознакомление с произведениями художественной литературы,
изготовление атрибутов, костюмов, декораций, техники бумагопластики, сказкотерапия,
участие детей в выставке рисунков, досуге, кукольный театр, театрализованные
представления, собрания, оформление памятки,
Статистические :
Анкетирование
родителей,
простейшее
тестирование
детей,
диагностика уровня знаний и навыков детей, наблюдение,мониторинг.
Актуальность
Актуальность выбранной темы состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы
развития творческих и речевых способностей ребенка, за счет включения дошкольника в
разные виды деятельности.
Задачи:
-Самая большая и сложная задача в обучении детей дошкольного возраста - научить
связно и выразительно говорить. Помочь овладеть этим прекрасным даром помогает
игра;
-Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса: формирование
грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры.
- Игровые технологии способствуют развитию познавательных интересов;
-развивается творческое воображение, фантазия, память;
-создание
эмоционально-комфортной
среды
для
развития
творческих
способностей
и
активизации детской речи, которые помогают проявить детям самые разные способности;
и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Решаются и
воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать
личность ребенка.
Важнейшие функции игр:
1.
развлекательная
(основная
функция
игры
—
развлечь,
доставить
удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативная: освоение диалектики общения;
3. самореализация в игре;
4. терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
жизнедеятельности;
5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,самопознание в
процессе игры;
6. коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития
Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
-принцип развития игровой динамики;
-принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
-принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам;
логика
перехода
от
простых
игр
к
сложным
связана
с
постепенным
углублением
разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым
ситуациям, от подражания – к игровой инициативе.
Используя
игровые
технологии
в
образовательном
процессе,
взрослому
необходимо
обладать
эмпатией,
доброжелательностью,
уметь
осуществлять
эмоциональную
поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии
ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания
положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Вопросы
развития
детского
творчества
всегда
были
актуальными
для
дошкольного
образования.
Педагоги
ищут
наиболее
эффективные
способы
реализации
детской
креативности, начиная с самого раннего детства. Развивать речевое творчество детей
можно различными путями:
-Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, постановок;
-театральные, режиссерские игры;
-Использование приема «оживление предмета» (ТРИЗ);
- словесное рисование после прослушивания фрагментов музыкальных произведений;
-знаковая
система
обучения
(схемы,
алгоритмы,
мнемотаблицы
и
мнемодорожки,
условные обозначения;
- ситуации «проживания»;
-музыкотерапия;
-техники бумагопластики;
-сказкотерапия;
-тестопластика.
Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки,
действия, могли классифицировать.
Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.
Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети
изготавливают персонажей, а затем играют в игру, сопровождая все действия героев
словами.
Также проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать
мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния.
Детям доставляет огромное удовольствие театральные постановки и выступления перед
детьми других групп.
В свободное время мы изготавливаем атрибуты для пословиц, сказок, рассказов и
инсценируем их, расширяя кругозор и совершенствуя познавательную и речевую
активность.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми
средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения,
повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и
размышлению.
Кроме
этого
в
любых
видах
деятельности
дети
получают
эмоциональный
подъём,
проявляют
позитивные
качества
характера
такие
как:
находчивость,
взаимопомощь,
смелость,
умение
сопереживать,
умение
работать
в
коллективе,
силу
воли,
целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость,
любят творческие задания.