Автор: Федотова Ирина Владимировна
Должность: старший тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДЮШ по танцевальному спорту"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ"
Раздел: дополнительное образование
«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ В
ДЮШ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОМУ СПОРТУ»
Старший тренер-преподаватель МБУДО
«ДЮШ по танцевальному спорту»
Федотова И.В.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В современном мире в педагогический лексикон прочно вошло понятие - современная
образовательная технология, но при этом в его понимании и употреблении существуют
большие расхождения.
В
толковом
словаре
Ожегова
технология
определяется
как
совокупность
приёмов,
применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Вот
несколько
различных
определений,
которые
дают
современные
ученые
понятию
образовательная технология:
Педагогическая
технология
–
это
системный
метод
создания,
применения
и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических
и
человеческих
ресурсов
и
их
взаимодействия,
ставящий
своей
задачей
оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая
технология
означает
системную
совокупность
и
порядок
функционирования
всех
личностных,
инструментальных
и
методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы
(М.Чошанов).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих
специальный
набор
и
компоновку
форм,
методов,
способов,
приемов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно-
методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической
деятельности
по
проектированию,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
безусловным
обеспечением
комфортных
условий
для
учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Т
ехнология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки,
изменения состояния (В.М.Шепель).
Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят следующие
составляющие:
-
представление
планируемых
результатов
учебно-тренировочных
занятий,
-
с р е д с т в а
д и а г н о с т и к и
т е к у щ е г о
с о с т о я н и я
в о с п и т а н н и к о в ,
-
набор
способов
и
средств,
применяемых
на
учебно-тренировочных
занятиях,
- критерий выбора оптимальной модели занятий для данных конкретных условий.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
на деятельностной основе;
на концептуальной основе (предполагает вычленение единой основы, сквозных
идей курса, межпредметных идей);
на крупноблочной основе;
на опережающей основе;
на проблемной основе;
на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе;
на
альтернативной
основе
(одно
из
правил
этой
технологии
гласит:
излагай
несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные, в то время как истинной
среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход);
на ситуативной , прежде всего, на игровой основе;
на диалоговой основе;
на взаимной основе (это коллективные способы обучения);
на алгоритмической основе (М. Ланда);
на программированной основе (В.П.Беспалько);
на тестовой основе,
по В.Т. Фоменко.
3.
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ,
КОТОРЫЕ
Я
ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ
1.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Цель использования: создание благоприятных условий для каждого воспитанника.
Способы внедрения:
Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:
-
формирование
у
воспитанников
двигательных
умения
и
навыков,
на
базе
которых
строится учебно-тренировочный процесс;
-
личностно-ориентированное
обучение
воспитанников
в
учреждениях
спортивной
направленности
–
это
целенаправленное
формирование
личности
воспитанника
посредством его физического развития с учетом его способностей;
- определение уровня физического развития каждого воспитанника с помощью тестов и
нормативов;
-
определение
состояяния
здоровья
каждого
воспитанника
во
время
проведения
обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.
Результаты
использования:
Технология
личностно-ориентированного
обучения
ориентирует
воспитанников
на
развитие
своей
индивидуальности.
При
применении
данной технологии у меня появляется возможность работы с каждым воспитанником
индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей учебно-
тренировочной группой.
Благодаря
данной
технологии
тренер-преподаватель
имеет
возможно сть
систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при
планировании и проведении учебно-тренировочного процесса
2.
Игровая образовательная технология.
Цель использования: развитие познавательной активности воспитанников; повышение
интереса к систематическим занятиям у каждого воспитанника; создание командного духа
в спортивном коллективе; повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
Способы
внедрения:
при
проведении
учебно-тренировочного
процесса
применяю
следующие приемы игровой технологии:
включение в учебно-тренировочные занятия не только обще развивающих упражнений, но
игро-ритмика, игро-пластика; проведение соревнований как внутри, так и между учебно-
тренировочными
группами,
применение
принципа
системности
и
связи
теории
с
практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего развития личности.
Результаты использования: игровая образовательная технология способствует расширению
кругозора, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности, развитию физических качеств, чувства коллективизма. информированности
воспитанников о других видах спорта; улучшению спортивных показателей; профилактике
сколиоза.
3.
Технология проблемного обучения.
Цель использования:
Развитие у воспитанников необходимые мыслительные и физические процессы, которые
позволят
решать
проблемы
и
преодолевать
препятствия
как
в
учебно-тренировочном
процессе, так и в соревновательной деятельности.
Способы внедрения: при проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно
формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки
для
преодоления
искусственно-созданных
препятствий
на
пути
к
достижению
поставленной цели.
Результаты
использования:
технология
проблемного
обучения
даёт
возможность
определить
уровень
сопротивляемости
воспитанников
к
условиям,
которые
могут
возникнуть
при
участии
в
соревнованиях.
При
планировании
и
проведении
учебно-
тренировочных
занятий
с
учётом
результатов
применения
технологии
проблемного
обучения я имею возможность проводить психологическую работу с воспитанниками,
направленную на преодоление сложных ситуаций.
4.
Здоровьесберегающая технология.
Цель использования: обеспечение сохранности здоровья воспитанников при проведении
учебно-тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.
Способы внедрения: при планировании и проведении учебно-тренировочных занятий
учитываю возрастные особенности воспитанников;
с
учетом
особенностей
каждого
этапа
подготовки
формирую
благоприятный
психологический
фон
на
занятиях;
распределяю
физическую
нагрузку
с
учётом
физических
возможностей
воспитанников;
применяю
методы
и
приемы,
которые
способствуют
появлению,
развитию
и
сохранению
интереса
к
занятиям
у
каждого
воспитанника; обязательный врачебный контроль за воспитанниками не реже 2 раз в год,
для спортсменов учебно-тренировочного этапа – обязательная диспансеризация;
организация каникулярного отдыха.
Результаты
использования:
здоровьесберегающая
технология
способствует
снижению
вероятности
травм
на
учебно-тренировочных
занятиях
и
во
время
соревновательной
деятельности,
способствует
снижению
усталости
после
значительной
физической
нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к
систематическим занятиям спортом.
4. Заключение
Результативность применения всех новых образовательных технологий зависит от личных
качеств тренера-преподавателя, его компетентности, уровня его образования, преданности
профессии, а самое главное его любви к детям.
Большое
значение
в
воспитании
и
образовании
здорового
подрастающего
поколения
является
тесное
взаимодействие
тренера-преподавателя
и
воспитанника
в
контакте
с
родителями и школой.
Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в
достижении поставленных перед педагогом целей.