Автор: Семенова Нюргуяна Егоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр дополнительного образования
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных методов проектирования дизайна одежды, аксессуаров кружковой деятельности в условиях Центра дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование
Использование инновационных методов
проектирования и дизайна одежды, аксессуаров
кружковой деятельности
в условиях Центра дополнительного образования детей
Семенова
Нюргуяна Егоровна –
педагог дополнительного образования детей
Слово инновация происходит от латинского in- и novus - новое и в переводе
означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущ-
ность содержания и организации нового, тогда как нововведение несет в себе
сущность только организации нового. Под новшеством, новацией понимают яв-
ление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации
и содержания нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и
развитие содержания и организации нового.
Инноватика же - это наука, изучающая различные новации, инновации,
нововведения и инновационные процессы
Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педа-
гогических инновации в образовании как введение нового в цели, содержа-
ние, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной дея-
тельности преподавателей и учащихся; изменения в стиле профессионально-
го педагогического мышления. Типы инноваций: инновации-модернизации,
инновации-трансформации.
За последние несколько лет слово «инновация» прочно вошло в жизнь
общества. Инновация – это столь широкое понятие, что ею занимаются прак-
тически в любой сфере человеческой деятельности.
Что же касается образования, в частности дополнительного, то оно по
сути своей является инновационным: в мире нет аналогов нашей системе до-
полнительного образования, и всегда педагоги, работающие в нём, занима-
лись поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и воспитании.
Тем не менее, на сегодня нет единого подхода к определению инновации. В
каждом учреждении существует своё понимание этого явления, которое отра-
жает специфику работы учреждения, проблемы учреждения и подходы к их
решению.
Инновационная деятельность – это деятельность по разработке, поис-
ку, освоению и внедрению в практику нововведений, обусловливающих изме-
нение качества образования.
Инновации могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототи-
пов);
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющую-
ся практику).
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит кон-
кретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может
стать нормой или устареть.
ЮНЕСКО
определяет инновации как попытку из-
менить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучше-
ние нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым,
но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по
себе.
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
- новизна в постановке целей и задач;
- глубокая содержательность;
- оригинальность применения ранее известных и использование новых
методов решения педагогических задач;
- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогиче-
ских технологий на основе гуманизации и индивидуализации образователь-
ного процесса;
- способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в
профессию.
Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют состав-
ляющую творческой деятельности как практическое поведение, которое име-
ет целью полноценное использование нового, продолжение творческих дей-
ствий по созданию нового. Педагогическая инновация в нашей стране связа-
но с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением
противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и
неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения
нового и в системе дополнительного образования.
Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий
уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием
новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Обращение к проблемам инновации и выделение их в число важней-
ших направлений современной научной мысли явилось результатом осозна-
ния
возрастающей
динамики
инновационных
процессов
в
обществе.
Объединение «Кэрэ» работает 3 год при Центре дополнительного образова-
ния детей.
Цель
нашего
кружка:
пробудить
у
девушек
младшего
и
старшего
школьного возраста стремления к творчеству, помочь раскрыть его загадки и
способности, используя педагогические возможности и ресурсы дизайна как
специфику направления политехнического образования.
Психолого-педагогические принципы: учет возрастных и индивидуаль-
ных особенностей развития детей в каждой группе, ориентация на дифферен-
цированный уровень трудностей в обучения, обеспечения добровольного обу-
чения ребенка, опора на сознательный интерес.
Программа рассчитана на учащихся начальной, средней, старшей шко-
2
лы (2, 6-7, 8-11 классы). Программы краткосрочные, рассчитаны на 2 года.
Занятия 5дней в неделю (понедельник - пятница) по 2 часа в день. Цель дан-
ного объединения создать благоприятные условия для развития личностных
качеств ребенка. Проводятся
тематические беседы, интеллектуальные, по-
движные, логические игры, читали сказки, занимались рукоделием. 3 уча-
щихся приняли участие в республиканской научно-практической конферен-
ции.
В результате кружковой деятельности расширяется кругозор девушек.
Умение видеть и понимать прекрасное окружающей жизни, развитие художе-
ственной способности, воспитание любви национальной культуре, развитие
зрительной памяти, улучшение взаимоотношение детей друг с другом.
В основном индивидуальная работа идет с учащимися вторых классов, по-
скольку у них не выработан навык самостоятельной работы.
Наблюдается развития самоконтроля и самооценки учащихся при вы-
полнении задания, при проведении занятий и мероприятий. Ребята с желани-
ем посещают занятия. На следующий год планируются углубленная работа
по студии моды «Муручээнэ», планируется набор с младших классов. Прове-
дены анкетирования родителей. Мнение родителей хорошие, удовлетворены
занятиями.
В заключении хочу сказать, что внедрение новых идей и инновации в
дополнительном образовании привлекает больше детей в кружковой деятель-
ности, дети с удовольствием посещают занятия.
Список использованной литературы
1. Адольф В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе
профессионального становления // Alma Mater : Вестник высшей школы. –
2006. - N 10. - С. 18-20.
2. Будаева Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога : проблемы и
пути решения // Преподаватель XXI век. - 2009. - N 2. - С. 32-36.
3. Горенков Е. М. Учитель как субъект инновационного потенциала школы //
Высшее образование сегодня. - 2009. - N 1. - С. 57-60.
4. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образо-
вание и воспитание. - 2008. - N 2. - С. 9-14.
11. Зеер Э. Ф. Психологические факторы влияния установки педагогов на ин-
новационную деятельность // Образование и наука. - 2010. - N 4. - С. 41-49.
12. Иванов Д. А. Экспертиза педагогической экспериментальной и инноваци-
онной деятельности : как ее организовать и провести / Д. А. Иванов. – М. :
Ч и с т ы е
п р у д ы
,
2 0 0 9 .
-
3 2
с .
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2295687-КХ
3
13. Ильина Н. Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе не-
прерывного образования //Инновации в образовании. - 2010. - N 8. - С. 59-66.
14. Исмагилова Р. Р. Инновационная деятельность учителя как условие обес-
печения качества общего образования // Научное обозрение. - 2009. - N 5. - С.
81-83.
15. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятель-
ность у педагогов //Образование и наука. - 2011. - N 2. - С. 42-52.
16. Крысанова О. А. Структура и содержание инновационной деятельности
учителя физики современной школы //Наука и школа. - 2010. - N 3. - С. 45-48.
17. Крысанова О. Инновационная активность как компетенция современного
учителя // Высшее образование в России. - 2008. - N 12. - С. 145-148.
18. Кунгурова И. М. Инновационная деятельность и творческое саморазвитие
педагога // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 5. - С. 94-97.
19. Лыкова В. А. Терапевтический подход к инновациям в образовании // Пе-
дагогика. - 2009. - N 6. - С. 59-68.
20. Мурзина Н. П. От "новых стандартов" к инновационной деятельности пе-
дагогов школы // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 4. - С. 3-9.
21. Никонова Л. Прозрачность инновационной деятельности // Директор шко-
лы. - 2009. - N 2. - С. 17-21.
22. Раитина Н. И. Подготовка учителя к осуществлению инновационной дея-
тельности // Физика в школе. - 2009. - N 4. - С. 17-21.
23. Сахарова В. И. От традиционного обучения к современным образователь-
ным технологиям // Мир образования - образование в мире. - 2008. - N 3. - С.
223-230.
24. Сластенин В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сласте-
н и н .
-
М .
:
М а г и с т р
,
1 9 9 7 .
-
2 2 3
с .
СОУНБ;
ЕФ;
Шифр
74;
Авторский
знак
С471;
Инв.
номер
2217300-ЕФ
СОУНБ; ЕФ; Шифр 74; Авторский знак С471; Инв. номер 2281245-ЕФ
25. Тулупова О. В. Технология научно-методического сопровождения иннова-
ционной деятельности педагогов и педагогических коллективов в муници-
пальной системе образования // Методист. - 2011. - N 5. - С. 16-20.
26. Файзуллина Г. З. Оценка инновационной деятельности педагога // Педаго-
гическая диагностика. – 2007. - N 2. - С. 76-87.
4
27. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для сту-
дентов
вузов
/
А.
В.
Хуторский.
–
М.
:
Академия
,
2008.
-
255
с.
Свердловская
ОУНБ;
ЕФ;
Шифр
74;
Авторский
знак
Х986;
Инв.
номер
2291139-ЕФ
28. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для сту-
дентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специ-
альностям
/
А.
В.
Хуторский.
–
М.
:
Академия
,
2010.
-
255
с.
Свердловская
ОУНБ;
ЕФ;
Шифр
74;
Авторский
знак
Х986;
Инв.
номер
2312083-ЕФ
29. Черных Т. П. Мониторинг эффективности инновационной эксперимен-
тальной деятельности // Педагогическая диагностика. – 2007. - N 2. - С. 140-
160.
30. Чеха В. В. Создание инновационной инфраструктуры в образовательном
учреждении
//
Справочник
руководителя
образовательного
учреждения.
-
2010. - N 11. - С. 39-42.
31. Шерман Л. И. Инновационная деятельность как фактор развития профес-
сионализма
педагогов
ДОУ
//
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением. - 2011. - N 4. - С. 32-33.
32. Яколева Г. Готов ли педагог к инновациям? // Дошкольное воспитание. -
2009. - N 7. - С. 101-104.
5