Напоминание

"Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования"


Автор: Старостина Светлана Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старостина Светлана Львовна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №56», г. Березники
"Дидактические игры как средство развития самостоятельности и

инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС

дошкольного образования"
Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), это: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, я считаю – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них: Игровая технология интеллектуально творческого развития В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В.В.Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации. Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей
представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности. В своей группе я обратила внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим я разработала и реализовала в группе Практико - ориентированный проект «Давай поиграем, малыш». Целью данного проекта я поставила: формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры. Задачами проекта выделила: 1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие. 2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. 3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей. 4. Пополнение развивающей среды: приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст. 1 этап проекта – Подготовительный - Изучение материала. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей. Разработка плана реализации проекта. 2 этап – Основной – Работа по реализации проекта. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия. Наглядная информация для родителей. Организация фотовыставки для родителей «Как и чем мы играем в детском саду», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе. Организация выставки «Семейная мини – газета». Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка». 3 этап – Заключительный – Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В.В.Воскобовича). В результате проекта: 1. Дети стали чаще самостоятельно использовать настольно – дидактические игры и с большим интересом играть в них. 2. Организовали выставку семейных мини – газет «Играем дома», фоторепортажи: «Как и чем мы играем в детском саду», «Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича» 3. Заинтересовали многих родителей данной темой, помогли в приобретении развивающих игр для развития детей дома. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
Подводя итоги своей работы, хочется еще раз подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) с п о с о б с т ву е т и н т е л л е к т у а л ь н о м у т в о р ч е с т ву, в о с п и т а н и ю самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями. Библиографический список:
1.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2.
Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3.
Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
4.
Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС 2000г.
5.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.


В раздел образования