"Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования"
Автор: Старостина Светлана Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56" Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
Старостина Светлана Львовна
воспитатель
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Детский сад №56», г. Березники
"Дидактические игры как средство развития самостоятельности и
инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС
дошкольного образования"
Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима
самодеятельная,
спонтанная
игра,
возникающая
и
развивающаяся
по
его
собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная
воспитателем)
способствует
решению
образовательных
и
воспитательных
задач,
но
в
отрыве
от
самодеятельной
игры
она
не
может
обеспечить
развитие: использование игры только как средства реализации Программы
приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые
ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется
фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с
законами
развития
ребенка-дошкольника.
Основной
посыл
ФГОС
ДО
–
обогащение
условий
развития
дошкольников.
Поэтому
на
третий
раздел
Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое
внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания
социальной
ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного возраста (п. 3.2.5), это:
•
создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности
(игровой,
исследовательской,
проектной,
познавательной
и
т.д.);
•
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение
игрового времени и пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу
каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
в
условиях
оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного
уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой,
коммуникативной,
двигательной,
познавательно
–
исследовательской,
продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей
– одна из основных моделей организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста:
1)
свободная
деятельность
воспитанников
в
условиях
созданной
педагогами развивающей
предметно-пространственной
образовательной
среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам
и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;
2)
организованная
воспитателем
деятельность
воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Схема
развития
любого
вида
деятельности
такова:
сначала
она
осуществляется
совместной
деятельностью
с
взрослыми,
затем
–
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
и,
наконец,
становится
самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится
воспитателю.
Образовательная
деятельность
ДОУ
строится
в
рамках
5
образовательных
областей.
Наиболее
важными
из
них,
я
считаю
–
«Социально
–
коммуникативное
развитие»
и
«Познавательное
развитие»,
которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в
детском
саду,
дома. Одним
из
видов
игровой
деятельности
является
дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в
доступных
им
формах
интеллектуальной
и
активной
практической
деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На
сегодняшний
день
отечественная
и
зарубежная
педагогика
располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы
и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть
использованы
как
на
специально
организованных
занятиях,
так
и
в
совместной
деятельности
взрослого
и
ребенка,
а
также
самостоятельной
деятельности. Остановимся на некоторых из них:
Игровая
технология
интеллектуально
творческого
развития
В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего
обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие
игры
В.В.Воскобовича
выполняют
роль
дидактического
материала
и
соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только
развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое
значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в
проблемной ситуации.
Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры
способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста
логических
структур
мышления
и
математических
представлений.
С
помощью
этих
игр
дети
успешно
овладевают
в
дальнейшем
основами
математики и информатики.
Дидактический
многофункциональный
материал
«Цветные
счетные
палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах
мира.
Данный
дидактический
материал
помогает
развить
у
детей
представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает
комбинаторные способности.
В своей группе я обратила внимание, что настольные дидактические
игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и
играют. В связи с этим я разработала и реализовала в группе Практико -
ориентированный проект «Давай поиграем, малыш».
Целью
данного
проекта
я
поставила:
формирование
у
детей
и
родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные
игры. Задачами проекта выделила: 1. Научить детей играть в дидактические
настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и
активное участие. 2. Познакомить родителей со структурой дидактической
игры, её
обучающими задачами, способами подачи детям. 3. Создание
условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и
развития
творческих
способностей
детей
и
родителей.
4.
Пополнение
развивающей
среды:
приобретение
дидактических
игр,
пособий,
книг
с
перспективой на средний дошкольный возраст.
1 этап проекта – Подготовительный - Изучение материала. Сбор и
анализ информации по данной теме из разных источников. Анкетирование
родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.
Диагностическое
наблюдение
-
использование
настольных
игр
в
самостоятельной деятельности детей. Разработка плана реализации проекта.
2
этап
–
Основной
–
Работа
по
реализации
проекта.
Активное
использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Создание
информационных листов для родителей с рекомендациями по
ознакомлению детей с играми. Введение дидактических
игр и решение
обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Наглядная
информация
для
родителей.
Организация
фотовыставки
для
родителей «Как и чем мы играем в детском саду», где можно увидеть в какие
настольно
–
дидактические
игры
играют
дети
в
группе.
Организация
выставки
«Семейная
мини
–
газета».
Организация
выставки
домашних
развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
3 этап – Заключительный – Мастер – класс для родителей «Как и чем
мы играем в детском саду!» (Цель задания: заинтересовать и совместно с
ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В.В.Воскобовича).
В результате проекта:
1.
Дети
стали
чаще
самостоятельно
использовать
настольно
–
дидактические игры и с большим интересом играть в них.
2.
Организовали
выставку
семейных
мини
–
газет
«Играем
дома»,
фоторепортажи:
«Как
и
чем
мы
играем
в
детском
саду»,
«Сказочные
лабиринты игры В.В.Воскобовича»
3.
Заинтересовали
многих
родителей
данной
темой,
помогли
в
приобретении развивающих игр для развития детей дома.
Все
имеющиеся
в
группе
материалы
доступны
для
детей.
Любой
ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему
использовать.
Подводя
итоги
своей
работы,
хочется
еще
раз
подчеркнуть,
что
грамотное
оснащение
различных
зон
и
центров
деятельности
(игровой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
двигательной)
с п о с о б с т ву е т
и н т е л л е к т у а л ь н о м у
т в о р ч е с т ву,
в о с п и т а н и ю
самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию
детей дошкольного возраста.
Созданная
эстетическая
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
Библиографический список:
1.
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
«Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования». №1155 от 17.10.2013г.
2.
Кононова
И.,
Ежкова
Н.
Подготовка
детей
к
самостоятельной
деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3.
Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности
старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред.
О.В.Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
4.
Воспитываем
дошкольников
самостоятельными.
Сборник
статей
–
Российский
гос.
Пед.
Университет
им
Герцина,
СПб: ДЕТСТВО-
ПРЕСС 2000г.
5.
Нищева
Н.
В.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.