Напоминание

Психология ансамблевого исполнительства


Автор: Винник Светлана Анатольевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: «Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В. С. Калинникова»
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: Статья
Тема: Психология ансамблевого исполнительства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психология ансамблевого исполнительства

Наиболее

важной

проблемой

в

действующем

(музицирующем)

ансамбле

признается профессиональное и психологическое восприятие партнерами друг друга и

взаимовлияющие факторы, возникающие в процессе совместного исполнения. Такими

факторами являются:

а) профессиональная подготовка каждого член ансамбля;

б)

их

творческий

потенциал

(возможность

создания

яркой,

художественно

убедительной интерпретации ансамблевого произведения);

в) исполнительский, эстрадный опыт;

г)

желание

каждого

участника

коллектива

совместными

усилиями

создать

запоминающийся, живой образ ансамблевого произведения.

В

основе

дуэта

«солист+концертмейстер»

лежит

психологическая

структура,

которая представляет собой сочетание индивидуальностей – сочетание, дающее в раках

особенностей

жанра

возможность

раскрытия

потенциала

каждого

участника

и,

одновременно. В процессе совместного исполнения образующее нечто качественно новое

– коллективный творческий акт, именуемый ансамблевой игрой.

Исходя

из

понимания

«связки»

«солист+концертмейстер»

как

факта

сочетания

творческих индивидуальностей, остановимся на особенностях музыкального восприятия

дуэта. Постоянное, напряженное. Заинтересованное творческое внимание друг к другу

необыкновенно развивает обостренное чувство ансамбля – своеобразное ощущение, в

котором

органично

сочетается

способность

улавливать,

воспринимать

не

только

музыкальные намерения, но и, что не менее важно. Психологические импульсы, коими

пронизана и насыщена атмосфера внутри коллектива.

С психологией музыкального восприятия в ансамблевом исполнительстве связана и

способность аккомпаниатора и солиста не только чувствовать, но и предчувствовать

художественно-творческие намерения друг друга. Даже при самом сильном воображении

дома

и

на

репетициях

невозможно

стопроцентно

воспроизвести

психологическое

состояние,

его

нюансы,

появляющиеся

в

момент

публичного

выступления.

Здесь

повышенное

чувство

ответственности,

ощущение

присутствия

публики

(конкурсной

комиссии) вызывает у исполнителей особые психологические импульсы, привносящие в

игру трепетную взволнованность, повышенную эмоциональную реакцию на собственную

игру и действия партнера.

«Внутренне постоянно двигайтесь к партнеру», - К. Станиставский.

Зарождение художественного образа в совместном музицировании происходит в

условиях творческого и человеческого общения между партнерами. «Демократический»

характер

этого

общения

совершенно

необходим.

Очень

плохо,

когда

кто-либо

из

участников ансамбля подчиняется диктату другого. Должно царить согласие, при котором

дельный совет или предложение по интерпретации деталей и целого затем, наедине,

многократно «проигрывается» в мыслях, когда очевидная эрудиция одного участника,

«подтягивает», развивает знания другого. Хорошо, когда солист и пианист приходят на

репетицию

с

новыми

ощущениями,

мыслями,

которые

непременно

должны

стать

предметом общего обсуждения.

Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются

не

исполнительские,

а

психологические

факторы:

недостаточно

чуткое

восприятие

художественных намерений партнера, отсутствие необходимой реакции или творческой

интуиции.

С

активизацией

музыкального

мышления

связана

естественность

фразировки,

непринужденность в налаживании ансамбля. Очень важна концентрация эмоционального

тонуса участников дуэта, чтобы прийти к единому «сгустку» творческих ощущений.

Следует

признать,

что

само

возникновение

дуэта

«солист+аккомпаниатор»

предопределено инициативой первого. Он, солист, ищет себе партнера, предлагает ему

совместно исполнить те или иные произведения или целую концертную программу. И

здесь

пианист,

будучи

лицом

«приглашенным»,

должен

проявить

умение

и

желание

сотрудничать. Даже «одноразовые» выступления с солистами требуют от аккомпаниатора

реализации определенных психологических усилий. К ним можно отнести:

а) доверительное и доброжелательное отношение к солисту, его творческим планам;

б) заинтересованность в исполнении данного музыкального материала;

в) согласие, психологическая корректность в отношении исполнительских планов

солиста;

г) готовность транспонировать партии сопровождения;

д) готовность выступить с исполнением программы публично.

Великий артист Ф.И. Шаляпин после репетиции с С. В. Рахманиновым говорил:

«Не могу сказать «я пою», а только «мы поем».



В раздел образования