Автор: Винник Светлана Анатольевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: «Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В. С. Калинникова»
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: Статья
Тема: Психология ансамблевого исполнительства
Раздел: дополнительное образование
Психология ансамблевого исполнительства
Наиболее
важной
проблемой
в
действующем
(музицирующем)
ансамбле
признается профессиональное и психологическое восприятие партнерами друг друга и
взаимовлияющие факторы, возникающие в процессе совместного исполнения. Такими
факторами являются:
а) профессиональная подготовка каждого член ансамбля;
б)
их
творческий
потенциал
(возможность
создания
яркой,
художественно
убедительной интерпретации ансамблевого произведения);
в) исполнительский, эстрадный опыт;
г)
желание
каждого
участника
коллектива
совместными
усилиями
создать
запоминающийся, живой образ ансамблевого произведения.
В
основе
дуэта
«солист+концертмейстер»
лежит
психологическая
структура,
которая представляет собой сочетание индивидуальностей – сочетание, дающее в раках
особенностей
жанра
возможность
раскрытия
потенциала
каждого
участника
и,
одновременно. В процессе совместного исполнения образующее нечто качественно новое
– коллективный творческий акт, именуемый ансамблевой игрой.
Исходя
из
понимания
«связки»
«солист+концертмейстер»
как
факта
сочетания
творческих индивидуальностей, остановимся на особенностях музыкального восприятия
дуэта. Постоянное, напряженное. Заинтересованное творческое внимание друг к другу
необыкновенно развивает обостренное чувство ансамбля – своеобразное ощущение, в
котором
органично
сочетается
способность
улавливать,
воспринимать
не
только
музыкальные намерения, но и, что не менее важно. Психологические импульсы, коими
пронизана и насыщена атмосфера внутри коллектива.
С психологией музыкального восприятия в ансамблевом исполнительстве связана и
способность аккомпаниатора и солиста не только чувствовать, но и предчувствовать
художественно-творческие намерения друг друга. Даже при самом сильном воображении
дома
и
на
репетициях
невозможно
стопроцентно
воспроизвести
психологическое
состояние,
его
нюансы,
появляющиеся
в
момент
публичного
выступления.
Здесь
повышенное
чувство
ответственности,
ощущение
присутствия
публики
(конкурсной
комиссии) вызывает у исполнителей особые психологические импульсы, привносящие в
игру трепетную взволнованность, повышенную эмоциональную реакцию на собственную
игру и действия партнера.
«Внутренне постоянно двигайтесь к партнеру», - К. Станиставский.
Зарождение художественного образа в совместном музицировании происходит в
условиях творческого и человеческого общения между партнерами. «Демократический»
характер
этого
общения
совершенно
необходим.
Очень
плохо,
когда
кто-либо
из
участников ансамбля подчиняется диктату другого. Должно царить согласие, при котором
дельный совет или предложение по интерпретации деталей и целого затем, наедине,
многократно «проигрывается» в мыслях, когда очевидная эрудиция одного участника,
«подтягивает», развивает знания другого. Хорошо, когда солист и пианист приходят на
репетицию
с
новыми
ощущениями,
мыслями,
которые
непременно
должны
стать
предметом общего обсуждения.
Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются
не
исполнительские,
а
психологические
факторы:
недостаточно
чуткое
восприятие
художественных намерений партнера, отсутствие необходимой реакции или творческой
интуиции.
С
активизацией
музыкального
мышления
связана
естественность
фразировки,
непринужденность в налаживании ансамбля. Очень важна концентрация эмоционального
тонуса участников дуэта, чтобы прийти к единому «сгустку» творческих ощущений.
Следует
признать,
что
само
возникновение
дуэта
«солист+аккомпаниатор»
предопределено инициативой первого. Он, солист, ищет себе партнера, предлагает ему
совместно исполнить те или иные произведения или целую концертную программу. И
здесь
пианист,
будучи
лицом
«приглашенным»,
должен
проявить
умение
и
желание
сотрудничать. Даже «одноразовые» выступления с солистами требуют от аккомпаниатора
реализации определенных психологических усилий. К ним можно отнести:
а) доверительное и доброжелательное отношение к солисту, его творческим планам;
б) заинтересованность в исполнении данного музыкального материала;
в) согласие, психологическая корректность в отношении исполнительских планов
солиста;
г) готовность транспонировать партии сопровождения;
д) готовность выступить с исполнением программы публично.
Великий артист Ф.И. Шаляпин после репетиции с С. В. Рахманиновым говорил:
«Не могу сказать «я пою», а только «мы поем».