Напоминание

Рабочая программа "Литературное чтение 4 класс"


Автор: Обухова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №22
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа "Литературное чтение 4 класс"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22

г. ВОЛГОДОНСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТЫ: Литературное чтение

КЛАСС:

4 «Д»

Классный руководитель:

Обухова

Людмила Николаевна

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии

Федеральными

Государственными

Образовательными

стандартами,

на

основе

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

планируемых

результатов

начального

общего

образования,

Примерной

образовательной

программы

начального общего образования, авторской программы под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г.

Горецкого, 2015г., М.: «Просвещение.»

Программа

соответствует

основной

образовательной

программе

начального

общего

образования и учебному плану МБОУ СШ №22 г. Волгодонска.

Цели и задачи

развитие художественно-творческих

и

познавательных

способностей,

эмоциональной

отзывчивости

при

чтении

художественных

произведений,

формирование

эстетического

отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений

вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым

умением

в

системе

образования

младших

школьников;

формирование

читательского

кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,

потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного

опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и

честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной

России.

Задачи:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

-

приобщение

детей

к

литературе

как

искусству

слова

через

введение

элементов

литературоведческого анализа текстов;

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю. Следовательно общее количество

часов составило - 102 часа .

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты обучения:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по

другим предметам;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого

себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений

в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков,

поэтов и

разнообразных

жанров

УНТ,

озвучивать

свои

чувства

в

высказываниях

при

работе

с

художественными произведениями;

-

осознавать

свою

принадлежность

к

определённому

этносу,

высказывать

уважительное

отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других

народов;

- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время

посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам

информации;

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения,

обосновывать их существование и пользу для ученика;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев,

доказывать соответствие;

- знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей

работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё

позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе

выполнения учебных задач;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном

(образцом);

- оценивать свой ответ и планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Познавательные УУД

-ориентироваться

в

учебниках

(система

обозначений,

структура

текста,

рубрики,

словарь,

содержание), определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного

раздела;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя

справочные материалы учебника, дополнительную литературу;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

-

сравнивать

и

группировать

предметы,

объекты

по

нескольким

основаниям;

находить

закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу (события в сказке);

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную

информацию в учебнике.

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,

поступки;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать

очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных

речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг,

понимать прочитанное;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- использовать средств языка и речи для получения и передачи информации.

Чтение: работа с информацией

Учащийся научится:

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

упорядочивать информацию по заданному основанию;

-

сравнивать

между

собой

объекты,

описанные

в

тексте,

выделяя

два-три

существенных

признака.

-

работать

с

информацией,

представленной

в

разных

форматах

(текст,

рисунок,

таблица,

диаграмма, схема);

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

-

преобразовывать

информацию

из

сплошного

текста

в

таблицу

(дополнять

таблицу

информацией из текста);

- заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и

зависимости;

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из

двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).

Формирование ИКТ- компетентности:

-

использовать

безопасные

для

органов

зрения,

нервной

системы,

опорно-двигательного

аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять

компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и

сохранять их, распечатывать на принтере;

- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

- конструирование небольших сообщений: текстов (рассказ, отзыв, аннотация), в том числе с

добавлением иллюстраций;

-

создание

информационных

объектов

как

иллюстраций

к

прочитанным

художественным

текстам (рисунков, фотографий);

- создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на

компьютере;

- поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в

том числе в контролируемом Интернете.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы,

осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и

впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о

праздниках с друзьями и товарищами по классу;

употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к

прочитанному,

выделяя

при

чтении

важные

по

смыслу

слова,

соблюдая

паузы

между

предложениями и частями текста;

понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом

испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные

понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты

разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной

мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,

позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в

тексте;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить

эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного

мнения;

делить

текст

на

части;

озаглавливать

части,

подробно

пересказывать,

опираясь

на

составленный под руководством учителя план;

находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней,

городской,

виртуальной

и

др.);

при

выборе

книг

и

поиске

информации

опираться

на

информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чте

ния произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,

участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

читать

наизусть

не

менее

15

стихотворений

классиков

отечественной

и

зарубежной

литературы;

называть не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

называть более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать основные духовно- нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

выделять в тексте опорные слова;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении

и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;

осознавать

через

произведения

великих

мастеров

слова

их

нравственные

и

эстетические

ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем

российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое

образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно

создавать яркий и неожиданный образ.

участвовать

в

дискуссиях

на

нравственные

темы;

подбирать

примеры

из

прочитанных

произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из

разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить

текст

на

части,

подбирать

заглавия

к

ним,

составлять

самостоятельно

план

для

пересказа, продумывать связки для соединения частей.

домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами,

создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

выбирать

при

выразительном

чтении

интонацию,

темп,

логическое

ударение,

паузы,

особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с

сатирическими нотками и пр.).

находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;

пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться

предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с

жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека,

по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности

русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в

народных сказках.Учащиеся получат возможность научиться:

пересказывать

содержание

произведения

подробно,

выборочно

и

кратко,

опираясь

на

самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и

точность

изложения

событий;

составлять

план,

озаглавливать

текст;

пересказывать

текст,

включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) илирассуждения;

пересказывать текст от 3-го лица;

составлять

рассказы

об

особенностях

национальных

праздников

и

традиций

на

основе

прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов,

известных

писателей,

артистов,

учёных

по

данной

теме,

делать

подборку

наиболее

понравившихся,

осмыслять

их,

переводить

в

принципы

жизни;

готовить

проекты

на

тему

«Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники

на

Руси»

и

др.;

участвовать

в

литературных

викторинах,

конкурсах

чтецов,

литературных

праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими

словами; соотносить с пословицами и поговорками;

понимать,

позицию

какого

героя

произведения

поддерживает

автор,

находить

этому

доказательства в тексте.

осмыслять

специфику

народной

и

литературной

сказки,

рассказа

и

басни,

лирического

стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства

различия и сходства.

находить

в

произведении

средства

художественной

выразительности

(сравнение,

олицетворение).Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд

литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,

автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,

используя средства художественной выразительности.

Общая характеристика учебного предмета

В программе представлено пять основных содержательных линий:

1.

Круг

чтения

и

опыт

читательской

деятельности дает

перечень

авторов,

произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей

русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев,

А.А.Фет,

Н.А.Некрасов,

Л.Н.Толстой,

А.П.Чехов,

С.А.Есенин,

В.В.Маяковский);

классиков

советской

детской

литературы;

произведения

современной

отечественной

учетом

многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия

младшими

школьниками. Научно-популярная,

справочно-энциклопедическая

литература.

Детские периодические издания.

Жанровое

разнообразие

предлагаемых

к

изучению

произведений:

малые

фольклорные

жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о

взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

2.

Техника

чтения

определяет

основное

содержание

формирования

процесса

чтения (способ, скорость, правильность и др.).

1

полугодие -

сознательное,

правильное,

достаточно

беглое

чтение

целыми

словами

с

использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов.

Осознанное чтение про себя.

2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех

необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух

– 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)

3.

Первоначальное

литературное

образование

раскрывает

о с н о в н ы е

литературоведческие

термины

и

понятия,

которые

усваивает

младший

школьник

за

время

обучения в начальной школе.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой

детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему

событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в

освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их

эмоционально-нравственных

переживаний. Характер

героя,

его

поступки

и

их

мотивы.

Выделение

языковых

средств

художественной

выразительности

(без

использования

терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства

художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня,

стихотворение,

рассказ, повесть,

статья)

на

основе

сравнения

персонажей,

структуры

произведений, языка.

Связь

произведений

литературы

с

другими

видами

искусств:

оценка

иллюстраций

к

произведениям,

сопоставление

произведений

художественной

литературы

и

произведений

живописи, музыки.

4.

Формирование

умений

читательской

деятельности

характеризует

содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений

работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий):

книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные

издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная),

опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться

выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием,

послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов,

получения

сведений

о

событиях,

фактах,

людях.

Осуществлять

выбор

книг

на

основе

рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

5.

Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения,

чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их

содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации

устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Содержание тем учебного предмета

Летописи. Былины. Жития. (8 ч)

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего...». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с

жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».

Чудесный мир классики (19 ч)

П. П. Ершов. «Конёк - Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал

камень» (басня).

Поэтическая тетрадь N1 (7 ч)

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А.А.Фет. «Весенний

дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев.

«Дети

и

птичка»;

И.С.Никитин

«В

синем

небе

плывут

над

полями...»;

Н.А.Некрасов

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А.Бунин «Листопад».

Литературные сказки (14 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов.

«Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

Делу время –потехе час (7ч)

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит

Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства (6ч)

Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»;

М.М.Зощенко. «Ёлка».

Поэтическая тетрадь N2 (4ч)

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит

тропинка с бугорка...», «Наши Царства».

Природа и мы (11 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»;

М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь №3 (4 ч)

Б.Л.Пастернак.

«Золотая

осень»;

С.А.Клычков.

«Весна

в

лесу»;

Д.Б.Кедрин.

«Бабье

лето»;

Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».

Родина (4 ч)

И.С.Никитин.

«Русь»;

С.С.Дрожжин.

«Родине»;

А.В.Жигулин.

«О,

Родина!»;

Б.А.Слуцкий.

«Лошади в океане».

Страна Фантазия (6 ч)

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»;

Р.Сеф. «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (12 ч)

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома

Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Формы контроля

Летописи. Былины. Жития.

8

Текущий контроль, проверка техники чтения

Чудесный мир классики

19

Текущий контроль, проверка техники чтения

Поэтическая тетрадь N1

7

Текущий контроль

Литературные сказки

14

Текущий контроль, защита проектов

Делу время –потехе час

7

Текущий контроль

Страна детства

6

Текущий контроль

Поэтическая тетрадь N2

4

Текущий контроль

Природа и мы

11

Текущий контроль, защита проектов

Поэтическая тетрадь №3

4

Текущий контроль

Родина

4

Текущий контроль, проверка техники чтения,

защита проектов

Страна Фантазия

5

Текущий контроль

Зарубежная литература

8

Текущий контроль, проверка техники чтения

Итого:

97

Календарно - тематическое планирование

«Литературное чтение» 4 класс

№п\п

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

План

Факт

1 четверть – 24 часа

Летописи, былины, сказания, жития-8ч.

1

Введение. Знакомство с учебником. Внеклассное чтение.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

3.09

2

Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег

щит свой на вратах Царьграда».

1

5.09

3

События летописи – основные события Древней Руси. Из

летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

7.09

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.

Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

10.09

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

1

12.09

6

Герой былины - защитник Русского государства. Картина

В.Васнецова «Богатыри».

Входная диагностика(проверка техники чтения)

1

14.09

7

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков

«Памятник Сергию Радонежскому».

Житие Сергия Радонежского.

1

17.09

8

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания,

жития». Оценка достижений.

1

19.09

Чудесный мир классики – 19ч.

9

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конек-

Горбунок».

1

21.09

10

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и

народной сказок.

1

24.09

11

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев.

1

26.09

12

А.С. Пушкин «Няне».

«Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

1

28.09

13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

1.10

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Характеристика героев.

1

3.10

15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Деление сказки на части.

Внеклассное чтение . Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина.

1

5.10

16

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

8.10

17

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

10.10

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской

и турецкой сказок.

1

12.10

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

1

15.10

20

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

1

17.10

21

Л. Н. Толстой «Детство».

1

19.10

22

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

1

22.10

23

Внеклассное чтение . Творчество Л.Н. Толстого.

1

24.10

24

А.П. Чехов «Мальчики».

1

26.10

2 четверть – 22час.

25

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего

времени.

1

7.11

26

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики».

1

9.11

27

Оценка достижений.

Промежуточная диагностика(проверка техники чтения)

1

12.11

Поэтическая тетрадь №1 – 7ч.

28

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания.

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и

ярко…».

1

14.11

29

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

16.11

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...».

1

19.11

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

1

21.11

32

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины

сказки…».

1

23.11

33

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

26.11

34

Внеклассное чтение . Родные поэты.

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.

1

28.11

Литературные сказки – 14ч.

35

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

30.11

36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана

сказки.

1

3.12

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

1

5.12

38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного

литературного жанра.

1

7.12

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в

содержании художественного произведения.

Герои литературного текста.

1

10.12

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

12.12

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в

авторском тексте.

1

14.12

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного

произведения.

1

17.12

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».Герои произведения.

1

19.12

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

1

21.12

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ

сказки. Словесное иллюстрирование.

1

24.12

46

Внеклассное чтение. Проект «Сказки любимых писателей».

1

26.12

3 четверть – 30час.

47

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики».

1

11.01

48

Оценка достижений.

1

14.01

Делу время – потехе час – 7ч.

49

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

16.01

50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный

смысл произведения.

1

18.01

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

21.01

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

23.01

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

1

25.01

54

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование

произведения. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о

школе.

1

28.01

55

Обобщающий урок «Делу время – потехе час».

Оценка достижений.

Промежуточная диагностика(проверка техники чтения)

1

30.01

Страна детства – 6ч.

56

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

1.02

57

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

4.02

58

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Музыкальное сопровождение произведения.

1

6.02

59

М.М. Зощенко «Елка».

1

8.02

60

Обобщающий урок «Страна детства».

Оценка достижений.

1

11.02

61

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их

назначение.

1

13.02

Поэтическая тетрадь №2 – 4ч.

62

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

15.02

63

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

18.02

64

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши

царства».

1

20.02

65

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

1

22.02

Природа и мы – 11ч.

66

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

1

25.02

67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к

природе.

1

27.02

68

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

1.03

69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика

героя произведения.

1

4.03

70

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

6.03

71

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе

поступка.

1

11.03

72

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

13.03

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

15.03

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1

18.03

75

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы».

1

20.03

76

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

1

22.03

4 четверть – 21час

Поэтическая тетрадь №3 – 4ч.

77

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

1.04

78

С.А. Клычков «Весна в лесу».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

3.04

79

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

5.04

80

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы».

Оценка достижений.

1

8.04

Родина – 4ч.

81

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания.

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

10.04

82

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к

изображаемому.

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1

12.04

83

Обобщающий урок «Родина».

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и

погибнет!».

Промежуточная диагностика(проверка техники чтения)

1

15.04

84

Проект «Они защищали Родину».

Оценка достижений.

1

17.04

Страна Фантазия – 5ч.

85

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

19.04

86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои

фантастического рассказа.

1

22.04

87

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности

фантастического жанра.

1

24.04

88

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев

рассказов фантастического жанра. Путешествие по стране

Фантазии.

1

26.04

89

Оценка достижений.

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях

и путешественниках, настоящих и вымышленных).

1

29.04

Зарубежная литература – 8ч.

90

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его

содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

6.05

91

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие

сюжета в зарубежной литературе.

1

8.05

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1

13.05

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

1

15.05

94

М.Твен «»Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их

поступков

1

17.05

95

С. Лагерлеф «Святая ночь».

Итоговая диагностическая работа(проверка техники

чтения)

1

20.05

96

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

1

22.05

97

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. Обобщающий урок

«Зарубежная литература».

1

24.05

Примечание:

С

учетом

выходных

и

праздничных

дней,

на

основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных

дней в 2018 году» от 14.10.2017г. №1250, Постановления Правительства

РФ

«О

переносе

выходных

дней

в

2019

году»

от______.

№______

программа будет реализована полностью в количестве 97 часов, за счёт

объединения тем:

«

Страна Фантазия»,

«Зарубежная литература».



В раздел образования