Автор: Панфутова Ольга Георгиевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: Центр детского творчества "Детская академия"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Разработка и применение инновационных технологий в Школе Раннего Эстетического Развития для дошкольников в ЦДТ «Детская академия»
Раздел: дополнительное образование
Разработка и применение инновационных технологий в Школе Раннего
Эстетического Развития для дошкольников в ЦДТ «Детская академия»
В настоящее время учреждения дополнительного образования обладают
значительным потенциалом в создании благоприятных условий для творческого
самовыражения, социального, профессионального и индивидуально-личностного
самоопределения и самореализации детей в соответствии с индивидуальными
интересами, склонностями и потребностями. В настоящее время в ЦДТ «Детская
академия» реализуется 50 образовательных программ. Одно из направлений –
школа Раннего Эстетического Развития (РЭР) начала свою деятельность в
1991году. Школа работает по художественно-эстетическому направлению. В
процессе работы школы РЭР (Раннего Эстетического Развития) реализуются
программы дополнительного образования детей различной направленности,
ориентированных на развитие личности ребенка, его социализацию и подготовку
к школе. Готовность к школе определяется не столько умением писать, читать и
считать, сколько готовностью всему этому учиться. Учащиеся школы РЭР –
старшие дошкольники, дети 5-7 лет. Это сензитивный для обучения возраст. Дети
уже хотят учиться, так как в шесть лет ведущая деятельность учебная, однако в
пятилетнем возрасте ведущая деятельность игровая. Для того чтобы обеспечить
детям плавный, психологически комфортный переход от одной деятельности к
другой всё обучение в школе РЭР строится на основе использования личностно
ориентированных технологий.
Педагогический коллектив школы имеет достаточный образовательный
уровень, педагогический опыт и квалификацию для качественной реализации
образовательных программ. Во всех программах, по которым работают
педагоги школы РЭР, используются педагогические технологии на основе
личностно-ориентированного подхода:
- личностно-ориентированное обучение
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход)
- коллективный способ обучения
- технологии адаптивной системы обучения
- педагогика сотрудничества (проникающая технология)
- проблемное обучение
- коммуникативная технология
- игровые технологии
- технологии развивающего обучения
- здоровье-сберегающие технологии
Целью использования данных технологий в работе школы РЭР является
максимальное развитие индивидуальных творческих и познавательных
способностей ребёнка на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Дополнительное образование не является обязательным, оно создаёт
благоприятные условия для добровольного включения ребёнка в
естественные виды деятельности и создаёт питательную среду для его
гармоничного развития. Очень эффективно в этом аспекте
применение разработанной педагогическим коллективом школы РЭР методики
«Игра в школу». В данной методике практически используются все
перечисленные выше педагогические технологии. Повседневное применение
здоровье-сберегающих технологий позволяет обеспечивать в процессе
обучения сохранность здоровья воспитанников
, благодаря использованию
образовательных методов и форм, адекватных индивидуальным
психофизиологическим, возрастным особенностям обучающихся в
образовательном процессе. Данный подход позволяет отобрать методики,
которые исключают перегрузку нервной системы и ускоряют творческое развитие
личности. Образовательно-развивающие программы рассчитаны на один год
обучения и включают в себя такие модули, как «Развитие речи», «Формирование
элементарных математических представлений», «Английский язык», «Ритмика»,
«Изобразительное искусство». Образовательный процесс организован в форме
групповых занятий. Занятия проходят два раза в неделю по 20 минут для детей 5-
летнего возраста и по 30 минут для детей 6-летнего возраста. Всего в день дети
посещают пять занятий, каждое из которых ведёт специалист. Пятиминутные
перерывы между занятиями именуются, как и в школе, переменами, учащиеся
пользуются школьными принадлежностями и получают домашние задания, не
обязательные, но рекомендованные для выполнения. Педагог всегда отмечает
работу учащихся звёздочкой, медалькой или устной похвалой. Так в игровой
форме учащиеся привыкают к школьной дисциплине, к новым требованиям,
учатся организовывать своё время на перемене, чтобы успеть сходить в туалет,
приготовиться к занятию и покушать, учатся адаптироваться в коллективе. Все
эти навыки практически полностью избавляют выпускников школы РЭР от стресса
при поступлении первый класс общеобразовательной школы, высвобождая силы
физические и психические для обучения и способствуя повышению
успеваемости. Главным положительным эффектом методики «Игра в школу»
является то, что дети учатся с удовольствием. Обучаясь школе РЭР, дошкольники
радуются возможности погрузиться в состояние игры, а становясь
первоклассниками, они с удовольствием погружаются в знакомую
психологическую обстановку. По отзывам учителей начальной школы и родителей
выпускников школы РЭР, можно сделать вывод, что придя в
общеобразовательную школу после школы РЭР, дети имеют высокую
адаптивность, готовность к эффективной познавательной деятельности,
психологический комфорт, что положительно влияет на уровень успеваемости. В
процессе работы педагогический коллектив школы РЭР стремится рационально и
оперативно выявлять, разрабатывать и внедрять новые технологии, методики,
приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению
образовательных и воспитательных задач.
В настоящее время в дополнительном образовании большое внимание
уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается сегодня ни
одна наука, в том числе и педагогика . Инновационные технологии в
дополнительном образовании позволяют более полно раскрыть возможности
педагога и способности обучающегося, позволяют делать образовательный
процесс более гуманным и личностно-ориентированным. Процесс обучения в
целом, становится более творческим, развивающим инициативу учащегося и
направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Именно в дополнительном образовании существуют уникальные возможности
для развития инновационных технологий и методов обучения.
Важнейшей функцией дополнительного образования является не только
получение знаний, но внутреннее развитие личности.
Дети сообразно своему возрасту и уровню развития, склонностям и силам,
могут и должны активно участвовать в выработке программы своего
образования. Система дополнительного образования предполагает
организацию жизни детей без какого-либо навязывания. Предоставление
детям возможности жить настоящей жизнью детства, возможности играть,
петь, танцевать, самообразовываться и получать помощь взрослого.
Совместная деятельность педагога и воспитанников строится на основе
сотрудничества. Творчество и право выбора – главные принципы, на которых
строится современная система дополнительного образования детей.
Цель образования не дрессировка или формирование определённых навыков,
а в помощь свободному самопроизвольному росту индивидуальности,
развитию в человеке свободы.
На сегодняшний день дополнительное образование - необходимое звено в
воспитании личности, в ее образовании и профессиональной ориентации.
Применительно к разным детским возрастам оно предназначено для
свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных
программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям и
возрастным особенностям, помогают удовлетворять интересы, развивать
интеллект. Сегодня дополнительное образование обеспечивает благоприятную
среду для воспитания детей через согласие, сотворчество всех участников
учебно-воспитательного процесса.
На современном этапе развития система дополнительного образования
характеризуется становлением ее как самостоятельной образовательной
сферы, ориентированной на взаимодействие с различными областями
жизнедеятельности ребенка - семьей, школой, социумом.
Особенно важно, что содержание дополнительного образования детей
выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального
образования. Этот вид образования отличают определённые принципы и
технологии.
Сегодня система дополнительного образования постоянно совершенствуется,
отвечая запросам социума. Развивается в рамках модернизации общего
образования и дополнительное образование, сохраняя при этом свою
специфику. В системе дополнительного образования происходят значительные
изменения: информационно-коммуникационные технологии становятся
неотъемлемым компонентом, применяются новые педагогические приемы и
подходы к содержанию и методам обучения, инновационно-педагогические
системы.
Инновационные технологии сегодня предоставляют множество проектных
заданий, в которые закладываются информация, образы действий и
приоритетный опыт. Это позволяет считать проектирование методом
развивающего обучения. Инновационные технологии в системе
дополнительного образования становятся на важный уровень развития
общества. Они позволяют осваивать новую технологию образования, имея
свое качественное содержание, например вопросы по развитию экологических
и социальных перспективных технологий.
Инновационные технологии в дополнительном образовании, в первую очередь
строятся на образовательных задачах, выделяя из них не только самые
трудные, но и жизненно важные, например профессиональные или деловые.
Успешным работником становится тот, кто со школьных лет учится ставить
перед собой задачи и выстраивает схемы их решения, используя свои силы и
возможности целенаправленнно. Возможность использования инновационных
образовательных технологий, наряду с информатизацией дополнительного
образования является, с одной стороны, актуальнейшей задачей, а с другой
стороны является той самой гибкой социально-педагогической системой, в
которой создаются условия для личностного, творческого и
профессионального развития детей. Нарастающая информатизация требует
внедрения в дополнительное образование технологий на основе ИКТ,
технологий образования через интернет.
Образование всегда представляет новизну. Внедрение инновационных
технологий в дополнительном образовании предполагает, что деятельность
учреждений должна соответствовать современным требованиям к
осуществлению образовательного и воспитательного процесса. Основной
целью деятельности учреждений дополнительного образования детей
является создание благоприятных условий для социального,
профессионального, индивидуально-личностного самоопределения и
творческого самовыражения. В настоящее время достижение данной цели
возможно лишь при обязательном применении инновационных технологий.
Список литературы:
1.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П.Аникеева.-М.: Просвещение, 2008.
2.
Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе
/ В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольое воспитание. -1991-№ 11.
3.
Васильев В.Г. Дошкольное воспитание и проблема перехода в школу/ В.Г.Васильев, Г.Р.
Миннибаева, А.А. Дурнева // Начальная школа.-2001.- № 11.
4.
Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных
условиях / Г.В. Фадина (и др.).- Балашов, 2004.
5.
Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.- М.,1998.