Напоминание

Разработка и применение инновационных технологий в Школе Раннего Эстетического Развития для дошкольников в ЦДТ «Детская академия»


Автор: Панфутова Ольга Георгиевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: Центр детского творчества "Детская академия"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Разработка и применение инновационных технологий в Школе Раннего Эстетического Развития для дошкольников в ЦДТ «Детская академия»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка и применение инновационных технологий в Школе Раннего

Эстетического Развития для дошкольников в ЦДТ «Детская академия»

В настоящее время учреждения дополнительного образования обладают

значительным потенциалом в создании благоприятных условий для творческого

самовыражения, социального, профессионального и индивидуально-личностного

самоопределения и самореализации детей в соответствии с индивидуальными

интересами, склонностями и потребностями. В настоящее время в ЦДТ «Детская

академия» реализуется 50 образовательных программ. Одно из направлений –

школа Раннего Эстетического Развития (РЭР) начала свою деятельность в

1991году. Школа работает по художественно-эстетическому направлению. В

процессе работы школы РЭР (Раннего Эстетического Развития) реализуются

программы дополнительного образования детей различной направленности,

ориентированных на развитие личности ребенка, его социализацию и подготовку

к школе. Готовность к школе определяется не столько умением писать, читать и

считать, сколько готовностью всему этому учиться. Учащиеся школы РЭР –

старшие дошкольники, дети 5-7 лет. Это сензитивный для обучения возраст. Дети

уже хотят учиться, так как в шесть лет ведущая деятельность учебная, однако в

пятилетнем возрасте ведущая деятельность игровая. Для того чтобы обеспечить

детям плавный, психологически комфортный переход от одной деятельности к

другой всё обучение в школе РЭР строится на основе использования личностно

ориентированных технологий.

Педагогический коллектив школы имеет достаточный образовательный

уровень, педагогический опыт и квалификацию для качественной реализации

образовательных программ. Во всех программах, по которым работают

педагоги школы РЭР, используются педагогические технологии на основе

личностно-ориентированного подхода:

- личностно-ориентированное обучение

- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход)

- коллективный способ обучения

- технологии адаптивной системы обучения

- педагогика сотрудничества (проникающая технология)

- проблемное обучение

- коммуникативная технология

- игровые технологии

- технологии развивающего обучения

- здоровье-сберегающие технологии

Целью использования данных технологий в работе школы РЭР является

максимальное развитие индивидуальных творческих и познавательных

способностей ребёнка на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Дополнительное образование не является обязательным, оно создаёт

благоприятные условия для добровольного включения ребёнка в

естественные виды деятельности и создаёт питательную среду для его

гармоничного развития. Очень эффективно в этом аспекте

применение разработанной педагогическим коллективом школы РЭР методики

«Игра в школу». В данной методике практически используются все

перечисленные выше педагогические технологии. Повседневное применение

здоровье-сберегающих технологий позволяет обеспечивать в процессе

обучения сохранность здоровья воспитанников

, благодаря использованию

образовательных методов и форм, адекватных индивидуальным

психофизиологическим, возрастным особенностям обучающихся в

образовательном процессе. Данный подход позволяет отобрать методики,

которые исключают перегрузку нервной системы и ускоряют творческое развитие

личности. Образовательно-развивающие программы рассчитаны на один год

обучения и включают в себя такие модули, как «Развитие речи», «Формирование

элементарных математических представлений», «Английский язык», «Ритмика»,

«Изобразительное искусство». Образовательный процесс организован в форме

групповых занятий. Занятия проходят два раза в неделю по 20 минут для детей 5-

летнего возраста и по 30 минут для детей 6-летнего возраста. Всего в день дети

посещают пять занятий, каждое из которых ведёт специалист. Пятиминутные

перерывы между занятиями именуются, как и в школе, переменами, учащиеся

пользуются школьными принадлежностями и получают домашние задания, не

обязательные, но рекомендованные для выполнения. Педагог всегда отмечает

работу учащихся звёздочкой, медалькой или устной похвалой. Так в игровой

форме учащиеся привыкают к школьной дисциплине, к новым требованиям,

учатся организовывать своё время на перемене, чтобы успеть сходить в туалет,

приготовиться к занятию и покушать, учатся адаптироваться в коллективе. Все

эти навыки практически полностью избавляют выпускников школы РЭР от стресса

при поступлении первый класс общеобразовательной школы, высвобождая силы

физические и психические для обучения и способствуя повышению

успеваемости. Главным положительным эффектом методики «Игра в школу»

является то, что дети учатся с удовольствием. Обучаясь школе РЭР, дошкольники

радуются возможности погрузиться в состояние игры, а становясь

первоклассниками, они с удовольствием погружаются в знакомую

психологическую обстановку. По отзывам учителей начальной школы и родителей

выпускников школы РЭР, можно сделать вывод, что придя в

общеобразовательную школу после школы РЭР, дети имеют высокую

адаптивность, готовность к эффективной познавательной деятельности,

психологический комфорт, что положительно влияет на уровень успеваемости. В

процессе работы педагогический коллектив школы РЭР стремится рационально и

оперативно выявлять, разрабатывать и внедрять новые технологии, методики,

приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению

образовательных и воспитательных задач.

В настоящее время в дополнительном образовании большое внимание

уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается сегодня ни

одна наука, в том числе и педагогика . Инновационные технологии в

дополнительном образовании позволяют более полно раскрыть возможности

педагога и способности обучающегося, позволяют делать образовательный

процесс более гуманным и личностно-ориентированным. Процесс обучения в

целом, становится более творческим, развивающим инициативу учащегося и

направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Именно в дополнительном образовании существуют уникальные возможности

для развития инновационных технологий и методов обучения.

Важнейшей функцией дополнительного образования является не только

получение знаний, но внутреннее развитие личности.

Дети сообразно своему возрасту и уровню развития, склонностям и силам,

могут и должны активно участвовать в выработке программы своего

образования. Система дополнительного образования предполагает

организацию жизни детей без какого-либо навязывания. Предоставление

детям возможности жить настоящей жизнью детства, возможности играть,

петь, танцевать, самообразовываться и получать помощь взрослого.

Совместная деятельность педагога и воспитанников строится на основе

сотрудничества. Творчество и право выбора – главные принципы, на которых

строится современная система дополнительного образования детей.

Цель образования не дрессировка или формирование определённых навыков,

а в помощь свободному самопроизвольному росту индивидуальности,

развитию в человеке свободы.

На сегодняшний день дополнительное образование - необходимое звено в

воспитании личности, в ее образовании и профессиональной ориентации.

Применительно к разным детским возрастам оно предназначено для

свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных

программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям и

возрастным особенностям, помогают удовлетворять интересы, развивать

интеллект. Сегодня дополнительное образование обеспечивает благоприятную

среду для воспитания детей через согласие, сотворчество всех участников

учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе развития система дополнительного образования

характеризуется становлением ее как самостоятельной образовательной

сферы, ориентированной на взаимодействие с различными областями

жизнедеятельности ребенка - семьей, школой, социумом.

Особенно важно, что содержание дополнительного образования детей

выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального

образования. Этот вид образования отличают определённые принципы и

технологии.

Сегодня система дополнительного образования постоянно совершенствуется,

отвечая запросам социума. Развивается в рамках модернизации общего

образования и дополнительное образование, сохраняя при этом свою

специфику. В системе дополнительного образования происходят значительные

изменения: информационно-коммуникационные технологии становятся

неотъемлемым компонентом, применяются новые педагогические приемы и

подходы к содержанию и методам обучения, инновационно-педагогические

системы.

Инновационные технологии сегодня предоставляют множество проектных

заданий, в которые закладываются информация, образы действий и

приоритетный опыт. Это позволяет считать проектирование методом

развивающего обучения. Инновационные технологии в системе

дополнительного образования становятся на важный уровень развития

общества. Они позволяют осваивать новую технологию образования, имея

свое качественное содержание, например вопросы по развитию экологических

и социальных перспективных технологий.

Инновационные технологии в дополнительном образовании, в первую очередь

строятся на образовательных задачах, выделяя из них не только самые

трудные, но и жизненно важные, например профессиональные или деловые.

Успешным работником становится тот, кто со школьных лет учится ставить

перед собой задачи и выстраивает схемы их решения, используя свои силы и

возможности целенаправленнно. Возможность использования инновационных

образовательных технологий, наряду с информатизацией дополнительного

образования является, с одной стороны, актуальнейшей задачей, а с другой

стороны является той самой гибкой социально-педагогической системой, в

которой создаются условия для личностного, творческого и

профессионального развития детей. Нарастающая информатизация требует

внедрения в дополнительное образование технологий на основе ИКТ,

технологий образования через интернет.

Образование всегда представляет новизну. Внедрение инновационных

технологий в дополнительном образовании предполагает, что деятельность

учреждений должна соответствовать современным требованиям к

осуществлению образовательного и воспитательного процесса. Основной

целью деятельности учреждений дополнительного образования детей

является создание благоприятных условий для социального,

профессионального, индивидуально-личностного самоопределения и

творческого самовыражения. В настоящее время достижение данной цели

возможно лишь при обязательном применении инновационных технологий.

Список литературы:

1.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П.Аникеева.-М.: Просвещение, 2008.

2.

Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе

/ В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольое воспитание. -1991-№ 11.

3.

Васильев В.Г. Дошкольное воспитание и проблема перехода в школу/ В.Г.Васильев, Г.Р.

Миннибаева, А.А. Дурнева // Начальная школа.-2001.- № 11.

4.

Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных

условиях / Г.В. Фадина (и др.).- Балашов, 2004.

5.

Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.- М.,1998.



В раздел образования