Автор: Москвина Ольга Дмитриевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "СОШ№3"
Населённый пункт: г. Южноуральск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ИЗОстудия»
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная образовательная
программа
творческого объединения
«ИЗОстудия»
Возрастной диапазон: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Автор: Москвина
Ольга Дмитриевна,
учитель изобразительного
искусства
1 квалификационная
категория
Южноуральск
2018 г.
Пояснительная записка.
Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на
современном этапе - формирование творческой личности. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по
рисованию способствуют всестороннему развитию личности.
Рисовать
люди научились еще в глубокой древности, в доисторические времена. Им
приходилось жить в пещерах, на стенах которых и были найдены их первые
рисунки. Шли века, и в этом умении некоторые достигли высокого
мастерства. Так постепенно развивалось искусство, позволяющее
посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить
свои мысли и чувства, - изобразительное искусство.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Предлагаемая кружковая программа предназначена для введения детей
в волшебный мир прекрасного – гармонии линий, разнообразия форм и цвета
в искусстве и в жизни. По мере изучения ребята узнают о видах и жанрах
изобразительного искусства, об общих законах и отличительных
особенностях воплощения понятия прекрасного в произведениях изо.
Основная цель
объединения заключается в формировании у
школьников первичных знаний об изобразительном искусстве, его видах и
жанрах.
В процессе занятий дети рассматривают ряд наиболее значимых
понятий: «художник как личность», «живопись», «графика», «скульптура»,
«пейзаж», «портрет», «натюрморт», «творчество художников-анималистов».
Особое внимание уделено практической стороне обучения – основам
изобразительной грамоты, включая рисунок, живопись, композицию, лепку,
аппликацию. Детям объясняется, как надлежит общаться с самыми простыми
изобразительными художественными материалами – карандашом, акварелью,
гуашевыми красками. В программе предложены задания,
систематизирующие основной изучаемый материал в форме проблемных,
помогающих усвоению знаний вопросов, игр, кроссвордов, упражнений для
закрепления.
При
создании
своего
собственного
творческого
произведения
каждый ученик проходит три стадии.
1 Стадия подготовки решает две задачи: накопление и актуализацию
материала.
Это
всё,
что
ребёнок
берёт
из
жизни.
Некоторым
детям
для
актуализации жизненного опыта требуется возможность выбора из чего-то,
что
близко
его
наблюдениям,
размышлениям
и
переживаниям,
другим
достаточно дать направление поиска источника замысла. Поэтому на каждое
задание
даётся
широкий
диапазон
вариантов.
На
первом
этапе
работы
ставится
задача
-
освободить
творческую
энергию,
сделать
так,
чтобы
маленький художник «забыл», что он чего-то не знает и не умеет.
Для ее выполнения используются креативные методы обучения:
метод
образной
картины,
когда
работаем
над
творческими
заданиями «Волшебный город» или «Волшебный Дворец», «Тихая жизнь
натюрморта»;
метод агглютинации – соединение несоединимых частей реальных
объектов в создаваемом изобразительном («Птица счастья», «Птица удачи»,
«Фантастическое
животное»),
используя
собственное
индивидуальное
видение;
метод придумывания основан на замещении качеств одного объекта
качествами другого, превращение обычного в необычное путем изменения
фактуры и (или) цвета, преувеличения или преуменьшения количественных и
качественных характеристик объекта изображения;
метод «как бы» помогает превращению маленького художника в
учителя или критика, для того чтобы оценить свою работу в соответствии с
требованиями;
в
зрителя,
для
того
чтобы
оценить
идейный
замысел
композиции.
Ребенок
может
превратиться
в
«ступню»
и
посмотреть
на
окружающий пейзаж.
При создании творческих композиций огромное значение придается
мотивации: кто-то хочет быть всегда первым и лучшим (объявляется конкурс
на лучшего фантазера), кто-то хотел бы поразить своей удачной картиной
родных, а кому-то интересен сам процесс, вводятся элементы конкуренции.
Возможно,
что
для
полного
самовыражения
мотивация
необходима
на
каждом, даже самом малом этапе работы. Исходя из мотивации учеников, для
каждого подыскивается свое «заветное» слово.
2.
Стадия освоения способов построения художественной формы. На
этой стадии дается определенные знания в виде небольших упражнений,
разнообразных
по
форме
и
содержанию.
Обсуждаются
работы
профессиональных
художников
и
работы
сверстников.
Неповторимость
художественного
решения
картины
ребёнок
осваивает,
оценивая
рисунки
сверстников.
Через
них
ребёнок
“строит
мост”
между
своими
художественными работами и большим искусством.
3.
Акт творчества. Всегда требует особого состояния и подчинения
своих действий тому, что изображается. Акт творчества отличается от других
форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает опыт и знания, а
отдаёт их. Отношения между нами при этом строго индивидуальны.
Проблема
духовного
развития
личности,
воспитание
мира
чувств
ребенка, его эмоциональной чуткости требует от педагога больших усилий и
такта, а сложная задача формирования нравственной ориентации в мире
искусства требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Для решения
этих проблем используются определенные методические приемы:
Последовательность
решения
задач
как
последовательность
открытия содержательных элементов.
Сознательно-направленная
деятельность.
Возможность
у
каждого
учащегося
свободы
выбора
художественно-творческого
решения
учебной задачи способствует формированию положительной Я- концепции,
осознанию
неповторимости
собственных
творческих
и
личностных
проявлений.
Особая форма познания связей искусства с жизнью – проживание
содержания, эмоциональное уподобление.
Освоение особых возможностей различных материалов (акварель,
гуашь, пастель, карандаш и др. материалы.
Сравнение – основной путь активизации мышления. Учащиеся
анализируют
произведения
искусства
по
различным
критериям
в
зависимости от темы и задач.Сравнения помогают увидеть различные пути
воплощения художественного замысла.
Игровым элементам придается большое значение, так как с их
помощью решаются следующие задачи:
-закрепление теоретического материала («Определи жанр», «Анализ
цветовой гаммы», работа с цветовыми карточками и т.д.)
-активизация творческого процесса («Мой модный образ», «Дом моей
мечты», «Город будущего» и т.д.)
-формирование ценностных ориентаций в искусстве, так как в процессе
игры «проживаются» различные ситуации и проблемы, что помогает принять
или
отвергнуть
определенные
образы,
предлагаемое
художественное
понимание смысла жизни.
Данная программа предусматривает определенный круг знаний и
последовательный перечень практических работ. Рассчитана на детей
младшего школьного возраста. Курс планируется на один год. Обучаться
могут как мальчики, так и девочки. Программа предусматривает изучение
практического и теоретического материала (5-15мин от занятия). Занятия
проводятся по 1часу в неделю.
Итог работы творческого объединения за год – выставка детского
творчества. Работа проводится по учебно-тематическому плану, но он служит
лишь ориентиром, т. к. выбор практических работ сейчас во многом зависит
от нескольких причин: от наличия материалов, от желания членов кружка, от
уровня умений и т. д.
Задачи:
Привитие детям интереса и любви к искусству.
Развитие творческих способностей, фантазии.
Развитие коммуникативной культуры.
Воспитание целеустремленности, усидчивости,
аккуратности.
Развитие навыков решения композиционных задач.
Воспитание эстетического цветового ощущения.
Учебно-тематический план.
1
Вводное занятие.
1
2
Основные краски.
1
3
Цветовой спектр.
4
Теплые и холодные цвета.
1
5
Черная и белая краска.
1
6
Живопись.
1
7
Жанры.
1
8
Пейзаж.
9
9
Натюрморт.
7
10
Портрет.
5
11
Анималистический жанр.
3
12
Сказочно-былинный жанр.
3
13
Заключительное занятие.
1
Итого.
34
Тематический план.
№
Темы.
Теория.
Практика.
1
Мольберт тюбика.
1
2
Сказка про краски.
1
3
Радуга.
1
4
Тепло холодно.
1
5
Белое и черное.
1
6
Живопись.
1
7
Жанры.
1
8
Пейзаж.
1
9
Из чего состоит пейзаж?
1
10
Собери пейзаж.
1
11
Перспектива.
1
12
Как рисовать пейзаж.
1
13
Царство деревьев.
1
14
Времена года.
1
15
Части суток.
1
16
Аппликация.
1
17
Натюрморт.
1
18
Как рисовать натюрморт.
1
19
Из чего состоит натюрморт.
1
20
Составь натюрморт.
1
21
Симметричные предметы.
1
22
Аппликация.
1
23
Мозайка.
1
24
Портрет.
1
25
Как рисовать портрет?
1
26
Портрет сказочного героя.
1
27
Семейный портрет.
1
28
Аппликачия.
1
29
Анималистический жанр.
1
30
Животные и птици.
1
31
Дорисуй животное. Птичий двор.
1
32
Сказочно-былинный жанр.
1
33
Добрые и злые герои
1
34
Игры и задания для повторения.
1
6
28