Представления о верованиях, о болезнях и борьбе с ними у народов Урала в XIX веке
Автор: Иванова Татьяна Мартыновна Должность: преподаватель Учебное заведение: Свердловский областной медицинский колледж "Краснотурьинский филиал" Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Представления о верованиях, о болезнях и борьбе с ними у народов Урала в XIX веке Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Свердловской области
Краснотурьинский филиал
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРОВАНИЯХ, О БОЛЕЗНЯХ И БОРЬБЕ
С НИМИ У НАРОДОВ УРАЛА В XIX ВЕКЕ
Выполнила – студентки 2 курса,
Горбунова Мария
Руководитель
–
преподаватели
Иванова Татьяна Мартыновна,
Краснотурьинск
2015
1
«Урал опорный край державы - ее добытчик и кузнец»
Богата и разнообразна история и природа Урала. Издревле и по сей день
Урал является многонациональным краем. Мы решили обратиться к истории
нашего края и исследовали отношения народов Урала к болезням и борьбе с
ними.
В XIX веке Урал заселяли такие народы как: бесермяне, кержаки, коми-
язьвинцы,
марийцы,
нагайбаки,
ненцы,
башкиры,
ханты,
манси,
русские,
удмурты, татары . Все народы были религиозными, у каждого существовали
обычаи, традиции, обряды. В XIX веке официальной медицина была недоступна
для людей, живущих вне цивилизации и отношение их к болезням было очень
разнообразным.
Для
народов
Урала
очень
ценным
и
важным
считалась
семья
и
ее
составляющие. Благополучной и полной считалась семья, в которой имелись
дети.
Отсутствие
детей
означало
конец
существованию
рода
и
поэтому
воспринималось
как
большое
несчастье
не
только
супругами,
но
и
всем
коллективом родственников. Бездетность считали наказанием супругам за их
жизненные
грехи,
последствием
порчи
и
болезни;
объясняли
воздействием
сверхъестественных сил и гневом умерших предков. Основная вина при этом,
прежде всего, ложилась на женщину. Именно наличие или отсутствие детей во
многом
определяло
отношение
к
ней
родственников
мужа.
При
длительном
отсутствии детей молодые женщины обращались за помощью к знахаркам и
повитухам. Знахарок, занимающихся практикой врачевания при бездетности,
называли «правящая живот», или «массажирующая живот». Наряду с обычным
выправлением живота при его "опускании" от тяжелых физических нагрузок,
они
практиковали
специальный
массаж,
чтобы
привести
в
правильное
положение матку. Повитуха парила женщину в бане и массажировала ей живот;
для большей эффективности процедуру повторяли несколько раз. В народной
акушерской
практике
для
лечения
от
бесплодия
использовали
в
комплексе
2
рациональные
и
иррациональные
приемы
народной
медицины.
Женщине
советовали тепло одеваться, держать в тепле ноги и поясницу, пить настои трав.
Если
все
предпринятые
шаги
оказывались
безрезультатными,
прибегали
к
крайней мере: по совету знахарки или близких родственниц женщина в глубокой
тайне от мужа и посторонних вступала в близость с мужчиной, уже имеющем
детей, чтобы обзавестись "краденым ребенком". К подобной мере прибегали
замужние
женщины,
если
причину
бездетности
видели
в
супруге,
а
также
молодые вдовы - по инициативе родственников, если в семье не было детей.
Жизненный
цикл
человека
делили
на
несколько
периодов:
детство
—
молодость —
зрелые годы —
старость и определяли четыре возрастные
категории: дети, молодежь, взрослые, старики. В свою очередь период детства
делили
на
младенческий,
собственно
детский
и
подростковый
возраст.
Новорожденного
называли
вожпинял
(зеленый
ребенок,
младенец).
Ребенка,
начинающего
ползать,
называли
—
человек
на
четырех
ногах;
младенца,
делающего первые шаги — находит ноги.
Традиционные способы ухода за детьми, лечение и профилактика детских
заболеваний
составляли
часть
семейной
обрядовой
практики,
тесно
взаимосвязанной с родильными обрядами. В их основе лежало осознание того,
что
новорожденный
—
существо
слабое,
а
потому
более
подверженное
воздействию духов болезней, сверхъестественных сил. В то же время забота о
физическом
развитии
младенца,
специфика
детской
гигиены
всегда
были
неотделимы от условий быта, особенностей материальной и духовной жизни.
Поэтому
народную
педиатрию,
связанную
с
уходом
за
детьми,
гигиеной,
лечением
и
профилактикой
детских
болезней
можно
рассматривать
как
самостоятельную
отрасль
народной
медицины.
Она
составляет
единство
рациональных приемов и религиозно-мифологических представлений о природе
детских заболеваний, особенностях развития ребенка и его места в окружающем
мире.
Если
же
говорить
о
разнообразных
болезнях,
которые
чаще
всего
настигали
кормильцев,
то
есть
мужской
пол,
то
для
исцеления
устраивали
3
жертвоприношение
маслом,
мукой,
крупой,
солью
на
том
месте,
где
его
"находила" болезнь. Жертвуемые продукты оставляли с просьбой принять их и
больше не беспокоить больного. В некоторых случаях заболевший приносил на
это место, защемив в палке, горбушку хлеба с маслом, лоскутки. Отправляясь с
подобной жертвой и возвращаясь назад, по дороге не следовало разговаривать с
встречными, иначе не будет выздоровления.
Для лечения многих хворей и недугов использовали природные свойства
растений. Широко использовались целебные свойства растущего на Урале кедра.
Кедр считался и до сих пор считается национальной гордостью и богатством
России. Он кормилец и целитель. Для промышленников и мореходов он был
лучшим противоцинготным и бальзамическим средством. Кроме кедра, народы
Урала прибегали к другим методам борьбы с болезнями. Например, при змеевике
- нарыве, привязывали размоченную змеиную кожу, которую часто находили
весной в камнях или сдирали с живой змеи. Обычно в этом случае наступали
ногой на голову змеи и, отделив ногтем кожу вокруг шеи, в одно мгновение
сдирали ее, как чулок. Знахари на такой чирей накладывали также сброшенную
змеей
шкуру.
Иногда
шкуру
сушили
в
печке,
затем
толкли
в
маленькой
металлической ступе и этим порошком присыпали чирей.
Много преданий у различных народов связано и с растительным миром.
Они верили, что местом своего пребывания духи часто избирают определенные
— священные деревья. Они помогают людям, особенно в исцелении от болезней.
На ветви таких деревьев в знак признательности вешались лоскуты яркой ткани
и
черепа
жертвенных
животных,
стволы
деревьев
обматывались
платками,
материей, шкурами. Люди были уверены: тот, кто осмелится срубить священное
дерево, навлечет на себя гнев духов, что сулит всевозможные несчастья и даже
смерть.
В XIX веке были распространены болезни нервно-психического характера,
причину
которых
видели
в
порче
или
сглазе.
У
женщин
имелись
недуги,
именовавшиеся
кликушеством
и
приходящие
к
тем,
кто
часто
думает
об
отсутствующих. По существовавшим представлениям, кликуша, не причинявшая
4
никому зла, была жертвой сидящего в ней беса, он мучил ее, и она старалась от
него избавиться. К кликушам обычно относились снисходительно, жалели их и
старались оказать им помощь, так как считалось, что поведение кликуши — это
борьба человеческого и бесовского начал. Вот почему она против своей воли
совершает
поступки
и
произносит
слова,
которые
сама
же
порицает,
но
вынуждена это делать от имени беса. Она ощущает непонятную боль во всем
теле,
слабость,
тошноту,
отвращение
к
еде
или,
наоборот,
болезненное
пристрастие к определенным видам пищи, которое необходимо удовлетворить,
чтобы «задобрить» беса. Вылечить кликушу — значит изгнать из нее нечистый
дух, что посильно лишь немногим знахарям и священникам. Кликуша могла в
беспамятстве биться о землю, хохотать, кричать на разные голоса, подражая
крикам животных: лаять, кудахтать, ржать, мяукать, выкрикивать имя того, кто ее
испортил. Медицина научная объясняет этот феномен следующим образом: у
этих больных во время приступов происходит резкое сокращение диафрагмы
желудка, на выходе поток воздуха проходит через голосовые связки, в результате
чего возникают звуки, напоминающие те, которые издают животные.
У некоторых народов процесс излечения знахаркой или знахарем имел
следующий
алгоритм:
пациент
подробно,
обстоятельно
рассказывал
о
своих
симптомах и подозрениях на причины болезни, отвечал на уточняющие вопросы
(за время, пока продолжалась беседа, пациент успокаивался, встретив сочувствие
и понимание). Специалист по народной магии, не удовлетворенный ответами на
вопросы, мог прибегнуть и к диагностике (например, над головой больного
выливался воск, и по застывающим очертаниям определялось, кто его сглазил).
После постановки диагноза знахарь переходил к лечению, обряд сопровождался
заговорами, действиями с различными предметами, к установлению связи с
«иным»
миром.
В
соответствии
с
представлениями
о
болезнях,
лечение
заключалось
в
следующем:
болезнь
«извлекалась»
из
тела
человека
и
отправлялась
во
внешний
мир
—
туда,
откуда
и
пришла.
Обряд
лечения
проводился либо в доме, возле печи (известно сакральное значение печи, центра
жилища, связанное с представлением об очищающей и целительной способности
5
огня),
стоя
лицом
к
ней
(по
бытовавшему
мнению
через
печную
трубу
осуществляется
связь
с
представителями
«иного»
мира).
Заговоры
произносились
шепотом,
сакральные
тексты
хранились
втайне
от
непосвященных. Действия целителя, интонации внушали больному уверенность,
что
болезнь
должна
его
оставить.
Этому
способствовало
и
гипнотическое
воздействие
от
проводимых
действий
—
темпа,
ритма
речи,
троекратного
повторения. Знахарь мог шептать заговоры и на воду, молоко, масло и другие
продукты,
которые,
попадая
внутрь,
как
и
лекарственные
настои,
внутри
организма, в крови боролись с болезнью.
Русской народной медицине были известны биологически активные точки
или зоны. В отличие от восточного метода акупунктуры, где воздействие на
активные
точки
осуществляется
введением
игл,
в
русской
традиции
использовали
механические
поглаживания
или
надавливания.
При
истерии,
невралгии проводилось воздействие на точку на локтевом сгибе, избавление от
внутреннего беспокойства, психоза проводилось омыванием груди, воздействием
на меридиан сердца. После проведения лечебных обрядов больной погружался в
продолжительный сон, который мог длиться около суток, по его окончании,
зачастую, объект воздействия просыпался здоровым либо вступившим на путь
выздоровления.
Современная
медицина
не
может
полностью
объяснить
все
приемы
знахарской
практики,
об
одной
из
важных
черт
которой
писал
Г.И.
Попов:
«Проявляясь повсюду — в приемах знахарей и повитух, в отношениях к больным
родных и посторонних, и даже в самом требовании от врача, прежде всего
сердечности,
эта
основная
черта
народной
медицины
составляет
такое
драгоценное отличие от материального направления в медицине и рациональной
мысли Запада, которые представляются нескончаемым идеалом будущего».
6