Автор: Воронкина Ольга Викторовна
Должность: тренер–преподаватель по плаванию
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ г. Охи
Населённый пункт: Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО–ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: дополнительное образование
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен»
обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». В числе основных волевых
качеств спортсмена обычно выделяют такие, как настойчивость, целеустремленность,
инициативность, решительность, смелость, выдержка и самообладание.
Плавание — отличное средство воспитания волевых качеств.
Волевые качества
выстраиваются
в
спортивной
борьбе,
в
стремлении
спортсмена
преодолеть
свои
недостатки,
научиться
не
бояться
трудностей,
добиваться
поставленных
целей.
Эти
качества проверяются в ходе спортивных соревнований.
Воспитание воли спортсмена — одна из центральных задач его
психологической подготовки.
Воля
спортсмена
характеризуется
определенными
качествами,
В
основе
воспитания воли лежит идейно-патриотическое, нравственное воспитание, воспитание
любви к Родине, трудолюбия, ответственности перед коллективом, чувства дружбы.
Проявлением
настойчивости
является трудолюбие.
За
любыми
высокими
достижениями спортсменов стоят годы напряженного труда. Спортсмен должен обладать
способностью пересиливать себя не только на тренировках и соревнованиях, но и в
повседневной жизни. Так, настойчивость и упорство позволяют успешно совмещать учебу
с занятиями спортом, что требует от спортсмена высокой личной организованности.
Выдержка и самообладание
— способность управлять мыслями, чувствами и
действиями
во
всякой
обстановке,
особенно
на
ответственных
соревнованиях.
Эти
качества проявляются в способности спортсмена в любых условиях контролировать свое
поведение, управлять своими действиями на пути к достижению намеченной цели.
Волевые качества это и дисциплинированность, самокритичность и самоанализ.
Способность
анализировать
свои
действия
и
поступки
в
зависимости
от
намеченных задач и условий, способность видеть свои ошибки и недостатки и исправлять
их, не зазнаваться при успехе и не падать духом при неудачах.
Одно из основных условий формирования волевых качеств — самовоспитание.
Оно выражается в стремлении спортсмена к развитию и совершенствованию моральных и
волевых
качеств
человека.
Направленность
самовоспитания
определяют
правила,
принципы, которыми спортсмен руководствуется в повседневной и спортивной жизни.
Целеустремленность
выражается
в
способности
спортсмена
ставить
перед
собой ясные цели и стремиться к их достижению, несмотря ни на какие трудности,
подчиняя
решению
поставленных
задач
все
свои
мысли,
чувства
и
действия.
Цели,
которые ставит перед собой спортсмен, находятся в соответствии с принципами морали.
Решительность и смелость
проявляются
в
способности
самостоятельно
и
своевременно принимать обдуманные решения в ходе соревнования.
Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при
условии правильного руководства закаляют волю спортсмена.
Тренер
должен
ставить
перед
спортсменом
близкие
и
перспективные
цели,
связанные с преодолением этих трудностей, например трудностей спортивного режима и
тренировки, разъяснять их значение, сущность поставленных целей и задач.
Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, самостоятельность в
проявлении воли.
Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно намечать себе цели и
искать пути к их осуществлению.
В
ходе
самих
соревнований
нередко
возникают
непредвиденные
ситуации,
заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании
у него инициативности, воли.
Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения
техникой плавания, тактическая зрелость пловца. Чем лучше техническая и тактическая
подготовленность, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу.
Поэтому,
совершенствуя
технику
спортсменов,
их
тактическое
мастерство,
тренер
одновременно воспитывает и волевые качества у своих обучающихся.
Воспитание воли в процессе занятий плаванием успешно осуществляется тогда,
когда тренер специально ставит эту задачу и педагогически правильно ее решает в связи
со всесторонним воспитанием личности спортсмена.
Как известно, занятия спортом в целом, особенно при коллективной тренировке,
создают
благоприятные
условия
для
воспитания
сильной
воли,
твердого
характера.
Реализация этих благоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от
педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-воспитательной работы со
спортсменами.
Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы:
1.
Регулярная
обязательная
реализация
тренировочной
программы.
Решающим
здесь
является
трудолюбие.
Это
воспитывает
у
спортсмена
привычку
к
постоянному напряжению сил и настойчивости в преодолении препятствий.
Умению доводить дело до конца. Здесь важно ставить реальные задачи перед
спортсменом. Успех при этом возможен лишь в случае, если спортсмен четко
понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления
трудностей, верит в тренера и в свои силы.
2.
Системное введение дополнительных трудностей. (Здесь применяются такие
приемы как введение дополнительного задания, тренировка в усложненных
условиях,
планирование
тренировочных
серий,
приводящим
к
утомлению,
создание атмосферы конкуренции при выполнении заданий и многое другое)
3.
Использование соревнований и
соревновательного метода (соревнования в
усложненных или непривычных условиях (плавания на одних руках, плавание с
доской
в
ластах,
плавание
в
парах
«буксировка»)
-
(установка
на
количественную или качественную сторону выполнения задания – кто быстрее?
Кто красивее всех проплывет? У кого нет брызг в гребке и т.д)
4.
Последовательное усиление функции самовоспитания на основе самопознания,
осмысления. (соблюдение режима, ведения спортивного дневника – постоянный
самоконтроль)
В моих группах есть пловцы с различным уровнем волевых качеств. Есть
с
высоким уровнем, отличает их от других ребят большая целеустремленность в занятиях
плаванием, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах, успешное
преодоление возникающих трудностей. Все это позволяет добиваться лучших результатов
по сравнению с остальными пловцами. Эти успехи положительно влияют и на мотивацию,
усиливают
ее,
что,
в
свою
очередь,
сказывается
на
повышении
степени
волевого
саморегулирования. Эти пловцы проявляют большой
интерес ко всему, что связано с
плаванием, сохраняют устойчивое внимание в течение всей тренировки. Неудачи, промахи
и
ошибки, они воспринимают как сигнал к действию, к желанию все поправить и
изменить,
что
приводит
к
активность
на
занятиях.
У
некоторых
из
них
уже
явно
выработаны устойчивые волевые привычки: они быстро
включаются в тренировку, в
выполнение упражнений, работать "в полную силу", всегда доводить начатое дело до
конца.
Есть ребята со среднем уровнем развития волевых качеств, которые преодолевают
затруднения учебно-тренировочного процесса и трудности самоорганизации только лишь
с помощью указаний тренера.
Эти дети
не так часто проявляют необходимую настойчивость и упорство на
тренировках,
что
снижает
их
возможность
контролировать
своё
психологическое
состояния в сложных условиях соревновательной борьбы. Если их хвалить за то или иное
достижение на тренировки, они будут работать упорно. Если же нет, то интерес у них
угасает. У них есть
желание овладеть техникой плавания. Однако стремление к тому
чтобы научится еще не переросло в убеждение, что надо самостоятельно и без надзора
тренера
систематически
и
целенаправленно
тренироваться,
совершенствовать
свою
технику. То есть если говорит тренер это надо сделать, своей же инициативы они не
проявляют.
Есть ребята и со слабой активностью, им нравится быть в коллективе, плавать, но
учебно-тренировочный процесс они рассматривали только как возможность "купания".
У них часто проявлялась неустойчивость в сохранении определенной тренером цели,
снижена активность при встрече с трудностями, отсутствует
интерес к
нужным, но
однообразными действиями, правильным навыкам плавания. Они не умеют организовать
свои волевые усилия, у них недостаточно проявляется настойчивость и трудолюбие.
Формирование волевых качеств, необходимых пловцу, осуществляется в ходе всего
учебно-тренировочного
процесса
по
плаванию.
Необходимо
постоянно
беседовать
с
обучающимися проводить
анализ выполняемой ими деятельности, учить бороться с
предстоящими
трудностями
учебно-тренировочного
и
соревновательного
процесса
по
плаванию,
с
внушением
обучающимся
мысли,
что
занятия
спортивным,
плаванием
требуют кропотливой тяжелой и настойчивой работы, с вызовом чувства собственного
достоинства, с необходимостью специального обучения приемам самовоспитания воли:
самоанализу и самооценке своих действий и поступков, само убеждению и самовнушению
в возможности- достижения поставленной цели, постоянному самоконтролю над своими
чувствами
и
настроением,
строгому
соблюдению
режима
в
быту
и
на
тренировках,
мысленному настрою на предстоящие трудности и соревнования.
ВЫВОДЫ
1. В основе волевой саморегуляции действий и поведения пловцов лежит не отдельный
мотив
или
побудительный
акт,
а
целостная
гибкая
система
мотивов,
которая
дифференцируется и частично изменяется в ходе спортивного совершенствования.
2. Мотивация спортивной деятельности у начинающих пловцов - характеризуется, прежде
всего, положительным личностным отношением спортсмена к занятиям спортом и к
самому виду спорта.
3. Нужно добиваться чтобы дети пришли в результате к регулярным занятиям к четкому
осознанию цели занятий плаванием и рассматривали плавание как средство овладения
определенным видом спорта, который влияет на развитие физических, нравственных и
волевых качеств, как средство общения с другими людьми и тренерами и как средство
показа достигнутых результатов.
4. При
различном
характере
трудностей,
встречающихся
у
пловцов
при
начальном
обучении плаванию и у опытных пловцов, комплекс волевых качеств, необходимый для их
преодоления,
одинаков
и
включает
целеустремленность,
настойчивость
и
упорство,
выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность.
Многочисленные
примеры
показывают,
что
волевые
качества,
воспитанные
в
процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.
Выступление старшего тренера-преподавателя Воронкиной О. В.
Дата:10.04.2018 г.