Напоминание

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО–ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Воронкина Ольга Викторовна
Должность: тренер–преподаватель по плаванию
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ г. Охи
Населённый пункт: Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО–ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен»

обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». В числе основных волевых

качеств спортсмена обычно выделяют такие, как настойчивость, целеустремленность,

инициативность, решительность, смелость, выдержка и самообладание.

Плавание — отличное средство воспитания волевых качеств.

Волевые качества

выстраиваются

в

спортивной

борьбе,

в

стремлении

спортсмена

преодолеть

свои

недостатки,

научиться

не

бояться

трудностей,

добиваться

поставленных

целей.

Эти

качества проверяются в ходе спортивных соревнований.

Воспитание воли спортсмена — одна из центральных задач его

психологической подготовки.

Воля

спортсмена

характеризуется

определенными

качествами,

В

основе

воспитания воли лежит идейно-патриотическое, нравственное воспитание, воспитание

любви к Родине, трудолюбия, ответственности перед коллективом, чувства дружбы.

Проявлением

настойчивости

является трудолюбие.

За

любыми

высокими

достижениями спортсменов стоят годы напряженного труда. Спортсмен должен обладать

способностью пересиливать себя не только на тренировках и соревнованиях, но и в

повседневной жизни. Так, настойчивость и упорство позволяют успешно совмещать учебу

с занятиями спортом, что требует от спортсмена высокой личной организованности.

Выдержка и самообладание

— способность управлять мыслями, чувствами и

действиями

во

всякой

обстановке,

особенно

на

ответственных

соревнованиях.

Эти

качества проявляются в способности спортсмена в любых условиях контролировать свое

поведение, управлять своими действиями на пути к достижению намеченной цели.

Волевые качества это и дисциплинированность, самокритичность и самоанализ.

Способность

анализировать

свои

действия

и

поступки

в

зависимости

от

намеченных задач и условий, способность видеть свои ошибки и недостатки и исправлять

их, не зазнаваться при успехе и не падать духом при неудачах.

Одно из основных условий формирования волевых качеств — самовоспитание.

Оно выражается в стремлении спортсмена к развитию и совершенствованию моральных и

волевых

качеств

человека.

Направленность

самовоспитания

определяют

правила,

принципы, которыми спортсмен руководствуется в повседневной и спортивной жизни.

Целеустремленность

выражается

в

способности

спортсмена

ставить

перед

собой ясные цели и стремиться к их достижению, несмотря ни на какие трудности,

подчиняя

решению

поставленных

задач

все

свои

мысли,

чувства

и

действия.

Цели,

которые ставит перед собой спортсмен, находятся в соответствии с принципами морали.

Решительность и смелость

проявляются

в

способности

самостоятельно

и

своевременно принимать обдуманные решения в ходе соревнования.

Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при

условии правильного руководства закаляют волю спортсмена.

Тренер

должен

ставить

перед

спортсменом

близкие

и

перспективные

цели,

связанные с преодолением этих трудностей, например трудностей спортивного режима и

тренировки, разъяснять их значение, сущность поставленных целей и задач.

Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, самостоятельность в

проявлении воли.

Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно намечать себе цели и

искать пути к их осуществлению.

В

ходе

самих

соревнований

нередко

возникают

непредвиденные

ситуации,

заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании

у него инициативности, воли.

Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения

техникой плавания, тактическая зрелость пловца. Чем лучше техническая и тактическая

подготовленность, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу.

Поэтому,

совершенствуя

технику

спортсменов,

их

тактическое

мастерство,

тренер

одновременно воспитывает и волевые качества у своих обучающихся.

Воспитание воли в процессе занятий плаванием успешно осуществляется тогда,

когда тренер специально ставит эту задачу и педагогически правильно ее решает в связи

со всесторонним воспитанием личности спортсмена.

Как известно, занятия спортом в целом, особенно при коллективной тренировке,

создают

благоприятные

условия

для

воспитания

сильной

воли,

твердого

характера.

Реализация этих благоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от

педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-воспитательной работы со

спортсменами.

Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы:

1.

Регулярная

обязательная

реализация

тренировочной

программы.

Решающим

здесь

является

трудолюбие.

Это

воспитывает

у

спортсмена

привычку

к

постоянному напряжению сил и настойчивости в преодолении препятствий.

Умению доводить дело до конца. Здесь важно ставить реальные задачи перед

спортсменом. Успех при этом возможен лишь в случае, если спортсмен четко

понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления

трудностей, верит в тренера и в свои силы.

2.

Системное введение дополнительных трудностей. (Здесь применяются такие

приемы как введение дополнительного задания, тренировка в усложненных

условиях,

планирование

тренировочных

серий,

приводящим

к

утомлению,

создание атмосферы конкуренции при выполнении заданий и многое другое)

3.

Использование соревнований и

соревновательного метода (соревнования в

усложненных или непривычных условиях (плавания на одних руках, плавание с

доской

в

ластах,

плавание

в

парах

«буксировка»)

-

(установка

на

количественную или качественную сторону выполнения задания – кто быстрее?

Кто красивее всех проплывет? У кого нет брызг в гребке и т.д)

4.

Последовательное усиление функции самовоспитания на основе самопознания,

осмысления. (соблюдение режима, ведения спортивного дневника – постоянный

самоконтроль)

В моих группах есть пловцы с различным уровнем волевых качеств. Есть

с

высоким уровнем, отличает их от других ребят большая целеустремленность в занятиях

плаванием, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах, успешное

преодоление возникающих трудностей. Все это позволяет добиваться лучших результатов

по сравнению с остальными пловцами. Эти успехи положительно влияют и на мотивацию,

усиливают

ее,

что,

в

свою

очередь,

сказывается

на

повышении

степени

волевого

саморегулирования. Эти пловцы проявляют большой

интерес ко всему, что связано с

плаванием, сохраняют устойчивое внимание в течение всей тренировки. Неудачи, промахи

и

ошибки, они воспринимают как сигнал к действию, к желанию все поправить и

изменить,

что

приводит

к

активность

на

занятиях.

У

некоторых

из

них

уже

явно

выработаны устойчивые волевые привычки: они быстро

включаются в тренировку, в

выполнение упражнений, работать "в полную силу", всегда доводить начатое дело до

конца.

Есть ребята со среднем уровнем развития волевых качеств, которые преодолевают

затруднения учебно-тренировочного процесса и трудности самоорганизации только лишь

с помощью указаний тренера.

Эти дети

не так часто проявляют необходимую настойчивость и упорство на

тренировках,

что

снижает

их

возможность

контролировать

своё

психологическое

состояния в сложных условиях соревновательной борьбы. Если их хвалить за то или иное

достижение на тренировки, они будут работать упорно. Если же нет, то интерес у них

угасает. У них есть

желание овладеть техникой плавания. Однако стремление к тому

чтобы научится еще не переросло в убеждение, что надо самостоятельно и без надзора

тренера

систематически

и

целенаправленно

тренироваться,

совершенствовать

свою

технику. То есть если говорит тренер это надо сделать, своей же инициативы они не

проявляют.

Есть ребята и со слабой активностью, им нравится быть в коллективе, плавать, но

учебно-тренировочный процесс они рассматривали только как возможность "купания".

У них часто проявлялась неустойчивость в сохранении определенной тренером цели,

снижена активность при встрече с трудностями, отсутствует

интерес к

нужным, но

однообразными действиями, правильным навыкам плавания. Они не умеют организовать

свои волевые усилия, у них недостаточно проявляется настойчивость и трудолюбие.

Формирование волевых качеств, необходимых пловцу, осуществляется в ходе всего

учебно-тренировочного

процесса

по

плаванию.

Необходимо

постоянно

беседовать

с

обучающимися проводить

анализ выполняемой ими деятельности, учить бороться с

предстоящими

трудностями

учебно-тренировочного

и

соревновательного

процесса

по

плаванию,

с

внушением

обучающимся

мысли,

что

занятия

спортивным,

плаванием

требуют кропотливой тяжелой и настойчивой работы, с вызовом чувства собственного

достоинства, с необходимостью специального обучения приемам самовоспитания воли:

самоанализу и самооценке своих действий и поступков, само убеждению и самовнушению

в возможности- достижения поставленной цели, постоянному самоконтролю над своими

чувствами

и

настроением,

строгому

соблюдению

режима

в

быту

и

на

тренировках,

мысленному настрою на предстоящие трудности и соревнования.

ВЫВОДЫ

1. В основе волевой саморегуляции действий и поведения пловцов лежит не отдельный

мотив

или

побудительный

акт,

а

целостная

гибкая

система

мотивов,

которая

дифференцируется и частично изменяется в ходе спортивного совершенствования.

2. Мотивация спортивной деятельности у начинающих пловцов - характеризуется, прежде

всего, положительным личностным отношением спортсмена к занятиям спортом и к

самому виду спорта.

3. Нужно добиваться чтобы дети пришли в результате к регулярным занятиям к четкому

осознанию цели занятий плаванием и рассматривали плавание как средство овладения

определенным видом спорта, который влияет на развитие физических, нравственных и

волевых качеств, как средство общения с другими людьми и тренерами и как средство

показа достигнутых результатов.

4. При

различном

характере

трудностей,

встречающихся

у

пловцов

при

начальном

обучении плаванию и у опытных пловцов, комплекс волевых качеств, необходимый для их

преодоления,

одинаков

и

включает

целеустремленность,

настойчивость

и

упорство,

выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Многочисленные

примеры

показывают,

что

волевые

качества,

воспитанные

в

процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.

Выступление старшего тренера-преподавателя Воронкиной О. В.

Дата:10.04.2018 г.



В раздел образования