Автор: Стряпухина Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Ц.р.р. - д/с № 113" Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Путешествие по городу дорожных знаков" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Магнитогорска
Конспект непосредственной
образовательной деятельности
в старшей группе
«Путешествие по городу дорожных знаков»
Подготовила:
воспитатель
Стряпухина Ирина Сергеевна
30 января 2015 года
Программное содержание:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование основ безопасности
Уточнять знания детей об элементах дороги (пешеходный переход, тротуар), о работе
светофора.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения
пешеходов.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Продолжать организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2
человека; учить выполнять правила игры.
Продолжать учить составлять из части целое (разрезные картинки).
Образовательная область «Речевое развитие»
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх –
эстафетах.
Предварительная работа:
- рассматривание изображений дородных знаков;
- беседы о правилах дорожного движения;
- видео экскурсия по улицам города;
- организация дидактических игр «Какой знак?», «Узнай дорожный знак по описанию»,
«Что было бы, если бы…?», разрезные картинки;
- сюжетно-ролевые игры «Шоферы»;
- заучивание стихов о дорожных знаках, сигналах светофора;
- оформление выставок детских работ по теме;
- оформление материалов родительского уголка «Внимание, дорога!»;
- конкурс семейных творческих работ по ПДД.
Материал: детская песенка «О правилах дорожного движения»; дорожные знаки на
подставках: «Дети», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,
«Остановка трамвая», «Остановка автобуса»; изображения этих знаков, каждое разрезано на
пять частей (для игры «Собери дорожный знак»); три макета светофора, два из которых с
неверными сигналами; дорожка «Зебра»; фишки и две тоннели для игры-эстафеты; два руля
для игры «Перевези пассажиров»; пять мольбертов; магниты.
Мероприятие проводится в зале. По ходу движения детей расставлены дорожные знаки (по
периметру зала, середина свободна для игр). В дальней части зала размещены мольберты и
атрибуты для игр.
Дети входят в зал, звучит песенка «О правилах дорожного движения».
-Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в Город дорожных знаков. А
начнем мы его с пешеходной прогулки.
-Кого называют пешеходами? (Пешеходами называют тех, кто ходит по улицам пешком).
-Скажите, а как называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы? (тротуар).
-Давайте вспомним, какие правила должны помнить пешеходы, отправляясь на прогулку?
По улице надо идти спокойным шагом;
Идти только по тротуару, по правой стороне, чтобы не мешать пешеходам, идущим
навстречу.
Дети начинают движение по залу, и на их пути встречается дорожный знак «Дети».
-А вот и первый дорожный знак (Воспитатель обращает внимание детей на дорожный знак)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!
-Как называется этот дорожный знак? («Осторожно, дети!»).
-Что он обозначает? (он предупреждает водителей о том, что здесь ходят дети).
-В каком месте дороги устанавливают этот дорожный знак? (там, где поблизости находится
детский сад или школа).
- Скажите, ребята, могут ли пешеходы переходить улицу там, где захотят? (нет).
-Почему? (можно попасть под колеса машины).
-Каким дорожным знаком обозначают место, где можно совершить безопасный переход?
(дорожным знаком «Пешеходный переход»).
-Давайте посмотрим вперед, нет ли такого знака на нашем пути?
Дети вместе с воспитателем подходят к дорожному знаку «Пешеходный переход». Ребенок
читает стихотворение:
Пешеход, пешеход
Помни ты про переход!
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
(знак «Пешеходный переход»)
-Возле дорожного знака «Пешеходный переход» всегда есть вот такая полосатая дорожка,
по которой пешеходы переходят дорогу. Как она называется? («зебра»). Ребенок читает
стихотворение:
Этой «зебры» на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
- Давайте и мы перейдем по ней дорогу.
Дети вместе с воспитателем проходят по «зебре» на другую сторону зала.
-Безопасно перейти дорогу можно и там, где установлен другой дорожный знак. Он
показывает, что пешеходу нужно куда-то спуститься по лестнице, потому что в этом месте
дороги очень большое движение машин, и они мчатся не останавливаясь.
Двигаясь по залу, на пути детей стоит знак «Подземный пешеходный переход». По выбору
воспитателя один из детей читает стихотворение:
Знает каждый пешеход -
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
(знак «Подземный пешеходный переход»)
-Как называется этот дорожный знак? («Подземный пешеходный переход»).
-Что он обозначает? (
Этот знак указывает на место подземного перехода по тоннелю).
-
Какие бывают пешеходные переходы? (ответы детей) Правильно, наземные и подземные
(воспитатель обращает внимание детей на эти дорожные знаки).
-Предлагаю вам поиграть в игру «Тоннель».
Проводится игра-эстафета «Тоннель»
Дети делятся на две команды. По сигналу нужно добежать до тоннеля, пролезть в него,
вернуться и передать эстафету. Побеждает та команда, которая оказалась быстрее.
-При переходе дороги или улицы у пешеходов есть главный помощник
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья?
(Светофор)
Дети видят перед собой три светофора (в макетах)
Например, в центре – с правильными сигнальными огнями,
слева – у светофора вместо красного сигнала – синий,
справа – у светофора есть желтый сигнал и два красных
-На нашем пути тоже есть светофоры, но почему – то они разные! Ребята, найдите у них
отличия!
-Какой светофор мы оставим на своем пути?
-О чем говорит нам при переходе дороги каждый сигнал?
Дети хором отвечают: Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый – проходи!
Воспитатель: Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье-
Жди сигнала для движенья!
-Как вы думаете, ребята, что может произойти на дорогах и улицах, если сломаются сразу
все
светофоры?
(водители
не
будут
знать,
когда
им
проезжать,
а
когда
пропускать
пешеходов, а пешеходы будут спешить и станут перебегать дорогу, чего делать нельзя).
-При переходе дороги нужно быть очень внимательными и следить за сигналами светофора.
Вот мы и проверим, какие вы внимательные. Наша игра называется «Три движения».
Проводится игра «Три движения»
Педагог объясняет детям, что каждый участник игры должен запомнить три движения и
цвет светофоров, который им соответствует:
красный - руки опущены;
желтый - поднимаю руку вверх;
зеленый – вытягиваю руки в стороны.
Затем
педагог
показывает
воспитанникам
движения,
называя
при
этом
другой
цвет
светофора,
тем
самым
путая
их.
Дети
должны
выполнить
те
движения,
которые
соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает воспитатель.
-Давайте будем возвращаться в детский сад. Но мне показалось, что все немного приустали.
Предлагаю сесть в автобус или трамвай. Но как найти остановку? Что за знаки впереди?
(«Остановка трамвая», «Автобусная остановка»).
Дети вместе с воспитателем подходят к этим дорожным знакам и читают стихи:
1-ый ребенок: В этом месте пешеход
Терпеливо ждет трамвай.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(дорожный знак «Остановка трамвая»)
2-ой ребенок: Этот знак тебе укажет,
Где автобус надо ждать
И водителю подскажет
Пассажиров где забрать
(дорожный знак «Остановка автобуса»)
-Поскольку мы очутились на остановке, предлагаю вам стать водителями и пассажирами.
-Кого мы называем пассажирами? (того, кто едет в автобусе, трамвае или сидит рядом с
водителем машины).
Проводится подвижная игра с элементами соревнования «Перевези пассажиров»
Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается «водитель», он берет «руль»
(атрибут). По сигналу «объезжает» фишку, возвращается, цепляя за собой следующего
участника и так далее, до последнего «пассажира». Дети – «пассажиры» держат друг друга
за локти. Побеждает та команда, в которой «водитель» быстрее перевезет пассажиров.
(по типу «гусеницы»)
- Во время нашего увлекательного путешествия мы вспомнили различные дорожные знаки,
которые помогают водителям и пешеходам. Я предлагаю вам игру «Собери дорожный
знак».
Проводится игра «Собери дорожный знак»
Дети делятся на пары. Каждая пара детей собирает из частей целое изображение дорожного
знака (на мольберте). После окончания игры каждая пара детей рассказывает о своем знаке:
как он называется?
-Вот мы и вернулись в детский сад и наше путешествие закончилось. Надеюсь, что когда вы
выйдете на прогулку с родителями, вы будете самыми внимательными и осторожными
пешеходами или пассажирами.
Воспитатель читает стихотворение:
Заявляем твердо мы
Скажем без сомнения:
Очень в жизни нам нужны правила движения,
Пусть не будет больше бед, грусти и тревоги,
Пусть горит зеленый свет на твоей дороге!
Дети выходят из зала, звучит песенка «О правилах дорожного движения».