"Применение нетрадиционных методов и приёмов на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками"
Автор: Евсеева Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ 2093 им.А.Н.Савельева ДО №1 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Применение нетрадиционных методов и приёмов на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
Применение нетрадиционных методов и приемов на занятиях
по изобразительной деятельности с дошкольниками.
Что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно – не основываясь на традициях. Происходя не в силу
установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю.
Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо,
нестандартно, нетривиально, оригинально, самобытно, самостоятельно,
своеобразно, по- новому, по – своему.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в изобразительном творчестве. Работая с
нетрадиционными техниками, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и восхищает детей.
Занятия с использованием нетрадиционных техник представляют,
неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного
возраста. Встречи с искусством, обучение детей видению прекрасного в
жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,
радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю
растущего человека, обогащает его духовный мир, побуждает к творчеству.
Немаловажно, что эти занятия также дисциплинируют детей, готовя руку
ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие
методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное
содержание, сформировать у них знания, умение, навыки.
Главными ориентирами, которые позволяют реализовать на практике
развивающую задачу занятия, является сотрудничество и сотворчество. Ход
каждого занятия должен быть хорошо продуман, чтобы возникла
необходимая эмоциональная увлеченность художественно – творческой
деятельностью всех детей.
Для этого необходимо:
Познакомится с методической литературой различных авторов:
А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». И.А.
Лыковой «Методические пособия для специалистов дошкольных
образовательных учреждений». Т.Н. Дороновой «Природа, искусство и
изобразительная деятельность детей». Р.Г. Казаковой « Изобразительная
деятельность в детском саду» и т.д.
Поставить следующие задачи:
* Развить уверенность в своих силах.
*Учить свободно, выражать свой замысел.
* Побуждать детей к творческим поискам и решениям.
* Создать условия для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
*Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовостриятия, чувство
фактурности и объемности.
* Развивать мелкую моторику рук.
* Развить творческие способности, воображение и полет фантазии.
* В время работы стараться получать эстетическое удовольствие.
Работу с использованием нетрадиционных техник начинают со 2-ой
младшей группы по принципу « от простого к сложному».
Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно
очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно
просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно
рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на
бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать
интересные, красивые работы?
В лепке:
- Создавать динамичные, выразительные образы и коллективные сюжетные
композиции.
- Использовать разнообразные материалы (глина, пластилин, соленое тесто).
- Использовать разнообразные способы лепки.
- Работать способом пластилинографии.
В рисовании:
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми, акварельными красками.
- Овладеть навыками рисования ладошками, пальцами рук.
- Свободно экспериментировать и смешивать.
- Варьировать формы ,создавать многофигурные композиции при помощи
линий, мазков, пятен, геометрических и растительных форм.
- Рисовать пастелью, цветными мелками, углем, сангиной, пластилином.
- Осваивать приемы «батик».
2-я младшая группа
Средняя группа
Рисование пальчиками, ладошками.
Рисование свечой.
Рисование тычками: поролоном,
ватными палочками.
Оттиск пробкой, поролона,
пенопласта.
Печатание листьями
Старшая группа
Подготовительная группа.
Кляксография.
Теснение.
Монотопия.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Набрызг.
Рисование по – сырому.
Восковые мелки + акварель.
Черно – белый граттаж.
Оттиск смятой бумагой.
Кляксография с ниткой.
Рисование поролоном.
Батик.
Гравюра.
Рисование солью.
Расчесывание краски.
Двойное примакивание кисти
В аппликации:
- Имитировать самостоятельный выбор деталей разных способов создания
выразительного образа (обрывание, выщипывание, сминание, модульная
аппликация, свободное сочетание различных техник).
- Бумагокручение.
- Бумагопластика.
- Прорезной декор.
- Аппликации из ткани, природного материала, осенних листьев, цветочных
лепестков, семян, соломки, бересты.
Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. У всех дома есть много
ненужных, но таких интересных для детского творчества вещей ( зубная
щетка, расчески , поролон, пробки , пенопласт , катушка ниток , свечи и т.д.).
Много интересного можно найти на прогулке: палочки, шишки, листочки,
камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные
материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не
присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и
даже можно придумать свою необычную технику.
Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими
правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее
жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение,
тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем
осмысленнее.
Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»