Автор: Тимукина Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ 2093 им.А.Н.Савельева ДО №1 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: консультация для педагогов Тема: "Книжный уголок в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Книжный уголок в детском саду
Консультация для воспитателей
Существенную
роль
в
формировании
у
дошкольников
интереса
к
художественной
литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок
может
самостоятельно,
по
своему
вкусу
выбрать
книгу
и
спокойно
рассмотреть,
«перечитать»
её.
Здесь
происходит
интимное,
личностное
общение
ребёнка
с
произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной
принцип,
которого
должны
придерживаться
педагоги
при
его
организации
–
удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и
творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это
удобство
и
целесообразность.
Кроме
того,
уголок
книги
должен
быть
уютным,
привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению
с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги,
должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с
книгой:
знакомит
с
уголком
книги,
его
устройством
и
назначением,
приучает
рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать
(брать
книги
чистыми
руками,
перелистывать
осторожно,
не
рвать,
не
мять,
не
использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Позже, в средней группе , основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать
книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг,
особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам . Однако у воспитателя должны
быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными
иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на
плотную бумагу.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа
в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к
пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него
появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому
на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг :
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам,
обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование
гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её
сегодняшней жизнью.
-
Также
должны
находиться
2-3
книги
о
жизни
природы,
о
животных,
растениях.
Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир
природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в
данное
время
детей
знакомят
на
занятиях.
Рассматривание
книги
даёт
ребёнку
возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
-
Особое
удовольствие
получают
дети
от
разглядывания
смешных
картинок
в
юмористических
книгах.
Весёлые
книги
С.
Маршака,
С.
Михалкова,
Н.
Носова,
В.
Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших
художников
обязательно
должны
быть
в
уголке
книги.
Общение
с
ними
не
только
приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку
способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни
и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные
книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В
среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес
утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме
книг,
в
книжном
уголке
могут
находиться
разнообразные альбомы
для
рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на
определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.),
альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков
о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших
группах
в
книжном
уголке
могут
устраиваться тематические
выставки
книг.
Их
основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо
значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.