Напоминание

Развитие гибкости у детей


Автор: Гарипова Эльвира Фоатовна
Должность: Тренер–преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МБОУ ДО СДЮСШОР "Приволжанка" по художественной гимнастике
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Развитие гибкости посредством подвижных игр
Тема: Развитие гибкости у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Э.Ф.Гарипова

СДЮСШОР Приволжанка

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЕВОЧЕК 4-5 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКОЙ 1 ГОД

Актуальность исследования состоит в том, что художественная гимнастика

это молодой вид спорта и гибкость является одним из самых ведущих качеств

художественной гимнастики. Хоть гимнастикой и начинают заниматься уже с

двух с половиной лет, считается возраст девочек гимнасток самый юношеский

4-5 лет. В этом возрасте спортсменки начинают свой спортивный путь и очень

важно тренеру правильно и интересно разработать тренировочный процесс.

Вступив в зал в данном возрасте гимнасткам необходимо преодолеть (самый не

любимый

момент)

растяжку.

Тренеру

сложно

избежать

слез

и

недовольств

маленьких гимнасток при растягивании. Поскольку развитие девочек 4-5 лет

характерно активным развитием центральной нервной системы, повышенным

интересом к познанию нового и повышенной активностью - тренеру тяжело

удерживать внимание на одном элементе, девочки быстро устают и зачастую

отвлекаются. Именно поэтому подвижные игры являются одним из ведущих

видов деятельности в данном возрасте. В данной статье используется игровой

метод, который помогает тренеру повысить уровень гибкости спортсменок,

устранить страх перед растягиванием и сделать тренировку интереснее. [1].

Игровые

ситуации

создают

психологическую

установку,

настраивают

психику

ребёнка.

Разнообразные

подвижных

игр

позволяют

повысить

эмоциональное состояние, снизить напряжение, повысить внимание гимнасток,

создать тренировочный процесс необычным, интересным. Применения игровых

форм

деятельности

на

тренировках

помогает

гимнасткам

без

принуждения

овладевать двигательными навыками гибкости [2, 3].

Оптималный уровень развития гибкости необходим для правильного и

«чистого»

выполнения

гимнастических

элементов.

Основная

оценка,

а

впоследствии

место

на

соревнованиях

складываются

именно

за

счёт

оценивания выполненных элементов как в упражнении с беспредметном, так и

в

упражнении

с

предметом.

Поэтому

гибкость

играет

огромную

роль

в

спортивной жизни гимнастки.

Среди

проблем,

обращающих

на

себя

внимание

современных

исследователей,

все

большое

значение

приобретают

те,

которые

связаны

с

поисками средств и методов воспитания физических качеств. Предпочтение в

процессе

организации

тренировочного

процесса

отдается

тем,

которые

многофункциональны

по

своему

характеру

и

вписываются

в

современную

спортивную

подготовку.

Среди

многообразия

средств

подвижные

игры

занимают одно из ведущих средств [4].

Цель

исследования.

Теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить эффективность развития гибкости посредством игр девочек 4-5 лет

занимающихся художественной гимнастикой.

Для

достижения

поставленной

цели

необходимо

решить

следующие

задачи:

1.

Провести

научно-методический

обзор

литературы

по

проблеме

исследования.

2.

Провести

педагогическое

тестирование

гимнасток

на

гибкость

суставов.

3.

Разработать игровую методику развития гибкости посредством игр

девочек 4-5 лет занимающихся

художественной

гимнастикой и проверить ее

эффективность.

Результаты

исследования

и

их

обсуждение. В

начале

эксперимента

было проведено педагогическое тестирование. Так как гибкость в различных

суставах

имеет

неодинаковое

значение,

тест

состоял

из

5

подпунктов

определение гибкости: плечевого сустава, стоп, спины, шпагата на левую ногу,

шпагата на правую ногу.

Таблица

1

- Результаты

исследования

тестирования

уровня

гибкости

контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента (начало 2018

года)

Уровень гибкости стоп

Уровень гибкости спины

Уровень гибкости

каната

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

х

4,7 + 0,51

4,0 + 0,46

4,2 + 0,41

3,83 + 0,46

4 + 0,46

3,56 + 0,49

t гр.

2,05

t Стьюдента

1,80

1,65

1,83

p

≥ 0,05

≥ 0,05

≥ 0,05

Уровень гибкости шпагата

правая нога

Уровень гибкости шпагата

левая нога

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

х

4,5+ 0,41

3,84+ 0,26

4,3 + 0,35

3,96 + 0,35

t гр.

2,05

t Стьюдента

2,03

2,01

P

≥ 0,05

≥ 0,05

гибкость стоп

гибкость спины

гибкость каната

гибкость шпагата левая нога

1

2

3

4

5

КГ

ЭГ

Рисунок 1. Результаты исследования тестирования уровня гибкости

контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента (начало 2018

года)

Методика

Развитие

гибкости

посредством

игр

девочек

4-5

лет

занимающихся

художественной

гимнастикой была

внедрена

в

процесс

учебно-тренировочной

деятельности

экспериментальной

группы. Для

улучшения уровня гибкости в разных суставах использовались игры. Каждая

игра направлена на определённое развитие гибкости, целью которой являются:

- повышения уровня гибкости девочек-гимнасток;

- избавление юных гимнасток от страха растягивания;

- повышение эмоционального тонуса гимнасток;

- активизация внимание гимнасток на растяжку;

- необычное проведение тренировочного процесса;

После

внедрения

методики

было

проведено

повторное

тестирование

гибкости экспериментальной группы.

Таблица

2

- Результаты

исследования

тестирования

уровня

гибкости

контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (конец 2018

года)

Уровень гибкости стоп

Уровень гибкости спины

Уровень гибкости

каната

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

х

4,47 + 0,52

4,82 + 0,26

4,35 + 0,46

4,70 + 0,35

4,3 + 0,41

4,86 + 0,00

t гр.

2,05

t Стьюдента

2,59

3,89

4,52

p

≥ 0,05

≥ 0,05

≥ 0,05

Уровень гибкости шпагата правая

нога

Уровень гибкости шпагата левая

нога

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

х

4,1 + 0,51

4,93 +7,23

4,1 + 0,51

4,80 + 0,00

t гр.

2,05

t Стьюдента

2,03

2,02

P

≥ 0,05

≥ 0,05

гибкость стоп

гибкость спины

гибкость каната

гибкость шпагата левая нога

1

2

3

4

5

КГ

ЭГ

Рисунок 2. Результаты исследования тестирования уровня гибкости

контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (конец 2018

года)

гибкость стоп

гибкость спины

гибкость каната

гибкость шпагата левая нога

1

2

3

4

5

2016

год

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов уровня гибкости

экспериментальной группы за весь период 2018 г.

ВЫВОД

По результатам уровней развития гибкости различие между контрольной

и экспериментальной группами в конце эксперимента является статистически

достоверным. Полученные результаты после эксперимента подтверждают наше

предположение

о

том,

что развития

гибкости

посредством

игр

девочек

занимающихся художественной гимнастикой 4-5 лет эффективна.

После внедрения методики в учебно-тренировочный процесс повысился

уровень

гибкости

у

гимнасток

экспериментальной

группы.

Девочки

стали

посещать тренировочные занятия с удовольствием. Безбоязненно заходят в зал.

Этому свидетельствует факт прекращения слёз перед тренировочным занятием.

Гимнастки стали более сконцентрированы на упражнении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алмазов,

Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н. Алмазов. – М.:

2009. – 248 с.

2. Ботяев, В.Л. Теория и практика физической культуры / В.Л. Ботяев.

– М.,

2012. – 61 с.

3. Винер,

И.А.

Художественная

гимнастика:

история,

состояние

и

перспективы

развития

/

И.А.

Винер,

Е.С.

Крючек,

Е.Е.

Медведева,

Р.Н.

Терехина. - М.: Физкультура и спорт, 2014. – 153 с.

4. З а я ч у к ,

Т. В . Формирование

творческих

способностей

студентов

педагогического вуза с использованием средств дисциплин «хореография» и

«подвижные игры» / Т.В. Заячук // Ученые записки П.Ф. Лесгафта. – СПб. :

ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, май 2007. – №4 (26).



В раздел образования