Напоминание

Управление психической подготовкой в бадминтоне


Автор: Черемных Илья Алексеевич
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ Алексеевского муниципального района"
Населённый пункт: п.г.т.Алексеевское
Наименование материала: статья
Тема: Управление психической подготовкой в бадминтоне
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление психической подготовкой в бадминтоне

Психологическое

управление

деятельностью

бадминтониста

это

управление

деятельностью

через

регуляцию

психики

с

целью

создания

и

сохранения

оптимального

психического состояния в наиболее экстремальных ситуациях тренировок и соревнований и

наиболее

полной

реализации

технико-тактического

и

функционального

потенциала

бадминтониста, обеспечивающего достижение максимального спортивного результата.

Осуществляют управление тренер, спортсмен, психолог через построение тренировочного

процесса

таким

образом,

чтобы

оно

решало

и

психологические

задачи,

и

через

систему

воздействий на психику бадминтониста.

Большая продолжительность соревновательного периода спортсмена в бадминтоне для

уровня

не

выше

МС

(до

7-8

месяцев)

обусловливает

одноцикловое

планирование

годичной

подготовки, в структуру которой «вплетена» психическая подготовка спортсмена. Она делится на

четыре периода, реализовываются которые на протяжении всего времени занятия конкретным

человеком

бадминтоном: выведение бадминтониста на уровень психической стабильности,

формирование психической надёжности бадминтониста, выведение бадминтониста на пик

психической формы, управление психическим состоянием бадминтониста во время участия

в ответственных соревнованиях. Полноценная психическая подготовка будет реализована при

условии планомерного прохождения бадминтониста через эти четыре стадии.

Выведение спортсмена на уровень психической стабильности.

Психическая

стабильность

(ПС)

выполнение

технико-тактических

элементов

на

определённом

уровне

в

соревновательных

условиях

с

определённой

эффективностью

бадминтоне – это удары по волану, и целые партии и встречи).

ПС

возможна

только

на

определённом

технико-тактическом

уровне

готовности

бадминтониста к данному сезону. При недостаточном уровне технической подготовки говорить о

ПС

неправомерно.

Тренер

должен

определить

оптимальный

уровень

технико-тактической

подготовки бадминтониста на данный сезон и уже работать на данном уровне, стабилизируя его

на

тренировках.

Постоянные

и

значительные

изменения

в

технике

на

протяжении

соревновательного сезона противопоказаны при работе по данной методике. Это не противоречит

процессу

самосовершенствования,

так

как

именно

стабильность

выполнения

технических

элементов позволит делать новые шаги по дальнейшему улучшению техники. Так же, один из

важнейших факторов ПС - это модель выступления бадминтониста на соревнованиях, которую

следует

чётко

определить

и

сформировать

на

основе

объективных

факторов

(темперамент,

анатомо-физиологические характеристики)

спортсмену и тренеру, и эту модель сохранять в

процессе

выработки

ПС.

Лишь

выполнив

данные

поправки

в

мировоззрении

тренера

и

спортсмена можно приступать к этапу формированию ПС.

Выделим условия психической стабильности у бадминтониста:

физическая и функциональная подготовка;

технико-тактическая подготовка.

Существует два основных метода выработки ПС на тренировке: рассмотренная ранее

психорегуляция,

позволяющая

мобилизовать

психические

резервы

и

кратковременно

(на

начальных

этапах)

устранить

негативные

проявления

психики

в

стрессовых

ситуациях;

и

рассмотренный

далее принцип

ограничения. Сразу

следует

сказать,

что

добиться

ПС

в

максимальном её проявлении возможно только применяя эти два метода в комплексе.

Говоря о психологическом принципе ограничения, как основном принципе, позволяющем

сформировать ПС бадминтониста, необходимо помнить, что принцип ограничения обусловлен

несколькими

моментами:

ограниченность

спортсмена

в

процессе

выступления

в

количестве

попыток

для

выполнения

удара,

правилами

и

условиями

соревнований;

возможностями

порядкового выбора результативных ударов. Поэтому требования, предъявляемые к спортсмену во

время

тренировок,

должны

соответствовать

или

превосходить

соревновательные

требования.

Конечно, здесь необходимо применять принцип постепенности.

При успешном решении указанных задач у спортсмена формируется чувство уверенности,

он перестаёт думать о возможности неудачи при выполнении элемента, начинает превалировать

установка на сам процесс выполнения технического элемента и освобождается внимание на

исполнение тактических установок.

Рассмотрим этот процесс подробно.

Технология формирования психической стабильности в бадминтоне.

I этап – выведение бадминтониста на общий (базовый) уровень ПС;

II этап – выведение бадминтониста на соревновательный уровень ПС.

Первоначально следует определить имеющийся уровень ПС сейчас, а затем спланировать

желаемый уровень ПС на соревновательный сезон с учётом календаря соревнований. Критерий

эффективности

должен

быть

выражен

количественно

и

должен

быть

объективен

и

понятен

спортсмену.

Важно,

чтобы

спортсмен

с

помощью

тренера

сам

принял

свой

нынешний

и

запланированный показатель эффективности, отражающий, в свою очередь, уровень ПС.

Общая стабильность:

1. «Базовый» этап. Выполнение технического элемента в 2 сериях по 10 попыток на двух

тренировочных занятиях подряд (лучшая и худшая попытка – 2 серии из 4 – отбрасываются – а

процент эффективности в оставшихся двух сериях складывается и делится на 2).

2.

Этот

этап

назовём

«количественным». Начинается

работа

над

конкретным

техническим элементом с определения достаточного количества повторов. Главный принцип –

чтобы бадминтонист не боялся ошибиться.

3. «Промежуточный» этап включает в себя контроль и коррективы на основе прошедших

занятий,

основная

цель

которого

заключается

в

возможности

объективно

оценить

предварительные результаты.

4. «Итоговый» этап – последний, роль которого заключается в оценке результатов работы,

анализе процесса в целом и его деталей и трудностей. Подведение итогов (удалось достичь

результат, частично или не удалось вообще).

Необходимо

подчеркнуть,

что

одна

из

главных

задач

при

реализации

принципа

ограничения

является

формирование

у

бадминтониста

чувства

уверенности

и

готовности

стабильно реализовывать свои техническое возможности на контрольной тренировке. Это база для

выхода на второй – соревновательный – уровень ПС.

Отличительным

признаком

соревнования

является

необходимость

показывать

стабильность

на

первых

попытках

(ударах),

иначе

возможности

её

проявить

просто

не

представится.

Соревновательная стабильность:

1. Достигается при внедрении в тренировочный процесс стресс-факторов, похожих на

соревновательные (шумы, необычная обстановка, свет в глаза и др.) и добиваться в этих условиях

выполнение

достигнутой

ранее

нормальной

эффективности

выполнения

элемента

или

их

комплекса.

2. Улучшение нормального, достигнутого ранее, показателя ещё на 5-10 процентов сначала

в отсутствии стресс-факторов, затем с ними.

3. Специальное задание на выполнение требуемого элемента. Суть задания: на тренировке

подбирается

упражнение,

основную

часть

которого

составляет

наш

технический

элемент,

выполняется 2 удара по 3 серии. Если оба удара результативны, даётся третий, результативность

которого обеспечивает успешное завершение блока (3 серии по 3 удара). Блоков должно быть не

более двух в одной тренировке (начало и конец её). При наличии трёх успешных блока подряд

задание усложняется до 4 серий.

Управление

психологической

стабильностью

бадминтониста

на

протяжении

соревновательного сезона.

На

сформированном

уровне

психической

стабильности,

при

условии

корректного

понимания

и

выполнения

данной

программы,

выступления

спортсмена

становятся

результативнее, что является прямым подтверждением правильности направления работы. И далее

стоит предпринять завершающий шаг на этой стадии управления: введение в тренировку и

соревнования принципа «Право на ошибку». Но следует быть внимательным, так как при его

использовании

могут

наблюдаются:

уменьшение

концентрации

внимания

и

собранности

спортсмена; снижение ответственности за каждое выполнение технического элемента («могу

несколько раз и ошибиться»).

Однако,

при

грамотном

тренерском

подходе

и

анализе

ситуации,

а

также

уровне

отношений

со

спортсменом

эти

трудности

возможно

преодолеть

и

тем

самым

выйти

на

качественно новое понимание игры «бадминтон».

Ускорить достижение уровня психической стабильности можно с помощью внедрения в

тренировочный

процесс

специальных

занятий

и

игр

по

психотренингу

(Н.В.

Цзен

и

Ю.В.

Пахомов) и осторожному постепенному внедрению методов психорегуляции.



В раздел образования