Автор: Варламова Маргарита Афанасьевна Должность: замдиректора по нмр, учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова" Населённый пункт: село Эльгяй, Сунтарский улус Наименование материала: Полевая практика как фактор формирования УУД Тема: Экологическое воспитание в школе Раздел: начальное образование
Республики Саха(Якутия)
Варламова М.А, заместитель директора по НМР
МБОУ « Эльгяйская СОШ им. П.Х.Староватова»,
Сунтарский улус
" Кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал
выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты
первой весенней травы, к тому
потом с трудом достучится
чувство прекрасного, чувство
поэзии,
а может быть, и простая
человечность»
В.А. Сухомлинский
Целевые ориентации технологии:
Развитие качеств личности ребенка;
-
доброта, выражающая в добрых делах и поступках;
-
чувство собственного достоинства
-
в умении отстоять свою точку зрения или обоснованно признать мнение другого;
-
коммуникабельность
-
умение управлять своим поведением и чувствами;
-
любознательность как важная черта личности, характеризующая активное
познавательное отношение к миру, формирующая чувство принадлежности ребенка
природе родного края;
-
самостоятельность, выражающаяся в способности ребенка самому принимать
решения, делать выбор,
-
адаптироваться в меняющихся жизненных ситуаций;
-
ответственность.
Задачи:
-Вовлечение каждого ребенка в активную познавательную деятельность,
в ходе которой он самостоятельно добывает знания,
проявляет определенные коммуникативные умения,
анализирует продукт деятельности,
рефлексирует.
Технология:
1.Личностно – ориентированная.
Отношение педагогов и детей
2 Сотрудничество- это отношение сотворчества, сопереживания, взаимного уважения.
Основные принципы:
- опора на интересы детей;
- получать знание через общение;
- создавать ситуацию успеха.
Алгоритм совместной деятельности детей:
-
побуждение ребенка к активности;
-
поиск смысла происходящих изменений или открытия в знакомом незнакомого, в
обычном необычного;
-
проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности;
-
освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности;
-
свободная деятельность ребенка;
-
рефлексия и анализ, самоанализ продукта его деятельности.
Условиями является:
1.Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием
местного краеведческого материала, с учетом преемственности ,постепенного усложнения
и углубления отдельных элементов.
2.Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела
,по охране местных природных ресурсов.
Теоретическая основа нашей концепции :
ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи:
- изучение природы в непосредственном контакте с ней. (К.Д.Ушинский);
- самостоятельные наблюдения, опыты (А.Я.Гердт, В.П.Вахтеров);
- принцип сезонности, экскурсии на природу (Д.Н.Кайгородов);
- экскурсионное и практическое преподавание (Д.Д.Семенов);
-
роль познавательной и мыслительной деятельности школьников (И.И.Полянский);
- школьное естествознание "биологического метода" (В.В.Половцев);
-изучение местного материала и организации личных наблюдений (Н.К.Крупская)
- методика проведения природоведческих экскурсий (М.Н.Скаткин) К.Д. Ушинский
отмечал, что прежде всего нужно изучать природу своей местности. Местный
материал является наиболее доступным для младших школьников: он удобен для
непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни,
быту, он им более понятен и легче усваивается. Именно поэтому природоведческий
принцип положен в основу полевой практики. (Мельчаков, З.А.Клепинина)и т.д.
Научная обоснованность : научные труды В.Ф.Зуева о связи теории с
практикой, К.Д.Ушинского о принципе краеведения, А.Я.Герда о изучении естественных
предметов в их естественной обстановке, Д.Д.Семенова, Полянского о непосредственной
форме организации педагогического процесса, Д.Н. Кайгородова о экскурсиях в природу.
Методологические основы : Принципы природосообразности, научности, доступности,
систематичности, последовательности, связи с жизнью.
Практическая значимость : Углубление знаний, расширение кругозора, профориентация,
приобретение навыков самостоятельного исследования (НПК, олимпиады, конкурсы).
Этапы :
Первый подготовительный этап, направленный на осознание необходимости полевой
практики и поиск путей его организации.
Второй формирующий этап опытной работы.
Третий заключительный этап, анализ результатов.
Первый подготовительный этап (2006-2009гг.) на осознание необходимости полевой
практики и поиск путей его организации.
1. Формирование творческой группы учителей.
2. Разработка программы полевой практики.
Второй формирующий этап опытной работы(2009-2010).
1. Апробация и корректировка разработанной программы.
2. Внедрение технологии организации полевой практики. ( Технологии самостоятельной
работы, организации исследовательской работы, проектной деятельности)
Третий заключительный этап, анализ результатов(2012).
Обобщение и презентация опыта работы по организации проведения полевой практики.
Разработка и издание методического пособия по полевой практике.
Предполагаемые результаты:
-выпускник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты;
использовать различные виды чтения (поисковое, изучающее);
-использовать для поиска необходимой информации различные справочные издания;
-различать, узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-описывать, характеризовать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,
-соблюдать правила экологического поведения;
-уметь вести проектную и исследовательскую работу;
Интегрированный курс «Природа и человек» направлен на систематизацию знаний
о природе и взаимодействии с ней человека, расширяет, детализирует представления
учащихся в этой области, обеспечивая более глубокое и конкретное изучение
разнообразных взаимосвязей между природой и человеком.
Каждой осенью и весной в нашей школе проводятся однонедельные уроки на
природе. Это экскурсии, наблюдения, эксперименты, одним словом – комплексная
полевая практика.
За последние годы у нас накоплен достаточный опыт проведения полевых практик.
Цель данной статьи и состоит в том, чтобы познакомить с некоторыми конкретными
примерами передового опыта учителей по проведению полевой практики.
Комплексные полевые практики таят большие резервы в экологическом
образовании. Это одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися,
эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой, приносят
положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс
задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных
предметов. Поэтому при подготовке к полевой практике надо тщательно продумывать
систему заданий для учащихся с учетом межпредметных связей и намечать перспективу
использования полученных на практике материалов, результатов наблюдений и
впечатлений в последующей работе.
Условиями является:
- экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с
использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности
постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
- надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические
дела по охране местных природных ресурсов.
Создает ситуацию
Стимулирует
активность
Готовит к дальнейшей
деятельности
Каковы же требования к проблемной задаче?
1.Должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну,
должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный
или непосредственно жизненный опыт детей.
2.Должна быть трудной, мотивирующей ребенка на поиск ответа, но трудность должна быть
доступной, преодолимой.
Побуждение к эмоционально-
познавательной деятельности
Стимулирование активности
инициативы
Использование
игровых приемов
Вопросов
проблемного
характера
Беседы с
элементами
дискуссии
Обращение к
книге и другим
источникам
Выстраивание
гипотезы
Проведение
опыта,
эксперимента
любознательность
Сопереживания
Самоопределение к
деятельности
На стимулирование
Побуждение к активности
Постановка проблемной задачи
Поиск смысла происходящих изменений
Учитель
1.Организует познавательную коммуникативную деятельность по исследованию возникшей
проблемной ситуации (используя поисковый метод):
- думают;
- ищут ответы, решения;
- высказывают свои суждения.
2. Развивает соответствующие мыслительные операции.
3. Выявляет отношение к происходящему.
Учитель - в роли партнера:
1.Живой интерес к познаваемому объекту.
2.Не оценивает ответы, а комментирует разные варианты ответов.
- снимает страх перед ошибкой;
- учатся воспринимать неудачу;
- неправильный ответ не как огорчение, как сигнал к поиску другого ответа.
Нестандартные методы, приемы и формы:
Проживание отношения к познаваемому объекту в
продуктивной деятельности
Проигрывание
разных ролей
Забота о других
Деловое
общение со
сверстниками
Развивает
творческое
воображение
Приобретает
нравственный
опыт
Развитие
коммуникабельности,
инициативности,
чувство собственного
достоинства
-
Прогулки и экскурсии на природу;
-
Фенологические наблюдения;
-
Изучение загадочных явлений в природе;
-
Деятельность по оказанию экологической помощи природе;
-
Чтение книг и просмотр кино и видеофильмов о природе;
-
Творческие дискуссии, круглые столы ;
-
Моделирование ситуативных заданий, полевых практикумов;
-
Коллективные творческие дела (выставки, встречи с интересными людьми, викторины,
праздники, устные журналы);
-
Туристические походы, заочные экскурсии;
-
Исследовательская деятельность в природе;
-
Экопроекты и другие.
Основными результатами можно считать:
-
Развиваются интеллектуальные возможности;
-
Появляется работоспособность, рассудительность и стремление к свободному выражению
своего мнения;
-
Хорошо развивается монологическая речь;
Учатся самостоятельно работать со справочной литературой
Нестандартные методы, приемы и формы:
-
Прогулки и экскурсии на природу;
-
Фенологические наблюдения;
-
Изучение загадочных явлений в природе;
-
Деятельность по оказанию экологической помощи природе;
-
Чтение книг и просмотр кино и видеофильмов о природе;
-
Творческие дискуссии, круглые столы ;
-
Моделирование ситуативных заданий, полевых практикумов;
-
Коллективные творческие дела (выставки, встречи с интересными людьми,
викторины, праздники, устные журналы);
-
Туристические походы, заочные экскурсии;
-
Исследовательская деятельность в природе;
-
Экопроекты и другие.
Основными результатами можно считать:
-
Развиваются интеллектуальные возможности;
-
Появляется работоспособность, рассудительность и стремление к свободному
выражению своего мнения;
-
Хорошо развивается монологическая речь;
-
Учатся самостоятельно работать со справочной литературой .
Приложение1
Тематическое планирование полевой практики
Класс
Тема
Колич
. часов
Сроки
1 класс.
2 класс.
1.
Исторические и памятные места села
.
2.
Осенние изменения в природе.
1.
Живая и неживая природа.
2.
Солнце – источник света и тепла.
3.
Воздух вокруг нас.
« Водоемы нашего села»
1. Река Вилюй-
2. Озеро « Хара Элгээн»
3. Озеро « Дьуо5алаах» -
4. « Растения и животные водоема»
1. Лекарственные растения.
2 . Р а с т е н и я
и
ж и в о т н ы е
л у г а .
3. Труд людей.
Экологическая тропа.
1.
Лес - природное сообщество.
2.
Природа как среда обитания.
2
3
2
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
Осень.
Весна.
Осень
Весна
Осень.
3 класс.
4 класс.
3.
Разнообразие растений в природе.
4.
Разнообразие животного мира.
Охрана природы.
1.
Весна в жизни насекомых.
2.
Птицы нашей местности.
3.
Растения весной.
4.
Весенние голоса.
Природа нашего края.
1.
Горизонт.
2.
Компас. Определение сторон
горизонта по компасу.
3.
Ориентирование на местности.
4.
Определение сторон горизонта по
местным признакам.
5.
Масштаб. План и карта.
1.
Полезные ископаемые.
2.
Труд людей.
3.
Разнообразие живых организмов.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Весна.
Осень.
Весна.
5 класс.
6 класс.
1.
Почва. Рельеф.
2.
Строение растений.
3.
Полевые культуры.
1.
Источник. Ручей.
2.
Озеро. Река.
3.
Очистка воды от мути.
4.
Круговорот воды в природе.
1.
Экосистема луга.
2.
Экосистема леса.
3.
Экосистема водоемов.
1.
Ядохимикаты. Нитраты.
2.
Химия в быту.
3.
Растениеводство.
4.
Животноводство.
1
3
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
2
1
Осень.
Весна.
Осень.
Весна.
Тема: Осень в жизни растений.
Цели: Изучение многообразия цветковых растений, способов распространения семян.
Ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных растений. Знакомство с
правилами поведения в природе.
Место проведения . Лес.
Подготовка к экскурсии . Составить карточки-задания для групповых и индивидуальных
наблюдений учащихся.
Задание 1
1.Обследуйте
определенную
территорию
и
определите
видовой
состав
деревьев,
используя собственные знания и определительные карточки.
2. Соберите плоды и листья определяемых деревьев, при этом не ломайте ветки, собирайте
только опавшие листья и плоды.
3.Соберите листья одного вида, но различной окраски. Попробуйте собрать листья всех
переходных цветов. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны
или в нижней.
4. Понаблюдайте, как влияет на листопад местоположение дерева (выберите для примера
дерево, стоящее на поляне и под защитой дома).
Задание 2.
1.
Определите, пользуясь карточками, виды кустарников на маршруте(10-15 минут).
Соберите
плоды
и
сравните
их
с
плодами
деревьев.
Подумайте,
почему
у
кустарников плоды чаще всего сочные, как распространяются плоды и семена
кустарников.
2.
Понаблюдайте за изменением окраски листьев кустарников.
3.
Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются
листья. Обсудите, чем кустарник отличается от дерева, как проходит листопад у
кустарников и т.д.
Задание 3
Выберите самый красивый на ваш взгляд уголок природы на определенном участке,
опишите его и обоснуйте свой выбор.
Выводы.
Для деревьев и кустарников осенью характерно расцвечивание листьев, листопад,
созревание плодов.
Чаще всего у кустарников или низкорослых растений плоды яркие, сочные, съедобные.
Птицы, поедая плоды, распространяют семена – это пример взаимоотношений птиц и
растений в природе.
Причина листопада – изменение условий (сокращение светового дня, понижение
температуры, изменение влажности) и связанные с ним процессы как в самом растении,
так и в листьях, проявляющие в смене окраски листьев и в образовании разделительного
слоя.
Летом листья имеют зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла, который образуется
на свету. В листьях есть и другие пигменты: желтого цвета – ксантофилл и оранжевый –
каротин.
Летом
хлорофилла
в
листьях
много,
осенью
сокращается
световой
день,
хлорофилла образуется меньше, желтая краска становится заметней. В листьях еще есть
красящее вещество – антоциан, он окрашивает листья во все оттенки красного цвета, а в
соединении с другими пигментами – во все варианты красно-оранжевых тонов. Это он
окрашивает при созревании плоды вишни, свеклу.
Листья опадают и в безветренную погоду.
После практики.
Оформить отчет, вспомнить, обсудить, что увидели.
Весна. Тема: «Влияние посадочного материала на урожай картофеля»
Цель: Выявить, как влияет посадочный материал на урожайность культуры.
План ухода за культурой:
1. Яровизация - за 30 дней до посадки держать в светлом, теплом помещении.
2. Посадка-1-й ряд: 6 крупных клубней;
2-й ряд: 6 мелких клубней;
3-й ряд: половинки крупных клубней;
4-й ряд: верхушки;
5-й ряд: глазки.
Клубни высадить в ряд (30-60см., глубина заделки 8-10см.)
3.
Окучивание проводится первый раз при длине всходов 15-20см., затем до начала
цветения во второй раз.
4. Прополка: в течение лета по мере необходимости.
5. Уборка урожая: по отдельности с каждого ряда после засыхания ботвы.
План проведения опыта:
а) Подготовка поля: внесение перегноя. Площадь участка – 9 кв.м.
б) Высадка картофеля в грунт.
в) Окучивание.
г) Борьба с сорняками.
д) Уборка урожая.
Основные итоги работы записывать в дневник наблюдений.
Опыт.
Характеристика поля:
Рельеф - ровный.
Почва – тяжелая, суглинистая.
Засоренность - низкая.
Предшествующая культура - капуста.
Схема опыта:
Условные обозначения:
- крупные клубни
- мелкие клубни
- половинки клубней
- верхушки клубней
- глазки
№
лунки
ряды
первая
лунка
вторая
лунка
третья
лунка
четвертая
лунка
1
Крупные
клубни
2
Мелкие
клубни
3
Половинки
клубней
4
Верхушки
клубней
5
Глазки
Для
опыта надо использовать картофель местных сортов: клубни желтого цвета,
округлой формы, а также розовые удлиненные клубни.
За 30 дней до посадки достать картофель из хранилища и разложить тонким слоем
в теплом помещении. Посадка картофеля - согласно схеме опыта. Перед посадкой в
каждую лунку можно добавить перегной для улучшения структуры почвы.
Наблюдения:
- когда появились первые всходы?
- первое окучивание и прополка;
- начало цветения;
- второе окучивание;
- отражение на высоте ботвы погодных условий;
- уборка урожая картофеля, когда ботва на всех рядах высохла;
- результаты урожая с каждого ряда
Заключение
После учёта урожая, его взвешивания выяснить, какие клубни дали высокий урожай.
Чего мы добились
1.
повысилась до 75 %. В 7 классе качество не снижается, как при переходе с 4 класса в 5
класс. Поступаемость выпускников экспериментальных классов в вуз и ссуз почти 100%.
2.
Через интегрированный курс «Природа и человек» достигается целостное восприятие
мира, что эффективно влияет на формирование прочных, глубоких знаний основ наук.
Учащиеся экспериментальных классов на кустовых и улусных олимпиадах по якутскому и
русскому языкам и математике высокие.
3.
Позволяется полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал
природоведческих знаний, создается более благоприятные условия для продолжения
естественно-научного образования в старших классах, о чем свидетельствуют успехи в
НПК улуса, республики.
4.
В содержании программы интегрированы знания из различных областей: географии,
биологии, экологии, физики, химии, астрономии, родного, русского языков, философии,
истории, валеологии, национальной культуры народов мира. При этом необычное,
загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем
природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических
сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени, рисует
картину жизни на Земле на разных этапах её развития, дает возможность проследить
многие события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
5.
Удачно организуется взаимодействие семьи и классного коллектива с помощью
организованной, совместной деятельности, предусматривающей стиль сотрудничества,
партнерства.
6.
Эффективно происходит актуализация знаний о природе и различных видов взаимосвязей
между природой и человеком.
7.
Технология ноосферно-экологической системы образования учит анализировать и
критически оценивать результаты взаимодействия между человеком, обществом, техникой
и природой.
8.
Раскрывается и развивается внутренний потенциал семьи для совместной работы семьи и
школы в учебно-воспитательном процессе. Родители заинтересованы в осуществлении
такого образовательного процесса. Так если первые 6 лет из двух первых классов по
программе элементарного образования обучались по одному первому классу, то
последующие годы родители отдают своих детей только в элементарной школе.
9.
Рано выявляются и развиваются индивидуальные способности и задатки учащихся за счет
создания условий для самовыражения и реализации в различных сферах деятельности.
10.
В результате учебной, игровой и внеучебной деятельности наблюдается повышение
духовного и нравственного развития детей. Классный коллектив активно участвует во всех
школьных воспитательных мероприятиях, где прививаются навыки и умения культуры
поведения, личностно-ориентированного воспитания.
11.
Формируется более высокий уровень коммуникативных навыков обучающихся. В
результате дети растут раскованными, свободными в своих суждениях, активными,
любознательными во всем, открыто выражают свою мысль перед аудиторией, умеют
общаться со сверстниками и взрослыми.
12.
Развивается умение работать с книгой, со справочным материалом, со словарем,
энциклопедией и самостоятельно работать с ней.
13.
Расширяется словарный запас обучающихся, частые рефераты развивают
орфографическую зоркость. Дети умеют находить основные признаки предметов, явлений,
их сравнивать, находить отличительные стороны, логически рассуждать, анализировать,
выражать свою мысль, вести наблюдения, поисковую и исследовательскую работу.
14.
Развивается творческая возможность, фантазии детей, в результате чего сочиняют стихи,
загадки, рассказы, делают разные поделки из природного материала, даже имеются
учащиеся с изданными книгами стихов и рассказов.
15.
У учащихся повышается работоспособность, рассудительность, сделать выводы.
Воспитываем любовь и бережное отношение к родному краю, народу, к уважению
традиции, обычаи, фольклора своего народа Саха.
16.
Ноосферно-экологическая система образования позволяет учителю работать творчески, с
вдохновением, над самообразованием.
a.
Повысился научно-методический потенциал учителей-экспериментаторов, много
работают над своим самообразованием, много дают открытых уроков на
семинарах, курсах любого уровня.
17.
На сегодня вышли 10 методических пособий, написанных учителями и еще готовы 3-4
пособия. На тему ноосферное образование в Эльгяйской школе успешно защитили два
кандидатской диссертации.
Отзыв учителей-экспериментаторов о преимуществах 6-летнего начального образования
1.
Ким Евдокия Ивановна – работающая по этой структуре 15 лет, Отличник образования
РС (Я).
- Обучавшиеся по программе начальной 6-летней школы поступают в вузы 100%. Первые
выпускники, освоив программу общеобразовательной школы за 10 лет, прошли социализацию,
в этом году успешно окончили вузы.
-
Данная
структура
дает
возможность
раскрытия
индивидуальных
способностей,
обеспечивает становление личности школьников.
2.
Саввинова Изабелла Егоровна – 14 лет, Отличник образования РС (Я).
-
Создаются
условия
для
развития
творческих
возможностей
и
формирования
исследовательских навыков учащихся.
-
У
детей
формируются
навыки
познавательной
деятельности,
самовыражения
и
творческого подхода к обучению.
3.
Филиппова Капиталина Ивановна – 13 лет, Отличник образования РС (Я), Почетный
работник ОО РФ.
- Меньше признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций.
-
6-летний
курс
обучения
в
начальной
школе
позволяет
максимально
раскрыться
индивидуальности ученика и удовлетворить все пожелания их родителей.
4.
Иванова Лена Васильевна – 12 лет.
- 6-летнее начальное образование решает психологическую проблему. Адаптация проходит
безболезненно. Образовательный процесс проходит стабильно. Учитель хорошо знает своих
детей, их индивидуальные особенности. У детей повышаются интерес к учению, и как
следствие этого, успеваемотсь.