Напоминание

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет


Автор: Демкина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 16 "Машенька"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: дипломная работа
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе дополнительного профессионального образования направление «Теория и практика дошкольного образования и воспитания» ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВАЫКОВ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ» Выполнила: Демкина Татьяна Александровна 2015
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I: Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет…………………………………………………………5 1.1. Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков……………………………………….5 1.2. Особенности формирования культурно – гигиенических навыков детей 3 – 4 лет……………………………………………………………………..7 1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет……………………………………………………………..10 Глава II: Практическая деятельность по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет………………………………………14 2.1. Описание методики диагностики уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет……………………………..14 2.2. Мероприятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет……………………………………………………………..17 2.3. Проверка эффективности проделанной работы………………………...20 Заключение……………………………………………………………………….23 Библиографический список……………………………………………………..24 Приложение………………………………………………………………………26
3
Введение

Актуальность:
Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный

возраст
- это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Объектом
исследования является процесс формирования культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Предметом исследования
– организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Цель:
Изучить и применить наиболее эффективные методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования культурно- гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
4 2. Раскрыть основные понятия по изучению формирования культурно – гигиенических навыков у детей. 3. Рассмотреть и описать методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет. 4. Выявить особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.
Методы исследования:
В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований: изучение и анализ психологической, педагогической литературы; создание проблемных ситуаций; опытно - педагогическая работа; беседа с ребёнком; целенаправленное наблюдение за детьми в их самостоятельной деятельности. Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно - гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным - наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
5
Глава I. Теоретические основы формирования

культурно - гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет

1.1.

Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости

формирования культурно-гигиенических навыков
Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал - «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.». Овладение этими и культурно - гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она - основное средство развития детей. Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми. По определению известного физиолога Н.И. Щелованова «Режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных
6 физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности». Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада - писала Н.К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что
режим
- это средство во спитания, правильный режим должен от м еч ат ь с я определённостью, точностью и не допускать исключений. А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что формирование культурно – гигиенических навыков играют важную роль в режиме дня. Исследователи проблемы Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М. считали, что «
режим дня
- это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления».
7
1.2.

Особенности формирования культурно-гигиенических

навыков детей 3 – 4 лет

Гигиеническое

воспитание
— это часть общего воспитания, а
гигиенические навыки
— это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. К
культурно-гигиеническим

навыкам
относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов:
условий,

возраста,
с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
8 В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять
самостоятельность
в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для формирования гигиенических навыков является
систематичность необходимых операций.
Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. Дети отличаются большой
подражательностью,
поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
9 Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является формирование гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3 – 4-го года жизни -
стремление

к

самостоятельности.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту, и порядок. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
10
1.3.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических

навыков у детей 3 – 4 лет
В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.
Методы

воспитания –
это способы педагогического воздействия на с о з н а н и е во с п и туе м ы х , н ап р а вл е н н ы е н а д о с т и же н и е ц е л и воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
Прием
– это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.
К методам формирования гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет

можно отнести:
· Разъяснение необходимо сти выполнения режимных м о м е н т о в , гигиенических процедур; · Пример взрослого; · Приучение, упражнение; · Создание воспитывающих ситуаций; · Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
11 Следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Формирование гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических
приемов
с учетом возраста детей:
1. Показ и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
2. Упражнение и контроль
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
3. Пример взрослых
, нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).
12 Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4. Игровые приемы
позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Необходимое условие для успешного гигиенического воспитания –
единство

требований
со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
13
Вывод к I главе
В результате работы над теоретической частью, я изучила особенности формирования культурно – гигиенических навыков детей 3 – 4 лет, какие существуют методы и приёмы по формированию этих навыков. Узнала, что ещё классики отечественной и зарубежной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Таким образом выбор методов и приёмов формирования культурно - гигиенических навыков определяются особенностью возраста. Формирование культурно – гигиенических навыков – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения.
14
Глава II. Практическая деятельность по формированию

культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет

2.1.

Описание методики диагностики уровня сформированности

культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет
Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось на базе МБУ д /с № 16 «Машенька», во второй младшей группе с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Были определены следующие задачи исследования: 1. Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. 2. Разработать мероприятия по формированию культурно- гигиенических навыков и привычек у детей 3 – 4 лет. Наблюдение вели в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, на основании требований «Программы воспитания в детском саду», результаты сформированности можно посмотреть в Приложении 1.
Характеристика сформированности культурно – гигиенических

навыков происходит по следующим критериям:
1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: - Мыть лицо, руки - Закатать рукава;
15 - Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло; - Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку; - Пользоваться расческой; - Пользоваться носовым платком. 2. Навыки опрятной еды включают умение: -Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; -Не крошить хлеб; - Пережевывать пищу с закрытым ртом; - Не разговаривать с полным ртом; -Тихо выходить по окончании еды из-за стола; - Благодари 3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: -Расстегнуть пуговицы, замок; -Снять платье (рубашку, шорты); -Аккуратно повесить; -Снять обувь; -Надеть в обратной последовательности.
Обработка результатов.
Если ребенок правильно выполнял все действия, входящие в навык, то за: -правильно выполненное действие ребенок получал - «3»; -действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»; -неумение выполнять действие - «1».
Ранговая шкала.
Высокий уровень (41 – 51 б.); Средний уровень (28 – 40 б.); Низкий уровень (0 – 27 б.). После проведения диагностики по выявлению сформированности культурно – гигиенических навыков у 7 детей, проанализировала результаты
16 и увидела, что у большинства детей (57%) навыки сформированы на среднем уровне, у одного ребёнка (15%) высокий уровень, а у остальных детей (28%) навыки не сформированы и находятся на начальном уровне. Диаграмма № 1 0 1 2 3 4 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Показатели сформированности культурно - гигиенических навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей с использованием наиболее эффективных методов и приемов.
17
2.2.

Мероприятия по формированию культурно – гигиенических

навыков у детей 3 – 4 лет
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и т.д. Формирование культурно - гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - п р о ц е с с оч е н ь д л и т е л ь н ы й , т р е бу ю щ и й м н о го к р ат н о с т и и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий. В связи с этим подобрала методы и приёмы, а также мероприятия по формированию культурно – гигиенических навыков, которые вносила в ежедневное планирование и использовала их в работе с детьми. Работа велась как группой, так и по отдельности по индивидуальным особенностям.
Работа с детьми по формированию культурно – гигиенических

навыков

Методы и приёмы по формированию

культурно – гигиенических навыков

Мероприятия

1.

Показ и объяснение
Показы сопровождались пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый
18 пальчик»). Это помогает детям видеть н а и б ол е е су щ е с т в е н н ы е м о м е н т ы , осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда заранее выражалась уверенность в том, что дети правильно выполнят указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.
2.

Пример взрослых
Была проведена бе седа со вторым педагогом и помощником воспитателя, о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
3.

Игровые приемы
Проблемные ситуации: «Мы готовимся к обеду», «Малыш запачкался», «Почему Зайка заболел?» Сюжетно ролевые игры: «В гости кукла к нам пришла», «Больница». Игровые ситуации: «Котик простудился», «Купание куклы». Дидактические игры: «Назови действия», «Подбери предметы личной гигиены», «Правильно – не правильно». Настольно-печатные игры: «Оденем мальчика и девочку», «Наши помощники». Дидактические упражнения: «И теперь мы чистые зайчики пушистые», «Носики-курносики», «Найди половину одежды», «Покажем Мишке, как мы одеваемся на прогулку», «Делаем прическу»
4.

Использование иллюстраций, худ.
Разучивание стихов и потешек о культуре
19
слова, фольклора
гигиенических навыков6 Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая». М.Дружинина «Кто знает волшебное слово». Оформление книжного уголка «Надо, надо умываться, по утрам и вечерам». Рассматривание картин: «Мама купает Катю», «За обедом» Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, поэтому очень важна и взаимосвязь в работе с родителями по формированию данных навыков.
Работа с родителями по формированию культурно – гигиенических

навыков у детей.

Задачи

Формы

Ожидаемый результат
1.Расширять представление родителей о формировании КГН у детей младшего дошкольного в о з р а с т а . 2.Способствовать развитию представлений родителей о з н а ч и м о с т и К Г Н д л я з д о р о в ь я р е б е н к а . 3.Способствовать сплочению коллектива детей и родителей. Письменные консультации: «Как приучить ребенка к а к к у р а т н о с т и и опрятности», «Этикет для малышей». Родительское собрание: « Ч т о у м е ю т м а л ы ш и » (формирование КГН у детей младшего д о ш кол ь н о го возраста). Открытый показ просыпа тельной гимнастики и закаливания. Сами предлагают просыпа тельные гимнастики и проводят их. Повысился уровень знаний и представлений родителей о значимости КГН для сохранения и укрепления здоровья детей Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
20
2.3.

Проверка эффективности проделанной работы
Для проверки эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал. Наблюдение проводилось по схеме, на основании требований «Программы воспитания в детском саду». Как мы можем увидеть из Приложения 2 у двух детей уровень культурно – гигиенических навыков повысился со среднего на высокий уровень. У двух мальчиков уровень повысился с низкого до среднего, но один мальчик по – прежнему испытывает трудности в применении навыка мытья рук и личной гигиены. У всех детей наблюдаются улучшения культурно – гигиенических навыков. В диаграмме № 2 можно проследить динамику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей. Диаграмма № 2. По диаграмме № 3 мы можем наблюдать разницу показателей сформированности культурно – гигиенических навыков в начале и конце диагностики.
21 первичная диагности итоговая диагностика 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Сравнительная диаграмма сформированности культурно - гигиенических навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень иаграмма № 3. Таким образом подобранные методы и приёмы, а также мероприятия по формированию культурно – гигиенических навыков, и работа с родителями повысили сформированность культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
22
Вывод ко II главе
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Убедились, что, формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания. Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет, мне стало известно, что в этом помогают разные приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе отдала предпочтение разным приёмам и методам, в основном игровым.
23
Заключение
Таким образом актуальность темы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет подтверждена. В ходе изучения теоретической части и исследований практической была достигнута поставленная цель и решены задачи. Использованы все методы исследования. Особенности возраста определяют выбор наиболее эффективных методов и приёмов по формированию культурно гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет. Система работы позволила повысить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков, дети стали лучше следить за личной гигиеной, умываться, опрятно кушать и одеваться в определённом порядке. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Созданная нами методическая копилка по формированию культурно – гигиенических навыков подтвердили свою эффективность. В перспективе своей работы будем разрабатывать мероприятия по формированию культурно – гигиенических навыков для более старших групп и формировать интерес к личной гигиене у детей на основе возрастных особенностей.
24
Библиографический список
1. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников / В. А. Ананьев – Томск; ТГУ, 2000 – 58 с. 2. Буре Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, А. Ф. Островская - М.; Просвещение, 2006. 3. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, - 6 – е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. 4. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Камаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. 5. Волчкова В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов / В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова – Воронеж; ТЦ «Учитель», 2001. 6. Закон Российской Федерации «Об образовании». 7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева – М.; Сфера, 2007. 8. Игуменова Н. Скатерть – самобранка и ложка невидимка, или о роли предметов заместителей в детском саду / Н. Игуменова // Дошкольное образование. – 2004. - № 1 – 55 – 52 с. 9. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – М.: Академия, 2005 – 467 с. 10. Комарова Т. С. Трудовое воститание в детском саду / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова – М.: 2005. 11. Конина Е. Ю. Формирование культурно – гигиенических навыков у детей. Игровой комплекс / Е. Ю. Конина – Айрисс – пресс, 2007 – 12 с. 12. Куцакова Л. В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Л. В. Куцакова – М.: Мозаика – Синтез, 2007 – 13, 17 – 18, 23 – 24 с.
25 13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев М – 2001. 14. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром / А. А. Лихачёва // Дошкольное воспитание № 9, - 2004 – 56 с. 15. Меремьянина О. Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие / О. Р. Меремьянина – Барнаул: АКИПКРО, 2008. 16. Печора А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печора – М.: ВАКО, 2008. 17. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку / Т. Смирнова // Дошкольное образование. – 2008 - № 10 – 53 – 59 с. 18. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / С. Н. Теплюк – М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 30 – 38 с. 19. Яковенко. Т. О воспитании культурно – гигиенических навыков / Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание.
26 Приложение 1 Таблица № 1
Имя ребёнка

Сформированность

навыка мытья рук и

личной гигиены

Сформированность

навыка опрятной еды

Сформированность

навыка снимания и

надеванияодежды в

определённом

порядке

Уровень

сформированности
Данис 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 3 1 28 (с) Рома 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 3 2 25 (н) Рита 3 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 3 2 34 (с) Вика 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 3 2 3 3 45 (в) Кирилл 3 2 2 3 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 3 3 2 40 (с) Альбина 2 2 3 2 3 3 3 1 2 1 1 2 3 3 2 3 2 38 (с) Артём 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 3 1 27 (н) Приложение 2 Таблица № 2
Имя ребёнка

Сформированность

навыка мытья рук и

личной гигиены

Сформированность

навыка опрятной еды

Сформированность

навыка снимания и

надеванияодежды в

определённом

порядке

Уровень

сформированности
Данис 3 2 2 2 1 2 2 3 3 2 2 3 2 2 1 3 1 36 (с) Рома 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 3 2 30 (с) Рита 3 3 3 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 3 3 2 41 (в) Вика 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3 2 3 3 48 (в) Кирилл 3 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 2 3 3 3 3 45 (в) Альбина 2 2 3 2 3 3 3 2 2 1 2 2 3 3 2 3 2 40 (с) Артём 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 1 3 2 33 (с)
27 Приложение 3
Проблемная ситуация «Мы готовимся к обеду». (2 мл. группа)

Программное содержание
: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда
Оборудование:
предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).
Ход работы:
Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на помощника воспитателя, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду. Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая». Воспитатель объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду. Далее воспитатель обращает внимание детей на сервировку стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда. «Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот». После того как накрыт стол, воспитатель делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая».
28 Помощник воспитателя сообщает детям, что повар приготовил сегодня детям на обед. В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола. Приложение 4
Игровая ситуация «Котик простудился» (2 мл. группа)

Программное содержание:
Вовлекать детей в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора, развитие поэтического слуха.
Материалы:
Котик (мягкая игрушка)
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание на игрушечного котика с перевязанным горлом и просит детей полечить его. Дети ищут вместе с педагогом аптечку, достают оттуда лекарства, слушалку, дают педагогу. Воспитатель играет роль доктора. Доктор: У нашего котика заболело горло. Он пил холодное молоко и простудился. Давайте пожалеем котика. (Дети гладят котика.) вот тебе, котик, лекарство. Пей по одной ложечке и будешь здоров. Кто следующий? Дети подходят к доктору со своими игрушками. Доктор осматривает каждого больного и назначает лечение. Доктор: Посмотрите, дети, наш котик выздоровел. Воспитатель инсценирует русские народные потешки. Котя, котенька-коток, кудреватенький лобок. Хвостик пушистый, глазок золотистый. (Показывает жестами грудку, хвостик, глазки у котика.) Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
29 Котик (игрушка). Самому ли есть, либо Оленьке снесть? Я и сам укушу, да и Оленьке снесу. Доктор: Вот какой красивый стал наш котик! Шерстка у него гладкая, блестящая. Как у нашего кота шубка очень хороша, Как у котика усы удивительной красы, Глаза смелые, зубки белые. Воспитатель объявляет, что все больные вылечились, стали здоровыми, поэтому можно повеселиться. Дети встают вокруг котика в кружок и инсценируют потешку. Воспитатель: Пошел котик во лесок, (дети подражают походке котика.) Нашел котик поясок. (Кладут руки на пояс.) Нарядился, (любуются пояском, воротился, (поворачиваются, идут в другую сторону.) Стал он люлечку качать: (складывают руки «колыбелькой») Ляг, Галинка, скоренько, встань, Галинка, с зоренькой! Воспитатель подходит с игрушкой к ребенку, кланяется и называет его имя. Приложение 5
Дидактическое

упражнение

«Найди

половину

одежды»

(2мл.

группа)

Программное содержание:
Расширить знания детей об одежде; Обогатить словарь детей; Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская).
Ход работы.
Вот вам, ребята, половинки разной одежды, найдите к ним вторые половинки, чтобы из двух частей-половинок получилось целое. После выполнения задания ребенком, воспитатель спрашивает его о том, какая именно одежда у него получилась.
30 Приложение 6
Картотека стихов и потешек к режимным моментам (2 мл. группа)

Умывание
: Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла. Я уж стол накрыла. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. Руки мой перед едой, Грязные руки грозят бедой. Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. Теплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики — Антошке, Сашеньке — ладошки. Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть, Грязь убрать из-под ногтей, Да постричь их поскорей. Умываться по утрам И еще по вечерам. Чисто вымою я уши — Будут уши лучше слушать. Отчего блестят глаза? С мылом умывался я. Мне еще нужна сноровка, Чтобы зубы чистить ловко. Дружат волосы с расческой, Хороша моя прическа. Ай, лады, ай, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Чище умойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей. Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею.
Одевание, причесывание
: Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса.
31 Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся. Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. Хоть с тобой я ссорюсь часто, Гребешок зубастый, Здравствуй! Без тебя нельзя сестричке Заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брагу Целый день ходить лохматым Уж я косу заплету, Уж я русу заплёту, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса — Всему городу краса».
Еда:
Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа. На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. Пей, дружок, томатный сок, Будешь строен и высок. Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот. «Не хочу есть манную кашу!» — Кричала девочка Маша. «Правильно» — думала каша, Хорошая девочка Маша». Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. Посадим на ложку Капустку, картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки, картошки. И нет на тарелке — гляди! Час обеда подошел, Сели деточки за стол. Сначала он в поле большом колосится, Потом в амбаре крестьянском хранится. Затем он в пекарне печется И мягким, душистым на стол подается.
В спальне
: Спали-почивали, Весело ли встали?
32 Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши. Потягушечки, потягушечки Поперек толстушечки, А в ручки хватушечки, А в ножки ходушечки, А в роток говорок, А в головку разумок. Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все давно уж спать должны, Наши дети тоже. Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала маменька, Открыла ставенку. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставенку. «Засыпай, бай-бай!» Как у нашей бабушки семеро внучат. Семеро-семеро с вечера не спят. К каждому-то бабушка С вечера приди. К каждому-то бабушка Песню заведи: Про утенка, про котенка, Про лисенка, про гусенка, Баку про лебедушку, Баку про зайчат. Баюкает бабушка семерых внучат. Баю,баю, паренька, На полянке пахарька, Н а гулянке плясунка, На беседе форсунка. Ай, баю-баю-баю, Мать пошла за рыбою, Отец пошел по воду, Отморозил бороду. Спи-ка, Маша – солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, Рыбка золотая. Баю, баю, баюшок, Ляжет дочка на пушок, На пуховую кровать. Будет дочка крепко спать, А я буду напевать, Колыбелечку качать
33 Приложение 7
Консультация для родителей

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
Всегда ли уместно, воспитывая в ребёнке аккуратность, ставить это качество на первое место? Аккуратность и неаккуратность - это качества, существующие сами по себе, или за ними стоят какие-то ещё особенности р а з в и т и я и п с и х о л о г и ч е с к о г о с о с т о я н и я м а л ы ш а ? Аккуратный ребёнок - мечта многих родителей. Сколько сил и времени взрослые тратят на то, чтобы привить ребёнку это необходимое для жизни качество! Понимание аккуратности часто включает в себя требования со стороны взрослых по отношению к ребёнку быть чистым и опрятным в любой ситуации, наводить идеальный порядок в своих вещах, в своей комнате, в своих игрушках. Насколько эти требования соответствуют возрастным особенностям ребёнка, всегда ли уместно, воспитывая в ребёнке аккуратность, ставить это качество на первое место? Аккуратность — это черта личности, которая выражается в любви к порядку, в исполнительности, а также в опрятности. Как воспитать ребенка аккуратным, но при этом не превратить его в озабоченного чистюлю? Прививать детям гигиенические навыки следует уже в раннем возрасте. К таким навыкам относятся навыки поддержания порядка в доме, навыки бережного отношения к предметам личного пользования и т.д. Прививать навыки детям должны родители, объясняя и показывая, что и как нужно делать. Всем известно, что дети любят возиться в грязи и в песке. Неправильно, если родители запрещают малышу этим заниматься, потому что ребенок познает мир и ему это просто необходимо. Правильным будет предоставить ему для этого все необходимое: воду, пасочки, песок, мелки, краски, бумагу, совок и прочее. В возрасте
3-6
лет следует всячески поощрять проявления детского творчества, но при этом одновременно нужно учить малышей справляться с творческим беспорядком. Но как же ребенка заставить убрать за собой? Нет смысла постоянно твердить малышу о том, чтобы он убирал за собой, когда он поглощен творческим процессом. Такие навязчивые требования будут только отвлекать ребенка от его увлекательного занятия. Если ребенок никоим образом не обращает внимания на ваши просьбы, будьте терпеливы и настойчивы. В любом случае рано или поздно он усвоит, что уборка является завершающим и необходимым этапом любого творчества. Ни в коем случае не нужно убирать за ребенком, можно просто помочь ему, если беспорядок принял огромные размеры, вы должны суметь заинтересовать ребенка, но при этом проявлять требовательность. Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: "Не мешай, отойди!”. У кого-то через пару минут: "Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше
34 бы я сама”. Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу! Не бросайтесь при ребёнке перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно - самое ценное для ребёнка на данном этапе. Познавательная активность в этом возрасте – один из важнейших показателей общего развития ребёнка. Если ребёнок всем интересуется, активно осваивает окружающий мир, постоянно проявляет своё ненасытное любопытство, значит, развивается он нормально. Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном. Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки – буду тебе читать, не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать». Для того, чтобы ребёнок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим его миром, любые ограничения его активности, в том числе и те, которые оправдываются необходимостью «оставаться чистым», создают препятствия на пути интеллектуального и личностного развития. Кроме этого, маленькому ребёнку постоянно нужны новые впечатления, решение всё новых и новых познавательных задач, таких, к примеру, как глубока лужа, в которую он постоянно норовит зайти. Не надо ограничивать желание ребёнка познавать мир. Конечно же, аккуратный ребёнок чрезвычайно удобен взрослым: не надо постоянно стирать весьма дорогую детскую одежду после прогулки, не надо убираться на кухне каждый раз, когда чадо поело, не надо тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать детские игрушки. Этот список можно продолжить. Однако излишнее стремление взрослых культивировать в ребёнке это качество может создать ненужные трудности на пути его интеллектуального развитии, может вырасти пассивным и безынициативным человеком, а может просто несчастливым ребёнком. С возрастом инициативный ребёнок, в силу
35 своего умственного развития и правильного воспитания, сам придёт к выводу о необходимости делать всё правильно и аккуратно, так, как его научили взрослые. Приложение 8
Режимный момент – бодрящая гимнастика

«Мы проснулись и друг другу улыбнулись» (2 мл. гр.)

Программное

содержание:
Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.
Задачи:
1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. 2. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. 3. Способствовать профилактике простудных заболеваний и плоскостопия;
Оборудование
: музыкальное сопровождение (классическая музыка), массажные коврики.
Ход режимного момента:
Включается спокойная классическая музыка, чуть слышно. Дети постепенно просыпаются, потягиваются. Когда все ребята проснулись, воспитатель говорит: Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Мы ребятушки проснулись, А теперь мы потянулись И друг другу улыбнулись. (выполняется массаж лица в игровой форме): Ребятки, давайте потрём носики,
36 Носики - курносики, Разгладим свои лобики, Похлопаем по щечкам Только понежнее. А вот по подбородочку Можно посильнее. А сейчас с боку на бок повернулись, Еще раз сладко потянулись. Спрыгнули с кроваточки И размяли пяточки. (дети спускаются с постелей, проводится зрительная гимнастика): Смотрим вверх, а после вниз, Снова вверх и снова вниз Это вовсе не каприз. А потом налево, а затем направо Теперь кругом ты посмотри, Закружилась голова Это право не беда. Сейчас поймешь ты в чем тут суть Глазкам надо отдохнуть. Все глазки закрывают, Глазки отдыхают… А ребятки - В сказку попадают! Глазки открываются Ребятки просыпаются, Вот и проснулись! Где были? В сказке! Выспались щечки, выспались глазки, Выспались ручки, выспались ножки…
37 Будут играть, бежать по дорожке. Теперь идём к дорожке Разминаем ножки. (дети проходят на массажные дорожки - профилактика плоскостопия). Коврики - очень важные Они лечебные, они массажные, Вы топчитесь и ходите Ножки вы свои разомните. А теперь вставай в кружок Потянись - ка ты дружок, За руки возьмемся И друг другу улыбнемся К стульчикам вернемся И совсем проснемся. Сейчас пойдем одеваться, потом умываться и нас ждет вкусный полдник.


В раздел образования