Напоминание

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) 1 КЛАСС."


Автор: Куликова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель художественного отделения ДШИ
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №8 им. Д.С. Русишвили г.Смоленска
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) 1 КЛАСС."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. Д.С. РУСИШВИЛИ»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

СКУЛЬПТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

(ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

1 КЛАСС

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КУЛИКОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

2018

Пояснительная записка.

Данные методические рекомендации по предмету «Скульптура» раскрывают

содержание

первого

года

обучения

детей,

поступающих

в

детскую

художественную школу (изобразительное отделение детской школы искусств) в

возрасте 10-12 лет.

Наряду с рисунком, живописью и композицией, скульптура является таким же

ведущим предметом в учебном процессе в детской школе искусств. Но, в нашей

школе, как и во многих других, ученики занимаются скульптурой всего 2 года,

далее

они

изучают

другие

творческие

дисциплины.

Поэтому,

у

меня,

как

преподавателя скульптуры возникло естественное желание, как можно полнее дать

объем знаний, умений и навыков.

В основу этой программы положен принцип последовательного повышения

трудности

материала,

причем

каждая

тема

ставит

определенные

цели:

ознакомление со скульптурными материалами и выработка технических навыков в

работе с ними; развитие глазомера, способности находить правильные пропорции

и

формы;

передавать

движение

в

этюде;

изучение

соотношения

формы

и

материала; принципов создания скульптурных композиций.

Новизна

и

актуальность

представленной

программы

заключается

в

увеличении количества часов отводимых на композицию, раннем использовании

каркаса. Это поможет преодолеть детскую «стихийность» в работе, когда целое

составляется из частей. Темы и задания представляют собой стройную систему,

которая

способна

вооружить

учащихся

необходимой

базой

знаний,

умений

и

навыков в области скульптуры.

У

школьников,

занимающихся

по

программе

должно

создаться

цельное

представление работе скульптора, о действии законов зрительного восприятия, о

сложных

пластических

взаимосвязях

между

компонентами

изображения.

Развиваться

образное

и

ассоциативное

мышление,

чувство

стиля

на

основе

художественного

вкуса,

понимание

возможностей

скульптурного

материала

и

принципа

его

организации

при

создании

композиции,

аккуратно сть,

дисциплинированность

в

работе,

интеллектуальное

развитие,

расширение

кругозора.

Основные задачи первого года обучения:

-овладеть приемами лепки с натуры, по памяти и представлению, декоративной

лепки;

-научить воспринимать пластические свойства предмета в целом нерасчлененном

виде и различать формы предметов по величине и пластике.

-формирование художественного вкуса и эмоциональной развитости.

Лепка по памяти и представлению.

1 класс.

Учебный год в первом классе начинается с беседы о скульптуре как одном из

видов

изобразительного

искусства,

видах

скульптуры

монументальной,

декоративной, станковой и малой пластике. Беседа сопровождается демонстрацией

репродукций разнообразных произведений искусств.

А так же знакомства с

материалами

и

принадлежностями

для

лепки.

Затем

лепятся

по

памяти

и

представлению фигурки животного или 3-4 скульптурных изображений овощей,

фруктов.

Основная

цель

этого

урока

познакомиться

с

каждым

учеником

и

определить степень развития его зрительной памяти и уровня подготовки. Работая

по памяти, ребенок старается вспомнить и воспроизвести знакомые ему предметы

в их обычном виде или лучше сказать, в форме их «бытия», т.е. только в реально

существующей

форме.

Работа

же

по

представлению

включает

собственное

отношение

к

предметам,

их

необычную,

порой

фантастическую

трактовку,

превращает

форму

«бытия»

в

форму

«впечатления»,

с

которой

и

начинается

искусство скульптуры, впрочем, как и всякое другое искусство.

Программой предусмотрена

лепка по памяти и представлению фигурки

животного или птицы без каркаса и на каркасе. Начинается урок с беседы о

творчестве

художников

анималистов.

Задачи

развитие

зрительной

памяти

и

способности к самостоятельному решению задуманного образа. Лепка птиц и

животных в несложных позах имеет целью закрепить навыки, полученные детьми

в лепке с натуры, и в то же и в тоже время «перекинуть мост» от первых заданий

по композиции к более сложным. В лепке по памяти есть своя специфика. Если в

работе с натуры акцент делается в равной мере и на обобщенное решение большой

формы и на детальную обработку, то здесь лишь на обобщенное решение: слепить

животное

в

характерной

позе

и

по

возможности

с

точными

отношениями

и

пропорциями.

Обработка

рельефа

поверхности,

или,

как

еще

называют,

«

натурная» обработка, при этом не столь обязательна и может осуществляться в

последний

момент.

Использование

каркаса

заставляет

ученика

одновременно

лепить всю фигуру, непрерывно сравнивая и сопоставляя второстепенные массы с

главной массой.

Предваряет лепку эскиз, в соответствии с ним

собирается

простейший каркас из проволоки и палочек. Готовят из пластилина невысокий

плинт, в него устанавливают и закрепляют каркас. Затем каркас обкладывают

небольшими кусочками пластилина и намечают общую форму тела животного.

Зате5м последовательно наращивают объем всех частей тела, внимательно следя за

отношением основных размеров, положением плечевого и тазового поясов, за

движением формы шеи, головы, туловища, ног. Первоначальную форму основных

частей дают большими планами, далее эти планы детально прорабатывают и

получают «живое» подобие задуманного образа.

Лепка с натуры.

1 класс

Первая работа с натуры является скорее работой «по поводу натуры». В

начале занятия необходимо раскрыть детям

общую технологию производства

рельефа и затем, на удачном образце доходчиво объяснить смысл распределения

глубин объемной формы. Дети лепят листья, как правило плоско, и мешать этому

не

надо,

разве

что

подсказать:

лист

имеет

красивые

изгибы,

неравномерную

поверхность, и в этом его красота. Желательно, чтобы преподаватель

лепил

собственный рельеф листка параллельно с учащимися.

Вторая работа - лепка с натуры детской игрушки. Лепка ведется в размере

натуральной величины модели. Задача состоит в ознакомлении со спецификой

лепки с натуры. Дети должны передать основные пропорции игрушки, научиться

сравнивать копию и модель. Полезно обратить внимание учащихся на сходство

компонентов изображения с геометрическими телами. Если дети захотят внести в

предложенную форму свои изменения, то они должны быть незначительными. Не

следует

превращать

занятия

с

натуры

в

работу

по

памяти

и

представлению.

Доминировать должна четко поставленная задача.

Третье задание – лепка с натуры натюрморта из кувшина простой формы и

яблока в рельефе (барельеф). Занятие начинается с беседы о рельефе, его видах и

назначении.

В

этом

задании

объемные

предметы,

расположенные

в

реальном

пространстве,

нужно

изобразить

в

условно

взятом,

суженном

пространстве,

ограниченном заданной высотой рельефа. От учащихся необходимо требовать

строгого

соблюдения

технологических

этапов

в

лепке.

В

этом

поможет

параллельная с учениками лепка учителем рельефа.

Четвертое задание – лепка с натуры гипсовой модели «Лотос» или «Звезда».

В этом задании преследуется цель получить знания и навыки в лепке рельефа.

Работа выполняется в 2\3 натурной величины. Главное – сосредоточить внимание

детей на соотношении глубин рельефа. Рельефы «Лотос» и «Звезда» просты, и в

то же время создают необходимые трудности в отыскании пропорций. Высота

рельефов здесь симметрична, и это облегчает детям задачу в освоении глубины

координационных

точек.

Поскольку

у

детей

отсутствует

должный

опыт

в

определении координат глубин формы, необходимо часто показывать и объяснять,

какие

точки

формы

ближе,

какие

дальше

и

насколько

дальше.

Личная

(показательная) работа руководителя в данном случае мало результативна, ибо не

дает возможности ученикам сосредоточиться на процессе изготовления

собственной

модели.

Самым

способным

детям

можно

разрешить

детальную

проработку изображаемого объекта

Декоративная лепка.

1 класс.

Декоративная лепка, при всей её специфике, является продолжением занятий

по композиции. Особое внимание следует уделять игровым потребностям ребенка

и поначалу даже считаться со «стихийностью» в его работе (если ребенок, скажем,

составляет целое из частей, а не наоборот, как принято в профессиональной

практике). Поэтому не стоит, особенно на первых уроках делать резкий крен в

сторону овладения профессиональными навыками.

Первое задание по декоративной лепке фигурки медведя

учитывает это.

Учитывая то обстоятельство, что данная фигурка является достаточно сложной по

строению,

на

уроке

используются

заготовки,

наглядно

демонстрирующие

последовательность лепки. Учитель выполняет эту работу вместе с классом.

Форма популярного изображения медведя легко расчленяется и поэтому

лепится из разновеликих кусков; из самого большого формируется туловище, из

маленького

скатывается

шарик

головы,

от

которого

оттягивается

нос

и

приклеиваются

круглые ушки. Затем раскатываются столбики для задних и

передних лап, делятся пополам, изгибаются, расплющиваются их верхние части и

соединяются прижиманием. Позу животному, ребенок придает по собственному

выбору.

Окончательную

проработку

производят

при

помощи

стеков.

Ими

намечают глаза, рот, а также слегка фактуру игрушки, чтобы она передавала

шероховатость поверхности изображаемой натуры.

Второе задание – лепка фигурки кота выполняется аналогично первому.

Только выполняют эту работу дети абсолютно самостоятельно.

Третье задание - лепка декоративного рельефа. Уплотненные глубины форм

в рельефе еще не посильны ученикам первого года обучения, да и сам рельеф

получается больше похожим на изразец, положенный на плоскость. Приходится

поэтому

начинать

с

облегченного

задания:

прежде

всего,

изучения

правил

компоновки

целого

из

частей

на

ограниченном

формате

плоскости,

изучения

конструктивной основы форм. Компоновка, т.е. размещение деталей на плоскости,

работе над изразцами, при всей специфике деталей данного вида изодеятельности,

от общих закономерностей композиции принципиально не отличается. Основной

упор надо делать на стилизацию, т.е. заострение конструктивной основы форм.

Тематику декоративных рельефов можно ограничить изображением животных и

растений (рыбы, водоросли).

Четвертое

задание

-

декоративная

круглая

скульптура

«Ангел».

Дети

работают с пластом глины. Пласт глины скатывается в усеченный конус. К нему

приклеиваются голова, руки, крылышки. Стекой наносятся глаза и орнамент на

одежде.

Задание

достаточно

сложное,

поэтому

преподавателю

необходимо

выполнять эту работу вместе с классом.

Все

задания

по

декоративной

лепке

принимаются

детьми

с

большим

эмоциональным подъемом.

Егорова Валерия «Лист клена» Емельянова Яна « Игрушка»

Фафенрот Татьяна «Тигренок»

Ложкина Алина Рельеф натюрморта

Новикова Татьяна

«Лотос»

Иванова Наташа «Котенок»

Емельянова Яна «Щенок»

Список литературы

1.

Скульптура. Программа для детских художественных школ и школ искусств

(художественное отделение). Москва, Министерство культуры СССР,1982;

2.

Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод руководство

для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольн. учреждений.

– М.: просвещение, 1979

3.

Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб пособие, - 2-е изд,-М.: Искусство,

2004.

4.

Глазычев В.Л. Композиция как мыслительная деятельность./ Теория

композиции в советской архитектуре под ред. Л.И. Кирилловой. – М.:

Стройиздат.

5.

Фаворский В.О. О композиции / Искусство. – 1983-№1-2.



В раздел образования