Автор: Осипова Александра Владимировна
Должность: тренер–преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ "Гармония"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Повышение зффективности тренировочных занятий
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
тренер ОСИПОВА А.В.
Художественная гимнастика (ХГ)-сложно-координационный, ациклический вид спорта с ранней
специализацией, требующий широкого круга умений, навыков и качеств.
На этапах начальной подготовки юные гимнастки должны развить двигательные качества(ДК),
посредством СФП и ОФП, научиться двигательным действиям, овладеть базовыми элементами
ХГ ,хореографии и предметов (скакалка, мяч, обруч).
Упражнения включают большое количество "трудностей" и сложно-технических элементов, и
одним из критериев, который позволяет спортсменке выделится и добиться результата в
соревновательной деятельности является выразительность.
Тезисы:
В работе с маленькими детьми очень эффективно построение тренировочного занятия(ТЗ) в
"мозаичной" форме, т.е. разнести определенные упражнения по разным частям занятия с
обязательным контролем выполнения заданий. Задача: за минимальное время (1.5 часа)
выполнить максимальный объем.
Пример- прыжки через скакалку. В первой части урока выполнять различные виды прыжков,
чередуя их с другими упражнениями, в основной части -включить прыжки в танцевальную связку,
в конце тренировки использовать скакалку в эстафете.
Такой подход исключает монотонность, скуку, усталость и наоборот, пробуждает интерес к
тренировкам.
Обучать двигательному действию (ДД) возможно цельно или последовательно, предварительно
развив необходимые ДК, применяя подводящие упражнения и закрепив навык, используя
принцип- количество переходит в качество.
Разучивая элемент , необходимо выяснить причину ошибки в исполнении или технике, найти
способ ее устранения , при этом тренер может и должен увидеть ошибку, представляя идеальную
модель выполнения ДД.
Поэтапное формирование двигательной выразительности и влияние личностных
свойств на выразительность. В тренировочной деятельности формировать двигательную
выразительность. Включать в ТЗ элементы хореографии, пластики( волны и волнообразные
движения), экспромт под различную музыку, участвовать в показательных выступлениях. При
постановке композиций выбирать стиль :лирический, веселый, героический и подбирать
характерные движения, выражающие стиль музыки, чтобы соревновательная композиция,
являющаяся итогом работы и демонстрацией возможностей гимнастки на текущий момент была
максимально зрелищной и выгодно отличала спортсменку.
Решать задачу овладения таким большим объемом элементов только за счет увеличения
тренировочных нагрузок нецелесообразно, они и так близки к пределу ( нет профотбора
занимающихся, ограниченное время занятий, зачастую - крайне ограниченное пространство для
тренировок, большая наполняемость групп).
Необходим комплексный подход к развитию ДК, т.е. систематическое развитие физических
качеств с четким дозированием нагрузки, и рациональное построение комплекса упражнений для
всестороннего воздействия на организм спортсмена.
Виды тренировки: по педагогическим задачам и видам нагрузки
-обучающие (подготовительный период) -ударные(высокая интенсивность)
-тренировочные(модальные тренировки специальной, -оптимальные (80% от ударных)
общей, двигательной и технической тренировки) -умеренные(до 70 %)
-контрольные -разгрузочные(до 50%)
--восстановительные
-постановочные
--комплексные(объединяют несколько заданий)
Способы проведения тренировки:
-раздельный (перед каждым упражнением объясняется задача)
-поточный
Структурной единицей организации учебно-тренировочной работы являются фрагменты
-отдельные, логически выстроенные эпизоды работы, продолжительностью 10-20 мин.
Например, в беспредметной подготовке обязательными, регулярно повторяющимися
фрагментами учебно-тренировочной работы являются:
-шагово -беговая или шагово -танцевальная подготовка
-----спецефическая (волно -взмаховая)
-------------равновесно-вращательная
--прыжковая
-акробатическая
Практикуется проведение смешанных фрагментов: шагово-прыжковая, танцевально-прыжковая,
прыжково-акробатическая, равновесно-прыжковая, равновесно-прыжково-акробатическая.
В предметной подготовке чаще всего практикуются обучающие предметные уроки.
Эффективно проведение каждого фрагмента под музыку.
Осуществление СФП происходит , главным образом, во фрагментах разминок и в рамках
комплексов ОФП и СФП.
Особая роль у подготовительной части занятия - основное назначение подготовительной части -
подготовка опорно-двигательного аппарата к предстоящим нагрузкам, к будущим спортивным
достижениям, поддержанию высокого уровня готовности у квалифицированных гимнасток.
Большое значение имеют разнообразные разминки- такой подход гармонично и разносторонне
развивает спортсмена, позволяет бороться с монотонностью, снятию нервно-психического
напряжения, повышают интерес и двигательную активность.
Варианты разминок:
-гимнастические, у опоры и на середине
-хореографические ,классические, народно-характерные, модерн
-танцевально-гимнастические
-партерные
СФП в заключительной части занятия:
-целеноправленное развитие одной-двух физических способностей
-комплексное воздействие
Таким образом, в арсенале эффективно работающего тренера, должны быть по несколько
вариантов разминок. Однако, очертить содержание эффективной учебно-тренировочной работы-
это лишь полдела. Не менее важно распределить эту работу в обозримых рамках. Наиболее
удобен недельный цикл, т.к. большинство разделов нуждаются в регулярном повторении.
Проблема многообразия предметной и композиционной подготовки решается путем
распределения этих видов подготовки по разным дням недельного цикла. Анологичным образом
поступают с разными вариантами разминок и СФП. Базовую беспредметную подготовку
осуществляют поурочно, но разносят ее фрагменты по разным частям урока, либо же делают
акценты на те или иные фрагменты, уделяя им больше времени и располагая их в наиболее
выгодных частях учебно-тренировочного занятия.
Шагово-танцевальные фрагменты не нуждаются в предварительной разминке и может
осуществляться в начале урока, а акробатическая подготовка может служить тем же целям, что и
СФП, т.е. проводиться в конце тренировки.
Специальная (волно-взмаховая) подготовка- прекрасное средство для релаксации, при условии
хорошего освоения техники движений и так же может кочевать по разным частям учебно-
тренировочного процесса.
Порядок равновесно-вращательной и прыжковой подготовок целесообразно регулярно менять
местами.
Музыкально-двигательную и психолого-тактическую подготовки достаточно планировать в
соответствующий период. Например, 1 раз в неделю или блоками по несколько занятий подряд.
Ключевыми аспектами успешной работы являются:
1. Фрагментарная организация учебно-тренировочной работы, т.е. логически выстроенная в
рамках основных разделов технической, физической и психолого-тактической подготовок.
2. Осознание и воплощение не только текущего, но и перспективного назначения большинства
фрагментов учебно-тренировочной работы.
3. Проведение большинства разделов под музыку.
4. Вдумчивое планирование и организация недельного цикла тренировочной работы с точки
зрения полного охвата и рационального распределения учебно-тренировочных разделов
спортивной подготовки.
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО
ВЗЯТОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ( " БОЧКА").
К моменту обучения , гимнастки должны владеть базовыми ДД : мост, переворот, колесо.
1 этап первоначального ознакомления с ДД
-методом непосредственной наглядности-показ
-----словесное воздействие (объяснение с акцентом внимания на ключевых моментах: замах,
переход в стойку на руках прогнувшись, приземление )
-подводящие упражнения ( переход через мост из положения упор присев, переход через мост из
положения стоя на коленях с приходом в И.П, кратковременный переход на руки из положения
мост путем отталкивания ногами от пола )
2 этап первоначального ДД
необходимо сформировать умение выполнять ДД по общей схеме. Основными способами
изучения этого ДД являются:
-----разделение его на две части ( от момента заноса до положения мост и от положения мост до
приземления на колени)
-выполнение подводящего упражнения- переход через мост с колен в максимально возможном
для учащихся быстром темпе, соблюдая правильную технику исполнения
Сформированное в результате первоначальное двигательное умение отличается постоянной
концентрацией внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях,
минимальной степенью участия двигательных автоматизмов в управлении движением,
изменчивостью техники движения ( особенно под влиянием сбивающих факторов).
3. Этап уточнения ДД
На этом этапе формируется двигательный навык (ДН). Целью этого этапа является формирование
умения технически правильно и свободно выполнять ДД в целом, с соблюдением динамических и
пространственных характеристик. На 3 этапе важно устранить типичные ошибки. Например- не
полный переход на руки в процессе перелета, отклонение от правильной траектории движения,
неправильный замах в момент отталкивания от пола, отсутствие амортизации при призем лении.
Для формирования ДН на данном этапе применяются следующие варианты упражнений:
-многократное повторение ДД в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных
элементов
-выполнение более сложного варианта движения или выполнение его с изменением привычных
при предыдущих повторениях внешних условий ( например, выполнение перелета с прямыми
ногами, с соединенными вместе ногами).
4. Этап закрепления ДД
Должно быть достигнуто стабильное выполнение ДД. Цель этапа- свободное, за меньшее время
выполнение ДД, концентрация внимания, в основном ,на ритме действия, моментах приложения
основных усилий и конечном результате, а так же сохранение стабильности воспроизведенной
техники ДД при многократных повторениях. Можно сказать, что на данном этапе формируется ДН,
который характеризуется автоматизированным ( минимальный контроль со стороны сознания)
управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения. Движение выполняется
автоматически, без необходимости словесных инструкций и проговаривания про себя ключевых
моментов. На этом этапе является возможным, при необходимости, добавлять взаимодействие с
предметом.
5. Этап достижения мастерства.
Формируется умение использовать полученные знания и ДН в процессе самостоятельных занятий,
без контроля. ДН приобретает вариативный характер, отличительными индивидуальными
особенностями конкретного спортсмена. Задача этапа- формирование навыков самоконтроля и
самоанализа с целью дальнейшего совершенствования.