Напоминание

Повышение зффективности тренировочных занятий


Автор: Осипова Александра Владимировна
Должность: тренер–преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ "Гармония"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Повышение зффективности тренировочных занятий
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

тренер ОСИПОВА А.В.

Художественная гимнастика (ХГ)-сложно-координационный, ациклический вид спорта с ранней

специализацией, требующий широкого круга умений, навыков и качеств.

На этапах начальной подготовки юные гимнастки должны развить двигательные качества(ДК),

посредством СФП и ОФП, научиться двигательным действиям, овладеть базовыми элементами

ХГ ,хореографии и предметов (скакалка, мяч, обруч).

Упражнения включают большое количество "трудностей" и сложно-технических элементов, и

одним из критериев, который позволяет спортсменке выделится и добиться результата в

соревновательной деятельности является выразительность.

Тезисы:

В работе с маленькими детьми очень эффективно построение тренировочного занятия(ТЗ) в

"мозаичной" форме, т.е. разнести определенные упражнения по разным частям занятия с

обязательным контролем выполнения заданий. Задача: за минимальное время (1.5 часа)

выполнить максимальный объем.

Пример- прыжки через скакалку. В первой части урока выполнять различные виды прыжков,

чередуя их с другими упражнениями, в основной части -включить прыжки в танцевальную связку,

в конце тренировки использовать скакалку в эстафете.

Такой подход исключает монотонность, скуку, усталость и наоборот, пробуждает интерес к

тренировкам.

Обучать двигательному действию (ДД) возможно цельно или последовательно, предварительно

развив необходимые ДК, применяя подводящие упражнения и закрепив навык, используя

принцип- количество переходит в качество.

Разучивая элемент , необходимо выяснить причину ошибки в исполнении или технике, найти

способ ее устранения , при этом тренер может и должен увидеть ошибку, представляя идеальную

модель выполнения ДД.

Поэтапное формирование двигательной выразительности и влияние личностных

свойств на выразительность. В тренировочной деятельности формировать двигательную

выразительность. Включать в ТЗ элементы хореографии, пластики( волны и волнообразные

движения), экспромт под различную музыку, участвовать в показательных выступлениях. При

постановке композиций выбирать стиль :лирический, веселый, героический и подбирать

характерные движения, выражающие стиль музыки, чтобы соревновательная композиция,

являющаяся итогом работы и демонстрацией возможностей гимнастки на текущий момент была

максимально зрелищной и выгодно отличала спортсменку.

Решать задачу овладения таким большим объемом элементов только за счет увеличения

тренировочных нагрузок нецелесообразно, они и так близки к пределу ( нет профотбора

занимающихся, ограниченное время занятий, зачастую - крайне ограниченное пространство для

тренировок, большая наполняемость групп).

Необходим комплексный подход к развитию ДК, т.е. систематическое развитие физических

качеств с четким дозированием нагрузки, и рациональное построение комплекса упражнений для

всестороннего воздействия на организм спортсмена.

Виды тренировки: по педагогическим задачам и видам нагрузки

-обучающие (подготовительный период) -ударные(высокая интенсивность)

-тренировочные(модальные тренировки специальной, -оптимальные (80% от ударных)

общей, двигательной и технической тренировки) -умеренные(до 70 %)

-контрольные -разгрузочные(до 50%)

--восстановительные

-постановочные

--комплексные(объединяют несколько заданий)

Способы проведения тренировки:

-раздельный (перед каждым упражнением объясняется задача)

-поточный

Структурной единицей организации учебно-тренировочной работы являются фрагменты

-отдельные, логически выстроенные эпизоды работы, продолжительностью 10-20 мин.

Например, в беспредметной подготовке обязательными, регулярно повторяющимися

фрагментами учебно-тренировочной работы являются:

-шагово -беговая или шагово -танцевальная подготовка

-----спецефическая (волно -взмаховая)

-------------равновесно-вращательная

--прыжковая

-акробатическая

Практикуется проведение смешанных фрагментов: шагово-прыжковая, танцевально-прыжковая,

прыжково-акробатическая, равновесно-прыжковая, равновесно-прыжково-акробатическая.

В предметной подготовке чаще всего практикуются обучающие предметные уроки.

Эффективно проведение каждого фрагмента под музыку.

Осуществление СФП происходит , главным образом, во фрагментах разминок и в рамках

комплексов ОФП и СФП.

Особая роль у подготовительной части занятия - основное назначение подготовительной части -

подготовка опорно-двигательного аппарата к предстоящим нагрузкам, к будущим спортивным

достижениям, поддержанию высокого уровня готовности у квалифицированных гимнасток.

Большое значение имеют разнообразные разминки- такой подход гармонично и разносторонне

развивает спортсмена, позволяет бороться с монотонностью, снятию нервно-психического

напряжения, повышают интерес и двигательную активность.

Варианты разминок:

-гимнастические, у опоры и на середине

-хореографические ,классические, народно-характерные, модерн

-танцевально-гимнастические

-партерные

СФП в заключительной части занятия:

-целеноправленное развитие одной-двух физических способностей

-комплексное воздействие

Таким образом, в арсенале эффективно работающего тренера, должны быть по несколько

вариантов разминок. Однако, очертить содержание эффективной учебно-тренировочной работы-

это лишь полдела. Не менее важно распределить эту работу в обозримых рамках. Наиболее

удобен недельный цикл, т.к. большинство разделов нуждаются в регулярном повторении.

Проблема многообразия предметной и композиционной подготовки решается путем

распределения этих видов подготовки по разным дням недельного цикла. Анологичным образом

поступают с разными вариантами разминок и СФП. Базовую беспредметную подготовку

осуществляют поурочно, но разносят ее фрагменты по разным частям урока, либо же делают

акценты на те или иные фрагменты, уделяя им больше времени и располагая их в наиболее

выгодных частях учебно-тренировочного занятия.

Шагово-танцевальные фрагменты не нуждаются в предварительной разминке и может

осуществляться в начале урока, а акробатическая подготовка может служить тем же целям, что и

СФП, т.е. проводиться в конце тренировки.

Специальная (волно-взмаховая) подготовка- прекрасное средство для релаксации, при условии

хорошего освоения техники движений и так же может кочевать по разным частям учебно-

тренировочного процесса.

Порядок равновесно-вращательной и прыжковой подготовок целесообразно регулярно менять

местами.

Музыкально-двигательную и психолого-тактическую подготовки достаточно планировать в

соответствующий период. Например, 1 раз в неделю или блоками по несколько занятий подряд.

Ключевыми аспектами успешной работы являются:

1. Фрагментарная организация учебно-тренировочной работы, т.е. логически выстроенная в

рамках основных разделов технической, физической и психолого-тактической подготовок.

2. Осознание и воплощение не только текущего, но и перспективного назначения большинства

фрагментов учебно-тренировочной работы.

3. Проведение большинства разделов под музыку.

4. Вдумчивое планирование и организация недельного цикла тренировочной работы с точки

зрения полного охвата и рационального распределения учебно-тренировочных разделов

спортивной подготовки.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО

ВЗЯТОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ( " БОЧКА").

К моменту обучения , гимнастки должны владеть базовыми ДД : мост, переворот, колесо.

1 этап первоначального ознакомления с ДД

-методом непосредственной наглядности-показ

-----словесное воздействие (объяснение с акцентом внимания на ключевых моментах: замах,

переход в стойку на руках прогнувшись, приземление )

-подводящие упражнения ( переход через мост из положения упор присев, переход через мост из

положения стоя на коленях с приходом в И.П, кратковременный переход на руки из положения

мост путем отталкивания ногами от пола )

2 этап первоначального ДД

необходимо сформировать умение выполнять ДД по общей схеме. Основными способами

изучения этого ДД являются:

-----разделение его на две части ( от момента заноса до положения мост и от положения мост до

приземления на колени)

-выполнение подводящего упражнения- переход через мост с колен в максимально возможном

для учащихся быстром темпе, соблюдая правильную технику исполнения

Сформированное в результате первоначальное двигательное умение отличается постоянной

концентрацией внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях,

минимальной степенью участия двигательных автоматизмов в управлении движением,

изменчивостью техники движения ( особенно под влиянием сбивающих факторов).

3. Этап уточнения ДД

На этом этапе формируется двигательный навык (ДН). Целью этого этапа является формирование

умения технически правильно и свободно выполнять ДД в целом, с соблюдением динамических и

пространственных характеристик. На 3 этапе важно устранить типичные ошибки. Например- не

полный переход на руки в процессе перелета, отклонение от правильной траектории движения,

неправильный замах в момент отталкивания от пола, отсутствие амортизации при призем лении.

Для формирования ДН на данном этапе применяются следующие варианты упражнений:

-многократное повторение ДД в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных

элементов

-выполнение более сложного варианта движения или выполнение его с изменением привычных

при предыдущих повторениях внешних условий ( например, выполнение перелета с прямыми

ногами, с соединенными вместе ногами).

4. Этап закрепления ДД

Должно быть достигнуто стабильное выполнение ДД. Цель этапа- свободное, за меньшее время

выполнение ДД, концентрация внимания, в основном ,на ритме действия, моментах приложения

основных усилий и конечном результате, а так же сохранение стабильности воспроизведенной

техники ДД при многократных повторениях. Можно сказать, что на данном этапе формируется ДН,

который характеризуется автоматизированным ( минимальный контроль со стороны сознания)

управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения. Движение выполняется

автоматически, без необходимости словесных инструкций и проговаривания про себя ключевых

моментов. На этом этапе является возможным, при необходимости, добавлять взаимодействие с

предметом.

5. Этап достижения мастерства.

Формируется умение использовать полученные знания и ДН в процессе самостоятельных занятий,

без контроля. ДН приобретает вариативный характер, отличительными индивидуальными

особенностями конкретного спортсмена. Задача этапа- формирование навыков самоконтроля и

самоанализа с целью дальнейшего совершенствования.



В раздел образования