Автор: Гербер Елизавета Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Детско–юношеский центр "Юность" Клуб "Старт"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Несовершеннолетние как субъекты правоотношений. Общетеоретическая характеристика. Из опыта работы социального педагога."
Раздел: дополнительное образование
Несовершеннолетние как субъекты правоотношений:
общетеоретическая характеристика
(из опыта работы социального педагога школы)
Екатеринбург, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
с.
Введение_________________________________________________________3
Глава
1.
Характеристика
несовершеннолетнего
как
субъекта
ювенального
права____________________________________________________6
Глава 2. Сущность и основные направления деятельности социального
педагога,
и
его
участие
в
защите
прав
несовершеннолетних.
Из
практики социального педагога школы. _____________________14
Заключение_____________________________________________________26
Список использованных источников и литературы_____________________27
ВВЕДЕНИЕ
В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших,
привлекающей
к
себе
внимание
широкой
общественности.
Экономический
кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской
семье, а потому и на детях. Новое законодательство, в том числе касающееся
прав ребенка, содержит нормы, призванные охранять и защищать права ребенка.
И
порой
одно
из
главных
препятствий
в
их
осуществлении
—
незнание
родителями и детьми этих норм.
Каждый
ребенок
должен
знать
свои
права
и
обязанности,
чтобы
с
легкостью оперировать ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает
практика, во многих случаях дети почти не имеют доступа к информации,
материалам,
подробно
раскрывающим
вопросы
правового
положения
несовершеннолетних.
Согласно
данным
официальной
статистики
последних
лет, российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье
ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет.
Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них погибают; 60%
сирот, достигших трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом
«дебильность» (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше
пяти лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из
148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних
(из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По
реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 1993—
1997»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в
области
защиты
прав
ребенка
детьми,
родителями,
преподавателями
школ,
детскими
врачами
и
многими
другими
специалистами,
связанными
с воспитанием детей.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в
праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый
человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность
несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав
и
свобод
со
стороны
более
«сильных»
взрослых.
В
связи
с этим
большое
значение
в
воспитании
несовершеннолетних
имеют
правовые
нормы,
регулирующие
различного
рода
общественные
отношения
с их
участием.
Подростки должны знать права (и обязанности), которые закреплены за ними в
законодательных актах.
В
России
проблема
защиты
детей
всегда
стояла
остро,
волновала
общественность,
а
сейчас,
в
период
рыночных
преобразований,
она
встала
чрезвычайно
остро.
Затянувшийся
экономический
кризис пагубно
влияет,
прежде
всего,
на
несовершеннолетних.
Это
отчетливо
иллюстрируют
такие
неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, брошенных
детей,
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
постоянное
увеличение
совершаемых
несовершеннолетними
правонарушений
и
преступлений;
все
больше несовершеннолетних убегают из дома в поисках лучшей жизни.
Основным
документом
о
правах
детей
в
нашей
стране
является
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные
гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией
России,
в
целях
создания
правовых,
социально-экономических
условий
реализации
прав
и
законных
интересов
ребенка.
В
Законе
говорится:
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из
принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе,
развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в
них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Права
ребенка закреплены и в Гражданском, и в Семейном кодексах России.
Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые
условия надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семье.
Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители
имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут
ответственность
за
воспитание
и
развитие
детей,
именно
они
должны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии
своих
детей (ст. 63
СК
РФ).
В
первую
очередь
на
родителей
законодательство
возлагает
обязанность
защиты
прав
и
интересов
детей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в
защиту
их
прав
и
интересов
в
отношениях
с любыми
физическими
и
юридическими лицами, в том числе и в судах. Для осуществления функций по
защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных
полномочий. Именно к родителям необходимо обращаться в случаях нарушения
прав и интересов несовершеннолетних.
Получение гражданином образования — достижение и подтверждение
им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое
удостоверяется
документом.
Общественные
отношения,
связанные
с организацией
образования
и
получением
образования,
регулируются
законодательством об образовании: Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1
«Об
образовании»,
законами
и
иными
нормативными
актами
субъектов
Российской Федерации в области образования.
Государство
гарантирует
возможность
получения
образования
независимо
от
пола,
расы,
национальности,
языка,
происхождения,
места
жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам
право
на
образование. Государство
создает
и
контролирует
систему
образования. Существуют различные формы получения образования: очная,
очно-заочная, заочная, форма семейного образования, самообразование. Право
выбора
формы
получения
образования
остается
за
гражданином.
Подавляющее
большинство
граждан
России
получают
образование
в
образовательных
учреждениях.
Основные
типы
этих
учреждений
предусмотрены законодательством об образовании и включают:
— дошкольные,
— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования),
— учреждения начального профессионального,
— среднего профессионального,
— высшего профессионального,
— послевузовского профессионального образования и др.
Очевидно, что для несовершеннолетних основными образовательными
учреждениями
являются
общеобразовательные
—
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного) общего
образования.
Именно
в
их
обучается подавляющее большинство детей. Практика показывает, что формы
образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии,
лицеи,
колледжи
и
т. п. И
все-таки
основной
формой
образовательных
у ч р е ж д е н и й
д л я
б о л ь ш и н с т в а
н е с о в е р ш е н н о л е т н и х
я в л я е т с я
общеобразовательная школа.
Целью
данной
работы
является
-
оказание
помощи
педагогам
образовательных
учреждений
в
решении
вопросов,
касающихся
основного
субъекта
ювенального
права
–
несовершеннолетнего,
выработки
вариантов
профилактики
правонарушений,
бродяжничества,
безнадзорности,
раннего
семейного неблагополучия.
Глава 1. Характеристика несовершеннолетнего как субъекта
ювенального права
Конвенция прав ребенка 1948 г. провозгласила, что ребенок, ввиду его
физической
и
умственной
незрелости,
нуждается
в
специальной
охране
и
заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и
женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные
власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались
соблюдать права детей путем законодательных и иных мер.
Ювенальное
право
в
РФ
позволяет
охранять
и
защищать
ребенка.
«
Ювенальное» (от лат.) – «неполовозрелый», а в переводе на русский язык
означает – «несовершеннолетний».
Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-
летнего возраста (совершеннолетия).
Способность
иметь
права
(правоспособность)
возникает
с
момента
рождения человека.
Способность
самостоятельно
осуществлять
свои
права
и
нести
обязанности
(дееспособность)
возникает
в
полном
объеме
с
наступлением
совершеннолетия, т.е по достижении 18-летнего возраста.
Каждый
ребенок
в
соответствии
с
нормами
внутреннего
и
международного законодательства обладает следующими правами и свободами
в сфере общих гражданских и политических прав:
1
с момента рождения – право на имя (фамилию), гражданство, изменение
гражданства и имени;
2
на
уважение
личного
достоинства
и
защиту
своих
прав
и
законных
интересов
со
стороны,
прежде
всего
своих
родителей
или
лиц,
их
заменяющих,
а
также
органов
опеки
и
попечительства,
органов
прокуратуры и судов;
3
на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и
попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд;
4
на защиту от незаконного употребления наркотических и психотропных
веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и
веществами;
5
на
защиту
от
экономической
эксплуатации
и
работы,
которая
может
служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб
здоровью;
6
на
свободу
выражения
мнений.
Которые
должны
внимательно
рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного
или административного разбирательства учет мнения ребенка, достигшего
10-летнего возраста, обязателен при вынесении решения (за исключением
случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и
фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене
усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и
попечительства или суд могут принять решение только с согласи ребенка,
достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о
выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при
раздельном проживании родителей;
7
на
свободный
выезд
за
пределы
Российской
Федерации
и
беспрепятственное
возвращение.
Как
правило,
несовершеннолетние
выезжают
совместно
хотя
бы
с
одним
из
родителей.
Если
выезд
осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме
паспорта нотариально оформленной согласие родителей. При несогласии
одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт
несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному
заявлению хотя бы одного из родителей;
8
на создание общественных молодежных и детских организаций с целью
социального становления, развития и самореализации в общественной
жизни
и
для
защиты
своих
прав
и
интересов
и
участия
в
этих
организациях.
Членами
и
участниками
молодежных
общественных
объединений могут быть лица. Достигшие 14 лет; детских общественных
объединений
–
лица,
достигшие
10
лет.
Запрещается
принуждение
несовершеннолетних
вступлению
в
общественные,
общественно-
политические организации (объединения), движения и партии, к участию
в агитационных компаниях и политических акциях;
9
на
доступ
к
информации
и
материалам,
особенно
к
тем,
которые
направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на
защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка;
10
на
участие
в
мирных
собраниях,
демонстрациях
(организаторами
и
инициаторами
этих
акций
могут
выступать
только
совершеннолетние
граждане, достигшие 18-летнего возраста);
11
на
свободу
совести
и
вероисповедания
под
руководством
родителей
методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и
в соответствии с собственными убеждениями родителей.
Каждый
ребенок
в
соответствии
с
нормами
внутреннего
и
международного законодательства обладает следующими правами в области
семейных отношений:
1
жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
2
на
общение
с
родителями
и
другими
родственниками,
если
ребенок
проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях,
если родители проживают в разных государствах;
3
на
воссоединение
с
семьей,
в
случаях
необходимости
–
получать
разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
4
на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий,
поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание,
образование и воспитание ребенка;
5
на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а
также государства, если ребенок остается без попечения родителей;
6
на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны
родителей или лиц, их заменяющих.
Каждый
ребенок
в
соответствии
с
нормами
внутреннего
и
международного законодательства обладает следующими правами в области
образования:
1
на уважение своего человеческого достоинства;
2
на
получение
впервые
бесплатного
начального,
основного,
среднего
(полного)
общего
образования,
начального
профессионального
образования,
а
на
конкурсной
основе
–
среднего
профессионального,
высшего
профессионального
образования
в
государственных
и
муниципальных образовательных учреждениях;
3
на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с
его уставом;
4
выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида
образовательного учреждения;
5
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг;
6
на
равные
права
с
другими
при
поступлении
в
образовательные
учреждения следующего уровня;
7
на
уважение
и
свободное
выражение
своих
собственных
мнений
и
убеждений;
8
на
свободное
посещение
мероприятий,
не
предусмотренных
учебным
планом;
9
при
прекращении
деятельности
образовательного
учреждения
или
начального
профессионального
образования
–
на
перевод
(с
согласия
родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;
10
на
перевод
в
другое
образовательное
учреждение,
реализующее
образовательную
программу
соответствующего
уровня,
при
согласии
этого учреждения и успешном прохождении обучающимися аттестации;
11
на получение образования (основного общего) на родном языке, а также
на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на
котором
ведется
обучение
и
воспитание,
определяется
учредителями
образовательного учреждения или уставом);
12
по
достижении
возраста
15
лет
на
оставление
общеобразовательного
учреждения до получения основного общего образования (по согласию
родителей и местного органа управления образования);
13
получающий
воспитание
и
образование
в
семье
(по
тем
или
иным
причинам) – на любом этапе обучения при положительной аттестации
имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении
(по решению родителей или лиц, замещающих их).
Более
подробно
права
учащихся
в
образовательном
процессе
регламентируются
уставом
конкретного
образовательного
учреждения
и
другими локальными правовыми актами.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства
обладает следующими правами в области социального обеспечения:
1
на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны
государства в случаях, регламентированных законом;
2
на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные
пенсии
детям
в
возрасте
до
18
лет,
потерявшим
одного
или
обоих
родителей;
3
детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет положено бесплатное
получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание (завтраки и
обеды для учащихся общеобразовательных учреждений).
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства
обладает следующими правами в области жилищного права:
1
ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских
прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право
пользования им;
2
дети
в
возрасте
от
15
до
18
лет
дают
согласие
на
приобретение
в
собственность (приватизацию) жилых помещений своими родителями или
лицами, их заменяющими;
3
жилые
помещения,
в
которых
проживают
и с к л юч и т е л ь н о
несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность
по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и
попечительства;
помещения,
где
проживают
исключительно
дети
в
возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению
с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
4
при
вселении
несовершеннолетних
детей
к
родителям
не
требуется
согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов
жилых помещений.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства
обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
5
право
собственности
на
полученные
несовершеннолетним
доходы,
на
имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на
любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
6
право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет –
совершать
сделки
с
письменного
согласия
родителей
или
лиц,
их
заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком,
стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения
и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.
При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и
попечительства
суд
может
ограничить
или
лишить
несовершеннолетнего
в
возрасте
от
14
до
18
лет
права
самостоятельно
распоряжаться
заработком,
стипендией
или
другими
доходами,
за
исключением
случаев,
когда
несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в
связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской
деятельностью.
За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их
родители или лица, их замещающие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет
самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются
средствами,
предоставленными
им
родителям
или
другими
лицами
для
определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).
Каждый
ребенок
в
соответствии
с
нормами
внутреннего
и
международного
законодательства
обладает
следующими правами
в
сфере
трудовых отношений:
1
учащиеся
общеобразовательных
школ
могут
работать
в
свободное
от
учебы
время,
оплата
их
труда
производится
пропорционально
отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается
прием
на
работу
лиц
моложе
16
лет,
в
исключительных
случаях
–
достигших 15 лет;
2
лица
моложе
18
лет
не
допускаются
к
работам
в
ночное
время
и
к
сверхурочным работам;
3
по
согласию
родителей
несовершеннолетний
в
возрасте
16
лет
и
п р и зн а н н ы й
п ол н о с т ь ю
д е е с п о с о б н ы м
м оже т
з а н и м а т ь с я
предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом;
4
общеобразовательные
учреждения
по
договорам
и
совместно
с
предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно (в
том числе и платно) проводить профессиональную подготовку учеников;
5
начальная профессиональная подготовка может проводиться с согласия
учеников и их родителей;
6
привлечение
учащихся
гражданских
образовательных
учреждений
без
согласия самих учеников и их родителей к труду, не предусмотренному
образовательной программой, запрещается;
7
несовершеннолетние,
достигшие
16
лет,
которые
не
учатся
в
образовательных
учреждениях
и
не
имеют
работы
и
заработка
и
зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны
безработными;
безработные
в
возрасте
до
18
лет
относятся
к
особо
нуждающимися в социальной защите.
Некоторые обязанности несовершеннолетних состоят в том, что:
1
каждый
несовершеннолетний
обязан
получить
основное
общее
образование;
2
несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде
воинского учета и подготовки к военной службе;
3
в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову
военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о
перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на
новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
4
в
образовательных
учреждениях
среднего
(полного)
образования
подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке;
5
несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать
прямое
участие
в
военных
действиях,
а
государства
обязаны
воздерживаться
от
призыва
или
вербовки
таких
лиц
на
службу
в
Вооруженные силы;
6
лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить,
коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны
(огнестрельное
гладкоствольное,
газовое,
аэрозоли,
электрошоковые
устройства и пр.);
7
полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты,
бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
Обязанности
обучающихся
в
образовательном
процессе
определяются
уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
Несовершеннолетние
при
определенных
условиях
несут
уголовную,
административную и материальную ответственность.
Уголовной
ответственности
подлежит
лицо,
достигшее
ко
времени
совершения
преступления
16-летнего
возраста.
Согласно
ст.20
Уголовного
кодекса
РФ
с
14
–
летнего
возраста
человек
подлежит
уголовной
ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в т.ч за грабежи,
разбои,
умышленной
убийство,
изнасилование,
насильственные
действия
сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват
заложников. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или
вымогательство
оружия,
взрывчатых
веществ,
наркотических
средств
или
психотропных веществ, вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
- в судах – на лиц, совершивших преступления в возрасте 16 лет, и по
преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке
особого производства по делам несовершеннолетних;
- в комиссиях по делам несовершеннолетних – на лиц, совершивших в
возрасте
до
14
лет
общественно
опасные
действия
(имеющие
признаки
преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные
действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20
Уголовного кодекса РФ.
Административная
ответственность
для
несовершеннолетних
наступает с 16 лет к моменту совершения административного правонарушения.
К
лицам,
совершившим
правонарушения
в
возрасте
от
16
до
18
лет
применяются
меры,
предусмотренные
Положением
о
комиссиях
по
делам
несовершеннолетних (за приобретение, хранение и потребление наркотических
средств
и
психотропных
веществ,
жестокое
обращение
с
животными,
повреждениями
транспортных
средств
общего
пользования,
групповые
передвижения с помехами для дорожного движения, повреждения телефонов-
автоматов,
распитие
спиртных
напитков
и
появление
в
нетрезвом
виде
в
общественных местах, приобретение самогона и др.), а к лицам, совершившим
некоторые
виды
административных
правонарушений
(
мелкое
хулиганство,
нарушение
правил
дорожного
движения,
нарушение
порядка
обращения
с
оружием,
правил
пограничного
режима
и
др.)
–
на
общих
основаниях
в
соответствии с Кодексом об административных правонарушения РФ.
Комиссии
по
делам
несовершеннолетних
могут
применять
довольно
широкий
перечень
мер
воздействия,
в
т.
ч.
Направлять
в
лечебно-
воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14
лет – в специализированную школу закрытого типа, в возрасте от 14 до 18 лет –
в специализированное профессиональное учреждение закрытого типа.
За
совершение
противоправных
действий,
грубое
и
неоднократное
нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из
данной школы по решению педагогического совета школы. Органы местного
самоуправления совместно с родителями исключенного ученика
в месячный
срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение
получения образования в другом образовательном учреждении. Исключение
несовершеннолетнего из общеобразовательной школы может быть произведено
только
с
с о гла с и я
р а й о н н о й
(го р од с ко й )
Коми с с и и
п о
д е л а м
несовершеннолетних.
Таким образом, совокупность прав ребенка можно разделить на шесть
основных групп. Первая группа включает такие права ребенка, как право на
жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.; вторая группа
— права ребенка на семейное благополучие; третья группа — права ребенка на
свободное развитие его личности; четвертая группа прав призвана обеспечить
здоровье детей; пятая группа прав ориентирована на образование детей и их
культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать
в
играх
и
развлекательных
мероприятиях,
право
свободно
участвовать
в
культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа прав направлена на
защиту
детей
от
экономической
и
другой
эксплуатации,
от
привлечения
к
производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания
и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Глава 2. Сущность и основные направления деятельности
социального педагога, его участие в защите прав несовершеннолетних.
Социальный
педагог
обеспечивает
условия
для
практического
осуществления
прав
ребенка
в
образовательном
учреждении.
В
его
компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление
мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он
способствует развитию социальной политики государственных и общественных
структур
в
области
детства.
Для
более
точного
определения
границ
профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и
обязанностей
социальный
педагог
использует
нормативно-правовые
основы
должностного самоопределения.
Нормативно правовой базой для социального педагога являются:
1.
Конвенция
ООН
о
правах
ребенка
–
международный
закон,
имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение
для развития человеческого сообщества.
2.
Федеральный
закон
«Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации».
Настоящий
Федеральный
закон
устанавливает
основные
гарантии
прав
и
законных
интересов
ребенка.
Наше
государство
утверждает этим законом признание детства важным этапом в жизни человека.
3.
Федеральный
закон
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон принят
24 июня 1999 года и является шагом в разработке мер по осуществлению прав
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает
основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной
ситуацией детей, находящихся в социально опасном положении.
4.
Закон
РФ
«
об
образовании».
Данный
Закон
является
ведущим
нормативным документом государственной политики в области образования,
гарантом осуществления права ребенка на образование.
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы в учебно-
воспитательном процессе. Его объектом является школьный социум: ученики,
родители,учителя.
Целью
деятельности
социального
педагога
является
создание
благоприятных
условий
для
развития
личности
ребенка
(физического,
социального,
духовно-нравственного,
интеллектуального),
оказание
ребенку
комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия
мира и адаптации в нем, защита ребенка в его жизненном пространстве.
Предлагаемая
таблица
отражает примерный
перечень,
как
основных
направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
№
Направление
деятельности
Содержание
1
Социально-
педагогическое
исследование
с
целью
выявления социальных и
личностных
проблем
детей всех возрастов
Проведение социальной паспортизации
классов, учебного учреждения, микрорайона;
Изучение
и
анализ
культурно
–
бытовых отношений в семьях учащихся;
С о ц и а л ь н о
п е д а г о г и ч е с к а я
диагностика с целью выявления личностных
проблем учащихся, семьи и др.
2
С о ц и а л ь н о
–
педагогическая
защита
прав ребенка
Выявление
и
поддержка
учащихся,
нуждающихся в социальной защите (дети –
инвалиды,
одаренные
дети),
о п е ке ,
попечительстве;
Защита прав и интересов учащихся
(обращение
особого
внимания
на
оказавшихся
в
т рудной
ж и з н е н н о й
ситуации)
в
различных
и н с т а н ц и я х
(педсовет,
Совет
по
п р о ф и л а к т и ке
правонарушений и преступлений, Комиссия
по
делам
несовершеннолетних,
суд ,
прокуратура и т.д.);
Защита
и
индивидуальная
работа
с
учащимися, подвергающимися
насилию и
агрессии со стороны взрослых и т.п
3
Обеспечение
социально
–
п е д а г о г и ч е с к о й
п од д е р ж к и
с е м ь е
в
формировании личности
учащегося
Раннее
выявление
неблагополучных
семей;
Создание банка данных по неполным
семьям,
семьям,
имеющим
детей
с
особенностями психофизического развития,
опекунским семьям с приемными детьми и
т.д.;
Пропаганда здорового образа жизни в
семье как необходимого условия успешной
социализации детей и подростков;
Психолого-педагогическое
п р о с в е щ е н и е
с
ц е л ь ю
с о з д а н и я
оптимальных условий для взаимопонимания
в семье;
Содействие
включению
родителей
в
учебно-воспитательный процесс;
Организация
«круглых
с тол о в » ,
семинаров, встреч для родителей, педагогов,
учащихся
по
социально-педагогической
проблематике и др
4
Социально-
педагогическое
консультирование
О р г а н и з а ц и я
и
п р о в е д е н и е
индивидуа льных
консульт аций
д л я
уч а щихс я ,
ока за в шихс я
в
т р уд н ы х
жизненных ситуациях;
К о н с у л ь т и р о в а н и е
и
специализированная
помощь
учащимся
в
профессиональном определении;
Ко н с ул ьт и р о в а н и е
р о д и т е л е й ,
педагогов,
администрации,
классных
руководителей
по
разрешению
социально-
педагогических проблем и др.
5
Социально-
педагогическая
профилактика,
к о р р е к ц и я
и
реабилитация
Раннее
выявление
и
предупреждение
фактов
отклоняющего ся
п о в е д е н и я
учащихся;
Обеспечение
профилактической
и
коррекционной
работы
с
детьми
и
подростками,
состоящими
на
различных
в и д а х
у ч е т а
( « г р у п п а
р и с к а » ,
внутришкольный
контроль
(далее
ВШК),
отдел по делам несовершеннолетних (далее
ОДН);
О р г а н и з а ц и я
п р е в е н т и в н о -
профилактической
работы
с
учащимися
«группы риска»;
С п о с о б с т в о в а н и е
п р о п а г а н д е
здорового образа жизни;
П о в ы ш е н и е
у р о в н я
п р а в о в о й
грамотности
учащихся
и
их
родителей
с
ц е л ь ю
п р о ф и л а к т и к и
д е в и а н т н о г о
поведения;
Организация
реабилитации
детей,
испытывающих
различные
затруднения
в
системе разнообразных отношений, которые
в ы з ы ва ют
д е з а д ап т а ц и ю
( б о л е з н ь ,
инвалидность,
стресс
и
пр.),
а
также
подростков, вернувшихся из мест лишения
свободы, спецучреждений.
6
Содействие
созданию
педагогически
ориентированной
среды
д л я
о п т и м а л ь н о г о
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
ребенка
С о с р е д о т о ч е н и е
в н и м а н и я
администрации
учебного
учреждения
на
проблемах
и
потребностях
учащихся,
учителей,
родителей
при
планировании
и
организации
учебно-во спит ательного
процесса,
социа льно-педагог ич е ской
деятельности;
Р а з в и т и е
в з а и м о п о н и м а н и я
и
в за и мод е й с т в и я
ме жд у
у ч и т е л я м и ,
учащимися и родителями.
7
Поддержка
социально
ценной
деятельно сти
детей
и
п од р о с т ко в
( в о з м о ж н а
в
в и д е
волонтерства, проектной
деятельности)
Забота
о
больных,
инвалидах
и
малообеспеченных;
Благотворительные
мероприятия
для
сверстников и пожилых людей;
Благоустройство
поселка,
школьного
двора;
Охрана
природы
и
п а м я т н и ко в
культуры;
8
Организационно-
методическая
деятельность
Анализ и обобщение опыта социально-
педагогической деятельности;
Участие
в
методических
секциях,
семинарах,
практикумах,
конференциях
р а з л и ч н о го
у р о в н я
п о
с о ц и а л ь н о -
педагогическим проблемам;
Н а ко п л е н и е
б а н к а
д а н н ы х
п о
методикам
работы
на
основе
изучения
методической
литературы,
специальных
изданий
по
социальной
п ед а го г и ке ,
достижений
науки
и
практики,
а
также
результатов
проведенных
социально-
педагогических исследований.
Решение
любой
проблемы
ребенка,
требующей
вмешательства
социального
педагога,
начинается
с
диагностирования
проблемы,
которое
включает
в
себя
обязательный
этап
сбора,
анализа
и
систематизации
информации.
На
основании
которой
может
быть
сделано
то
или
иное
заключение.
Особенностью
деятельности
социального
педагога
является
то,
что
учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за
чего
она
возникла
(из-за
ссоры
с
друзьями,
противостояние
с
учителем,
конфликта
с
родителями
и
пр),
поэтому
задача
социального
педагога
заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации
и «поставить диагноз».
Пример из практики социального педагога:
Две девочки одноклассницы (7 класс) избили третью из-за того, что она
заметно ухаживала за своей внешностью, чем привлекала внимание ребят.
Узнав о случившемся, социальный педагог быстро смогла понять причину,
послужившую такой жестокости со стороны девочек: одна находится на опеке,
чувствует
обделенность
в
родительской
любви
(мать
отбывает
наказание
в
местах лишения свободы, а отец отказался от дочери при рождении), к тому же,
семья
относится
к
категории
малообеспеченных;
вторая
–
очень
часто
подвергается
психологическому
насилию,
наказанию
со
стороны
отца
за
малейшие провинности, матери в этот момент заступаться за дочь запрещено,
вследствие чего девочка растет жестокой и равнодушной к чужой боли. На
Совет
профилактики
была
приглашена
инспектор
ПДН,
где
была
дана
подробная психолого-педагогическая характеристика на девочек и объяснена
причина проступка.
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех
уровнях
–
от
бытового
до
нормативно-законодательного.
К
сожалению,
несмотря
на
снижение
уровня
рождаемости
в
Российской
Федерации,
количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год
увеличивается.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
является опека и попечительство.
Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием.
При этом тщательно оцениваются намерения лиц.
Пример из практики социального педагога:
Муж с женой снимали квартиру и решили взять под опеку девочку –
первоклассницу (дочку хозяйки квартиры, лишенной родительских прав).
Школа решила ходатайствовать об отказе в передачи девочки под опеку
людей,
которые
не
имели
постоянного
места
работы
и
часто
употребляли
спиртные напитки, проживали в съемной квартире в виду того, что лишились
своей жилплощади.
Органы опеки углядели в действиях мужа и жены корыстный умысел, и
отказала им в опеке.
Органом управления образованием с помощью социальных педагогов,
руководителей
школ
осуществляется
наблюдение
за
условиями
жизни
и
воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и
жилья до достижения ими совершеннолетия.
Пример из практики социального педагога:
Девочка проживает с бабушкой – опекуном, у нее в частном доме, сама
несовершеннолетняя зарегистрирована в благоустроенной квартире, по месту
проживания отца, который лишен родительских прав. Поступила жалоба от
бабушки – опекуна, что отец в одной комнате проживает сам, а вторую комнату
сдает квартирантам, причем девочке деньгами не помогает.
Социальный педагог представила данную информацию в органы опеки и
попечительства.
Еще
одной
формой
определения
ребенка
на
дальнейшее
воспитание
является усыновление. Согласно основным положениям Семейного кодекса РФ
усыновление производится судом по заявлению ли (лица), желающих усыновить
ребенка, с участием органов опеки и попечительства. Судья при подготовке дела
об усыновлении обязан истребовать от органов опеки и попечительства по
месту жительства (нахождения) ребенка:
- согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10 лет;
- согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону.
Пример из практики социального педагога:
Ребенок
3
класса
остался
без
родителей
(погибли
в
автокатастрофе).
Родственников близких не оказалось и мальчика пожелали усыновить люди из
другого города, которые услышали о малыше от знакомых его родителей.
Органы опеки и попечительства г. Первоуральска обратились в школу с
запросом
характеристики
семьи
мальчика
(психологические
особенности
родителей, уклад семьи, интересы) и аналогичный документ на самого ребенка.
Усыновление состоялось, так как мальчик в возрасте 10 лет дал согласие
на это.
В
ряде
случаев
социальный
педагог
принимает
участие
в
процедуре
инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских
прав.
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них)
могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения
обязанностей родителей, оказывают физическое или психическое насилие над
ними.
Пример из практики социального педагога:
Самая неприятнейшая «миссия» социального педагога – это выступление
с
инициативой
перед
ТДКН
и
ЗП,
рассмотрения
вопроса
о
лишении
родительских прав. В практике работы был единственный случай лишения
родительских прав матери в отношении двух несовершеннолетних детей по
инициативе ее родственников и ходатайству школы.
Имея двух сыновей (учащихся 5 класса) мать вела аморальный образ
жизни, употребляла алкогольные напитки, грубо обращалась с детьми и своей
престарелой
матерью.
Дети
наказывались
матерью
часто,
в
школе
не
рассказывали, старались приходить опрятными, но учителя стали замечать, что
дети одеты не по сезону, тетради и ручки стали появляться редко, когда зимой
мальчики
пришли
в
резиновых
сапогах
на
босую
ногу,
то
классный
руководитель сообщила социальному педагогу. На просьбу прийти в школу мать
не отреагировала, был осуществлен выход в семью. Социальный педагог застала
мать в нетрезвом состоянии, с друзьями. Дети сидели голодные. Если бабушка
заступалась за внуков, то и ей попадало от дочери вплоть до рукоприкладства.
Мать
была
приглашена
на
Совет
профилактики,
информация
по
неблагополучию в семье передана в Отдел семейной политики. Вскоре пришло
письмо
в
адрес
школы,
директору,
из
г.
Кирова,
от
родственников
этих
мальчиков. Они просили лишить мать родительских прав. Мать неоднократно
разбиралась на Совете профилактики, в ТКДН и ЗП, но «методику» воспитания
не поменяла, и тогда школа выступила с инициативой рассмотреть вопрос о
лишении
родительских
прав
этой
матери.
Суд
принял
соответствующее
решение.
Сыновья
были
отправлены
в
школу-интернат.
На
сегодня,
оба
окончили школу, получили профессиональное образование. Отслужили в армии.
Работают. Мать ведет тот же образ жизни, что и до лишения ее родительских
прав, а бабушка уехала в г. Киров на постоянное место жительства.
В зависимости от конкретной обстановки в семье лишению родительских
прав
могут
предшествовать
превентивные
меры
воздействия
на
родителей:
социальный патронаж, беседы, предупреждения со стороны органов опеки и
попечительства,
органов
внут ренних
дел,
комиссии
по
д е л а м
несовершеннолетних, оказание семье необходимой помощи и т.д.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности
содержать своего ребенка. Родители (один из них) могут быть восстановлены в
родительских правах в случае, если они изменили поведение, образ жизни и
(или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах
осуществляется
в
судебном
порядке
по
заявлению
родителя,
лишенного
родительских прав.
Пример из практики социального педагога:
Мать была лишена родительских прав в отношении двух детей, дети
переданы, по согласию, на воспитание отцу.
Мать выплачивала отцу детей алименты на их содержание. Через 3 года
она решила восстановиться в родительских правах, т.к. стала вести трезвый
образ жизни, устроилась на работу. По наблюдениям педагогов, мать стала
интересоваться
успехами
детей
в
школе,
принимать
активное
участие
в
мероприятиях. Школа пошла навстречу желанию детей: жить с матерью и
желанию матери: восстановиться в своих правах в отношении детей. Мать
восстановлена в правах, дети живут с ней, с отцом поддерживают хорошие
отношения.
При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор
разрешается судом, органами опеки и попечительства, органами управления
образования, непосредственно на местах социальным педагогом с участием
родителей.
Пример из практики социального педагога:
К классному руководителю 4 класса обратилась мама ученика с просьбой,
если будет приходить в школу на встречу с сыном его отец, то не разрешать ему
видеться. Родители в разводе, мальчик поддерживал отношения с отцом долгое
время, но отношения бывших супругов натянулись, и мама решила изолировать
ребенка от отца. Классный руководитель обратилась к социальному педагогу за
решением возникшего вопроса. Социальный педагог пояснила, что отец не
лишен
родительских
прав
и
не
ограничен
в
них,
поэтому
мы
не
вправе
препятствовать общению сына с отцом, тем более в стенах школы. Маме было
пояснено, что если есть претензии к отцу по вопросам воспитания сына, то
обращаться надо в органы опеки или в суд.
Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно может
решить
отдельные
проблемы,
выступая
в
роли
консультанта-информатора,
разъясняя
возможные
последствия
действий
родителей,
комментируя
нормативно-правовую базу по охране детства, давая психолого-педагогические
рекомендации, адреса и сопроводительные записки к специалистам.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
1.
физическое насилие;
2.
сексуальное насилие или развращение;
3.
психическое (эмоциональное) насилие;
4.
пренебрежение
основными
нуждами
ребенка
(моральная
жестокость).
Чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же
возникает
стойкое
убеждение
в
том,
что
ребенок
подвергается
насилию,
социальному
педагогу
необходимо
обратиться
за
содействием
к
психологу,
инспектору
подразделения
по
делам
несовершеннолетних,
медработнику,
специалистам
органов
опеки
и
попечительства,
информ ировать
Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Пример из практики социального педагога:
Мать учащегося школы позвонила социальному педагогу и сообщила, что
соседка выгнала своих детей: дочь (9 лет) и сына (7 лет) на площадку в общий
коридор дома босыми за то, что они ее не слушались. Мать детей была вызвана
в школу на Совет профилактики и поставлена на внутришкольный учет как
неблагополучная
семья,
предупреждена
об
ответственности
за
жестокое
обращение с детьми, информация о семье передана в Отдел семейной политики.
При
нарушении
прав
и
законных
интересов
ребенка,
в
т.ч
при
невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них)
обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении
родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой
в орган опеки и попечительства, а при достижении 14 лет – в суд.
Право на образование
закреплено в ФЗ №273 «Об образовании», «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
и
в
ряде
подзаконных актов.
Социальный
педагог
может
следующим
образом
участвовать
в
защите прав ребенка на образование:
1
организовывать
разъяснительную
работу
по
спорным
ситуациям,
связанным
с
реализацией
права
на
образование;
могут
ли
учащиеся
подавать жалобы на работников школы и участвовать в проводимой по
этому
поводу
проверке.
Эти
и
подобные
вопросы
подробно
регламентированы в п.3 ст.9 Федеральном законе РФ « Об основных
гарантиях..»;
2
продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ
правового просвещения;
3
выступать
экспертом
по
факту
соответствия
отдельных
решений
школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования
(участие в педсоветах по допуску к итоговой аттестации);
4
содействовать
развитию
детских
и
молодежных
инициатив
правозащитной и правоохранительной направленности (проведение акций
«За здоровый образ жизни»);
5
представлять
интересы
ребенка
(подготовка
исков
и
заявлений,
сбор
необходимых документов, обращение к специалистам и в необходимые
инстанции (в ПДН, ТКДН и ЗП, здравоохранение).
В
частности,
достаточно
сложным
направлением
в
деятельности
социального педагога является работа с детьми «группы риска», вернувшихся
из учреждений закрытого типа.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка, направленных
на охрану здоровья можно отнести:
1
социо-психолого-педагогическую
профилактику
укрепления
и
охраны
здоровья
реализацию
прав
ребенка
на
здоровье,
закрепленных
в
Конвенции о правах ребенка, в Федеральном законе РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ»;
2
щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в
связи
с
реализацией
задач
защиты
права
ребенка
на
охрану
здоровья
являются следующие:
1
профессионально-этическая
ответственность
специалиста
з а
профилактику
и
охрану
физического,
психологического,
социального
здоровья личности;
2
гуманность,
проявление
обнадеживающего
сочувствия
и
бережного
отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности
и
индивидуальных
черт
характера,
вариантов
поведения,
нюансов
отношения к жизни, учебе, здоровью;
3
умение предупреждать школьные неврозы и устранять социо- психолого-
педагогическими средствами причины, их вызывающие;
4
п о з и т и в н о е
о т н о ш е н и е
к
л и ч н о с т н о м у
р о с т у
р е б е н к а ,
целенаправленность,
поощрение
в
ребенке
чувства
собственного
достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
5
учет
возможностей
природной
и
социокультурной
среды,
конкретного
пространства жизнедеятельности.
О п р е д е л е н н ы е
п р а в а
в
д а н н о м
о т н о ш е н и и
и м е ю т
и
несовершеннолетние, например:
1
право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой
службах
в
порядке,
устанавливаемом
Министерством
здравоохранения
РФ, министерствами здравоохранения субъектов РФ;
2
право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях,
устанавливаемых
Правительством
РФ,
за
счет
средств
бюджетов
всех
уровней;
3
право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в
у с л о в и я х ,
о т в е ч а ю щ и х
ф и з и о л о г и ч е с к и м
о с о б е н н о с т я м
несовершеннолетних,
состоянию
их
здоровья
и
исключающих
воздействие на них неблагоприятных факторов;
4
право на бесплатную медицинскую консультацию
5
право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в
доступной для них форме;
6
несовершеннолетние
в
возрасте
старше
15
лет
имеют
право
на
добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство
или отказ от него.
В
связи
с
вышеизложенным,
можно
сделать
следующий
вывод,
что
социальный педагог – это педагог, призванный создавать в образовательном
учреждении
условия
для
социального
саморазвития
обучающихся
(воспитанников),
организуя
деятельность
педагогов
и
родителей
на
основе
принципов
гуманизма.
Основной
целью
деятельности
социального
педагога
образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание
благоприятных условий для развития ребенка, установление связей партнерских
отношений между семьей и образовательным учреждением через систему норм
ювенального права.
Заключение
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит
из
принципов
приоритетной
подготовки
детей
к
полноценной
жизни
в
обществе,
развития
у
них
общественно-значимой
и
творческой
активности,
воспитания
в
них
высоких
нравственных
качеств:
патриотизма
и
гражданственности»
-
декларирует
Федеральный
закон
РФ
«Об
основных
гарантиях прав ребенка в РФ».
Условно, совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных
групп. Первая группа включает такие права ребенка, как право на жизнь, на имя,
на равенство в осуществлении других прав и т. п.; вторая группа — права
ребенка
на
семейное
благополучие;
третья
группа
—
права
ребенка
на
свободное развитие его личности; четвертая группа прав призвана обеспечить
здоровье детей; пятая группа прав ориентирована на образование детей и их
культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать
в
играх
и
развлекательных
мероприятиях,
право
свободно
участвовать
в
культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа прав направлена на
защиту
детей
от
экономической
и
другой
эксплуатации,
от
привлечения
к
производству и распространению наркотиков.
Таким образом, огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка
ложится
на
плечи
педагогов
образовательных
учреждений,
ведь
большую
половину своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в
реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением
законод ательства
РФ
и
субъектов
РФ
в
области
о б р а з о в а н и я
несовершеннолетних,
формирование
законопослушного
поведения
детей
и
подростков,
оказание
социально-психологической
и
педагогической
помощи
детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в
социально
опасном
положении,
с
целью
профилактики
раннего
семейного
неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед школой.
Список использованных источников и литературы
1. Основные международные акты и документы
Всеобщая
декларация
прав
человека.
от
10
декабря
1948
года
/ /
Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.,1997.
Конвенция
о
правах
ребенка.
Принята
от
20
ноября
1989
года
//
Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.,1997.
2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации по охране детства
Конституция Российской Федерации [принята 12 декабря 1993 г.]. М.,2002.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
Закон Российской Федерации "Об образовании"
от 10 июля 1992 г. N 3266-1
(с изм. и доп. на 1.09.2007 г.).
Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних (с изм. и доп. на 1.09.2007 г.): Федеральный закон от 24
июня 1999 г. N 120-ФЗ.
Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изм. и
доп. на 1.09.2007 г.).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. на 1.09.2007 г.).
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с
изм. и доп. на 1.09.2007 г.).
3. Литература
Мельникова Э.Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков //
Правозащитник. 1999. №2.
Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей //
Начальная школа. 1997. N 9.
Широ
С.В.,
Алексеева
Т.Н.
Правовые
основы
защиты
детства:
Учебно-
методическое пособие. – Волгоград, 2001.
Справочник социального педагога. Т.А.Шишковец, Педагогика, психология,
управление. М. «ВАКО», 2005г.
Глушкова С.И. Права ребенка: международные стандарты и Россия: Учебное
пособие. - Екатеринбург, 2003.
Профилактика
социально
опасного
поведения
школьников.
Е.Ю.Липина,
Волгоград, 2007г.