Автор: Вишнякова Светлана Зинятулловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Радуга" Населённый пункт: поселок Вейделевка, Белгородской области Наименование материала: конспект фонетического занятия "Звуки Р-Рь" Тема: Обучение грамоте в логопункте Раздел: дошкольное образование
Цели:
1. Закрепление навыков правильного произношения звуков Р - Рь.
2. Учить детей различать на слух звуки Р - Рь в словах, предложениях, в
стихах.
3. Учить внимательно, вслушиваться в речь взрослого, понимать логико
-грамматические конструкции отвечать на вопросы.
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
5. Развитие памяти и мышления, мелкой моторики рук.
Развивающая среда:
• Предметные картинки
• Схемы слов, красные, синие и зеленые, пробки - звуки
• Тетради, карандаши
• Игрушка Буратино
• Слоговые домики, зеркала
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много у нас гостей,
поздоровайтесь с ними и больше не будем отвлекаться.
Дети: здороваются с гостями.
Логопед: Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!
• Огород, рука, селдечко - где неверное словечко?
• Тряпка, курица, челвяк - что я говорю не так?
• Перчатка, рыба, калусели - ошибку вы найти сумели?
• Прятки, пряник, шалик, рай - где ошибка? Отвечай!
Какой звук я произносила неправильно?
Дети: Р и Рь
Правильно, сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить звуки
Р и Рь и искать его место в словах.
К нам в гости пришел маленький тигренок. Он учиться рычать. Мы уже
научились правильно произносить звук [Р]. Давайте поможем тигренку. Для
начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажем тигренку,
какие упражнения для этого нужно выполнять. Расскажем и покажем.
II. Артикуляционная зарядка
Дети выполняют артикуляционную зарядку.
К бабушке с дедушкой Толстые внуки приехали в
гости
Толстячок (5 раз)
С ними худые лишь кожа да кости
Худышка
Дедушка с бабушкой всем улыбнулись. Поцеловать
они их потянулись.
«Улыбка»,
«Поцелуй»
1 Утром проснулись в улыбке губы. Чистим мы
верхние, нижние зубы.
«Улыбка» «Зубная
щетка»
Чашки поставим - чаю нальют нам. Блинчик жуем с
вареньем малиновым.
«Чашечка»
«Блинчик»
Вкусным был завтрак, никто не обижен .Скажем
«Спасибо», губы оближем.
«Вкусное варенье»
Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них
покататься успели.
«Качели»
В лес мы поскачем на лошади ловко, Звонко звучат
по дороге подковки
«Лошадь»
Вот замедляет лошадка шажочки. И на опушке мы
видим грибочки.
«Грибок»
Дятел на дереве дробь выбивает. Лес от вредителей
он спасает.
«Дятел»
Дедушка быстро мотор заведет. Всех нас обратно
домой повезет.
«Мотор»
Ды-ды-ды
Тр-р-р-р
Логопед: Какой звук слышится в песне мотора?
Дети: Звук [Р].
III. Уточнение правильной артикуляции
Логопед: Давайте вместе произнесем звук [Р]. Что происходит с губами,
языком, зубами?
Дети: Губы в улыбке
Язык поднят к верхнему небу
Зубы не сомкнуты
Пускаем сильную воздушную струю
Язык вибрирует.
IV. Фонетическая разминка Ру - ру - ру - начинаем мы игру Ир - ир - ир -
мы за мир
Ро - ро - ро - роза, родина, ведро
Ра - ра - ра - вот и кончилась игра.
Логопед: Вы заметили, как по – разному звучит
Ир-ри
Ар - арь
Звук [Р] - согласный, он может быть твердым: ра - ры
А может быть мягким: ри - арь
твердый- мы обозначаем синим кружком, а мягкий зеленым.
V. Упражнение на развитие фонематического слуха
Логопед: Я буду читать стих, услышав слово с [Р] - синим кружком, с [Р']
-зеленым кружком.
Кра! Кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Веревку! Пробку!
И красивую коробку!
Стой ворона, не кричи!
Не кричи и помолчи!
Жить не можешь без обмана,
У тебя же нет кармана.
Дети: поднимают синий кружок на твердый звук и зеленый на мягкий звук.
VI. Автоматизация звуков Р - Рь в словах
Игра « Доскажем словечко» и на схеме показать, где находится звук: в начале,
в середине или в конце слова.
• Космонавта к звездам светлым Утром унесла ракета (где звук [Р])
• Лесники ее котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!» Потому что это ... (рысь)
• То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей - ка. Можешь и
нарисовать- называюсь я ... (тетрадь)
• Пошла муха на базар и купила ... (самовар)
Логопед: Хорошо! Все справились! Молодцы!
Игра «Сыщик»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сыщик». Я прочитаю загадку, вы
отгадаете и скажете, где находится звук [Р]..
• Стоит копна среди двора. Спереди - вилы
сзади метла, (корова)
• Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
• Над лугами, над водой хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная ... (радуга)
VII. Физкультминутка - логоритмика.
Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».
Мы с картинками играем,
По слогам их называем,
Мы руками хлопаем,
А ногами топаем.
/Картинки на доске: роза, ромашка, рысь, краб, сорока, корова, снегири,
воробьи /
Поселим слова в слоговые домики
VIII. Автоматизация звуков Р - Рь в предложениях
Логопед: Вспомним образ буквы эр, Р.
Крепко сжатая левая рука,
Она напомнит Р наверняка.
(А теперь давайте повторим его вместе 3 раза)
IX. Закрепление пройденного материала.
Упражнение «Помоги Буратино» (сюрпризный момент)
Стук в дверь. Появляется Буратино. У него письмо. Он просит разобраться
-Правильно ли он сочинил стихи, ничего не перепутал ли:
Расцвели на клумбах КОЗЫ
В огород забрались РОЗЫ.
Ползает вдоль речки МАК,
Расцветает в поле РАК.
На конверт наклею МАСКУ,
На лицо надену МАРКУ.
Я возьму от сыра КОШКУ,
Угощу я нашу КОРКУ.
Дети исправляют ошибки, повторяют стихи.
Логопед: Меняется всего одна буква и получается новое слово.
А сейчас подготовим пальчики, покажем Буратино, как мы умеем печатать
слова в тетрадях. Напишем картинный диктант . печатаем первую букву
слова.
(Картинки: роза, аквариум, корова)
Дети печатают в тетрадях слово: РАК.
Буратино доволен.
Массаж пальчиков, сопровождая стихами:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый главный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик - для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик - самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Работа в тетради: раскрасить букву
Графический диктант.
Итог
Логопед: Сегодня мы с вами учились четко и правильно
произносить и различать на слух звуки Р и Рь,
определяли место звука в слове. Работали вы хорошо. Похвалите себя.
Погладьте по голове и похлопайте в ладоши. Хорошо вам дня!