Напоминание

"Анализ учебно–тренировочного занятия в спортивной школе, как одна из составляющих методической деятельности спортивной школы"


Автор: Даутова Аниса Фердинандовна
Должность: инструктор–методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ Алексеевского муниципального района РТ"
Населённый пункт: пгт.Алексеевское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Анализ учебно–тренировочного занятия в спортивной школе, как одна из составляющих методической деятельности спортивной школы"
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-

юношеская спортивная школа Алексеевского муниципального района РТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В

СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ,

как одна из составляющих методической деятельности

спортивной школы

Выполнила инструктор-методист:

Даутова А.Ф.

пгт.Алексеевское 2018 год

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

В этой главе систематизирована и определена целевая направленность бытующих в

практике, а также впервые предложенных в настоящей работе схем анализа учебно-

тренировочного занятия в структурах детского спорта.

Возникает естественный вопрос – какова же целевая направленность анализа учебно-

тренировочного занятия в спортивных школах? Ответ на поставленный вопрос неоднозначен.

Руководители образовательного учреждения посредством этого анализа будут иметь

возможность контролировать деятельность тренера-преподавателя. Оценка профессионального

мастерства тренера-преподавателя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации.

Это позволит постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать

методическую помощь, видеть рост тренера-преподавателя, способствовать совершенствованию

его профессионального мастерства и успешной аттестации.

Тренеры-преподаватели посредством участия в анализе учебно-тренировочного

процесса повышают свое профессиональное мастерство, улучшая процесс преподавания в целом.

Первостепенное значение анализ учебно-тренировочного процесса имеет, прежде всего, для

тренера, проводящего учебно-тренировочное занятие. В ходе анализа он получает возможность

взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно

осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, методов, способов и приемов работы

в их практическом преломлении во взаимодействии с группой. Это – рефлексия, позволяющая

увидеть и оценить свои сильные и слабые стороны, определит нереализуемые резервы, уточнить

отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа учебно-тренировочного занятия многогранен, он позволяет выявить

психологические особенности тренера-преподавателя, его организаторские, коммуникативные,

познавательные способности, владение методикой преподаваемого материала, необходимыми

профессиональными умениями и навыками.

Самоанализ учебно-тренировочного занятия как процесс осознания и самопознания

формирует у тренера-преподавателя аналитические способности, умение проводить наблюдения

сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать обоснованные

выводы.

Можно заключить, что участие специалистов спортивной школы в анализе учебно-

тренировочного занятия послужит действенным средством совершенствования их

профессионально-педагогического мастерства, будет способствовать развитию

профессионального мышления и интереса.

Анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия должны быть

направлены на сопоставление выдвинутых задач достигнутыми результатами. Цель

анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности тренера-

преподавателя и спортсмена на учебно-тренировочном занятии, эффективности содержания

учебно-тренировочного процесса, которые приводят или не приводят к позитивным

результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов, которые повышают

эффективность работы тренера-преподавателя и спортсмена.

В практике учреждений детско-юношеского спорта целесообразно выделит следующие

типы анализа учебно-тренировочного занятия:

комплексный – изучение и разбор всех аспектов учебно-тренировочного занятия;

компонентный – анализ отдельных компонентов (элементов) учебно-тренировочного

занятия;

проблемно-ориентированный – анализ выполнения специально поставленных задач,

как для всей группы, так и индивидуально для спортсменов.

1.

3.1 Комплексный педагогический анализ

учебно-тренировочного занятия.

Комплексный педагогический анализ учебно-тренировочного занятия включает

следующие компоненты: место и задачи в системе годичного цикла, организация, содержание,

методика, личностные качества тренера-преподавателя, тестирование занимающихся, выводы и

рекомендации.

1.

Место занятия в системе годичного планирования и в этой связи адекватность

постановки задач. Грамотность формулировки поставленных задач (воспитание, развитие,

совершенствование физических качеств, ознакомление, изучение, совершенствование

технико-тактических действий).

2.

Организация учебно-тренировочного занятия:

тип занятия, подготовка группы к нему;

Структура построения занятия, рациональность подбора упражнений для решения задач в

каждой части занятия (содержание, дозировка нагрузки);

соответствие объема и интенсивности нагрузки специальной подготовленности

занимающихся и задачам учебно-тренировочного занятия;

общая моторная плотность занятия;

использование и оптимальность сочетания методов организации тренировки

(индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой и другие);

3.

Содержание учебно-тренировочного занятия:

соответствие содержания занятия требованиям программы, по которой работает тренер-

преподаватель;

адекватность подбора упражнений в каждой части тренировки;

специализированность содержания нагрузки (специфические, специфические

упражнения) и ее соответствие этапу обучения (этап начальной подготовки, учебно-

тренировочный этап, этап спортивного совершенствования);

направленность тренировочных нагрузок (аэробная – ЧСС до 155 уд./мин; смешанная –

156 – 175; анаэробная – 188 и выше);

Рациональность использования подводящих и основных упражнений (выполнение

двигательного действия по частям и целостное выполнение) на этапах обучения.

4.

Методика проведения учебно-тренировочного занятия:

использование различных методических приемов обучения, заданий различного

характера;

педагогически оправданный подбор методов обучения на этапах занятия (словесный,

наглядный, практический, игровой, соревновательный и др.), соответствие методов

обучения и тренировки содержанию и задачам занятия, возрасту и уровню

подготовленности обучающихся;

целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы занимающихся в

зависимости от задач тренировки;

осуществление тренером-преподавателем контроля нагрузки, коррекция дозировки;

методические приемы исправления ошибок;

оценка действий занимающихся – поощрение, наказание;

содержательная логика учебно-тренировочного занятия;

использование на занятиях технических средств обучения, специального оборудования;

соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.

5.

Личностные качества тренера-преподавателя:

профессиональное общение: тон, стиль отношений, манера общения с группой и

отдельными занимающимися;

умение управлять группой, педагогический такт, эрудиция;

четкость и грамотность речи тренера при командах, объяснениях, замечаниях и общении с

занимающимися.

6.

Уровень специальной подготовленности занимающихся (тестирование):

физической (общей, специальной);

технико-тактической;

интегральной;

соревновательной.

7.

Выводы и практические рекомендации:

выполнение плана учебно-тренировочного занятия;

оптимальность выполнения задач тренировки;

особенно интересное и поучительное на занятии;

что произвело на занятии наибольшее впечатление;

замечания;

оценка занятия.

2.

3.2 Компонентный анализ учебно-тренировочного занятия.

Выборочный анализ учебно-тренировочного занятия направлен на изучение мастерства

тренера в использовании отдельных аспектов учебно-тренировочного занятия.

Выборочному анализу могут быть подвергнуты любые интересующие проблемы,

выделенные в комплексном анализе.

К компонентному анализу учебно-тренировочного занятия могут быть

отнесены авторские методики обучения и тренировки.

Педагогический анализ авторской методики обучения

1.

Краткая характеристика авторской методики, ее цель, суть инновации, сфера

использования.

2.

Общая характеристика учебно-тренировочного занятия, на котором показана данная

методика или ее элементы.

3.

Специфика реализации особенностей данной методики.

4.

Возможность адаптации данной методики с указанием критериев результативности

(можно обсудить сравнительную результативность).

Модельная схема выборочного анализа учебно-тренировочного занятия разработана для

оценки различных его аспектов (компонентов).

3.3 Проблемно-ориентированный анализ

учебно-тренировочного занятия

Проблемно-ориентированный анализ направлен на конкретные учебно-тренировочные

проблемы, связанные с командной, групповой и индивидуальной подготовкой. Целью настоящего

анализа является оптимизация учебно-тренировочного процесса на основе специальной экспресс-

информации. Этот анализ, как правило, проводится в группах спортивного совершенствования и

высшего спортивного мастерства в соревновательный период.

К специальной экспресс-информации возможно отнести:

связь реального объема и интенсивности учебно-тренировочного процесса с

функциональными показателями спортсменов;

эффективность и результативность выполнения технико-тактических приемов и действий;

адекватность избирательных средств и методов тренировки;

рациональность средств психологической подготовки;

соотношение целого и частного в спортивной технике;

соблюдение рациональной последовательности использования средств совершенствования

техники;

выявление ошибок в технике двигательных действий и их устранение;

обеспечение контроля функционального состояния и уровня специальной

подготовленности;

контроль интегральности подготовки (технико-физическая, технико-тактическая

подготовка и т.п.);

уровень соревновательной подготовленности, игровая эффективность (в спортивных

играх) и т.д.

3.4 Посещение учебно-тренировочного занятия

Посещение учебно-тренировочного занятия с целью его анализа включает в себя

следующие этапы:

подготовка эксперта к посещению и анализу учебно-тренировочного занятия;

наблюдение за ходом тренировки, деятельностью тренера-преподавателя и спортсменов;

заслушивание самоанализа учебно-тренировочного занятия, постановка вопросов тренеру-

преподавателю;

совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и автора учебно-тренировочного

занятия, советы и рекомендации тренеру-преподавателю;

использование результатов посещения данного занятия в целях оптимизации учебно-

тренировочного процесса.

1.

Подготовка эксперта к посещению учебно-тренировочного занятия.

1.

Выбор, для посещения конкретного учебно-тренировочного занятия исходя из общей цели

и планов внутришкольного анализа и контроля.

2.

Уточнение конкретного назначения посещения учебно-тренировочного занятия –

изучение целостной системы работы тренера-преподавателя, отдельных элементов этой

системы, контроль адекватности занятия учебной программе, изучение эффективности и

адекватности тренировочных нагрузок в соответствии с этапными и текущими

документами планирования, экспресс контроль тренировочных воздействий, обобщающий

контроль и т.п.

Независимо от избранной цели посещение и анализ учебно-тренировочного занятия

должны иметь характер обмена опытом и конкретной помощи тренеру-преподавателю.

2.

Наблюдение за ходом учебно-тренировочного занятия, деятельностью тренера-

преподавателя и спортсменов.

Наблюдения организуются в соответствии с конкретной целью посещения учебно-

тренировочного занятия, однако в любом случае необходим анализ в ракурсе задач и этапов

целостной системы подготовки.

Фиксация наблюдения за ходом тренировки ведется по форме, удобной для конкретного

образовательного учреждения.

При этом необходимо иметь в виду следующий комплекс вопросов, выбор которых

зависит от конкретных задач посещения:

как решаются задачи учебно-тренировочного занятия;

как осуществляется подбор содержания учебного материала;

как осуществляется выбор организационных форм обучения;

соответствие построения физической нагрузки задачам тренировки;

условия тренировки:

1.

морально-психологический климат;

2.

гигиенические условия;

3.

время проведения и продолжительность занятия;

рациональность структуры тренировки;

продуктивность учебно-тренировочного занятия и т.п.

3.

Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов автору учебно-тренировочного

занятия.

Алгоритм самоанализа учебно-тренировочного занятия:

Замысел. Отклонения по отношению к плану хода занятия и их причины. Удалось ли

решить поставленные задачи и на каком уровне? Самооценка учебно-тренировочного занятия.

Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Что в проведенном учебно-

тренировочном занятии стоило бы изменить, сделать по-другому? Какие выводы из результатов

занятия необходимо сделать на будущее?

4.

Анализ и оценка учебно-тренировочного занятия проверяющим, советы и

рекомендации.

5.

Использование результатов посещения данного учебно-тренировочного занятия в

целях оптимизации целостного учебно-тренировочного процесса.

Анализ учебно-тренировочного занятия дает возможность наглядно оценить

профессиональное мастерство тренера-преподавателя, его личностные качества и

профессиональные умения и навыки.

Выборочный анализ деятельности занимающихся или групп занимающихся

1.

Характеристика данного занимающегося, группы (способности, уровень физической,

технико-тактической и интегральной подготовленности, индивидуальные и

дифференцированные задачи обучения, морфофункциональные особенности развития,

психологические особенности).

2.

Особенности деятельности тренера по отношению к данному занимающемуся (группе)

(сознательность, активность, особенности внимания, памяти и т.п., активизация

деятельности, индивидуальные и групповые методы обучения, особенности методов

организации обучения, исправления ошибок, поощрение деятельности, содержание, объем

и интенсивность нагрузки).

3.

Оценка результативности деятельности занимающегося (группы).

Анализ учебно-тренировочного занятия с точки зрения педагогического

общения

1.

Краткая общая характеристика учебно-тренировочного занятия: цели, задачи, средства,

методы и методические приемы, содержание тренировки.

2.

Стиль педагогического общения: в центре – тренер, в центре – занимающиеся как

индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы тренера.

3.

Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам

обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; четкость,

конкретность, целенаправленность общения; вербальное или невербальное общение;

различные виды деятельности.

4.

Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

5.

Культура речи тренера. Тренер как доброжелательный речевой партнер. Соотношение

прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении

тренера.

6.

Внешняя комфортность общения тренера и занимающихся на занятии (насколько

свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

Анализ занятия с физиолого-гигиенических позиций

1.

Краткая общая характеристика занятия.

2.

Требования, предъявляемые при данном плане тренировки к деятельности занимающихся,

и их обоснованность с точки зрения требований психогигиены и физиологии.

3.

Возможности мобилизации занимающихся данного возраста на восприятие

мотивационно-целевой направленности занятия и их переход в состояние установки.

4.

Особенности концентрации, распределения внимания и чередования видов деятельности.

5.

Учет возрастных особенностей занимающихся и профилактика их дезадаптации на

занятии. Сформированность навыка самоконтроля психофизического состояния умения

осуществлять элементарную коррекцию.

6.

Соблюдение гигиенических требований к содержанию спортивного помещения.

7.

Соблюдение гигиенических требований при определении места занятия, времени его

проведения, продолжительности.

8.

Наличие или предупреждение психофизической перегрузки занимающихся.

Учет возрастных особенностей занимающихся

1.

Соответствие сложности решаемых на занятиях задач возрастным возможностям

занимающихся.

2.

Соответствие степени технологической сложности материала уровню физического

развития, подготовленности и психического развития занимающихся.

3.

Дифференцированность подхода к занимающимся с учетом особенностей их

соматического и психологического развития.

Алгоритмы к обсуждению открытых учебно-тренировочных занятий

В предложенной технологии дается следующая схема анализа открытого учебно-

тренировочного занятия, в обсуждении которого принимают участие присутствующие

специалисты. Им отводятся определенные роли.

Тренер-преподаватель, ведущий занятие, на основе предложенного алгоритма проводит

самоанализ открытого учебно-тренировочного занятия.

Назначенные оппоненты (оппонент – специалист, который, в данном случае, анализирует

и дает оценку какому-либо компоненту учебно-тренировочного занятия. В первую очередь

необходимо выделить положительные впечатления, затем указать на недостатки и ошибки,

возможно, на пути их исправления) на основе предложенных алгоритмов анализирует

проведенное открытое учебно-тренировочное занятие (УТЗ) по следующим аспектам:

1.

Место занятия в системе годичного цикла. Организация УТЗ;

2.

Содержание УТЗ;

3.

Методика проведения УТЗ;

4.

Личностные качества тренера-преподавателя.

Присутствующие специалисты на основе разработанного протокола оценивают

педагогические умения и навыки тренера-преподавателя.

Руководитель-организатор на основе предложенного алгоритма подводит итоги

открытого УТЗ, делает выводы и дает практические рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Методист как менеджер по обеспечению учебно-тренировочного процесса в рамках

конкретной спортивной школы должен стать одной из ключевых фигур таковой деятельности.

2. Методическая деятельность спортивной школы должна быть направлена на повышение

и оптимизацию качества образовательного процесса.

3. Педагогический контроль в спортивной школе дает объективную оценку влияния

тренировочной деятельности на организм спортсмена, что в дальнейшем должно послужить для

успешного управления процессом подготовки.

Эффективное управление учебно-тренировочным процессом – это оптимальная система

организации деятельности спортивной школы. Такое управление выражается в создании условий,

способствующих реализации закономерностей спортивной тренировки.



В раздел образования