Автор: Болотникова Наталья Алексеевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональные особенности юношеского возраста
Раздел: среднее профессиональное
Эмоциональные особенности юношеского возраста
Болотникова Н.А.,
мастер производственного обучения
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского
резерва»
Особенности эмоциональных реакций юношеского возраста находятся
в
гормональных
и
физиологических
процессах.
Физиологии
объясняют
психологическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены
настроения.
Переходы
от
экзальтации
к
депрессии
и
от
депрессии
к
экзальтации
нарастанием
общего
возбуждения
и
ослабление
всех
видов
условного торможения.
Эмоциональные
реакции
и
поведения
юношей
не
могут
быть
объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от
специальных
факторов
и
условий
воспитания,
причем
индивидуально-
психологические различия сплошь и рядом превалируют под возрастами.
Психологические трудности во взросление, противоречивость уровня
притязаний и образа. «Я» не редко приводят к тому, что эмоциональная
напряженность,
типичная
для
подростка,
захватывает
и
годы
юности.
Эмоциональные трудности и болезненные протекания переходного возраста-
побочные и всеобщее свойства юности. Существует общая закономерность,
действующая в философии онтогенеза, согласно которой вместе с уровнем
организации
и
саморегулирования
организма
повышается
эмоциональная
чувствительность,
но
одновременно
возрастают
и
возможности
психологической
защиты.
Круг
факторов
способных
вызвать
у
человека
эмоциональное
возбуждение,
с
возрастом
не
суживается,
а
расширяется.
Разнообразные
становятся
способы
выражений
эмоций,
увеличивается
продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным
раздражением и т. д. Общая эмоциональная реакция у юношей немного
выше.
Чем
у
подростков.
Главное
различие
заключается
в
уровне
избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально- заряженные и
нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они
лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее « завести». Наряду с
общим повышением уровня эмоциональной избирательности, т.е. того на
какие
стимулы
реагирует
субъект,
в
юношеском
возрасте
продолжается
дифференция
по
силе
эмоциональной
реакции.
Низкий
уровень
эмоциональной
реактивности
более
беспокойные:
раздражительные,
эмоционально- неустойчивые, менее решительные и общительные, чем их
высоко реактивные сверстники. Первые труднее приспосабливаются к среде
и чаще обнаруживают невритические симптомы. Эмоциональные проблемы
юношеского
возраста
имеют
разные
истоки.
Подростковый
синдром
–
дисморфомации- озабоченности своим телом, внешностью в юности обычно
уже
проходит.
Резкое
увеличение
в
переходном
возрасти,
количество
личностных расстройств обусловлено главным образом, тем, что у детей
таких
расстройств не бывает вовсе, из-за неразвитости их самосознания.
Болезненные симптомы и тревоги появляющие в юности - часто не столько
реакция на специфические трудности самого возраста, сколько появление
отороченного
эффекта
более
ранних
психических
травм.
Новейшие
исследования опровергают мнение о юности как «невротическом» периоде
развития.
У
большинства
людей
переход
из
подросткового
возраста
в
юношеской
сопровождается
улучшением
коммуникативности
и
общего
эмоционального
самочувствия.
Юноши
по
сравнению
с
подростками
обнаруживают
большую
экстравертивность,
меньшую
импульсивность
и
эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти
данные интересны так же тем, что в подростковом и младшем юношеском
возрасти, обнаруживается одинаковые симпктомокомплексы, такие же как у
взрослых. Это указывает на то, что все основные структуры темперамента и
его
зависимости
от
свойства
нервной
системы
складывается
уже
к
подростковому возрасту, юность же не меняя типы темперамента, усиливает
интегральные
связи
его
элементов,
облегчая
тем
самым
управление
собственными реакциями. Общий уровень тревожности у девятиклассников
по
сравнению
с
семи
и
восьмиклассниками,
резко
снижается.
Но
в
одиннадцатом
классе
снова
повышается.
В
основном
за
счет
роста
самооценочной тревожности в 9 -11 классах объясняет тем, что эти классы
выпускаемые.
У
юношей
сильнее
чем,
у
подростков.
Выражены
так
же
половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере
вызывающих
факторов/
успеваемость,
положение
среди
сверстников,
особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы/
это
подтверждает
теорию
В.С.
Мерлина
о
становлении
интегральной
индивидуальности. По данным американского психолога Р. Кеттела от 12 к 17
годам
заметно
улучшаются
показатели
по
таким
факторам,
как
общительность,
легкость
в
обращении
с
людьми,
доминантность
/
настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать/ тогда,
как
общая
возбудимость
наоборот
снижается.
У
мальчиков,
кроме
того
снижаются показатели по фактору соединяющему в себе, чувствительность,
мягкость
характера,
чувство
зависимости
и
потребность
в
опеке,
уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога т.е.
развитие идет в сторону большой уравновешенности.
Эмоционально неуравновешенные юноши составляют 10 – 20 % от
общего числа, т.е. почти столько и у взрослых. Юношеский возраст по
сравнению с подростковым, характеризуется больше эмоциональных реакций
и способов выражения, эмоциональных состояний, а так же повышением
самоконтроля.
Одной
из
особенностей
этого
возраста
отличается
изменчивость настроения с переходом от безудержного веселья к унынию и
сочетания
ряда полярных качеств
выступающих по переменно. К ним
относиться особая слезливость – чувствительность к оценки другим, своей
внешности, способности умения и наряду с этим излишняя самоуверенность
и
чрезмерная
критичность
в
отношении
окружающих.
Тонкая
чувствительность
порой
уживается
с
поразительной
черствостью
болезненная застенчивость с развязностью. Желанием быть признанным и
оцененным
другими,
с
подчеркнутой
независимостью,
борьба
с
авторитетами.
С
обожествлением
случайных
кумиров,
чувствительное
фантазирование
с
сухим
мудрствованием.
Уровень
сознательного
самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков. Они чаще всего
жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подтвержденность внешним
влиянием
и
такие
характерологические
черты.
Как
капризность,
ненадежность,
обидчивость.
Многие
в
их
жизни,
включая
собственные
поступки, кажется совершающим автоматически, помимо их воли и даже
вопреки ей.
Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском
возрасте вовсе не беспричинны. Просто их мотивы не осознаются и не
поддаются логическому анализу.
Чтобы
понять
их,
следуют
четко
разграничивать
напряженность,
а
нередко внутреннюю конфликтность психики и социальную конфликтность
поведения.
«Многие
внутренние
и
внешние
конфликты,
традиционно
относимые на отчет гиперсексуальности обусловлены прежде всего тем, что
сексуальные влечения их поведение не находят признание и символизации в
культуре и потому кажутся опасными и разрушительными.
Старшим часто кажутся нерациональными юношеские увлечения даже
если их предмет
вполне
невинен и положителен, взрослых смущает
и
раздражает юношеская одержимость, страстность / ну можно ли сходить с
ума из- за каких то – дисков?/ и односторонности: «увлекаясь чем то одним,
юноши зачастую запускают другие, более важные с точки зрения старших
дела.»
Такие претензии часто безосновательны и психологически наивны. На
учителей невозможно угодить. Не давая себе труда вникнуть в то, какие
глубинные психологические потребности личности, удовлетворяет то или
другое хобби, старшие бездушно и яростно возлагают ответственность, за
все
действительные
и
мнимые
опасности
и
издержки,
увлечение
на
их
предмет, будь то РЭП или мотоцикл, но главное не предмет увлечения, а его
психологические функции, значение для субъекта.