Напоминание

Эмоциональные особенности юношеского возраста


Автор: Болотникова Наталья Алексеевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "У(Т)ОР"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональные особенности юношеского возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эмоциональные особенности юношеского возраста

Болотникова Н.А.,

мастер производственного обучения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского

резерва»

Особенности эмоциональных реакций юношеского возраста находятся

в

гормональных

и

физиологических

процессах.

Физиологии

объясняют

психологическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены

настроения.

Переходы

от

экзальтации

к

депрессии

и

от

депрессии

к

экзальтации

нарастанием

общего

возбуждения

и

ослабление

всех

видов

условного торможения.

Эмоциональные

реакции

и

поведения

юношей

не

могут

быть

объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от

специальных

факторов

и

условий

воспитания,

причем

индивидуально-

психологические различия сплошь и рядом превалируют под возрастами.

Психологические трудности во взросление, противоречивость уровня

притязаний и образа. «Я» не редко приводят к тому, что эмоциональная

напряженность,

типичная

для

подростка,

захватывает

и

годы

юности.

Эмоциональные трудности и болезненные протекания переходного возраста-

побочные и всеобщее свойства юности. Существует общая закономерность,

действующая в философии онтогенеза, согласно которой вместе с уровнем

организации

и

саморегулирования

организма

повышается

эмоциональная

чувствительность,

но

одновременно

возрастают

и

возможности

психологической

защиты.

Круг

факторов

способных

вызвать

у

человека

эмоциональное

возбуждение,

с

возрастом

не

суживается,

а

расширяется.

Разнообразные

становятся

способы

выражений

эмоций,

увеличивается

продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным

раздражением и т. д. Общая эмоциональная реакция у юношей немного

выше.

Чем

у

подростков.

Главное

различие

заключается

в

уровне

избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально- заряженные и

нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они

лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее « завести». Наряду с

общим повышением уровня эмоциональной избирательности, т.е. того на

какие

стимулы

реагирует

субъект,

в

юношеском

возрасте

продолжается

дифференция

по

силе

эмоциональной

реакции.

Низкий

уровень

эмоциональной

реактивности

более

беспокойные:

раздражительные,

эмоционально- неустойчивые, менее решительные и общительные, чем их

высоко реактивные сверстники. Первые труднее приспосабливаются к среде

и чаще обнаруживают невритические симптомы. Эмоциональные проблемы

юношеского

возраста

имеют

разные

истоки.

Подростковый

синдром

дисморфомации- озабоченности своим телом, внешностью в юности обычно

уже

проходит.

Резкое

увеличение

в

переходном

возрасти,

количество

личностных расстройств обусловлено главным образом, тем, что у детей

таких

расстройств не бывает вовсе, из-за неразвитости их самосознания.

Болезненные симптомы и тревоги появляющие в юности - часто не столько

реакция на специфические трудности самого возраста, сколько появление

отороченного

эффекта

более

ранних

психических

травм.

Новейшие

исследования опровергают мнение о юности как «невротическом» периоде

развития.

У

большинства

людей

переход

из

подросткового

возраста

в

юношеской

сопровождается

улучшением

коммуникативности

и

общего

эмоционального

самочувствия.

Юноши

по

сравнению

с

подростками

обнаруживают

большую

экстравертивность,

меньшую

импульсивность

и

эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти

данные интересны так же тем, что в подростковом и младшем юношеском

возрасти, обнаруживается одинаковые симпктомокомплексы, такие же как у

взрослых. Это указывает на то, что все основные структуры темперамента и

его

зависимости

от

свойства

нервной

системы

складывается

уже

к

подростковому возрасту, юность же не меняя типы темперамента, усиливает

интегральные

связи

его

элементов,

облегчая

тем

самым

управление

собственными реакциями. Общий уровень тревожности у девятиклассников

по

сравнению

с

семи

и

восьмиклассниками,

резко

снижается.

Но

в

одиннадцатом

классе

снова

повышается.

В

основном

за

счет

роста

самооценочной тревожности в 9 -11 классах объясняет тем, что эти классы

выпускаемые.

У

юношей

сильнее

чем,

у

подростков.

Выражены

так

же

половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере

вызывающих

факторов/

успеваемость,

положение

среди

сверстников,

особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы/

это

подтверждает

теорию

В.С.

Мерлина

о

становлении

интегральной

индивидуальности. По данным американского психолога Р. Кеттела от 12 к 17

годам

заметно

улучшаются

показатели

по

таким

факторам,

как

общительность,

легкость

в

обращении

с

людьми,

доминантность

/

настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать/ тогда,

как

общая

возбудимость

наоборот

снижается.

У

мальчиков,

кроме

того

снижаются показатели по фактору соединяющему в себе, чувствительность,

мягкость

характера,

чувство

зависимости

и

потребность

в

опеке,

уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога т.е.

развитие идет в сторону большой уравновешенности.

Эмоционально неуравновешенные юноши составляют 10 – 20 % от

общего числа, т.е. почти столько и у взрослых. Юношеский возраст по

сравнению с подростковым, характеризуется больше эмоциональных реакций

и способов выражения, эмоциональных состояний, а так же повышением

самоконтроля.

Одной

из

особенностей

этого

возраста

отличается

изменчивость настроения с переходом от безудержного веселья к унынию и

сочетания

ряда полярных качеств

выступающих по переменно. К ним

относиться особая слезливость – чувствительность к оценки другим, своей

внешности, способности умения и наряду с этим излишняя самоуверенность

и

чрезмерная

критичность

в

отношении

окружающих.

Тонкая

чувствительность

порой

уживается

с

поразительной

черствостью

болезненная застенчивость с развязностью. Желанием быть признанным и

оцененным

другими,

с

подчеркнутой

независимостью,

борьба

с

авторитетами.

С

обожествлением

случайных

кумиров,

чувствительное

фантазирование

с

сухим

мудрствованием.

Уровень

сознательного

самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков. Они чаще всего

жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подтвержденность внешним

влиянием

и

такие

характерологические

черты.

Как

капризность,

ненадежность,

обидчивость.

Многие

в

их

жизни,

включая

собственные

поступки, кажется совершающим автоматически, помимо их воли и даже

вопреки ей.

Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском

возрасте вовсе не беспричинны. Просто их мотивы не осознаются и не

поддаются логическому анализу.

Чтобы

понять

их,

следуют

четко

разграничивать

напряженность,

а

нередко внутреннюю конфликтность психики и социальную конфликтность

поведения.

«Многие

внутренние

и

внешние

конфликты,

традиционно

относимые на отчет гиперсексуальности обусловлены прежде всего тем, что

сексуальные влечения их поведение не находят признание и символизации в

культуре и потому кажутся опасными и разрушительными.

Старшим часто кажутся нерациональными юношеские увлечения даже

если их предмет

вполне

невинен и положителен, взрослых смущает

и

раздражает юношеская одержимость, страстность / ну можно ли сходить с

ума из- за каких то – дисков?/ и односторонности: «увлекаясь чем то одним,

юноши зачастую запускают другие, более важные с точки зрения старших

дела.»

Такие претензии часто безосновательны и психологически наивны. На

учителей невозможно угодить. Не давая себе труда вникнуть в то, какие

глубинные психологические потребности личности, удовлетворяет то или

другое хобби, старшие бездушно и яростно возлагают ответственность, за

все

действительные

и

мнимые

опасности

и

издержки,

увлечение

на

их

предмет, будь то РЭП или мотоцикл, но главное не предмет увлечения, а его

психологические функции, значение для субъекта.



В раздел образования