Автор: Омельченко Ульяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№1"
Населённый пункт: Город Ноябрьск, Ямало–Ненецкого АО
Наименование материала: мастер–класс
Тема: "Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс «Декодирование правил на уроках русского языка как одно
из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)»
Ведущая: Омельченко У.А., учитель русского языка и литературы МБОУ
«Гимназия №1» г.Ноябрьск.
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приемами смыслового чтения.
Представить прием «декодирования текста» на уроках русского языка как
одно
из
условий
формирования
универсальных
учебных
действий,
направленное на понимание усваиваемой информации.
Ход мастер-класса.
Стадия «Вызов».
Наша учительская практика, наблюдение за учениками, к сожалению,
констатирует
факт
перегруженности
внимания
у
наших
учащихся,
а
ведь
наука
объясняет, чем оно вызвано: мы живем во время, которое требует
одновременного выполнения целого комплекса задач. Тем временем мозг
наш ничем не отличается от мозга человека каменного века,
и наукой
доказано,
что
чем
больше
задач
старается
выполнить
человек
одновременно, тем хуже он с ними справляется, возникает поверхностность
восприятия.
«Многозадачники
не
делают
различий
между
важной
и
неважной
информацией,
потому
что
вообще
не
в
курсе,
что
делают
в
текущий момент».
1
Мы с вами работаем с многозадачниками, это веяние времени, но должны
обеспечить качественное образование, соответствующее сложным задачам,
обозначенным
во
ФГОС,
а
это
сделать
практически
невозможно
без
глубокого понимания информации.
Поэтому совершенно логично, что внимание науки приковано к чтению,
факторы внимания к чтению совершенно обоснованы:
1
Э.Смарт «О пользе лени», американский ученый нейрофизиолог
•
Письменная
коммуникация
преобладает
над
устной:
например,
общение в формате переписки в социальных сетях, а это значит, что значит
источник познания реализуется через чтение;
•
Расширилась
«роль»
чтения
в
образовании:
появилось
обучение
в
дистанционном режиме;
•
Компактность,
мобильность,
доступность
электронной
информации
сделали
переход
на
электронный
носитель
текста
доступным,
многие
предпочитают именно электронный формат книги;
Все эти объективные реалии выявили глубокую проблему
качества
чтения,
учителя
особенно
волнует
глубина
понимания
текста,
обилие
сокращенной информации, бренды, слоганы.
В результате мы получили смену модели чтения, что потребовало смены
методик обучения чтению и приобщения к чтению, для учителя это стало
обязательным требованием к его компетентности.
После
каждого
объяснения
материала,
мы
хотим
от
ученика
ПОНИМАНИЯ. Дайте, пожалуйста, толкование этому понятию. (выслушиваю
варианты ответов). Если обратиться к различным словарным справкам, то
получим следующие варианты (показ таблицы на слайде):
Толковый
словарь
Философский
словарь
Психологическ
ий словарь
Википедия
Толковани
е слова
ПОНИМАН
ИЕ
Способность
, умение
проникнуть
в смысл
чего-нибудь,
усвоить,
сознать его;
состояние
Нахождение
или
приписывани
е смысла
элементам
любой
(материально
й или
Способность
постичь смысл
и значение
чего- либо и
достигнутый
благодаря
этому
результат.
Универсальн
ая операция
мышления,
связанная с
усвоением
нового
содержания,
включением
сознания,
которому
ясен, открыт,
известен
смысл чего-
нибудь.
идеальной)
реальности.
Результат
понимания -
смысл.
его в
систему
устоявшихся
идей и
представлен
ий
Теперь я обращаю ваше внимание на высказывание Л.Н. Толстого
-
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а
не
памятью».
Свяжите
смысл
этих
слов
с
понятием
«понимание».
(комментарии
представителей
групп).
Ключевой
термин
мы
с
вами
разобрали – понимание, именно этого смыслового навыка мы хотим от
своих учеников.
Методический комментарий: сейчас вы отработали в стратегии –
работа
с
понятием,
задействовали
мыслительные
операции
анализа,
синтеза,
сравнения
и
закрепили
термин
«понятие»,
используя
стратегию «собственная точка зрения», которая Н.Н. Сметанниковой
названа
как
отдельная
стратегия
обучения,
формирующая
познавательные УУД.
2. Стадия «Осмысление».
Каждый из нас в работе опирается на учебные тексты. Выделяются 2
вида информации в учебном и научном текстах. Сплошные и несплошные
тексты.
Предложите
ассоциации,
которые
вызывают
у
вас
эти
понятия
-
«сплошной»
текст
и
«несплошной»
текст.
Я
буду
фиксировать
ваши
ассоциации.
А теперь
предлагаю точное объяснение этих понятий и примеры форм
сплошных и несплошных текстов. Сравните ваши предположения.
Методический
комментарий:
проведенная
сейчас
работа
-
это
тоже одна из смысловых стратегий – Ассоциативный куст. Это один из
основных приёмов работы с информацией до чтения. В обычной урочной
работе это может выглядеть так: дается ключевое слово или заголовок
параграфа, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации,
обозначая
стрелочками
смысловые
связи
между
понятиями.
Это
позволяет актуализировать уже имеющиеся знания и мотивировать их
на дальнейшую работу с текстом.
Какие же типы информационных текстов мы встречаем в учебниках?
(универсальные), сочетание сплошных и несплошных текстов в зависимости
от специфики содержания предмета какой-то тип текста преобладает.
В обычной жизни мы ведь чаще сталкиваемся с несплошными текстами,
и
уметь
их
декодировать,
осмысленно
понимать
информацию
-
очень
необходимое, актуальное умение.
Так вот, наши отечественные ученые, лингвистам их фамилии более известны
-
Г.Г.Граник,
С.М.
Бондаренко,
Л.А.Концевая,
утверждают,
что
«важным
средством
понимания
является
самостоятельное
составление
схем,
чертежей или таблиц, отражающих содержание текста».
Попробуем
с
вами
привести
в
структурированную
схему
одно
из
проблемных
правил,
сложных
для
усвоения
учащихся:
правописание
суффиксов причастий. В учебно–методических комплексах из-за сложности
материала,
он
изложен
в
пошаговом
усвоении
(
залог-
время-
выбор
суффикса). Применение приема декодирования текста и изложение его в
структурированной
матрице
позволяет
мне
объяснить
л ог и ку
конструирования
причастий
в
течение
одного
урока,
и
большую
часть
уделить практической отработке навыка.
Построение матрицы , с опорой на имеющиеся знания:
-
почему
только
у
глаголов
окончания
носят
название
«личных»?
( изменяется по лицам и числа, а значит – спрягается; при столкновении с
термином «спряжение» идет повторение распределения на спряжение I или
II)$
- имеют ли гласные четкое закрепление в спряжениях, можем ли мы
зарисовать это в схеме?
- вспомните, что обозначает причастие, как часть речи? Его общее
грамматическое значение? Можем ли мы это записать в формате
математической формулы?
Причастие = который (ая, ое, ые) + глагол
- попробуйте разложить по этой формуле причастия: бегущий=
который+бежит; лаявшая= которая+ лаяла; посылаемое = которое
+посылают, прочитанное=которое+ прочитали.
- вспомните, какие постоянные морфологические признаки имеет причастие:
залог и время?
- у предложенных причастий мы восстановили глагольные формы, по
которым можем точно определить время, спряжение и выделить личное
окончание.
- предлагаю сравнить выделенные суффиксы причастий и гласные, которые
пишутся в окончаниях глаголов.
Методический
комментарий:
очень
важно
показать
совпадение
гласных,
что
будет
являться
опорой
к
пониманию
«конструктора»
суффиксов причастий с точки зрения понимания их происхождения.
I
спряжение
II спряжение
-E + -У,Ю
(3л,мн.ч)
-И + - А,Я
(3л,мн.ч)
Личное
окончание
В ходе совместной работы составляется матрица «Правописание
суффиксов причастий», которую в ходе работы можно делать с пробелами
для учащихся, с целью проверки знаний.
Методический
комментарий:
работа
над
пониманием
правил
русского
языка
с
помощью
декодирования
текстов
приносит
результаты
при
обязательной
системности,
постепенном
и
обязательном
введении
графических знаков, работой над их пониманием, привлечении знаковой
системы
математических
символов,
символики
информационной,
привычной для учащихся
3.Стадия рефлексии
В заключении я прошу закончить предложение:
Применение приема декодирования текстов позволяет …..
_____________________________________________________________
Представляю
свой
вариант:
организовать
практикум
текстовой
деятельности,
получить
продукты,
что
называется
образовательным
проектом. Как видим этого вполне можно достичь в рамках одного занятия.
Предлагаю также использовать для уроков обобщения материала, после
прохождения
крупных
модулей
метод
кластера,
с
предварительным
знакомством их видов и логики их считывания в виде таблицы. Продуктивно
предлагать
это
при
организации
работы
в
группах
в
формате
образовательных проектов, т.к. кластеры красочно и наглядно показывают
систему изложения и логику упорядочивания материала.
Рисунок 1
Структурные модели кластеров
вид
название
описание
Ромашка
Центральное
ключевое понятие
окружено
проясняющими
второстепенными
Треугольник
Ключевые понятия
расположены в
порядке
иерархического
подчинения
Цепочка
Ключевые понятия
расположены
последовательно друг
за другом
Смысловая мозаика
Ключевые понятия
расположены в
соответствии с
логическими связями
Солнечная система
(сложная ромашка)
Центральное понятие
поясняют ключевые
понятия второго
порядка, а их , в свою
очередь, дополняют
понятия третьего
порядка и т.д.
Сеть ( сложная
цепочка)
От ключевого
термина возможно
построение
нескольких
логических цепочек