Напоминание

"Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)"


Автор: Омельченко Ульяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№1"
Населённый пункт: Город Ноябрьск, Ямало–Ненецкого АО
Наименование материала: мастер–класс
Тема: "Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс «Декодирование правил на уроках русского языка как одно

из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)»

Ведущая: Омельченко У.А., учитель русского языка и литературы МБОУ

«Гимназия №1» г.Ноябрьск.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приемами смыслового чтения.

Представить прием «декодирования текста» на уроках русского языка как

одно

из

условий

формирования

универсальных

учебных

действий,

направленное на понимание усваиваемой информации.

Ход мастер-класса.

Стадия «Вызов».

Наша учительская практика, наблюдение за учениками, к сожалению,

констатирует

факт

перегруженности

внимания

у

наших

учащихся,

а

ведь

наука

объясняет, чем оно вызвано: мы живем во время, которое требует

одновременного выполнения целого комплекса задач. Тем временем мозг

наш ничем не отличается от мозга человека каменного века,

и наукой

доказано,

что

чем

больше

задач

старается

выполнить

человек

одновременно, тем хуже он с ними справляется, возникает поверхностность

восприятия.

«Многозадачники

не

делают

различий

между

важной

и

неважной

информацией,

потому

что

вообще

не

в

курсе,

что

делают

в

текущий момент».

1

Мы с вами работаем с многозадачниками, это веяние времени, но должны

обеспечить качественное образование, соответствующее сложным задачам,

обозначенным

во

ФГОС,

а

это

сделать

практически

невозможно

без

глубокого понимания информации.

Поэтому совершенно логично, что внимание науки приковано к чтению,

факторы внимания к чтению совершенно обоснованы:

1



Э.Смарт «О пользе лени», американский ученый нейрофизиолог

Письменная

коммуникация

преобладает

над

устной:

например,

общение в формате переписки в социальных сетях, а это значит, что значит

источник познания реализуется через чтение;

Расширилась

«роль»

чтения

в

образовании:

появилось

обучение

в

дистанционном режиме;

Компактность,

мобильность,

доступность

электронной

информации

сделали

переход

на

электронный

носитель

текста

доступным,

многие

предпочитают именно электронный формат книги;

Все эти объективные реалии выявили глубокую проблему

качества

чтения,

учителя

особенно

волнует

глубина

понимания

текста,

обилие

сокращенной информации, бренды, слоганы.

В результате мы получили смену модели чтения, что потребовало смены

методик обучения чтению и приобщения к чтению, для учителя это стало

обязательным требованием к его компетентности.

После

каждого

объяснения

материала,

мы

хотим

от

ученика

ПОНИМАНИЯ. Дайте, пожалуйста, толкование этому понятию. (выслушиваю

варианты ответов). Если обратиться к различным словарным справкам, то

получим следующие варианты (показ таблицы на слайде):

Толковый

словарь

Философский

словарь

Психологическ

ий словарь

Википедия

Толковани

е слова

ПОНИМАН

ИЕ

Способность

, умение

проникнуть

в смысл

чего-нибудь,

усвоить,

сознать его;

состояние

Нахождение

или

приписывани

е смысла

элементам

любой

(материально

й или

Способность

постичь смысл

и значение

чего- либо и

достигнутый

благодаря

этому

результат.

Универсальн

ая операция

мышления,

связанная с

усвоением

нового

содержания,

включением

сознания,

которому

ясен, открыт,

известен

смысл чего-

нибудь.

идеальной)

реальности.

Результат

понимания -

смысл.

его в

систему

устоявшихся

идей и

представлен

ий

Теперь я обращаю ваше внимание на высказывание Л.Н. Толстого

-

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а

не

памятью».

Свяжите

смысл

этих

слов

с

понятием

«понимание».

(комментарии

представителей

групп).

Ключевой

термин

мы

с

вами

разобрали – понимание, именно этого смыслового навыка мы хотим от

своих учеников.

Методический комментарий: сейчас вы отработали в стратегии –

работа

с

понятием,

задействовали

мыслительные

операции

анализа,

синтеза,

сравнения

и

закрепили

термин

«понятие»,

используя

стратегию «собственная точка зрения», которая Н.Н. Сметанниковой

названа

как

отдельная

стратегия

обучения,

формирующая

познавательные УУД.

2. Стадия «Осмысление».

Каждый из нас в работе опирается на учебные тексты. Выделяются 2

вида информации в учебном и научном текстах. Сплошные и несплошные

тексты.

Предложите

ассоциации,

которые

вызывают

у

вас

эти

понятия

-

«сплошной»

текст

и

«несплошной»

текст.

Я

буду

фиксировать

ваши

ассоциации.

А теперь

предлагаю точное объяснение этих понятий и примеры форм

сплошных и несплошных текстов. Сравните ваши предположения.

Методический

комментарий:

проведенная

сейчас

работа

-

это

тоже одна из смысловых стратегий – Ассоциативный куст. Это один из

основных приёмов работы с информацией до чтения. В обычной урочной

работе это может выглядеть так: дается ключевое слово или заголовок

параграфа, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации,

обозначая

стрелочками

смысловые

связи

между

понятиями.

Это

позволяет актуализировать уже имеющиеся знания и мотивировать их

на дальнейшую работу с текстом.

Какие же типы информационных текстов мы встречаем в учебниках?

(универсальные), сочетание сплошных и несплошных текстов в зависимости

от специфики содержания предмета какой-то тип текста преобладает.

В обычной жизни мы ведь чаще сталкиваемся с несплошными текстами,

и

уметь

их

декодировать,

осмысленно

понимать

информацию

-

очень

необходимое, актуальное умение.

Так вот, наши отечественные ученые, лингвистам их фамилии более известны

-

Г.Г.Граник,

С.М.

Бондаренко,

Л.А.Концевая,

утверждают,

что

«важным

средством

понимания

является

самостоятельное

составление

схем,

чертежей или таблиц, отражающих содержание текста».

Попробуем

с

вами

привести

в

структурированную

схему

одно

из

проблемных

правил,

сложных

для

усвоения

учащихся:

правописание

суффиксов причастий. В учебно–методических комплексах из-за сложности

материала,

он

изложен

в

пошаговом

усвоении

(

залог-

время-

выбор

суффикса). Применение приема декодирования текста и изложение его в

структурированной

матрице

позволяет

мне

объяснить

л ог и ку

конструирования

причастий

в

течение

одного

урока,

и

большую

часть

уделить практической отработке навыка.

Построение матрицы , с опорой на имеющиеся знания:

-

почему

только

у

глаголов

окончания

носят

название

«личных»?

( изменяется по лицам и числа, а значит – спрягается; при столкновении с

термином «спряжение» идет повторение распределения на спряжение I или

II)$

- имеют ли гласные четкое закрепление в спряжениях, можем ли мы

зарисовать это в схеме?

- вспомните, что обозначает причастие, как часть речи? Его общее

грамматическое значение? Можем ли мы это записать в формате

математической формулы?

Причастие = который (ая, ое, ые) + глагол

- попробуйте разложить по этой формуле причастия: бегущий=

который+бежит; лаявшая= которая+ лаяла; посылаемое = которое

+посылают, прочитанное=которое+ прочитали.

- вспомните, какие постоянные морфологические признаки имеет причастие:

залог и время?

- у предложенных причастий мы восстановили глагольные формы, по

которым можем точно определить время, спряжение и выделить личное

окончание.

- предлагаю сравнить выделенные суффиксы причастий и гласные, которые

пишутся в окончаниях глаголов.

Методический

комментарий:

очень

важно

показать

совпадение

гласных,

что

будет

являться

опорой

к

пониманию

«конструктора»

суффиксов причастий с точки зрения понимания их происхождения.

I

спряжение

II спряжение

-E + -У,Ю

(3л,мн.ч)

-И + - А,Я

(3л,мн.ч)

Личное

окончание

В ходе совместной работы составляется матрица «Правописание

суффиксов причастий», которую в ходе работы можно делать с пробелами

для учащихся, с целью проверки знаний.

Методический

комментарий:

работа

над

пониманием

правил

русского

языка

с

помощью

декодирования

текстов

приносит

результаты

при

обязательной

системности,

постепенном

и

обязательном

введении

графических знаков, работой над их пониманием, привлечении знаковой

системы

математических

символов,

символики

информационной,

привычной для учащихся

3.Стадия рефлексии

В заключении я прошу закончить предложение:

Применение приема декодирования текстов позволяет …..

_____________________________________________________________

Представляю

свой

вариант:

организовать

практикум

текстовой

деятельности,

получить

продукты,

что

называется

образовательным

проектом. Как видим этого вполне можно достичь в рамках одного занятия.

Предлагаю также использовать для уроков обобщения материала, после

прохождения

крупных

модулей

метод

кластера,

с

предварительным

знакомством их видов и логики их считывания в виде таблицы. Продуктивно

предлагать

это

при

организации

работы

в

группах

в

формате

образовательных проектов, т.к. кластеры красочно и наглядно показывают

систему изложения и логику упорядочивания материала.

Рисунок 1

Структурные модели кластеров

вид

название

описание

Ромашка

Центральное

ключевое понятие

окружено

проясняющими

второстепенными

Треугольник

Ключевые понятия

расположены в

порядке

иерархического

подчинения

Цепочка

Ключевые понятия

расположены

последовательно друг

за другом

Смысловая мозаика

Ключевые понятия

расположены в

соответствии с

логическими связями

Солнечная система

(сложная ромашка)

Центральное понятие

поясняют ключевые

понятия второго

порядка, а их , в свою

очередь, дополняют

понятия третьего

порядка и т.д.

Сеть ( сложная

цепочка)

От ключевого

термина возможно

построение

нескольких

логических цепочек



В раздел образования