Напоминание

"Раскрытие музыкально–художественного замысла произведений"


Автор: Виноградова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по гитаре
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ Казачинско–Ленского района
Населённый пункт: п.Магистральный Иркутская область
Наименование материала: Разработка открытого урока по гитаре
Тема: "Раскрытие музыкально–художественного замысла произведений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

п. Магистральный

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Раскрытие музыкально-художественного

замысла произведений»

Подготовлен с учащимся

5 класса Домасевичем Иваном

Преподаватель Виноградова О.В.

МАЙ 2017 г.

План-конспект

открытого урока по предмету специальность - гитара

Дата проведения: 28 мая 2017 г.

Тема урока: « Работа над раскрытием художественного замысла произведений».

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие исполнительских навыков учащегося для создания художественного

образа в музыкальных произведениях.

Задачи:

Обучающая:

1.

Дать

определение

понятию

«художественный

образ

произведения»,

научиться раскрывать замысел произведения.

2.

Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.

3.

Воспитать у учащегося умение слушать свое исполнение.

Развивающая:

1. Развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального

произведения.

2. Способствовать

развитию

ассоциативного

мышления,

эмоциональной

отзывчивости.

3. Стимулировать творческую активность.

Воспитательная:

1. Формировать позицию активного сопереживания исполняемых произведений.

2. Способствовать

формированию

таких

качеств

как:

инициативность,

самостоятельность.

3. Способствовать воспитанию у учащегося эмоциональной отзывчивости на

художественное восприятие музыкального образа.

Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:

Традиционные:

- информационно-рецептивный метод,

- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),

- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),

- практические методы (упражнения).

2

Инновационные:

- личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (опора на

потенциальные возможности ученика),

- педагогика сотрудничества (развития творческих способностей, воспитания),

- метод создания проблемных ситуаций,

- здоровьесберегающая

технология

(создание

комфортных,

безопасных

условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца

урока).

Оборудование:

- гитара,

- нотный материал,

- пюпитр,

- ноутбук,

- презентация.

План урока

I. Побуждение

1.

Психолого - педагогический настрой

2.

Подготовка игрового аппарата к уроку

- двухоктавная гамма Фа мажор

- трехоктавная гамма Соль мажор

II. Осмысление

1.

Определение понятия художественный образ музыкального

произведения.

2.Н.Кост «Баркаролла»

3.Разминка.

4.Д.Семензато «Шоро».

III. Рефлексия

1.

Подведение итогов.

2.

Домашнее задание.

3

Ход урока:

I.1. Приветствие. Оглашение

темы

урока:

«Раскрытие

музыкально-

художественного замысла произведений».

Урок проводится с учащимся 5 класса народного отделения по классу гитары

Домасевичем Иваном.

2. Подготовка игрового аппарата:

- Гамма Фа мажор. Гамма двухоктавная. Играть гамму на тирандо, развивая

ритмическую

точность,

играть

с

применением

акцентов. Следует

соблюдать

грамотное исполнение аппликатуры. Точно находиться в позиции.

-

Г а м м а

С о л ь

м а ж о р.Гамма

т рехокт авная.Играть

г а м м у

сосредоточенно.Находиться в позиции.Переходить на следущую струну,используя

правило : в левой руке локоть опережает кисть.

II.

Дать

определение

понятия

художественный

образ

музыкального

произведения.

Художественный

образ

музыкального

произведения-понятие

широко

известное

и

общепринятое.Не

существует

одного

и

универсального

определения художественного музыкального образа. С позиции практической

работы

в

классе

гитары,

я

формулирую

условное

определение

художественного музыкального образа. Можно выделить три составляющие

музыкального образа :1.замысел композитора 2.личность учащегося (нужно

учитывать

его

музыкальные

данные,возраст,профессиональные

данные)

3.личность

педагога,его

опыт,технику,мастерство.Художественный

образ

в

музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

4

1.

Н.Кост «Баркарола»

Учающийся исполняет произведение наизусть в умеренном темпе.

Беседа с

обучающимся о композиторе и об истории создания произведения с целью понять

художественный замысел произведения.

Наполеон Кост-известный французский композитор и гитарист. Родился в 1805

году в семье капитана французской армии. Получил свое имя в честь императора

Наполеона. Музыкой стал заниматься с 6 лет под руководством матери. Быстро

достигнув успеха, с18 лет начал давать концерты и заниматься педагогической

деятельностью. Был учеником Ф. Сора. Получил признание лучшего гитариста во

Франции. В печать выходят его сочинения для гитары. С конца 30-х годов интерес к

гитаре в стране падает и он становится гос. служащим, но продолжает писать для

гитары. В 1863 он ломает правую руку и занимается преподаванием. Умер в 1883

году.

С того момента, когда Венеция только выросла на водах, и между домами

начали курсировать многочисленные лодки, в городе появилась новая профессия-

гондольер. Человек ,который катал на своем маленьком судне туристов и местных

жителей,

для

развлечения

или

по

делу,

всегда

напевал

какую-то

типично

итальянскую мелодию, которая получила название «баркарола». Жанр баркаролы-

народный

и

имеет

венецианское

происхождение.

Характеризуется

лирическим

характером, сентиментальностью и певучестью. Характерно и то, что баркарола- это

песня

с

ритмом-6/8

или

12/8.Подобный

размер

напоминает

слушателям

о

покачиваниях на волнах.

Разбор пьесы Н. Коста «Баркарола» с учащимся. Использование таблицы для

детального разбора произведения. Форма, лад, тональность, кульминация пьесы.

2. Разминка

5

Преподаватель дает задание:

Дать определения музыкальных средств выразительности .

3.Д.Семензато «Шоро».

Учащийся исполняет пьесу наизусть.

Для того чтобы раскрыть художественный замысел

бразильской народной

мелодии, преподаватель беседует с учащимся о истории создания произведения,

определяют характер и замысел произведения..Шоро-жанр бразильской народной

музыки. С португальского языка «шоро» означает – «крик», «плач».Шоро возник

во второй половине 19 века в бедных кварталах Рио-де-Жанейро. Исполняется

в

быстром

темпе,

отличается

виртуозностью

и

импровизацией.

Считается

первым самостоятельным жанром бразильской популярной городской музыки.

Разбор произведения по таблице «Выразительные средства музыки».

Работа над точностью исполнения штрихов (легато, восходящее и нисходящее

легато,

вибрато,

форшлаги.),

контрастным

исполнением

фраз.

Проследить

за

ровностью исполнения динамики, отметить место кульминации, для того, чтобы

добиться

непрерывности

музыкального

развития.

Работа

над

развитием

ритмического слуха. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой

части, пропевание главной темы, звучание аккомпанемента.

III. Подведение итогов урока, с указанием наиболее удачных моментов и

обсуждение проблемных зон, на которых необходимо заострить внимание во время

занятий дома.

Список использованной литературы

1. О.Зубченко «Хрестоматия юного гитариста»;

2. А.В.Катанский, В.М.Катанский «Школа игры на шестиструнной гитаре»;

6

3. Музыкальный энциклопедический словарь музыкальных терминов и

биографии композиторов (электронный ресурс).

7



В раздел образования